МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ СРЕДНЯЯ ГРУППА
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка. Речь включает в себя несколько составляющих сторон: фонематическую(звуковая культура), лексическую, грамматический строй, связную речь. На протяжении дошкольного возраста связную речь развивается в направлении от диалогической к монологической.
На пятом году жизни происходят значительные изменения в речевом развитии ребенка: совершенствуется речевой слух, грамматический строй речи, развивается связная речь, обогащается словарь. Ребенок начинает точнее излагать свои мысли, более свободно общаться со взрослыми и сверстниками.
Основным направлением в звуковой культуре речи является развитие правильного звукопроизношения и хорошей дикции. Попутно уделяется внимание развитию фонематического слуха, речевому дыханию, интонационной выразительности, темпу речи.
Усложняется грамматическое оформление речи, дети 4-5 лет проявляют грамматическую самостоятельность: не только воспроизводят услышанное, но и творчески принимают усвоенное. Дети могут согласовывать слова в предложении.
Новые слова питают детскую любознательность. Словарная работа связана с вычеслением в предметах свойств, качеств, деталей, частей и их словесным обозначением. При этом для ребенка важна наглядность.
У детей четырех лет речь становится более связной и последовательной. Дети могут пересказать литературное произведение, рассказать по картине, описать характерные особенности той или иной игрушки, передавать своими словами впечатления из личного опыта и вообще самостоятельно рассказывать.
Работа по развитию речи занимает большое место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Она осуществляется не только на занятиях, но и в режимных процессах, в игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ СРЕДНЯЯ ГРУППА
Пояснительная записка
Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка. Речь включает в себя несколько составляющих сторон: фонематическую(звуковая культура), лексическую, грамматический строй, связную речь. На протяжении дошкольного возраста связную речь развивается в направлении от диалогической к монологической.
На пятом году жизни происходят значительные изменения в речевом развитии ребенка: совершенствуется речевой слух, грамматический строй речи, развивается связная речь, обогащается словарь. Ребенок начинает точнее излагать свои мысли, более свободно общаться со взрослыми и сверстниками.
Основным направлением в звуковой культуре речи является развитие правильного звукопроизношения и хорошей дикции. Попутно уделяется внимание развитию фонематического слуха, речевому дыханию, интонационной выразительности, темпу речи.
Усложняется грамматическое оформление речи, дети 4-5 лет проявляют грамматическую самостоятельность: не только воспроизводят услышанное, но и творчески принимают усвоенное. Дети могут согласовывать слова в предложении.
Новые слова питают детскую любознательность. Словарная работа связана с вычеслением в предметах свойств, качеств, деталей, частей и их словесным обозначением. При этом для ребенка важна наглядность.
У детей четырех лет речь становится более связной и последовательной. Дети могут пересказать литературное произведение, рассказать по картине, описать характерные особенности той или иной игрушки, передавать своими словами впечатления из личного опыта и вообще самостоятельно рассказывать.
Работа по развитию речи занимает большое место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Она осуществляется не только на занятиях, но и в режимных процессах, в игре.
Задачи развития речи детей среднего дошкольного возраста.
1. Расширение, углубление словарного запаса, активного и пассивного словаря.
2. Овладение грамматическим строем речи.
3. Развитие связной речи.
4. Развитие фонематического слуха и формирования правильного произношения всех звуков родного языка.
5. Воспитание звуковой и интонационной выразительности речи.
Сентябрь
1 занятие
ЗКР, дидактическая игра "Подбери похожие слова"/Учите играя/
Программные задачи:
Объяснить детям артикуляцию звука С; поупражнять их в произношении изолированного звука в слоге, в разных словах. Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи.
2 занятие
Дидактическая игра "Овощи-фрукты". Рассказывание белорусской народной сказки "Пых".
Программные задачи:
Учить детей различать, называть и группировать овощи и фрукты; после прослушивания сказки перечислять овощи, о которых в ней рассказывалось. Предварительная работа: рассматривание сюжетной картины "Сбор урожая".
3 занятие
Игра-занятие "Я и моя семья". Дидактическая игра "Подбери похожие слова", ЗКР/повторение/
Программные задачи:
Закрепить в произношении правильную артикуляцию звука С, дифференциацию звуков С-Сь. Развивать слуховое внимание, фонематический слух. Активизировать пассивный словарь. Учить детей составлять диалоги.
4 занятие
Пересказ сказки "Пузырь, соломинка и лапоть" с опорой на заместители. Дидактическая игра "Пантомима".
Программные задачи:
Учить детей пересказывать сказку - по частям, по ролям. Развивать интонационную выразительность речи, четкое произношение. Воспитывать любовь и интерес к произведениям народного творчества.
2 половина дня
Сочинение сказок на тему "Как звери осень встречали".
Цель: развивать воображение, творчество, активизировать мышление, память. Активизировать пассивный словарь детей.
Досуговая деятельность: развлечение "В гостях у осени"
Цель: стимулировать интерес детей к обучению, активизировать умственную деятельность, развивать внимание, создать радостное бодрое настроение.
Октябрь
1 занятие
ЗКР, дидактическая игра"Зачем нужно?"
Программные задачи:
Показать артикуляцию звука З; поупражнять детей в произнесении изолированного звука, в слоге и в словах. Учить интонировать звук З в слове, различать слова с этим звуком. Учить произносить звук твердо, мягко.
2 занятие
Рассматривание одежды на кукле (предметные картинки из серии "Одежда")
Дидактическая игра "Что изменилось?"/Учите играя/
Программные задачи:
Готовить детей к составлению описательных рассказов.Закрепить произношения звуков С,З в словах,чистоговорках.Учить детей отгадывать предмет по описанию.Развивать воображение ,фантазию.
3занятие
Составление рассказов из личного опыта "Мой дом"
Дидактическая игра "Подбери похожие слова", ЗКР/повторение/
Программные задачи:
Учить детей составлять сложные предложения, изменять части речи в роде, числе, падеже. Развивать сообразительность, словотворчество. Дифференцировать в речи произношение звуков З-Зь в слогах, словах, чистоговорках.
4 занятие
Описание предметов с использованием сравнения.
Дидактическая игра "Кто где живет?"
Программные задачи:
Продолжать учить детей отгадывать предмет по описанию. Активизировать пассивный словарь, словотворчество. Развивать слуховое, зрительное внимание, фантазию, воображение.
Работа с родителями - изготовление букваря- подбор картинок по звукам.
Цель: развивать фонематический слух. /Приложение1/
Ноябрь
1 занятие
ЗКР, игра-инсценировка "Кого я встретил в осеннем лесу?"
Программые задачи:
Показать детям артикуляцию звука Ц и поупражнять их в произнесении изолированного звука, звука в слоге, в слове. Вспомнить с детьми звуки С, З. Развивать выразительность движений, умение показать характерные признаки животных.
2 занятие
Дидактическая игра "Мамы и их детки", "Кто где живет?"
Программные задачи:
Учить детей пользоваться словами-названиями детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа, сложноподчиненными предложениями с союзом А.
3 занятие
Рассматривание картин из цикла "Поздняя осень", ЗКР/повторение/
Программые задачи:
Учить детей отвечать на вопросы полным предложением. Развивать интонационную выразительность, умение состовлять сложные предложения. Дифференцировать в речи звуки С, Ц в слогах, в словах, чистоговорках.
4 занятие
Составление рассказов о птицах, зимующих в Калмыкии.
Дидактическая игра "Что делает?"
Программные задачи:
Продолжать учить детей состовлять описательные рассказы. Расширять знания детей о флоре Республики Калмыкия. Рассказывать о жизни птиц зимой, трудностях в поисках пищи, условиях выживания. Развивать творчество в составлении рассказов.
2 половина дня
Работа в уголке книги-рассматривание иллюстраций к народным сказкам.
Цель: активизировать речь детей, память. Развивать любознательность, интерес к художественной литературе.
Декабрь
1 занятие
ЗКР, дидактическая игра на развитие логического мышления(Венгер Л.А.)
Программые задачи:
Познакомить детей со звуком Ш: показать его артикуляцию, учить произносить звук Ш в слоге, слове, добиваясь четкости произношения. Воспитывать звуковую выразительность речи(с разной силой голоса).
2 занятие
Составление рассказов из личного опыта "Зимушка-зима"
Дидактическая игра "Кто, где живет"
Программые задачи:
Учить детей сочинчть небольшие расказы из личного опыта, следуя образцу воспитателя. Использовать в речи различные части речи. Развивать память, внимание, наблюдательность. Активизировать пассивный словарь детей.
3 занятие
Пересказ сказки "Волк и козлята" с опорой на заместители
Дидактическая игра на развитие логического мышления. ЗКР/повторение/
Программные задачи:
Учить рересказывать сюжет, используя заместители. Развивать воображение, мышление, память. Развивать монологическую речь, интонационную выразительность. Воспитывать любовь и интерес к произведениям художественного народного творчества. Дифференцировать в речи звуки Ш-Щ в слогах, словах, чистоговорках.
Январь
1 занятие
ЗКР. Драматизация сказки"Теремок"
Программные задачи:
Учить детей обыгрывать роли, добиваться выразительного их исполнения.
Учить отчетливо произносить звук Ж: изолированный, в слоге, в словах, в чистоговорках. Развивать речевое дыхание-учить произносить звук Ж длительно на одном выдохе. Воспитывать интонационную выразительность.
2 занятие
Составление детьми описательного рассказа об игрушке.
Дидактическая игра "Какой предмет"/Венгер Л.А./
Программные задачи:
Продолжать формировать умение состовлять описательные рассказы об игрушках по образцу рассказа воспитателя. Учить детей отгадывать изагадывать загадки. Развивать сообразительность, логику мышления
3 занятие
Пересказ сказки В.Сутеева "Кто сказал "мяу"?", ЗКР/повторение/
Программные задачи:
Учить детей драматизировать сказку: выразительно пересказывать, имитируя движения животных. Дифференцировать в речи произношение звуков Ж-Ш в слогах, словах,чистоговорках. Развивать речевое дыхание, длительность речевого выдоха.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в сказке.
4 занятие
Беседа о зиме
Программные задачи:
Закрепить представления о зиме, ее признаках. Рассказать о приметах зимних месяцев, о жизни людей, диких и домашних животных, птиц во время зимнего периода. Развивать наблюдательность, интерес к явлениям живой и неживой природы.
2 половина дня-работа с театральными куклами-нарукавные куклы.
Цель: рассказать детям о технике вождения нарукавных кукол, развивать интонационную выразительность речи, интерес к театрализованным действиям.
Досуговая деятельность-драматизация сказки "Заюшкина избушка"-для малышей.
Цель: развивать интонационную выразительность речи, умение обыгрывать сюжет. Воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.
Февраль
1 занятие
ЗКР, Дидактическая игра "Когда это бывает?"
Программные задачи:
Напомнить детям артикуляцию звука Ч, поупражнять в произношении звука в словах и фразах. Учить произносить звук утрированно, контролируя деятельность выдоха, узнавать интонируемый звук в рифмовке. Развивать слуховое внимание, память.
2занятие
Рассматривание и составление рассказапо пейзажной картине "Зимний пейзаж" Грабарь
Программные задачи:
Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по картине, описывать природу, настроение художника. Упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными среднего рода. Учить понимать содержание картины. Воспитывать эстетический вкус, любовь к произведениям искусства. Развивать наблюдательность, умение делать простейшие выводы.
3 занятие
Сочинение сказок по мотивам литературного произведения Ш.Перро "Красная шапочка" с помощью настольного театра.
Программные задачи:
Упражнять детей в рассказывании сказки с элементами творческого рассказа. Развивать умение придумывать собственный сюжет, продолжать начатую историю. Активизировать пассивный словарь. Воспитывать интонационную выразительность речи.
4 занятие
Заучивание стихотворения из цикла "Мамин день", конкурс "я дарю подарок маме"/искусство поздравления/. Психотехнические игры/Мой мир в диалоге исскуств/ЗКР/повторение/
Программные задачи:
Учить детей составлять поздравительные тексты, составлять восклицательные предложения, интонационно выражать речь. Упражнять в четком, выразительном чтении заученного стихотворения. Воспитывать речевое дыхание, длительный речевой выдох. Дифференцировать звуки Ч-Ш в слогах, словах, чистоговорках.
Работа с родителями-оформление стенгазеты "Развивать речь ребенка " с участием логопеда ДОУ.
Цель: сообщить информацию об особенностях развития речи детей среднего дошкольного возроста, о роли родителей в ее становлении, дать советы по работе с детьми-упражнения, пальчиковые игры, рекомендации.
Март
1 занятие
ЗКР, дидактическая игра на развитие средств общения /Мои мир в диалоге искусств/
Программные задачи:
Обьяснить и показать детям артикуляцию звука Л, поупражнять их в произношении звука изолированно, в слогах, словах, в стихах. Учить произносить звук Л медленно, быстро.Воспитывать интонационную выразительность речи, обогощать словарь.
2 занятие
Составление рассказа по картине "Ранняя весна" Саврасова. Дидактическая игра "Когда это бывает?"
Программное содержание:
Упражнять детей в согласовании частей речи при составлении предложении. Учить понимать содержание картины, называть, то что видели, отвечать на вопросы, делать простейшие умозаключения.
3 занятие
Группировка предметов (одежда, обувь, головные уборы), дидактическая игра "Подбери признак ", ЗКР/повторение/
Программные задачи:
Познакомить детей с тем, что вещи, которые носят люди, делятся на одежду, обувь, головные уборы. Выяснить, какие из этих вещей ребята знают, уточнить название некоторых из них. Учить детей группировать вещи, использовать в речи соответствующие собирательные существительные. Дифферинцировать в речи звуки Л-Ль в слогах, словах, чистоговорках.
4 занятие
Пересказ рассказа "Лев и собачка" Л.Н.Толстого, дидактическая игра "Весна- красна"
Программное содержание:
Учить детей при пересказе сохранять последовательность изложения. Поощрять не только за подробный, но и за выразительный рассказ. Учить использовать в речи авторские выражения. Развивать мышление,память.
Досуговая деятельность-развлечение "Скоро сказка сказывается..."
Цель: развивать воображение, творчество, диалогическую речь, интонационную выразительность речи.
Апрель
1 занятие
ЗКР. Отгадывание загадок.
Обьяснить и показать детям артикуляцию звука Р, поупражнять их в произношении звука изолированно, в слогах, в словах. Учить произносить звук Р медленно, быстро. Воспитывать интонационную выразительность речи, обогащать словарь. Развивать логическое мышление, сообразительность.
2 занятие
Рассказ воспитателя о телефоне. Дидактическая игра "Веселая карусель" (Кто, где живет-животный и растительный мир Калмыкии)
Программное содержание:
Добиться усвоения детьми следующих знаний: телефон нужен людям, чтобы передавать важные известия, поздравлять с праздниками, с днем рождения, вызывать врача к больному и пр. По телефону следует разговаривать приветливо, вежливо.Ознакомить детей с новыми словами и выражениями- телефон, мобильный, клавиши, вас слушают, если можно позовите, пожалуйста, и др.
3 занятие
Беседа о весне, ЗКР/повторение/
Программные задачи:
Закрепить представления детей о весне, характерных признаках сезона. Рассказать о приметах весенних месяцев, о пробуждающейся жизни животных и птиц, неживой природы. Обогащать словарь детей. Дифференцировать произношение звуков Р-Рь в слогах, словах, чистоговорках.
4 занятие
Интегрированное занятие "Здравствуй, весна-красавица!"/аппликация/
Программные задачи:
Развивать логическое мышление, умение согласовать окончания прилагательных и существительных. Воспитывать любовь к родной природе, эстетический вкус. Развивать мелкую моторику рук, глазомер.
2 половина дня
Сочинение сказок с помощью изобразительных средств "Весенняя сказка"
Цель: активизировать пассирный словарь детей, мышление, память. Развивать наблюдательность, интерес к словотворчеству.
Май
1 занятие
ЗКР, дидактическая игра "Говори наоборот"
Программные задачи:
Напомнить детям артикуляцию звуков Р и Л, поупражнять в правильном произношении этих звуков. Закрепить произношение звуков в словах. Учить находить звук в слове-названии предмета. Учить различать звуки Р и Л воспитывать звуковую выразительность речи (тихо, громко и т.д.) развивать быстроту реакции, сообразительность, словотворчество.
2 занятие
Составление детьми описательных рассказов, дидактическая игра "Колечко" /игровые упражнения Венгер Л.А./
Программные задачи:
Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по игрушкам, включающие название предмета и его приметы: цвет, размер и другие особенности внешнего вида. Развивать память, мелкую моторику рук.
3 занятие
ЗКР/Повторение/, дидактическая игра "Подбери признак"
Программные задачи:
Проверить, помнят ли дети звуки с которыми их знакомили на предыдущих занятиях, привильно ли произносят их. Предложить задания на узнавание звука в загадках, на нахожнение звука в названиях предметов, имен и пр. Поощрять желание детей импровизировать.
4занятие
Конкурс-викторина "Город правильной речи"
Программные задачи:
Развивать логическое мышление, сообразительность, память, воображение. Закрепить уточнить знания детей о произведениях художественной литературы, сезонных изменениях в природе, признаках предметов и т.д.
Досуговая деятельность-драматизация калмыцкой сказки "Три бабочки"
Цель: воспитывать интерес и любовь к фольклору калмыцкого народа, развивать любознательность, интонационную выразительность речи.
Дополнительная работа по развитию речи
1. Индивидуальная работа в уголке книги (чтение, рассматривание иллюстраций и пр.)
2. Игры-драматизации во сторой половине дня.
3. Связь с другими видами занятий (интеграция с занятиями по изобразительной деятельности, формированию элементарных математических представлений, ребенок и окружающий мир, экологией).
4. Различные виды театрализованной деятельности (настольный театр, кукольный и др.)
5. Праздники и развлечения (тематические, календарные).
6. Домашние задания для совместной деятельности родителей и детей.
7. Сочинение сказок, историй, рассказов с использованием средств изодеятельности.
Литература
1. Гербова В.В. занятия по развитию речи в средней группе д/с (из опыта работы).М.,1978
2. Инновационное дошкольное учреждении : опыт работы и стратегия развития .-Ставрополь .,1999
3. Руденко В.И.Домашний логопед.-РнД,2002
4. Лопухина И.С.550 занимательных упражнений для развития речи .- М.,1996
5. Максаков А.И. правильно ли говорит ваш ребенок?-М.,1988
6. Успенская Л.П. Учить говорить правильно.-М.,1973
7. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.М.,1989
8. Венгер Л.А. Учите играя.-М.,1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме:
Непосредственная образовательная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи.Тема: «Прогулка по лесу»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/06/picture-578167-1423252820.jpg)
Методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме: Конспект НОД в средней логопедической группе по образовательной области коммуникация на тему: "Весна".
Цель НОД: -Обогащение представлений о весне, о насекомых, развитие связной речи.Коррекционно-образовательные задачи.1. Закрепить представления о весне, о характерных признаках весны, о насекомых, их в...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1001194-1516802840.jpg)
Методическая разработка по развитию речи средней группы "Лисичка-сестричка и серый волк"
Методическая разработка по развитию речи...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/10/picture-828509-1476096757.jpg)
Методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему Картотека артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста « Веселый язычок»
Методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему Картотека артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста « Веселый язычок»...
Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (СРЕДНЯЯ ГРУППА) НА ТЕМУ "АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (СРЕДНЯЯ ГРУППА) НА ТЕМУ "АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/24/picture-1191974-1574582120.jpg)
Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...