ООД по продуктивному чтению-слушанию ненецкой сказки «Кукушка»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: способствовать формированию связной речи детей через понимание и восприятие текста
Задачи:
Учить работать с повествовательным текстом, определять основную мысль, основное содержание сказки;
развивать образность речи, мышление, память, творческое воображение;
воспитывать у детей доброту, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается; воспитывать любовь и чуткость к матери, ее просьбам.
обратить внимание детей на национальный колорит сказки;
Воспитание взаимопомощи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_po_razvitiyu_rechi_kukushka.docx | 11.86 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по продуктивному чтению-слушанию ненецкой сказки «Кукушка»
Цель: способствовать формированию связной речи детей через понимание и восприятие текста
Задачи:
Учить работать с повествовательным текстом, определять основную мысль, основное содержание сказки;
развивать образность речи, мышление, память, творческое воображение;
воспитывать у детей доброту, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается; воспитывать любовь и чуткость к матери, ее просьбам.
обратить внимание детей на национальный колорит сказки;
Воспитание взаимопомощи .....
Оборудование: книга сказок, иллюстрации, запись аудио пение кукушки, унты, костюм малица
Ход занятия
- Приветствие детей воспитателем
- Здравствуйте, ребята.
2) Включаю детям прослушать аудио звуки леса – голос кукушки.
- Ребята, вы узнаете чей это голос? (Кукушка)
- Расскажите, что вы знаете о кукушке? А я знаю такую особенность ... Кукушка подкидывает яйца в гнезда других птиц…и никогда не воспитывает своих птенцов.
- Откуда мы можем с вами узнать информацию о кукушке? (Книги, интернет, спросить у взрослого…)
- Ребята, как вы думаете, о ком будет наше занятие?
- Сегодня я хочу познакомить вас с ненецкой народной сказкой «Кукушка»
- А как вы понимаете слово «народная»?
- Чем отличается “сказка” от других литературных жанров? (Учит, элементы волшебства)
- У каждого народа есть свои сказки. У ненцев ненецкая сказка, у русских – русские народные сказки. И все мы живем на разных частях планеты, поэтому и климат у нас разный. Ненцы- народ живущий на крайнем Севере, где всегда холода.
- Теперь я предлагаю вам послушать ненецкую народную сказку и подумать, о чем эта сказка и почему эта сказка называется «Кукушка»?
3) Жила на земле бедная женщина.
Было у неё трое детей. Не слушались дети матери.
Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать — суши. Снегу натащат, а мать — убирай.
И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали.
- Как вы понимаете значение «бедная женщина»?
- Правильно ли вели себя дети? Как они себя вели?
- Что можно сказать о маме? Какая она?
От жизни такой тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт,
Чум (показать иллюстрацию) – традиционное жилище народов севера.
Лежит она в чуме, детей зовёт, просит:
— Детки, пересохло у меня горло, принесите мне водички.
Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой.
- Как вы думаете, почему заболела мать?
Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает, унты обувает.
Малица (показать костюм) – мужская одежда народов Севера.
Поднимаю уголки костюма к верху, имитируя крылья
- На что похожи рукава малицы? (На крылья)
- Вот и у нее рукава превратились в крылья
- Унты сделаны из оленьей шкуры, потрогайте, обратите внимание на узор - это орнамент народов севера.
- Продолжаем
И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.
- Если бы дети вели себя по-другому, наоборот, улетела бы мама?
— Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей! — закричал старший сын.
Тут побежали дети за матерью.
— Мама, мы тебе водички принесли.
— Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Не вернусь я.
(Выдвигаю экран и включаю на нем минутный отрывок, как дети бегут за матерью)
Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след останется. (Выключаю экран)
Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той самой поры красный мох стелется.
- Тундра – это вид природных зон, лежащих за северными пределами лесной растительности.
- В сказке говорится о красном мхе, но и на самом деле мох бывает красный, в «народе» его называют кукушкин лен, его использует человек для утепления своих жилищ и название дали по этой сказке.
4) Вопросы после чтения
- 1. Как бы вы назвали эту сказку? Какое бы вы дали название этой сказке?
- 2. По вашему мнению о чем эта сказка?
- 3. Почему в сказке женщину называют бедной?
- 4. Сколько у неё было детей?
- 5. Нужна ли была помощь маме?
- 6. Как нужно относиться к своей маме?
- 7. Почему женщина заболела?
- 8. Могла бы быть эта история, если дети помогали маме, поступили наоборот?
- А как бы вы закончили эту сказку?
- 9. Как называется жилище ненцев? Какую одежду они носят?
- 10. Что вы узнали о красном мхе? Как его называют и для чего он нужен?
5) Творческое задание
- Ребята, у меня для вас есть очень интересное задание. Прошу вас подойти ко мне и вытянуть каждому по одному жетону.
- Теперь пройдите каждый к кино-ленте своего цвета.
- Вот мы и разделились на 2 команды.
-Ребята, я предлагаю вам стать операторами и составить свою настоящую кино-ленту с изменением концовки сказки «Кукушка»
- На столах лежат кадры из разных сказкок , среди них есть сказка “Кукушка”. Вам необходимо: найти кадры сказки “Кукушка” раставить их в правильном порядке при этом составить покадрово сказку.
6) Рефлексия
- Вам было интересно, понравилось?
- Чему научила вас эта сказка?
- Какое чувство испытывали вы, когда слушали эту сказку?
7) Ребята я хочу подарить вам эти киноленты.
До свидание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-драматизация по ненецкой сказке «Кукушка».
Игра-драматизация на макете «Север». Старшая группа....
Технология продуктивного чтения-слушания на примере сказки "Заюшкина избушка"
Технология продуктивного чтения-слушания на примере сказки "Заюшкина избушка"Вторая младшая группа...
Технологическая карта занятия по восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы
Технологическая карта занятияпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скре...
Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы
Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкогодля детей с...
Конспект занятия по продуктивному чтению-слушанию по сказке "Два мороза"
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии продуктивного чтения-слушания по русской народной сказке Два мороза". С целью познакомить детей с текстом сказ...
ООД по развитию речи русской народной сказки «Снегурочка» с элементами продуктивного чтения-слушания.
Цель: способствовать формированию связной речи детей через понимание и восприятие текстаЗадачи: Учить работать с повествовательным текстом, определять основную мысль, основное содержание сказки;развив...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 6 - 7 лет. Технология продуктивного чтения-слушания. «Не позволяй душе лениться» (по нанайской народной сказке «Айога»)
Аннотация Мы живем в мире изобилия информации, поэтому еще в дошкольном возрасте необходимо учить детей извлекать ее из прочитанных книг и преобразовывать в нужные и полезные жизненные ценности, ...