Конспект по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи

Петрова Ильсияр Гаязетдиновна

Конспект по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi.docx784.31 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной группе  «Что мы знаем об овощах?»

Цель: развивать речь детей через словесно-речевые игры.

Задачи:

Образовательные: закреплять знания детей об овощах, их значении для человека; упражнять в составлении описательного рассказа по схеме;  продолжать учить образовывать от существительных прилагательные в роде и существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; подбирать глаголы к существительным; уточнить значение новых слов;  упражнять в составлении целого растения из его частей. Расширить представление о приготовлении холодного блюда "салат-винегрет",  какие овощи и в каком виде употребляют в салате.

Развивающие: развивать и расширять словарный запас детей по теме "Овощи", мыслительную деятельность, внимание, память, мелкую моторику, связную речь.

Воспитательные:воспитывать интерес к окружающему, вырабатывать навыки правильного питания; воспитывать трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование: слайды, герой "инопланетянин", мешок с овощами, схема описания овощей, маски-овощи, мяч, дидактическая игра "Вершки-корешки", разделочные доски и ножи, фартуки и косынки для каждого ребенка, овощи для приготовления салата.

 Ход образовательной деятельности                                                                                                                          Вводная часть.                                                                                                                  Дети заходят в группу и здороваются с гостями.                                                                                  Воспитатель: - Ребята, нам прислали видеосообщение. Давайте посмотрим и внимательно послушаем (слайд с видеосообщением: "Здравствуйте, ребята! Мы -  инопланетяне. На вашей планете Земля мы обнаружили мешок с непонятными для нас предметами. Хотели бы узнать, что это такое и зачем это нужно человеку. Для получения информации мы оставили нашего друга. Расскажите ему все, что знаете об этих предметах. Заранее Вам спасибо!")                                                                                 Воспитатель берет мешок и предлагает детям на ощупь узнать, что находится в мешке. (Проводится игра "Узнай на ощупь".Дети по очереди достают из мешка и называют овощи, складывают их в корзину и садятся на стульчики).Основная часть.                                                                                                     Воспитатель:- Ребята, скажите, как можно назвать это одним словом?                                                      Дети:- Овощи.                                                                                                                                                     Воспитатель:- А  где растут овощи?                                                                                                                 Дети:- Овощи растут в огороде, на грядках или в парниках.                                          Воспитатель: - Зачем человек выращивает овощи?                                                               Дети:- Овощи полезно употреблять в пищу. Они богаты витаминами, минералами и отлично помогают при борьбе с разными болезнями.                                                   Воспитатель: - А как называют людей, которые занимаются выращиванием овощей?                                                                                                                                    Дети: - Овощеводы.                                                                                                                 Воспитатель: - Давайте расскажем нашему инопланетному гостю  об овощах. Но сначала поиграем с нашим язычком (проводится артикуляционная гимнастика). Воспитатель: - Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву. (Выполняем упражнение «Тыква» - широко открыть рот, удерживать под счет до «5-6».) А еще на грядках росли огурцы, кабачки, баклажаны, морковь, тыкву, помидоры, капусту. (При назывании круглых овощей нужно надуть щеки, а при назывании продолговатых - втянуть щеки). Стали дети срывать огурцы  (язык резко вниз), срезать капусту  (язык вправо-влево).  А потом взяли лопаты и выкопали всю картошку.  (Кончик языка опускать и поднимать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу).

Дети составляют описательный рассказ по схеме (описание 4-5 овощей).https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/01e8/00019c0f-b9e9bdf2/img3.jpgПример:Помидор - это овощ. Он красного цвета. Бывает круглой или овальной формы. На вкус он кисло-сладкий. Он растёт в огороде на грядке. На ощупь- мягкий, гладкий. Из него можно приготовить салат, суп, сок, кетчуп. Помидор полезный, потому что в нём много витаминов, он очищает организм.                                                                                                               Воспитатель:- Из овощей можно приготовить много разных блюд. Давайте с вами назовем эти блюда.(проводится игра с мячом "Назови блюдо, сок, салат ")  - Пюре из картофеля… – (картофельное пюре).                                                                    - Салат из свёклы…… — (свекольный салат).                                                                         - Сок из моркови… – (морковный сок).                                                                                         - Пирог из капусты… – (капустный пирог).                                                                                        - Запеканка из тыквы… – (тыквенная запеканка).                                                                           - Каша из репы… – (реповая каша).                                                                                                 - Суп из лука… — (луковый суп).                                                                                                      - Сок из капусты – (капустный сок)                                                                                                  - Салат из огурцов – (огуречный сок)                                                                                       - Салат из картофеля – (картофельный салат)

- Суп из гороха – (гороховый суп)                                                                                                     - Икра из кабачков - (кабачковая икра)                                                                              - Сок из помидоров - (томатный сок)                                                                                  Воспитатель: - Ребята, скажите пожалуйста, на грядке овощи где могут расти?                                                    Дети: - На земле на кустах  и под землёй.                                                                                 Воспитатель:- Я вам предлагаю собрать овощи с грядки. (Проводится дидактическая игра  “Соберем овощи”. Дети подходят и надевают на шею картинки с овощами при этом составляют  предложения:                                                           - Я срезаю капусту.                           - Я дёргаю морковь.                                                    - Я срываю горох.                             - Я снимаю огурцы.                                                         - Я копаю картошку.                        - Я срезаю кабачок.                                                                      - Я выдергиваю редиску                  - Я выдергиваю лук                                                                    - Я срезаю баклажан                         - Я выдергиваю свеклу                     Воспитатель:- Овощи собрали, а теперь давайте поиграем.                                         (Проводится подвижная игра "Овощи")                                                                                                                             Как-то вечером на грядке  (дети идут по кругу, в центре водящий запоминает овощи)                                                                                                                                 Репа, свекла, редька, лук                                                                                                                              Поиграть решили в прятки,                                                                                                                                   Но сначала встали в круг.        (останавливаются)                                                                                                               Рассчитались по порядку:                                                                                                                                  Раз, два, три, четыре, пять.        (водящий закрывает глаза)                                                                                                                     Прячься лучше, прячься глубже                                                                                                      Ну, а я иду искать! (дети приседают, закрывая картинки, а водящий должен назвать кто каким "овощем" был)                                                              Воспитатель: - Овощи полезны, мы их очень любим, давайте назовем их ласково. (Проводится упражнение «Овощи-малютки»  -  образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: помидор-помидорчик, морковь-морковочка и т.д.)                                                                                                                                Дети снимают картинки с овощами.                                                                               Воспитатель: - Ребята, а знаете ли вы, как называются овощи у которых корень, растущий в земле является плодом?                                                                                                                               Дети: -Корнеплоды.                                                                                                          Воспитатель: - Да, правильно. У корнеплодов люди употребляют в пищу корешки. Давайте сейчас найдем корешкам вершки. (Проводится дидактическая игра  с картинками  "Вершки-корешки".Дети делятся на две группы и подбирают корешкам соответствующие вершки.)Заключительная часть.                                                                                                              Дети садятся на стульчики.                                                                                     Воспитатель:- Ребята, скажите, что сегодня узнал наш инопланетный гость? О чем мы ему рассказали?                                                                                                                      Дети: - Мы ему рассказали об овощах. Показали, как выглядят овощи, как называются, где растут, как их собирать, какие блюда можно из них приготовить, познакомили с корнеплодами.                                                                                                 Воспитатели: - Я думаю, что наш гость очень проголодался и хочет попробовать овощи. Давайте ему приготовим салат из овощей. Может кто-нибудь знает, как он называется?                                                                                                                                 Дети: - Винегрет.                                                                                                         Воспитатель:- Да, это самый полезный салат, потому что в нем только одни овощи, а овощи, как мы знаем очень полезны.   Давайте сначала поиграем с пальчиками, потренируем их перед работой.(проводится пальчиковая гимнастика "Однажды хозяйка с базара пришла")                                                              

Приготовление салата "Винегрет".                                                                                 Дети идут мыть руки,  надевают фартуки и колпаки. Перед каждым ребенком лежит доска и нож. Воспитатель показывает и объясняет, как нужно держать нож и резать овощи: напоминает детям, что овощи нужно резать мелко и ровно. Свеклу и картошку режут на пластинки, потом пластинки режут на полоски, полоски – на мелкие кубики. Обращает внимание детей на то, что левой рукой надо плотно прижимать овощ к доске, правой - крепко держать ножик, резать аккуратно, плавно, не подносить ножик слишком близко к левой руке, нож держать только за рукоятку и не прикасаться к лезвию. Прошу обратить внимание на то, чтобы доска не шевелилась и не смещалась. Напоминаю, что работать надо очень аккуратно, стараться нарезать овощи красиво, небольшими кусочками.

По мере выполнения работы дети подходят и высыпают порезанные овощи в салатницу. Когда закончат все, воспитатель привлекает их внимание:                                                                                                                       -Посмотрите, какой винегрет у нас получается! Что теперь с ним нужно сделать? Что обычно добавляют в еду?                                                         Дети:- Соль!                                                                                                      Воспитатель: -Правильно! Сейчас мы наш винегрет посолим. Обратите внимание – соли не должно быть слишком много. А что еще мы можем добавить? Чтобы еще вкуснее было? Что нам часто в суп добавляют?                                                                                                             Дети -Лук!                                                                                                Воспитатель:- Правильно! Вот у нас порезанный лук, давайте теперь добавим его в винегрет! А теперь что, чтобы совсем уж вкусно получилось?                                                                                                         Дети:- Нужно полить винегрет маслом.                                                        Воспитатель:- Правильно! Сейчас заправим наш винегрет маслом, и он будет почти готов! Но помните, что масла тоже не должно быть слишком много. А теперь что нам надо сделать с нашим винегретом, чтобы нам не попадалась одна картошка или одно морковь?          Дети:- Перемешать.                                                                               Воспитатель перемешивает винегрет и раскладывает по тарелочкам детям и инопланетному гостю.                                                              Воспитатель благодарит детей:

Вы старались, не ленились!

Хорошо все потрудились!

Получился винегрет!

Ничего вкуснее нет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"

Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...

Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"

Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....

Конспект по развитию речи "Развитие всех компонентов устной речи через русские народные сказки"

Отправляемся в удивительный мир русских народных сказок. Вспомним названия русских народных сказок и их  героев. К конспекту идет презентация...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет.  p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...