Конспект по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи
Предварительный просмотр:
Образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной группе «Что мы знаем об овощах?»
Цель: развивать речь детей через словесно-речевые игры.
Задачи:
Образовательные: закреплять знания детей об овощах, их значении для человека; упражнять в составлении описательного рассказа по схеме; продолжать учить образовывать от существительных прилагательные в роде и существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; подбирать глаголы к существительным; уточнить значение новых слов; упражнять в составлении целого растения из его частей. Расширить представление о приготовлении холодного блюда "салат-винегрет", какие овощи и в каком виде употребляют в салате.
Развивающие: развивать и расширять словарный запас детей по теме "Овощи", мыслительную деятельность, внимание, память, мелкую моторику, связную речь.
Воспитательные:воспитывать интерес к окружающему, вырабатывать навыки правильного питания; воспитывать трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование: слайды, герой "инопланетянин", мешок с овощами, схема описания овощей, маски-овощи, мяч, дидактическая игра "Вершки-корешки", разделочные доски и ножи, фартуки и косынки для каждого ребенка, овощи для приготовления салата.
Ход образовательной деятельности Вводная часть. Дети заходят в группу и здороваются с гостями. Воспитатель: - Ребята, нам прислали видеосообщение. Давайте посмотрим и внимательно послушаем (слайд с видеосообщением: "Здравствуйте, ребята! Мы - инопланетяне. На вашей планете Земля мы обнаружили мешок с непонятными для нас предметами. Хотели бы узнать, что это такое и зачем это нужно человеку. Для получения информации мы оставили нашего друга. Расскажите ему все, что знаете об этих предметах. Заранее Вам спасибо!") Воспитатель берет мешок и предлагает детям на ощупь узнать, что находится в мешке. (Проводится игра "Узнай на ощупь".Дети по очереди достают из мешка и называют овощи, складывают их в корзину и садятся на стульчики).Основная часть. Воспитатель:- Ребята, скажите, как можно назвать это одним словом? Дети:- Овощи. Воспитатель:- А где растут овощи? Дети:- Овощи растут в огороде, на грядках или в парниках. Воспитатель: - Зачем человек выращивает овощи? Дети:- Овощи полезно употреблять в пищу. Они богаты витаминами, минералами и отлично помогают при борьбе с разными болезнями. Воспитатель: - А как называют людей, которые занимаются выращиванием овощей? Дети: - Овощеводы. Воспитатель: - Давайте расскажем нашему инопланетному гостю об овощах. Но сначала поиграем с нашим язычком (проводится артикуляционная гимнастика). Воспитатель: - Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву. (Выполняем упражнение «Тыква» - широко открыть рот, удерживать под счет до «5-6».) А еще на грядках росли огурцы, кабачки, баклажаны, морковь, тыкву, помидоры, капусту. (При назывании круглых овощей нужно надуть щеки, а при назывании продолговатых - втянуть щеки). Стали дети срывать огурцы (язык резко вниз), срезать капусту (язык вправо-влево). А потом взяли лопаты и выкопали всю картошку. (Кончик языка опускать и поднимать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу).
Дети составляют описательный рассказ по схеме (описание 4-5 овощей).Пример:Помидор - это овощ. Он красного цвета. Бывает круглой или овальной формы. На вкус он кисло-сладкий. Он растёт в огороде на грядке. На ощупь- мягкий, гладкий. Из него можно приготовить салат, суп, сок, кетчуп. Помидор полезный, потому что в нём много витаминов, он очищает организм. Воспитатель:- Из овощей можно приготовить много разных блюд. Давайте с вами назовем эти блюда.(проводится игра с мячом "Назови блюдо, сок, салат ") - Пюре из картофеля… – (картофельное пюре). - Салат из свёклы…… — (свекольный салат). - Сок из моркови… – (морковный сок). - Пирог из капусты… – (капустный пирог). - Запеканка из тыквы… – (тыквенная запеканка). - Каша из репы… – (реповая каша). - Суп из лука… — (луковый суп). - Сок из капусты – (капустный сок) - Салат из огурцов – (огуречный сок) - Салат из картофеля – (картофельный салат)
- Суп из гороха – (гороховый суп) - Икра из кабачков - (кабачковая икра) - Сок из помидоров - (томатный сок) Воспитатель: - Ребята, скажите пожалуйста, на грядке овощи где могут расти? Дети: - На земле на кустах и под землёй. Воспитатель:- Я вам предлагаю собрать овощи с грядки. (Проводится дидактическая игра “Соберем овощи”. Дети подходят и надевают на шею картинки с овощами при этом составляют предложения: - Я срезаю капусту. - Я дёргаю морковь. - Я срываю горох. - Я снимаю огурцы. - Я копаю картошку. - Я срезаю кабачок. - Я выдергиваю редиску - Я выдергиваю лук - Я срезаю баклажан - Я выдергиваю свеклу Воспитатель:- Овощи собрали, а теперь давайте поиграем. (Проводится подвижная игра "Овощи") Как-то вечером на грядке (дети идут по кругу, в центре водящий запоминает овощи) Репа, свекла, редька, лук Поиграть решили в прятки, Но сначала встали в круг. (останавливаются) Рассчитались по порядку: Раз, два, три, четыре, пять. (водящий закрывает глаза) Прячься лучше, прячься глубже Ну, а я иду искать! (дети приседают, закрывая картинки, а водящий должен назвать кто каким "овощем" был) Воспитатель: - Овощи полезны, мы их очень любим, давайте назовем их ласково. (Проводится упражнение «Овощи-малютки» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: помидор-помидорчик, морковь-морковочка и т.д.) Дети снимают картинки с овощами. Воспитатель: - Ребята, а знаете ли вы, как называются овощи у которых корень, растущий в земле является плодом? Дети: -Корнеплоды. Воспитатель: - Да, правильно. У корнеплодов люди употребляют в пищу корешки. Давайте сейчас найдем корешкам вершки. (Проводится дидактическая игра с картинками "Вершки-корешки".Дети делятся на две группы и подбирают корешкам соответствующие вершки.)Заключительная часть. Дети садятся на стульчики. Воспитатель:- Ребята, скажите, что сегодня узнал наш инопланетный гость? О чем мы ему рассказали? Дети: - Мы ему рассказали об овощах. Показали, как выглядят овощи, как называются, где растут, как их собирать, какие блюда можно из них приготовить, познакомили с корнеплодами. Воспитатели: - Я думаю, что наш гость очень проголодался и хочет попробовать овощи. Давайте ему приготовим салат из овощей. Может кто-нибудь знает, как он называется? Дети: - Винегрет. Воспитатель:- Да, это самый полезный салат, потому что в нем только одни овощи, а овощи, как мы знаем очень полезны. Давайте сначала поиграем с пальчиками, потренируем их перед работой.(проводится пальчиковая гимнастика "Однажды хозяйка с базара пришла")
Приготовление салата "Винегрет". Дети идут мыть руки, надевают фартуки и колпаки. Перед каждым ребенком лежит доска и нож. Воспитатель показывает и объясняет, как нужно держать нож и резать овощи: напоминает детям, что овощи нужно резать мелко и ровно. Свеклу и картошку режут на пластинки, потом пластинки режут на полоски, полоски – на мелкие кубики. Обращает внимание детей на то, что левой рукой надо плотно прижимать овощ к доске, правой - крепко держать ножик, резать аккуратно, плавно, не подносить ножик слишком близко к левой руке, нож держать только за рукоятку и не прикасаться к лезвию. Прошу обратить внимание на то, чтобы доска не шевелилась и не смещалась. Напоминаю, что работать надо очень аккуратно, стараться нарезать овощи красиво, небольшими кусочками. |
По мере выполнения работы дети подходят и высыпают порезанные овощи в салатницу. Когда закончат все, воспитатель привлекает их внимание: -Посмотрите, какой винегрет у нас получается! Что теперь с ним нужно сделать? Что обычно добавляют в еду? Дети:- Соль! Воспитатель: -Правильно! Сейчас мы наш винегрет посолим. Обратите внимание – соли не должно быть слишком много. А что еще мы можем добавить? Чтобы еще вкуснее было? Что нам часто в суп добавляют? Дети -Лук! Воспитатель:- Правильно! Вот у нас порезанный лук, давайте теперь добавим его в винегрет! А теперь что, чтобы совсем уж вкусно получилось? Дети:- Нужно полить винегрет маслом. Воспитатель:- Правильно! Сейчас заправим наш винегрет маслом, и он будет почти готов! Но помните, что масла тоже не должно быть слишком много. А теперь что нам надо сделать с нашим винегретом, чтобы нам не попадалась одна картошка или одно морковь? Дети:- Перемешать. Воспитатель перемешивает винегрет и раскладывает по тарелочкам детям и инопланетному гостю. Воспитатель благодарит детей: Вы старались, не ленились! Хорошо все потрудились! Получился винегрет! Ничего вкуснее нет! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"
Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...
Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...
Конспект по развитию речи во второй младшей группе по теме «Звуковая культура речи: звук и»
Конспект занятия "Звуковаят культура речи: звук и."...
Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»
Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...
Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"
Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....
Конспект по развитию речи "Развитие всех компонентов устной речи через русские народные сказки"
Отправляемся в удивительный мир русских народных сказок. Вспомним названия русских народных сказок и их героев. К конспекту идет презентация...
Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"
Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет. p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...