Игры по развитию звукоподражания для занятий с детьми .
1.Вызывание гласных звуков.
- Широко открываем рот, громко поём:А-а-а!Как мама укачивает малыша?А-а-а!
- Округляем губы, громко поём:О-о-о!Как плачет мальчик, у которого болит зуб?О-о-о!
- Вытягиваем губы трубочкой, громко поём:У-у-у!Как гудит паровоз?У-у-у!
- Растягиваем губы в улыбку, громко поём:И-и-и!Как кричит лошадка?И-и-и!
- Дети заблудились в лесу. Они кричат:Ау! Ау!
- Малыш плачет:Уа! Уа!
- Ослик кричит:Иа! Иа!
2. Работа над гласными звуками.
- Упражнение «Лесенка». Поём гласные звуки так, как будто голос поднимается и
опускается по лесенке (повышение и понижение тона):
- А-а-а!
- - О-о-о! И т.д.
- Пение на мягкой атаке голоса цепочек гласных звуков:
- А-о-у-и!
- У-а-и-о! И т.п.
- Работа с картинками. Показываем ребёнку картинки и задаём вопросы:
- Как мама укачивает малыша?
- А-а-а!
- Как гудит паровоз?
- У-у-у! И т.п.
3. Работа над звукоподражаниями.
- Это корова. Корова мычит: 4. Это овечка. Овечка кричит:
- Му-му-му! - Бе! Бе! Бе!
- Как мычит корова? - Как кричит овечка?
- Это коза. Коза кричит: 5. Это цыплёнок. Цыплёнок пищит:
- Ме-ме-ме! - Пи! Пи! Пи!
- Как кричит коза? - Как пищит цыплёнок?
- Это кошка. Кошка кричит: 6. Это собака. Собака лает:
- Мяу! Мяу! - Ав! Ав! Ав!
- Как кричит кошка? - Как лает собака?
4. Работа над звукоподражаниями.
- Это курочка. Курочка кричит: 4. Это лягушка. Лягушка квакает:
- Ко! Ко! Ко! - Ква! Ква! Ква!
- Как кричит курочка? - Как квакает лягушка?
- Это гусь. Гусь кричит: 5. Это утка. Утка крякает:
- Га! Га! Га! - Кря! Кря! Кря!
- Как кричит гусь? - Как крякает утка?
- Это кукушка. Кукушка кукует: 6. Это петушок. Петушок поёт:
- Ку! Ку! - Ку-ка-ре-ку!
- Как кукует кукушка? - Как поёт петушок?
5. Работа над звукоподражаниями.
- Мальчик играет на дудочке: 4. Девочка звонит в колокольчик:
- Ду-ду-ду! - Динь! Динь! Динь!
- Как играет мальчик? - Как звонит колокольчик?
- Мальчик играет на барабане: 5. Папа стучит молотком:
- Бум! Бум! Бум! - Тук! Тук! Тук!
- Как играет мальчик? - Как папа стучит молотком?
- Машина гудит: 6. Дать ребёнку поиграть на барабане,
- Би-би-би! дудочке, позвонить в колокольчик,
Как гудит машина? постучать молотком, произнося звукоподр.
6. Вызывание междометий.
- Мячик упал в воду: 3. Девочки качаются на качелях:
- Ах! Ах! Ах! - Ух! Ух! Ух!
- У девочки болит зуб: 4. Папа рубит дрова:
- Ох! Ох! Ох! - Эх! Эх! Эх!
Упражнение 7.
- Мальчик погоняет лошадку: 5. Проговариваем цепочки слогов:
- Но! Но! Но! НА-НА-НА
- Как мальчик погоняет лошадку? НО-НО-НО
- Девочка наказывает куклу: НУ-НУ-НУ
- На! На! На! НЕ-НЕ-НЕ
- Как девочка наказывает куклу? НИ-НИ-НИ
- Дядя погоняет ослика: НЯ-НЯ-НЯ
- Ну! Ну! Ну! 6. Рисуем девочек, показываем,
- Как дядя погоняет ослика? называем:
- Малыш не хочет есть: - Нана, Нина, Нонна, Анна, Инна.
- Не! Не! Не! Предлагаем ребёнку показать и
- Как капризничает малыш? назвать девочек.
8 .Развитие зрительного внимания.
Ставим на стол три-четыре игрушки, называем их вместе с ребёнком:
- Ляля, Киса, Зая, би-би.
Просим ребёнка отвернуться, убираем одну игрушку, просим ребёнка повернуться, спрашиваем:
- Что я убрала?
Ребёнок отвечает:
- БИ-БИ. и т.п.
Упражнение 9.
- Малыш топает: 4. Часы бьют:
ТОП-ТОП-ТОП БОМ-БОМ-БОМ
- Как топает малыш? - Как бьют часы?
- Вода капает: 5. Охотник стреляет:
КАП-КАП-КАП. ПИФ-ПАФ
- Как капает вода? - Как стреляет охотник?
- Часы тикают: 6. Зайчик прыгает:
ТИК-ТАК ПРЫГ-ПРЫГ
- Как тикают часы? - Как прыгает зайчик?
Упражнение 10.
Девочка заблудилась в лесу. Она кричит:
- Папа! Ау! - Дядя! Ау!
- Мама! Ау! - Катя! Ау!
- Тётя! Ау! - Нина! Ау!
Помоги девочке, покричи вместе с ней.
Упражнение 11.
Показываем ребёнку картинку, рассказываем:
- У Кати Ляля. Ляля: «Уа-Уа!»
Катя: «А-А-А!» Ляля бай-бай!
- Катя, дай Лялю!
- Тётя, на Лялю!
Просим ребёнка повторить.
Упражнение 12.
Показываем ребёнку картинку, рассказываем:
- Это Вова. У Вовы би-би.
- Вова, дай би-би.
- Тётя, на би-би.
- Мама, на би-би.
- Папа, на би-би.
Просим ребёнка повторить.
Упражнение 13.
Ребёнок марширует вместе со взрослым, взрослый проговаривает:
- Вот солдатики идут,
Вот идут, идут, идут.
Ружья на плечах несут,
Вот несут, вот несут.
Продолжая маршировать, ребёнок проговаривает вместе со взрослым:
- Тра-та-та! Тра-та-та!
- Тра-та-та! Тра-та-та!
Упражнение 14.
Ребёнок марширует вместе со взрослым, взрослый проговаривает:
- Вот охотник в лес идёт,
Он идёт, он идёт.
Волка серого убьёт,
Он убьёт, он убьёт.
Продолжая маршировать, ребёнок проговаривает вместе со взрослым:
- Пиф-пиф-паф!
Пиф-пиф-паф!
Пиф-пиф-паф!
Пиф-пиф-паф!