Презентация на тему:"Развиваем речь, играя".
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа)
Презентация "Развиваем речь, играя" будет полезна родителям, которым небезразлично, как развивается речь их ребёнка.В презентации они найдут игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста. По дороге в детский сад, в транспорте, на даче, в любое время, родители могут пообщаться со своим ребёнком, поиграть с ним в речевые игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiyarazvivaem_rech_igraya.pptx | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речевые игры для детей дошкольного возраста можно и нужно применять родителям дома . Неразвитость речи остро проявляется в первом классе школы, когда усвоение знаний становится затруднительным из-за неправильного произношения и скудного словаря. Речевые навыки необходимо совершенствовать с раннего возраста, как и общее развитие. Игры полезны и для взрослых, обогащают словарь, улучшают коммуникативные навыки. Речевое развитие происходит путем подражания, регулярного общения . К сожалению, многие современные родители уделяют общению непростительно мало времени, полагают, что для развития достаточно дать малышу в руки гаджет, включить телевизор с мультиками. Ни один технический помощник не способен заменить эмоциональный и речевой контакт с родителями. Дефицит общения приводит к речевым дефектам, из-за которых возникают трудности в школе . Это: односложность и примитивность фраз; скудность индивидуального словаря; слабое оперирование литературными словами и выражениями; предпочтительное употребление сленговых фраз; затруднение при пересказе прочитанных, услышанных историй; слабая эмоциональность, неспособность к правильной смене интонаций; проблемы с дикцией. Речевые игры и упражнения для детей – увлекательный и действенный способ формирования грамотной и выразительной речи, обогащения словаря, выработки четкого, интонационно верного, эмоционально заполненного произношения. Занятия не требуют подготовки и наличия игрового материала, играть можно как в детсадовской группе, так и при семейной автомобильной поездке или при отдыхе на даче
Речевые игры для детей 6 лет В 6-летнем возрасте дошкольники с помощью игр закрепляют знания о согласовании существительных и прилагательных, об образовании форм слов, продолжают развивать логическое мышление, речевое внимание, способность к анализу и сопоставлению, расширять индивидуальный словарь. «Назови ласково» Произнесите фразу, которую нужно превратить в уменьшительно-ласкательную: цветок алый, а цветочек… аленький. Аналогично: лимон желтый – лимончик желтенький; кот пушистый – котик пушистенький; стул низкий – стульчик низенький; молоко теплое – молочко тепленькое; морковь сладкая – морковка сладенькая; ваза синяя – вазочка синенькая; конфета вкусная – конфетка вкусненькая; кукла красивая – куколка красивенькая; заяц серый – зайчик серенький. «Подбери слова» Попросите игроков поочередно называть слова по определенному признаку. Кто пропустит очередь, выбывает. Побеждает в игре последний оставшийся участник. Примеры для игры: что круглое – мяч, помидор, яблоко, апельсин, колесо; что сладкое – торт, пряник, мармелад, мороженое, кекс, пирожное; что теплое – печь, батарея, костер, шуба, шарфик, свитер. «Так не бывает» Рассказывайте короткие истории, а дети должны сказать, правдивые ли они. Если нет, то хлопнуть в ладоши, объяснить, в чем неправда. Примеры для игры: На елке зреют груши. Ночью за окном светит солнце. Вечером мама ведет малыша в детский сад .
«Выбери правильный вариант» Начните предложение, предложите ребенку на выбор три слова. Он должен выбрать подходящее по значению: осенний ветер… (слабый, холодный, сухой); пес живет в… (гнезде, норе, конуре); дедушка пошел по грибы с… (корзиной, сумкой, пакетом); паровоз движется по… (дороге, реке, рельсам); на лугу много… (белых, красных, синих) ромашек. «Поэты» Игра соревновательная, за правильный ответ участники получают фишку. Ведущий называет слово, игроки подбирают близкое по звучанию : лук – жук, белка – стрелка, крышка – мышка, банки – санки, коза – коса, майка – лайка. Побеждает в игре собравший наибольшее число фишек . «Кто потерялся» Для игры подготовьте картинки, изображающие домашних и диких животных и птиц, отдельно их детенышей. Расскажите ребенку, что малыши потерялись, нужно помочь мамам их отыскать. Показывайте картинку взрослого животного, говорите: «Мама нашла своего детёныша». А ребенок должен сказать, кого: корова нашла теленка; лошадь – жеребенка; кошка – котенка; мышь – мышонка; собака – щенка; свинья – поросенка; утка – утенка; курица – цыпленка; индюшка – индюшонка; гусыня – гусенка; овца – ягненка; крольчиха – крольчонка коза – козленка; волчица – волчонка; сова – совенка; медведица – медвежонка; лосиха – лосенка; белка – бельчонка.
«Придумай слово» Попросите ребенка заменить в словосочетании определяющее существительное на прилагательное: сок из апельсина – апельсиновый сок; каша из овсянки – овсяная каша; пюре из картошки – картофельное пюре
Речевые игры для детей 7 лет В старшей дошкольной группе речевые игры в развитии речи детей продолжают играть главенствующую роль. Значимым становится обучение фразовой речи, умению составлять предложения разной сложности, подбирать синонимы, изменять по обстоятельствам эмоциональную окраску, скорость и громкость речи. «Закончи фразу» Попросите завершить фразу: кисель густой, а чай… (жидкий); вишня крупная, а черника… (мелкая); тропа узкая, а дорога… (широкая); сегодня хлеб свежий, завтра станет… (черствый); лужа мелкая, а река… (глубокая); камень твердый, а пух… (мягкий); на рынке картошка сырая, а в кастрюле… (вареная); сегодня погода дождливая, завтра будет… (солнечная) «Почемучкины вопросы» Цель: развивать у детей связную речь, мышление. Ход игры 1. Почему птицы улетают на юг? 2. Почему наступает зима? 3. Почему ночью темно? 4. Почему зимой нельзя ку паться в реке? 5. Почему летом жарко? 6. Почему медведь зимой спит? 7. Почему заяц зимой белый? 8. Почему дома нельзя играть с мячом? 9. Почему из трубы идет дым? 10. Почему в доме делают окна? 11. Почему листья на деревьях появляются весной? Дети отвечают полным ответом «Птицы улетают на юг, потому что…»
«Хорошо - плохо» Цель: познакомить детей с противоречиями окружающего мира. Развивать связную речь, воображение, ловкость. Материал: мяч. Ход игры Мир не плох и не хорош – объясню, и ты поймешь. Взрослый задают тему обсуждения. Ребёнок, передавая мяч по кругу, рассказывает, что, на его взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях. Взрослый: дождь. Ребёнок: дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным. Взрослый: город. Ребёнок: хорошо, что я живу в городе: можно ездить на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно. Вариант «Нравится не нравится» (о временах года). Взрослый: зима. Ребёнок: мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весел о. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер. Игровое упражнение «Скажи по-другому» Цель — упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей). Взрослый говорит ребенку: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова-приятели. Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу. Какое слово повторилось два раза? (идет). Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому. Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому. Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).
Игровое упражнение «Скажи по-другому» Чистый воздух (свежий воздух). Чистая вода (прозрачная вода). Чистая посуда (вымытая посуда). Самолет сел (приземлился). Солнце село (зашло). Река бежит (течет, струится). Мальчик бежит (мчится, несется). Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный), очень маленький (малюсенький). Игра «Разное значение» Цель. Расширять запас существительных в активном словаре детей, учить находить слова, которые звучат одинаково, умение объяснять значение похожих слов. Сначала дети отвечают на вопросы: «У кого?», «У чего?», нужно было определить к каким предметам используются слова. Например : ручка – у человека, у двери, у сумки, у чемодана; язычок – у человека, у ботинка; глазок – у ребенка, у двери, у картофеля; горлышко – у ребенка, у бутылки; ножка – у стула, у стола, у гриба, у ребенка. к люч – у замка, источник, скрипичный…. «Какое что бывает?» Детям предлагают рассказать что бывает: зелёным — огурец, крокодил, листья, цветы, ель, краска, военная машина, нитки; широким — река, дорога, лента, бульвар, улица; новым — шуба, валенки, платье, пальто, игрушки, дом, автомобиль, журнал, мебель; маленьким — котёнок, мышка, лисёнок, брат, хомячок, мальчик; вкусным — конфета, пирог, варенье, сок, чай, пирожное, торт; пушистым — белка, кошка, пух, ёлка, волосы, кофта, шарф, лиса; холодным — чай, снег, молоко, лё д, погода, ветер, зима, комната, перчатки, солнце, мороженое, сосулька, компот;
«Предлоги » Возьмите одноразовую картонную тарелку, расчертите её на сектора. В каждом секторе напишите предлоги - "на", "в", "под", "над", "с" и др. Играть можно как в рулетку - бросая на тарелку шарик. А можно сделать в центре тарелки стрелку и вращать её. Смысл остается тот же - на какой предлог попадет шарик или стрелка, с тем предлогом и нужно составить предложение. «Цепочка». Игра со словами для любого количества участников. Выберите несколько согласных букв и запишите их на листке бумаги. Придумайте слова, которые включали бы в себя все эти буквы. Буквы можно менять местами, добавлять к ним другие согласные. Например, возьмем буквы "с", "л", "м". Составляем с ними слова: самолет, масло, салями, мысль. Выигрывает тот, кто придумал больше слов . «Распространение предложений» Взрослый говорит: "Садовник поливает… (что? где? когда? зачем?). Дети идут... (куда? зачем?) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений. «Дополнить предложение» Просить ребенка закончить предложения: "Дети поливают цветы на клумбах, потому что...". "На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что... " "Зимой медведь спит, потому что..." и т. д. «Кто с какими буквами дружит» Игра не только на запоминание букв и развитие речи, но и очень познавательная. На каждого игрока должна быть картинка животного. Можно разные. Например, у мамы - слон, у папы - крокодил, у ребенка - ёжик. Мама говорит: " Мой слон дружит с буквой "Х", потому, что у него есть хобот". Папа говорит: "А мой крокодил дружит с буквой "Р", потому, что живет в реке." Ребенок говорит: "Мой ёжик дружит с буквой "И", потому, что у него иголки.
«Продолжи ряд" Приведем примеры заданий: Люди - человек, дети - … Сын - дочь, внук - …, племянник - … Упряжка лошадей - конная, упряжка собак - …, упряжка оленей - … Тундра - олень, джунгли - …, пустыня - … Шпалы - деревянные, рельсы - … Пассажир вошел в вагон, пассажир едет в …, пассажир выходит из …, пассажир стоит рядом с … Катер - катерок, лодка - …, корабль - …, пароход - … Летчик - самолет, вертолетчик - …, космонавт - … Сахар - в сахарнице, масло - в…, хлеб - в …, соль - в … Ложка - ложки - много ложек, вилка - … - много …, нож - … - много … «Похожие слова» Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова. Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу. Например: Приятель - друг - враг; Грусть - радость - печаль; Еда - очистки - пища; Труд - завод - работа; Танец - пляска - песня; Бежать - мчаться - идти; Думать - хотеть - размышлять; Шагать - сидеть - ступать; Слушать - глядеть - смотреть; Трусливый - тихий - пугливый; Старый - мудрый - умный; Бестолковый - маленький - глупый; Смешной - большой - огромный.
Звуковой анализ слов Рекомендуем игры: «Скажи сколько звуков в слове » « Назови гласный звук » 3 . «Назови согласные звуки , какие они? (твёрдые или мягкие, звонкие или глухие) 4 . « Составь звуковую дорожку » 5 . « Определи позицию звука в слове» (в начале слова, в середине или в конце слова)
Рекомендуем игры: 1 . «Придумай слово на заданный звук. 2. Придумай слово состоящее из заданного количества звуков (например из 3х). 3. Придумай слово на последний звук данного слова. 4.« Составь слово по первой букве в словах» ( ребусы) «Определи позицию звука в слове» (в начале слова, в середине или в конце слова) А О
«Рассели п о домикам»
Игра «Жадина»
Согласование прилагательных с существительными в роде и числе
«Составь предложение» «Где находится?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для родителей "Развиваем речь, играя!"
В презентации рассказывается о том, что способствует развитию речи детей....
Консультация для родителей на тему: "Развиваем речь, играя"
Консультация для родителей на тему: "Развиваем речь,играя"....
Консультация для родителей на тему: "Развиваем речь, играя"
Консультация для родителей на тему: "Развиваем речь,играя"....
Педагогический проект . Тема: «Развиваем речь, играя» с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности
Проект направлен на оптимизацию коррекционно-развивающего процесса путем комплексного использования современных образовательных технологий, создание условий для реализации игровой деятельности....
Обобщение опыта по теме: "Развиваем речь играя"
Обобщение опыта по теме: "Развиваем речь играя"...
Сценарий досуга для родителей и детей старшей логопедической группы на тему: "Развиваем речь, играя!"
В статье описывается опыт работы с родителями в области развития речи старших докшольников....
Презентация для родителей "Развиваем речь, играя"
В данной презентации вниманию родителей предложены речевые игры, в которые можно поиграть с ребенком дома....