Сказкотерапия
консультация по развитию речи (средняя группа)

Кардашова Наталья Александровна

Сказкотерапия («лечение сказкой») – это комплексные занятия, которые направлены на работу с чувствами, поддержание  эмоционального состояния, гармонизацию психики, формирование ценностных основ личности, развитие творческих способностей ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suzdalkina_razvitie_rechi_detey.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

37

Развитие речи детей дошкольного возраста в сказкотерапии.

Н.А.Суздалкина

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида№174»

Сказкотерапия («лечение сказкой») – это комплексные занятия, которые направлены на работу с чувствами, поддержание  эмоционального состояния, гармонизацию психики, формирование ценностных основ личности, развитие творческих способностей ребёнка. 

Сказкотерапия решает множество задач, связанных с развитием ребёнка:

  • раскрытие и активизация творческого потенциала;
  • развитие фантазии и образного мышления;
  • знакомство с миром общечеловеческих ценностей, приобщение к бытовой культуре;
  • формирование богатой, образной речи, совершенствование коммуникационной сферы ребёнка;
  • оттачивание правильного произношения, артикуляции, речевого дыхания, развитие пальчиковой моторики;
  • развитие умения выстраивать монолог, вести диалог с собеседником;
  • решение проблем социальной адаптации, воспитание безопасной модели поведения, культуры здорового образа жизни.

Разнообразны и приёмы сказкотерапии:

  • чтение или рассказывание;
  • пересказ по опорному плану;
  • обсуждение и словесный анализ;
  • рисование сказки;
  • артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, арт-терапия.

Рассмотрим в качестве примера такой приём, как пересказ сказки по опорным вопросам. Мы выбрали сказку «Три медведя».

Пересказ детьми сказки по вопросам сопровождается иллюстрированием сказки. Картинки показывает педагог или ребёнок. Рассказывая сказку, дети стараются вжиться в образ персонажа, от имени которого они говорят.

  • Куда отправилась Машенька и где она оказалась? (На картинке девочка идёт в лес с корзинкой)
  • Кто жил в лесном домике? (Изображение домика на лесной полянке)
  • Где были Михаил Иванович, Настасья Петровна и Мишутка? (Семья медведей отправилась на прогулку)
  • Что увидела в домике девочка, что она сделала? (Изображение стола с мисками)
  • Чья каша ей показалась самой вкусной? (Маша ест кашу Мишуткиной ложкой)
  • Что произошло со стульчиком Мишутки? (Сломанный стульчик и падающая с него девочка)
  • Что увидела девочка в другой комнате? Чью кроватку выбрала? (Девочка спит на самой маленькой кроватке)
  • Что произошло, когда медведи вернулись домой? Понравилась ли девочка Мишутке? (Медведи рассматривают следы пребывания девочки. Мишутка пытается укусить Машеньку)
  • Что сделала девочка? (Убегающая в окно Машенька)
  • Чем закончилась сказочная история?

Практические рекомендации

  • Проведению сказкотерапии предшествует встреча детей с самой сказкой, её сюжетом, образами главных и второстепенных героев. Ребята должны познакомиться с характером сказочных персонажей, чувствовать и понимать мотивы их действий, продумать и подобрать слова для диалогов.
  • Распределение ролей стоит проводить с учётом индивидуальных психологических особенностей малышей.
  • Дети участвуют в сказкотерапии исключительно на добровольной основе. Задача педагога — заинтересовать малышей, подобрать эффективные приёмы мотивирующего характера.
  • Сказкотерапию желательно проводить, работая с подгруппами, оптимальное количество детей составляет восемь-десять человек
  • Стоит помнить, что маленькие непоседы довольно быстро устают, поэтому если педагог заметил эмоциональное перевозбуждение, физическое переутомление, стоит переключить внимание воспитанников на другой вид деятельности, например, заняться лепкой фигурок сказочных героев, рисованием наиболее интересных эпизодов сказочной истории, провести игровую дыхательную, пальчиковую гимнастики или физкультминутку.
  • Итоговую часть сказкоторапии обычно посвящают обсуждению, вопросы к которому необходимо подготовиться заранее и не пускать процесс на самотёк.
  • Эта информация позволит воспитателю скорректировать задания и внести важные изменения на перспективу. Пример итоговой беседы:
  • Что было самым трудным в нашем путешествии в сказку?
  • Что помогло нам преодолеть все преграды?
  • Кому мы помогли в сказке, кого выручили из беды?
  • Чему научило нас наше путешествие?

Суздалкина Наталья Александровна

Воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида№174»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)

Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...

Руководство по сказкотерапии. "Сказкотерапия, как воспитательная система органичная внутренней среде человека"

Руководство по сказкотерапии адресовано педагогам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру. Здесь в популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, ка...

Сказкотерапия-как форма работы с детьми .Практикум по сказкотерапии

laquo;Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками....

Сказкотерапия. Общая характеристика сказкотерапии.

Сказкотерапия - это не только народные, текучие, глубокие сказки, но и совсем маленькие, локальные истории. В настоящее время популярность сказкотерапии растет и важной причиной этого роста является т...

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...

Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы  войти   в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение».Д. Ро...