МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ СРЕДНЯЯ ГРУППА
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Гаряева Валентина Лиджиевна

Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка. Речь включает в себя несколько составляющих сторон: фонематическую(звуковая культура), лексическую, грамматический строй, связную речь. На протяжении дошкольного возраста связную речь развивается в направлении от диалогической к монологической.

На пятом году жизни происходят значительные изменения в речевом развитии ребенка: совершенствуется речевой слух, грамматический строй речи, развивается связная речь, обогащается словарь. Ребенок начинает точнее излагать свои мысли, более свободно общаться со взрослыми и сверстниками.

Основным направлением в звуковой культуре речи является развитие правильного звукопроизношения и хорошей дикции. Попутно уделяется внимание развитию фонематического слуха, речевому дыханию, интонационной выразительности, темпу речи.

Усложняется грамматическое оформление речи, дети 4-5 лет проявляют грамматическую самостоятельность: не только воспроизводят услышанное, но и творчески принимают усвоенное. Дети могут согласовывать слова в предложении.

Новые слова питают детскую любознательность. Словарная работа связана с вычеслением в предметах свойств, качеств, деталей, частей и их словесным обозначением. При этом для ребенка важна наглядность.

У детей четырех лет речь становится более связной и последовательной. Дети могут пересказать литературное произведение, рассказать по картине, описать характерные особенности той или иной игрушки, передавать своими словами впечатления из личного опыта и вообще самостоятельно рассказывать.

Работа по развитию речи занимает большое место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Она осуществляется не только на занятиях, но и в режимных процессах, в игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich.razrab_.sred_.vozrast.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ СРЕДНЯЯ ГРУППА

Пояснительная записка

       Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка. Речь включает в себя несколько составляющих сторон: фонематическую(звуковая культура), лексическую, грамматический строй, связную речь. На протяжении дошкольного возраста связную речь развивается в направлении от диалогической к монологической.

На пятом году жизни происходят значительные изменения в речевом развитии ребенка: совершенствуется речевой слух, грамматический строй речи, развивается связная речь, обогащается словарь. Ребенок начинает точнее излагать свои мысли, более свободно общаться со взрослыми и сверстниками.

Основным направлением в звуковой культуре речи является развитие правильного звукопроизношения и хорошей дикции. Попутно уделяется внимание развитию фонематического слуха, речевому дыханию, интонационной выразительности, темпу речи.

Усложняется грамматическое оформление речи, дети 4-5 лет проявляют грамматическую самостоятельность: не только воспроизводят услышанное, но и творчески принимают усвоенное. Дети могут согласовывать слова в предложении.

Новые слова питают детскую любознательность. Словарная работа связана с вычеслением в предметах свойств, качеств, деталей, частей и их словесным обозначением. При этом для ребенка важна наглядность.

У детей четырех лет речь становится более связной и последовательной. Дети могут пересказать литературное произведение, рассказать по картине, описать характерные особенности той или иной игрушки, передавать своими словами впечатления из личного опыта и вообще самостоятельно рассказывать.

Работа по развитию речи занимает большое место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Она осуществляется не только на занятиях, но и в режимных процессах, в игре.

 

Задачи развития речи детей среднего дошкольного возраста.

1. Расширение, углубление словарного запаса, активного и пассивного словаря.

2. Овладение грамматическим строем речи.

3. Развитие связной речи.

4. Развитие фонематического слуха и формирования правильного произношения всех звуков родного языка.

5. Воспитание звуковой и интонационной выразительности речи.

Сентябрь

1 занятие

ЗКР, дидактическая игра "Подбери похожие слова"/Учите играя/

Программные задачи:

Объяснить детям артикуляцию звука С; поупражнять их в произношении изолированного звука в слоге, в разных словах. Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи.

2 занятие

Дидактическая игра "Овощи-фрукты". Рассказывание белорусской народной сказки "Пых".

Программные задачи:

Учить детей различать, называть  и группировать овощи и фрукты; после прослушивания сказки перечислять овощи, о которых в ней рассказывалось. Предварительная работа: рассматривание сюжетной картины "Сбор урожая".

3 занятие

Игра-занятие "Я и моя семья". Дидактическая игра "Подбери похожие слова", ЗКР/повторение/

Программные задачи:

Закрепить в произношении правильную артикуляцию звука С, дифференциацию звуков С-Сь. Развивать слуховое внимание, фонематический слух. Активизировать пассивный словарь. Учить детей составлять диалоги.

4 занятие

Пересказ сказки "Пузырь, соломинка и лапоть" с опорой на заместители. Дидактическая игра "Пантомима".

Программные задачи:

Учить детей пересказывать сказку - по частям, по ролям. Развивать интонационную выразительность речи, четкое произношение. Воспитывать любовь и интерес к произведениям народного творчества.

2 половина дня

Сочинение сказок на тему "Как звери осень встречали".

Цель: развивать воображение, творчество, активизировать мышление, память. Активизировать пассивный словарь детей.

Досуговая деятельность: развлечение "В гостях у осени"

Цель: стимулировать интерес детей к обучению, активизировать умственную деятельность, развивать внимание, создать радостное бодрое настроение.

Октябрь

1 занятие

ЗКР, дидактическая игра"Зачем нужно?"

Программные задачи:

Показать артикуляцию звука З; поупражнять детей в произнесении изолированного звука, в слоге и в словах. Учить интонировать звук З в слове, различать слова с этим звуком. Учить произносить звук твердо, мягко.

2 занятие

Рассматривание одежды на кукле (предметные картинки из серии "Одежда")

Дидактическая игра "Что изменилось?"/Учите играя/

Программные задачи:

Готовить детей к составлению описательных рассказов.Закрепить произношения звуков С,З в словах,чистоговорках.Учить детей отгадывать предмет по описанию.Развивать воображение ,фантазию.

3занятие

Составление рассказов из личного опыта "Мой дом"

Дидактическая игра "Подбери похожие слова", ЗКР/повторение/

Программные задачи:

Учить детей составлять сложные предложения, изменять части речи в роде, числе, падеже. Развивать сообразительность, словотворчество. Дифференцировать в речи произношение звуков З-Зь в слогах, словах, чистоговорках.

4 занятие

Описание предметов с использованием сравнения.

Дидактическая игра "Кто где живет?"

Программные задачи:

Продолжать учить детей отгадывать предмет по описанию. Активизировать пассивный словарь, словотворчество. Развивать слуховое, зрительное внимание, фантазию, воображение.

Работа с родителями - изготовление букваря- подбор картинок по звукам.

Цель: развивать фонематический слух. /Приложение1/

Ноябрь

1 занятие

ЗКР, игра-инсценировка "Кого я встретил в осеннем лесу?"

Программые задачи:

Показать детям артикуляцию звука Ц и поупражнять их в произнесении изолированного звука, звука в слоге, в слове. Вспомнить с детьми звуки С, З. Развивать выразительность движений, умение показать характерные признаки животных.

2 занятие

Дидактическая игра "Мамы и их детки", "Кто где живет?"

Программные задачи:

Учить детей пользоваться словами-названиями детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа, сложноподчиненными предложениями с союзом А.

3 занятие

Рассматривание картин из цикла "Поздняя осень", ЗКР/повторение/

Программые задачи:

Учить детей отвечать на вопросы полным предложением. Развивать интонационную выразительность, умение состовлять сложные предложения. Дифференцировать в речи звуки С, Ц в слогах, в словах, чистоговорках.

4 занятие

Составление рассказов о птицах, зимующих в Калмыкии.

Дидактическая игра "Что делает?"

Программные задачи:

Продолжать учить детей состовлять описательные рассказы. Расширять знания детей о флоре Республики Калмыкия. Рассказывать о жизни птиц зимой, трудностях в поисках пищи, условиях выживания. Развивать творчество в составлении рассказов.

2 половина дня

Работа в уголке книги-рассматривание иллюстраций к народным сказкам.

Цель: активизировать речь детей, память. Развивать любознательность, интерес к художественной литературе.

Декабрь

1 занятие

ЗКР, дидактическая игра на развитие логического мышления(Венгер Л.А.)

Программые задачи:

Познакомить детей со звуком Ш: показать его артикуляцию, учить произносить звук Ш  в слоге, слове, добиваясь четкости произношения. Воспитывать звуковую выразительность речи(с разной силой голоса).

2 занятие

Составление рассказов из личного опыта "Зимушка-зима"

Дидактическая игра "Кто, где живет"

Программые задачи:

Учить детей сочинчть небольшие расказы из личного опыта, следуя образцу воспитателя. Использовать в речи различные части речи. Развивать память, внимание, наблюдательность. Активизировать пассивный словарь детей.

3 занятие

Пересказ сказки "Волк и козлята" с опорой на заместители

Дидактическая игра на развитие логического мышления. ЗКР/повторение/

Программные задачи:

Учить рересказывать сюжет, используя заместители. Развивать воображение, мышление, память. Развивать монологическую речь, интонационную выразительность. Воспитывать любовь и интерес к произведениям художественного народного творчества. Дифференцировать в речи звуки Ш-Щ в слогах, словах, чистоговорках.

Январь

1 занятие

ЗКР. Драматизация сказки"Теремок"

Программные задачи:

Учить детей обыгрывать роли, добиваться выразительного их исполнения.

Учить отчетливо произносить звук Ж: изолированный, в слоге, в словах, в чистоговорках. Развивать речевое дыхание-учить произносить звук Ж длительно на одном выдохе. Воспитывать интонационную выразительность.

2 занятие

Составление детьми описательного рассказа об игрушке.

Дидактическая игра "Какой предмет"/Венгер Л.А./

Программные задачи:

Продолжать формировать умение состовлять описательные рассказы об игрушках по образцу рассказа воспитателя. Учить детей отгадывать изагадывать загадки. Развивать сообразительность, логику мышления

3 занятие

Пересказ сказки В.Сутеева "Кто сказал "мяу"?", ЗКР/повторение/

Программные задачи:

Учить детей драматизировать сказку: выразительно пересказывать, имитируя движения животных. Дифференцировать в речи произношение звуков Ж-Ш  в слогах, словах,чистоговорках. Развивать речевое дыхание, длительность речевого выдоха.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в сказке.

4 занятие

Беседа о зиме

Программные задачи:

Закрепить представления о зиме, ее признаках. Рассказать о приметах зимних месяцев, о жизни людей, диких и домашних животных, птиц во время зимнего периода. Развивать наблюдательность, интерес к явлениям живой и неживой природы.

2 половина дня-работа с театральными куклами-нарукавные куклы.

Цель: рассказать детям о технике вождения нарукавных  кукол, развивать интонационную выразительность речи, интерес к театрализованным действиям.

Досуговая деятельность-драматизация сказки "Заюшкина избушка"-для малышей.

Цель: развивать интонационную выразительность речи, умение обыгрывать сюжет. Воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.

Февраль

1 занятие

ЗКР, Дидактическая игра "Когда это бывает?"

Программные задачи:

Напомнить детям артикуляцию звука Ч, поупражнять в произношении звука в словах и фразах. Учить произносить звук утрированно, контролируя деятельность выдоха, узнавать интонируемый звук в рифмовке. Развивать слуховое внимание, память.

2занятие

Рассматривание и составление рассказапо пейзажной картине "Зимний пейзаж" Грабарь

Программные задачи:

Продолжать учить детей составлять  описательные рассказы по картине, описывать природу, настроение художника. Упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными среднего рода. Учить понимать содержание картины. Воспитывать эстетический вкус, любовь к произведениям искусства. Развивать наблюдательность, умение делать простейшие выводы.

3 занятие

Сочинение сказок по мотивам литературного произведения Ш.Перро "Красная шапочка" с помощью настольного театра.

Программные задачи:

Упражнять детей в рассказывании сказки с элементами творческого рассказа. Развивать умение придумывать собственный сюжет, продолжать начатую историю. Активизировать пассивный словарь. Воспитывать интонационную выразительность речи.

4 занятие

Заучивание стихотворения из цикла "Мамин день", конкурс "я дарю подарок маме"/искусство  поздравления/. Психотехнические игры/Мой мир в диалоге исскуств/ЗКР/повторение/

Программные задачи:

Учить детей составлять поздравительные тексты, составлять восклицательные предложения, интонационно выражать речь. Упражнять в четком, выразительном чтении заученного стихотворения. Воспитывать речевое дыхание, длительный речевой выдох. Дифференцировать звуки Ч-Ш в слогах, словах, чистоговорках.

Работа с родителями-оформление стенгазеты "Развивать речь ребенка " с участием логопеда ДОУ.

Цель: сообщить информацию об особенностях развития речи детей среднего дошкольного возроста, о роли родителей в ее становлении, дать советы по работе с детьми-упражнения, пальчиковые игры, рекомендации.

Март

1 занятие

ЗКР, дидактическая игра на развитие средств общения /Мои мир в диалоге искусств/

Программные задачи:

Обьяснить и показать детям артикуляцию звука Л, поупражнять их в произношении звука изолированно, в слогах, словах, в стихах. Учить произносить звук Л медленно, быстро.Воспитывать интонационную выразительность речи, обогощать словарь.

2 занятие

Составление рассказа по картине "Ранняя весна" Саврасова. Дидактическая игра "Когда это бывает?"

Программное содержание:

Упражнять детей в согласовании частей речи при составлении предложении. Учить понимать содержание картины, называть, то что видели, отвечать на вопросы, делать простейшие умозаключения.

3 занятие

Группировка предметов (одежда, обувь, головные уборы), дидактическая игра "Подбери признак ", ЗКР/повторение/

Программные задачи:

Познакомить детей с тем, что вещи, которые носят люди, делятся на одежду, обувь, головные уборы. Выяснить, какие из этих вещей ребята знают, уточнить название некоторых из них. Учить детей группировать вещи, использовать в речи соответствующие собирательные существительные. Дифферинцировать в речи звуки Л-Ль в слогах, словах, чистоговорках.

4 занятие

Пересказ рассказа "Лев и собачка" Л.Н.Толстого, дидактическая игра "Весна- красна"

Программное содержание:

Учить детей при пересказе сохранять последовательность изложения. Поощрять не только за подробный, но и за выразительный рассказ. Учить использовать в речи авторские выражения. Развивать мышление,память.

Досуговая деятельность-развлечение "Скоро сказка сказывается..."

Цель: развивать воображение, творчество, диалогическую речь, интонационную выразительность речи.

Апрель

1 занятие

ЗКР. Отгадывание загадок.

Обьяснить и показать детям артикуляцию звука Р, поупражнять их в произношении звука изолированно, в слогах, в словах. Учить произносить звук Р медленно, быстро. Воспитывать интонационную выразительность речи, обогащать словарь. Развивать логическое мышление, сообразительность.

2 занятие

Рассказ воспитателя о телефоне. Дидактическая игра "Веселая карусель" (Кто, где живет-животный и растительный мир Калмыкии)

Программное содержание:

Добиться усвоения детьми следующих знаний: телефон нужен людям, чтобы передавать важные известия, поздравлять с праздниками, с днем рождения, вызывать врача к больному и пр. По телефону следует разговаривать приветливо, вежливо.Ознакомить детей с новыми словами и выражениями- телефон, мобильный, клавиши, вас слушают, если можно позовите, пожалуйста, и др.

3 занятие

Беседа о весне, ЗКР/повторение/

Программные задачи:

Закрепить представления детей о весне, характерных признаках сезона. Рассказать о приметах весенних месяцев, о пробуждающейся жизни животных и птиц, неживой природы. Обогащать словарь детей. Дифференцировать произношение звуков Р-Рь в слогах, словах, чистоговорках.

4 занятие

Интегрированное занятие "Здравствуй, весна-красавица!"/аппликация/

Программные задачи:

Развивать логическое мышление, умение согласовать окончания прилагательных и существительных. Воспитывать любовь к родной природе, эстетический вкус. Развивать мелкую моторику рук, глазомер.

2 половина дня

Сочинение сказок с помощью изобразительных средств "Весенняя сказка"

Цель: активизировать пассирный словарь детей, мышление, память. Развивать наблюдательность, интерес к словотворчеству.

Май

1 занятие

ЗКР, дидактическая игра "Говори наоборот"

Программные задачи:

Напомнить детям артикуляцию звуков Р и Л, поупражнять в правильном произношении этих звуков. Закрепить произношение звуков в словах. Учить находить звук в слове-названии предмета. Учить различать звуки Р и Л воспитывать звуковую выразительность речи (тихо, громко и т.д.) развивать быстроту реакции, сообразительность, словотворчество.

2 занятие

Составление детьми описательных рассказов, дидактическая игра "Колечко" /игровые упражнения Венгер Л.А./

Программные задачи:

Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по игрушкам, включающие название предмета и его приметы: цвет, размер и другие особенности внешнего вида. Развивать память, мелкую моторику рук.

3 занятие

ЗКР/Повторение/, дидактическая игра "Подбери признак"

Программные задачи:

Проверить, помнят ли дети звуки с которыми их знакомили на предыдущих занятиях, привильно ли произносят их. Предложить задания на узнавание звука в загадках, на нахожнение звука в названиях предметов, имен и пр. Поощрять желание детей импровизировать.

4занятие

Конкурс-викторина "Город правильной речи"

Программные задачи:

Развивать логическое мышление, сообразительность, память, воображение. Закрепить уточнить знания детей о произведениях художественной литературы, сезонных изменениях в природе, признаках предметов и т.д.

Досуговая деятельность-драматизация калмыцкой сказки "Три бабочки"

Цель: воспитывать интерес и любовь к фольклору калмыцкого народа, развивать любознательность, интонационную выразительность речи.

Дополнительная работа по развитию речи

1. Индивидуальная работа в уголке книги (чтение, рассматривание иллюстраций и пр.)

2. Игры-драматизации во сторой половине дня.

3. Связь с другими видами занятий (интеграция с занятиями по изобразительной деятельности, формированию элементарных математических представлений, ребенок и окружающий мир, экологией).

4. Различные виды театрализованной деятельности (настольный театр, кукольный и др.)

5. Праздники и развлечения (тематические, календарные).

6. Домашние задания для совместной деятельности родителей и детей.

7. Сочинение сказок, историй, рассказов с использованием средств изодеятельности.

Литература

1. Гербова В.В. занятия по развитию речи в средней группе д/с (из опыта работы).М.,1978

2. Инновационное дошкольное учреждении : опыт работы и стратегия развития .-Ставрополь .,1999

3. Руденко В.И.Домашний логопед.-РнД,2002

4. Лопухина И.С.550 занимательных упражнений для развития речи .- М.,1996

5. Максаков А.И. правильно ли говорит ваш ребенок?-М.,1988

6. Успенская Л.П. Учить говорить правильно.-М.,1973

7. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.М.,1989

8. Венгер Л.А. Учите играя.-М.,1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме:

Непосредственная образовательная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи.Тема: «Прогулка по лесу»...

Методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме: Конспект НОД в средней логопедической группе по образовательной области коммуникация на тему: "Весна".

Цель НОД: -Обогащение представлений о весне, о насекомых, развитие связной речи.Коррекционно-образовательные задачи.1. Закрепить представления о весне, о характерных признаках весны, о насекомых, их в...

Методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему Картотека артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста « Веселый язычок»

Методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему Картотека артикуляционной гимнастики  для детей дошкольного возраста «  Веселый язычок»...

Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи  для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу  в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (СРЕДНЯЯ ГРУППА) НА ТЕМУ "АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (СРЕДНЯЯ ГРУППА) НА ТЕМУ "АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи  для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу  в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...