Сценарий непрерывной образовательной деятельности по н. «Речевое развитие» для старшей группы "Мир вверх тормашками"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Ребенок всегда живо реагирует на все новое, яркое, живое. Благодатным материалом для развития дошкольника являются небылицы. Они вдохновляют ребенка самостоятельно создавать короткие речевые произведения, тем самым помогая педагогу создать условия для развития его связной речи, речевого творчества, живого детского фантазирования. Они позволяют педагогу "играть с рифмой", а значит и развивать фонематический слух ребенка. Небылицы обогащают литературный опыт дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство с небылицами "Мир вверх тормашками" | 29.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11 компенсирующего вида
Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга
Сценарий непрерывной образовательной деятельности
по образовательной области «Речевое развитие»
с детьми старшего дошкольного возраста
(старшая группа)
Тема: «Мир вверх тормашками»
Воспитатель:
Михеева Ксения Алексеевна
Используемые технологии:
- технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
- технология деятельностного подхода;
- игровая технология;
- технология моделирования;
- ТРИЗ-технология
- здоровьесберегающая технология.
Санкт-Петербург
2020
Цель: создание благоприятных условий для развития речевого творчества детей в процессе знакомства с небылицами.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формировать представление о жанровых особенностях небылиц, их разновидностях – фольклорных и авторских, небылиц-рассказов, стихотворений;
- создать благоприятные условия для самостоятельного составления небылиц по заданным условиям – по опорной схеме, картинкам;
- формировать умение подбирать рифму к словам;
- создать условия для самостоятельного речевого творчества – создание рифмованных текстов-небылиц на основе знакомых стихотворений;
Коррекционно-развивающие:
- способствовать развитию творческого мышления, воображения, креативности;
- способствовать развитию связной речи – составление предложений;
- развивать слуховое внимание, речевой слух в процессе ознакомления с рифмами (фонематический, звуковысотный, ритмический слух).
- развивать коммуникативные способности детей, формировать навыки сотрудничества;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание интереса к жанру небылиц, к устному народному творчеству;
- воспитание положительного эмоционального настроя и чувства юмора.
Предварительная работа: ознакомление с различными жанрами фольклора и литературы, первичное ознакомление с жанром небылиц, разучивание небылиц; чтение произведений классиков детской литературы К.И.Чуковский «Чудо-дерево», «Путаница», «Тараканище», «Краденое солнце», «Ехали медведи на велосипеде..», С.Я.Маршак «Быль-небылица», английские песенки, Д.Хармс «Иван Топорышкин» и др. Г.Сапгир «Небылицы в лицах», Б.Заходер «Бочонок-собачонок», «Кит и кот», Дж.Чиарди «Об удивительных птицах» и современных авторов - А.Усачев «Город смеха», «Фантазер» и др. Т.Шорыгина «Крылатый кот», М. Бородицкая «Убежало молоко»; обучение приему составления небылиц в прозе с опорой на схему.
Материалы к совместной непрерывной деятельности: 2 магнитных доски, кукла би-ба-бо Скоморох, кроватка, ширма, колпак с бубенчиками, сюжетные картинки с небылицами, карточки с картинками для составления схем небылиц, предметы, выраженные словами-рифмами (лукошко, картошка, обложка, ложка, сережка, брошка, босоножка, гармошка, кошка, лепешка, застежка, матрешка и др. слова без рифмы), фигурки на магнитах, карта-подсказка с символами четырех заданий и знаки, маркирующие их, вывеска с названием страны «Мир вверх тормашками», браслеты для разделения детей на подгруппы.
Деятельность педагога | Деятельность детей | |
Роль педагога – заинтересовать и сопровождать детей, задавать поисково-исследовательские вопросы | Действия детей – предположения, самостоятельный поиск по ходу решения проблемы | |
Мотивация | Дети проходят в зал помочь музыкальному руководителю (относят музыкальные инструменты) Звучит плач. Прибегает Скоморох. Скоморох: «Я был в Мире вверх тормашками, там все наоборот. Я нес оттуда столько чудес – картины Великого Художника Наоборот, разные слова, рифмы, стихи и небылицы. Но все это их растерял. Мой дорожный сундучок пуст. Впереди 1 апреля – день смеха, а у меня ни картин с изображением чудо-мира, ни одного словечка, ни одной рифмочки, ни одной небылицы, ни шуточки… Вот все, что я потеря…Зевает.. Скоморох показывает карту-подсказку.. Ох, как же я устал с дороги.. Где бы мне можно прилечь, отдохнуть? Зевает. Спасибо! Как же мне вас благодарить? В благодарность я подарю вам последнее, что осталось в сундучке - волшебные браслеты. В мире Вверх тормашками все носят такие…Они помогают стать веселыми и озорными. Скоморох дарит браслеты детям. Скоморох засыпает. У Скомороха остается карточка с символами, которые обозначают все пропажи Скомороха - 1. Символ «Палитра с кисточкой» (символизирует потерянные картины), 2. Символ слов-предметов и слов-действий (символ потерянных слов) 3. Символ «Птицы с одинаковыми хвостами» (обозначает потерянные рифмы) 4. Символ «Книга» (обозначает потерянные стихи и небылицы). | Дети интересуются, почему Скоморох плачет, ведь он всегда веселый , озорной, смешливый. Дети предлагают отдохнуть в кроватке. Дети рассматривают браслеты, благодарят Скомороха. Дети вместе укладывают Скомороха. |
Проблематизация | Воспитатель: Вы видели когда-нибудь такого грустного Скомороха? Ребята, что же случилось? | Нет, скоморохи всегда веселые. Скоморох потерял картины художника, слова, рифмы, небылицы. Ребята высказывают предположения. Нужно помочь Скомороху снова найти все его шутки. Он должен попасть на праздник веселым и смешным. |
Целеполагание | Как же мы можем помочь ему? Мы поступаем обычно, когда что-то потеряли? Но какой дорогой двигаться? Что же нам поможет? Скоморох спит, но он что-то говорил…. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы найти шутки и собрать их в сундучок Скомороха? А что это за мир такой вверх тормашками? Что это может означать? Что же нам искать? Как вы думаете, сможем ли мы вернуть все шутки Скомороху, если будем действовать не по плану? Звук волшебства. На экране появляется сюжетная картинка. Дидактическая игра «Что перепутал художник». Воспитатель предлагает распределиться к двум магнитным доскам и отыскать, что же необычного, особенного есть в мире вверх тормашками. Но как же разделиться, если доски всего две? Сюжетные картины на двух досках и на экране. Что же перед нами? Мы нашли потерянные картины, но этого недостаточно, нужно оживить небылицы, произнести их. Ребята, что мы сделали? Что же теперь нужно делать с нашими находками? Звук волшебства (дети справились с заданием) | Можно придумать шутки, вспомнить знакомые шутки. Ребята высказывают предположения (спрашиваем у прохожих, возвращаемся той же дорогой назад). Дети вспоминают, что Скоморох зарисовал все свои пропажи. Дети разглядывают карточку с символами. Нужно отправиться туда, откуда пришел Скоморох - в Мир вверх тормашками и найти все потерянные вещи. Ответы детей. Дети обращаются к подсказке, которую передал Скоморох и замечают цифры а между ними следы и приходят к выводу, что действовать нужно по порядку. Дети замечают символ под №1 (краски с кисточкой) на двух магнитных досках и подходят к ним. Дети решают поделиться на две группы, исходя из цветов браслетов, выданных Скоморохом. Ребята узнают, что перед ними небылицы. Они ищут на сюжетных картинках нелепости и образовывают предложения-перевертыши, небылицы. Дети высказывают предположения, вспоминают, что говорил Скоморох. (складывают в сундучок). |
Планирование будущей деятельности | ||
Реализация плана | Упражнение «Составляем небылицы из слов» На экране появляется схема предложения и небылиц Что же делать, ребята? Что перед нами? Что мы можем составить? Но в мире вверх тормашками все наоборот. Что нужно сделать, чтобы было весело? Может быть, можно придумать другие небылицы? Звук волшебства (дети справились с заданием) Нам нужно немного отдохнуть. Что делают скоморохи на ярмарках? Музыкальная физминутка «Люблю, когда наоборот» (речь с движениями) Игра «Рифмочки» На экране появляется иллюстрация «Птицы с одинаковыми хвостами» Чего же еще не хватает нашему Скомороху? А что такое рифмы? А для чего нужны рифмы, разве без них нельзя обойтись? Что не получится без рифм? | Дети вновь обращаются к подсказке. Следующий символ «Слова-предметы и слова-действия». Ребята отыскивают эти символы, расположенные на столах и рассаживаются в соответствии с символикой на их браслетах. Это символы слов. Это значки слов-предметов и слов-действий. Дети видят схемы с составленными предложениями из слов-предметов и слов-действий (по 3 картинки на карточке с простыми предложениями). Дети и замечают, что это обыкновенные предложения. Дети высказывают предположения (Если поменять действующих лиц, местами получится небылица). Ребята высказывают предположения (поменяться местами, карточками, объединится, совместить несколько карточек или др.). И придумывают еще больше небылиц. Дети придумывают (веселят народ, играют на инструментах, поют и танцуют). Дети обращаются к подсказке «Птицы с одинаковыми хвостами» (рифмы). Высказывают предположения, что может означать третий символ - птички с одинаковыми хвостами? (Нашему скомороху не хватает рифм). Дети формулируют ответы, исходя из собственного опыта (Рифмы - одинаковые, созвучные концовки в стихах. Как у наших волшебных птиц одинаковые хвосты.) |
Рифм много, как вы думаете, к каким словам нужно подобрать рифму? Скоморох рассыпал все слова из сундучка, кроме одного – ложка. Сделаем, как вы сказали. Попробуем положить в наше лукошко только рифмы к слову ложка. Они должны звучать складно, красиво. Здорово, молодцы! Как вы думаете, что может теперь сделать с этими рифмами Скоморох? Звук волшебства (дети справились с заданием) Игра «Небылицы» На экране появляется иллюстрация к знакомому стихотворению. Что это, ребята? Понадобиться ли оно Скомороху? Смешное ли оно, забавное? Но мы уже умеем превращать серьезные, отражающие действительность предложения в небылицы. Попробуем сделать то же со стихами. Как это сделать? Положим нашу небылицу в сундучок? | Дети смотрят на подсказку, где две птицы с одинаковыми хвостами сидят в лукошке. Высказывают предположения. Дети произвольно подходят к столу с различными предметами (матрешка, банка, чашка, окошко, сережка, брошка, босоножка, мишка, гармошка, лепешка, морошка), выбирают и кладут в лукошко те из них, которые рифмуются со словом ложка. Ребята вспоминают жанры литературы и фольклора, в которых встречается рифма. Дети обращаются к четвертому символу в подсказке «Книга». Ребята узнают по иллюстрации знакомое стихотворение и рассказывают его. Ответы детей. Можем поменять героев местами. Дети «переворачивают» стихи и превращают их в небылицы, меняя героев, пытаясь сохранить ритм и рифму в стихотворении. Дети кладут небылицы в сундучок. | |
Рефлексия и оценка | Какой тяжелый сундучок получился! Мы прошли весь путь. Предлагаю вспомнить его. Просыпается Скоморох. Скоморох: Ну что, ребята… Я, кажется, уснул. Мне нужно идти назад. Вы побывали в мире Вверх тормашками? Что же вы нашли, ребята? Спасибо, ребята, а какие из моих игр вам понравились больше всех, какие самые смешные? Прикрепите значки с ваших браслетов к той игре на карте, которая показалась Вам самой смешной. Спасибо, теперь я буду знать, какие самые увлекательные и смешные забавы. Как хорошо, что я вас встретил, теперь 1 апреля будет самым веселым и смешным! До свиданья! | Дети обращаются к подсказке Скомороха. Дети отвечают Скомороху, что идти никуда не нужно, потому что они уже нашли его пропажу. Мы нашли картины художника Наоборот, слова-предметы и слова-действия, из которых мы составили небылицы, нашли рифмы, нашли небылицу. Твой сундучок такой, какой и был. Дети высказываются. И располагают значки на подсказке Скомороха. Ребята прощаются с гостем и благодарят его. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторский конспект непрерывной образовательной деятельности в области речевого развития и художественно-эстетического развития в младшей группе .По теме: "Зайчик в гостях у ребят"
Авторский конспект непрерывной образовательной деятельности в области речевого развития и художественно-эстетического развития в младшей группе...
Авторский конспект непрерывной образовательной деятельности в области речевого развития и художественно-эстетического развития в младшей группе. По теме: "К мишке в гости"
Авторский конспект непрерывной образовательной деятельности в области речевого развития и художественно-эстетического развития в младшей группе. По теме: "К мишке в гости"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию для детей речевой подготовительной к школе группы «Прогулка по Санкт-Петербургу»
Совместное занятие учителя-логопеда и воспитателя...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в области «Речевое развитие» в старшей группе на тему: «Цирк! Цирк! Цирк!».
Цирк - это всегда притягательно для ребенка. Фокусники, жонглеры, акробаты, клоуны - что может быть увлекательней и веселее? И педагог, используя в своей работе тему цирка, может успешно решать постав...
Методическая разработка "Непрерывная образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию с элементами театрализованных игр в старшей группе компенсирующей направленности"
Данное занятие приурочено к 140-летию со дня рождения К.И. Чуковского и расчитано на старший возраст....
Непрерывная образовательная деятельность по позновательно-речевому развитию на тему: “Вот такая наша зима!” в старшей группе
открытое занятие...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию «В гости к бабушке в деревню» (старшая группа)
Цель: создать условия для формирования представлений о жизни домашних животных.Задачи: уточнять и расширять представления детей о домашних животных и их детёнышах (внешний вид, пища, польза приносимая...