Проект "В мире загадок" старшая группа
проект по развитию речи (старшая группа)

Лунегова Ирина Леонидовна

Проект "В мире загадок" старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zagadki.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации муниципального района

«Троицко-Печорский»

                                         

                                                     Подготовила: воспитатель Ленегова И.Л.

Троицко-Печорск 2019г

Проект:  «В мире загадок»

Актуальность:

  На сегодняшний день особую значимость имеет проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора. Именно целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

  Загадка – один из древнейших жанров устной народной поэзии. 

Педагогическая значимость и ценность загадки была подмечена еще выдающими педагогами прошлого.

  О загадке как «полезном упражнении для ума» говорил К. Д. Ушинский.

  Загадки помогают привлечь внимание ребенка, сосредоточить его на определенном деле, побуждают вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, содействуют развитию логики, психических процессов (память, внимание, мышление, творческое воображение).

  Каждая новая загадка, которую разгадал ребенок, является очередной ступенькой в развитии его мышления, в литературном развитии.

  Загадки вызывают эстетическое удовольствие своей поэтикой, связанной с природой художественного образа, знакомит детей с радостью открытия.

  Таким образом, загадка, как малая форма фольклора по своему жизненному назначению: носит обучающий характер, способствует развитию речи, мыслительной деятельности человека, несет духовную ценность по приобщению дошкольников к истокам русской культуры.

Вид проекта: информационно - творческий, групповой,

Участники: воспитатели, дети старшей группы, родители.  

Срок реализации: среднесрочный (2 месяца)

Автор -  разработчик: Лунегова И.Л.

Проблема: Детям нравиться отгадывать загадки, но как придумать загадку, в чём её секрет они не знают. Мало обогащен и активизирован словарный запас детей.

Цель проекта:  Использование  произведения малых форм фольклора, как возможность развития речи детей дошкольного возраста. 

Задачи:

Образовательные:

-Учить составлять загадки, разнообразные по структуре.

Развивающие:

- Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.

Воспитательные:

-Воспитывать у детей интерес к малым формам фольклора

-Способствовать формированию умений отгадывать загадки и доказывать верность отгадки .

- Создать условия способствующие развитию умений детей понимать и узнавать загадку  среди произведений других жанров.

Задачи по работе с родителями:

- Дать родителям знания о влиянии загадок на речь ребенка через папки-передвижки, информацию на сайте.

- Привлечь родителей к активному участию в проекте.

Предполагаемый результат:
1.  Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.
2. У детей повысился уровень развития мыслительных процессов

3.  Повышение интереса к устному народному творчеству..
4. Дети и педагог оформили альбомы загадок, книгу загадок, выставку рисунков

5.  Привлечение родителей к непосредственному участию в педагогическом процессе детского сада. 

6. Ознакомить родителей о влияние загадок на речь ребенка.

7.  Активное участие родителей в проектной деятельности.

Этапы реализации проекта:

Первый  этап - подготовительный:

1. Определение темы проекта.

2. Постановка цели и задач.

3. Подбор методической и художественной литературы по теме проекта.

4. Составление плана основного этапа проекта.

5. Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности.

6. Подбор дидактических игр и наглядного материала по теме проекта

7. Привлечение родителей к совместной работе над проектом:

Второй этап - основной этап.

Перспективный план работы с детьми старшей группы по обогащению словаря посредствам использования загадок.

НОД

Цели и задачи.

Использование загадок вне НОД

1.Здравствуй, весна!

«Времена года»

1. Расширить представления детей о ранней весне.

2. Упражнять в умении подбирать прилагательные к существительным: солнце, снег, ручьи; глаголы к существительным: солнце, ручьи; предметов существительных к относительным прилагательным.

3. Закрепить умение различать и называть зимующих и перелётных птиц.

4. Развивать память, внимание, логическое мышление и воображение.

5. Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать ее красоту, любовь к родному краю.

Цель: Продолжать развивать творческое воображение, учить детей различать времена года, закреплять умение отгадывать загадки, закрепить с детьми название основных цветов.

Тема: «Что мы знаем о весне?», с использованием загадок.

-Дидактические игры с использованием загадок:

-Придумай загадку к весенним явлениям природы.

-Нарисуй загадку.

-Нарисуй отгадку.

-Подбери слова обозначающие признаки (весна).

-Подбери слова обозначающие действия (весна).

2.«Петрушкины игры и загадки о животных»

«Загадки Старичка-лесовичка»

-Упражнять детей в подборе сравнений и определений к заданному слову, а также синонимов и антонимов.

-Закреплять умение употреблять названия детенышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа.

-Закреплять умение отгадывать и загадывать загадки.

-Воспитывать интерес к занятию, положительное эмоциональное отношение к работе на компьютере.

Цель:

-Помочь детям запомнить признаки, характеризующие лиственные и хвойные деревья;

-Учить образовывать однокоренные слова от названий ягод и грибов;

-Закреплять знания детей о дарах леса, грибах и ягодах произрастающих в нашем лесу, о родном городе и его окрестностях;

-Продолжить знакомить с природой родного края;

-Развивать воображение, логическое мышление;

-Воспитывать бережное отношение к природе.

-Загадки о диких животных, о домашних,

о животных и

тропических стран.

-Загадки о характерных местах обитания птиц, животных.

-Придумай загадку, о наиболее понравившимся тебе животном.

Нарисуй отгадки.

Подбери слова обозначающие признаки (животные, птицы).

Подбери слова обозначающие действия (животные, птицы).

3.Ознакомление с малыми фольклорными формами (загадки, скороговорки, колыбельные)

Задачи:

- познакомить с жанром загадки;

- помочь отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении;

- рассказать о жанрах скороговорки;

- научить четко произносить скороговорки, придумывать небольшие истории по их сюжету;

- объяснить назначение и особенности колыбельной песни.

4.Загадки К.И. Чуковского 

В стране загадок

В гостях у сказки

1. Учить детей отгадывать и запоминать загадки К.И. Чуковского, учить понимать смысл образных выражений в загадках.

2. Развивать речь детей, обогащая их словарь, учить детей при объяснении отгадки строить ответ в форме доказательства, рассуждения.

3. Развивать у детей наблюдательность, сообразительность, привычку глубже осмысливать мир, формировать умение самостоятельно делать выводы, умозаключения

Развивать речь.

-Активизировать употребление в речи слов, обозначающих качества и действия предметов.

-Учить отгадывать загадки, опираясь на восприятие знакомых предметов и сказок

-Закрепить знания детей о различных свойствах и качествах предметов. Учить детей активно логически мыслить, сопоставлять, сравнивать, выделять основные признаки предметов, вызвать интерес к предметному миру

-Обогащать словарный запас новыми словами: металлическая, резиновый, деревянный, клубок, душистое, слова антонимы-тупой, острый

-Учить описывать предметы: цвет, форма, из чего сделан, для чего служит и т.д.

-Воспитывать отзывчивость, чувство сопереживания, желание помочь другим в сложной ситуации.

1.Познакомить детей с новым видом загадок - загадками-метафорами.

2. Уточнить представление детей о жанровых особенностях и видах загадок

3. Закреплять знание детей особенностей разных литературных жанров.

4. Развивать связную речь дошкольников, упражнять в составлении загадок

5. Воспитывать интерес к художественной литературе.

Загадки о сказочных героях

Придумывание загадок о сказочных героях.

Подбери слова обозначающие признаки (сказочные герои)

Подбери слова обозначающие действия (сказочные герои).

Нарисуй загадку о любимом сказочном герое

5 «Учимся сочинять загадки».

-Стимулирование способности детей к желанию активно участвовать в определенных занятиях.

-Развитие творческих способностей. Умение логически мыслить, рассуждать.

-Закреплять знания о бытовой технике и инструментах - как помощниках человека

Загадывание загадок.

Придумывание загадок о транспорте.

Придумывание загадок о бытовой технике.

Нарисуй отгадку.

Подбери слова обозначающие признаки (транспорт, техника).

Работа с родителями

1 Консультация «Роль фольклора в развитии детей»  

2.Консультация «Влияние загадок на речевое развитие дошкольников».

3.Развлечение с приглашением родителей «В гости к Бабушке Загадушке»

( открытое мероприятие)

Третий этап - заключительный

- Создать альбом загадок.

- Провести развлечение с родителями «В гости к бабушке-загадушке»

 Результат проекта:

Дети стали более внимательными на занятиях, задумываются не только о прямом значении слова, но и его значении в контексте, о переносном значении. Теперь они задают вопросы, и сами пытаются ответить на них: им интересно, слушая любое художественное произведение, выяснить, почему автор применил именно это слово, сравнение, метафору. Их устная речь стала более грамотной, логичной, яркой, разнообразной. Всё это, конечно же, говорит об активизации их словаря, развития речи и творческих способностей.

Список используемой литературы:

1.Виноградова Н.А, Панкова Е.П. «Образовательные проекты в детском саду», Москва, 2008 г.

2.Гладышева Н.Н. Рабочая программа воспитателя , Волгоград 2013г

3.Гербова В.В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 144 с.

4.Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Учебное пособие — М., Педагогическое общество России, 2007. - 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие. Конспект организованной образовательной деятельности с детьми по формированию целостной картины мира, расширению кругозора. Ознакомление с окружающим миром.(средняя группа) Тема: «Классификация посуды, её предназначение».

Цель: Прививать умения дошкольникам классифицировать посуду. Учить использовать посуду в соответствии с её предназначением. Задачи:1. Познакомить детей с классификацией посуды – кухонная, столова...

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»

Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Методическая разработка В мире насекомых по окружающему миру в группе младшего возраста.

Цель: вызвать интерес к окружающему миру,воспитывать бережное отношение к природе,обобщить знание о насекомых....

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...

План-карта занятия по окружающему миру (старшая группа) Тема: «В мире посуды».

Цель: Расширение и систематизация представления детей о посуде....