"РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Лаврикова Елена Сергеевна

ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_doshkolnikov.docx389.31 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики дошкольников

Уже в девятнадцатом веке учёными-биологами была открыта связь умственных и творческих способностей человека с развитием умения воспроизводить точные движения пальцами и кистью рук (мелкой моторики). Впоследствии было установлено, что формирование речи у маленького ребёнка неотделимо от умения правильно повторять небольшие движения руками. Уроки письма и рисования, игра на музыкальных инструментах, развитие памяти, внимания и мышления, хорошая координация движений — всё это связано с развитием мелкой моторики. Кроме того, фаланги пальцев — основные инструменты трудовой деятельности представителей ряда профессий. Всё перечисленное указывает на необходимость уделять большое внимание этому вопросу при организации дошкольного обучения.

Содержание

1 Теоретические аспекты проведения занятий по развитию мелкой моторики в ДОУ

1.1 Задачи занятий

1.2 Таблица: приёмы, применяемые для развития моторики разных возрастных групп

1.3 Виды развития мелкой моторики ребёнка

2 Игры на развитие мелкой моторики в детском саду

2.1 Таблица: картотека игр по развитию мелкой моторики в ДОУ

  1. Фотогалерея: примеры игр для развития мелкой моторики

2.3 Фотогалерея: театр теней

3 Занятия по развитию мелкой моторики в ДОУ

3.1 Таблица: пример конспекта по развитию мелкой моторики во второй младшей группе

3.2 Таблица: пример конспекта коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе

  1. Диагностика развития мелкой моторики рук в детском саду.

Теоретические аспекты проведения занятий по развитию мелкой моторики в ДОУ

Одной из проблем, вызванной ухудшением экологической ситуации на нашей планете, стало увеличение количества детей с различными нарушениями речевого развития. На настоящий момент эта цифра превысила 50 процентов, хотя в конце ХХ в. речь шла только о 17 процентах. Поэтому и воспитатели, и родители должны помогать ребёнку преодолевать недостатки в формировании правильной речи. Важной частью такой работы является использование упражнений для развития мелкой моторики. Этот вид заданий применяется для воспитанников всех возрастов в системе дошкольного образования, но имеет некоторые различия по отдельным группам. С увеличением возраста дошкольника выполнение упражнений требует приложения большей физической силы, движения становятся более сложными, детали — более мелкими. Это направлено на улучшение ловкости пальцев, повышение точности и скоординированности движений.

Девочка, сидя за столом, перебирает крупу

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли.»

Автор:В. А. Сухомлинский

        Формирование и совершенствование тонкой моторики пальцев рук ребёнка усложняет строение мозга, развивает психику, речевые и интеллектуальные способности, способствует становлению личности дошкольника. Это и является основной целью занятий в детском саду.

Задачи занятий

  • Развитие умения ребёнка производить точные движения кистью и пальцами рук.
  • Развитие тактильной чувствительности рук.
  • Формирование способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  • Развитие речи, улучшение произношения звуков.
  • Развитие мышления, воображения, ориентировки в пространстве, памяти, внимания.
  • Овладение жизненно важными умениями, бытовыми навыками.
  • Подготовка руки к письму.
  • Развитие умения создавать поделки из различных видов материала (пластилина, бумаги, круп, пуговиц и т. п.).
  • Снятие психоэмоционального напряжения.

Мальчик рисует ладошками

Рисование пальчиковыми красками развивает тактильную чувствительность

Простые движения рук помогают снять напряжение не только с самих рук, но и с губ.

Таблица: приёмы, применяемые для развития моторики разных возрастных групп

Группа

Приёмы

Первая младшая

  • Массаж кистей рук,
  • пальчиковая гимнастика,
  • собирание мелких предметов,
  • лепка колбасок, лепёшек,
  • вылавливание предметов ложкой или совком,
  • выжимание губки,
  • проталкивание мелких игрушек через отверстие,
  • шнуровка,
  • постройка башни из кубиков.

Вторая младшая

  • Пальчиковые игры,
  • нанизывание бусинок или пуговиц на нитку,
  • использование пинцета, пипеток, прищепок,
  • работа с иглой,
  • собирание матрёшки, пирамидки,
  • поиск предмета в тарелке с рисом,
  • завязывание бантиков, узелков,
  • сматывание нитки в клубок,
  • закрепление канцелярских скрепок, резинок для волос,
  • выдавливание фигурок из пластилина с помощью трафарета.

Средняя

  • Пальчиковые игры,
  • образы из пальчиков,
  • конструирование из счётных палочек и строительных игрушек,
  • собирание мозаик и пазлов,
  • изготовление аппликаций и фигур из салфеток,
  • инсценировка стихов с помощью рук,
  • рисование.

Старшая

  • Упражнения с использованием массажных резиновых мячиков с шипами,
  • ванны с шариками,
  • упражнение «гладильная доска»,
  • создание картин из ниток,
  • изображение на картонке с отверстиями чисел методом шнуровки,
  • плетение из цветных шнурков,
  • аппликация семенами, крупами, макаронными изделиями,
  • конструирование из камушков, природного материала,
  • решение логических задач со счётными палочками,
  • изготовление украшений из пуговиц, бусинок.

Подготовительная

  • Пальчиковая гимнастика,
  • самомассаж с помощью горошин, карандашей,
  • игры с мелкими предметами,
  • собирание мелкой мозаики,
  • изобразительная деятельность,
  • раскрашивание картинок,
  • изготовление оригами,
  • художественный труд с использованием плетения, аппликации, папье-маше,
  • рисунки по клеточкам,
  • графический диктант,
  • прописи,
  • рисунки по точкам,
  • работа с ножницами,
  • определение на ощупь что спрятано под салфеткой,
  • проведение по лабиринту шарика с помощью указки.

Виды развития мелкой моторики ребёнка

Выделяют несколько видов психофизического развития дошкольника:

  • Зрительно-моторная координация обеспечивает визуальное восприятие движущихся предметов и соотносит его с движением тела, она определяет движение руки ребёнка во время письма или рисования, умение найти оптимальный способ выполнения графического задания, обеспечивает тактильную чувствительность.
  • Графомоторное развитие позволяет правильно удерживать ручку или карандаш, определяет положение пишущей руки, включает пространственную ориентацию, в том числе на листе бумаги, чувство ритма.
  • Психомоторное (двигательное) развитие включает вырабатывание не только мелкой, но и крупной моторики. Причём крупная моторика считается базовой, без её достаточного развития ребёнок не сможет правильно отрабатывать мелкие движения.

Для овладения навыком письма важно, чтобы ребёнок правильно держал ручку

Система занятий по развитию мелкой моторики в дошкольном учреждении учитывает особенности всех видов развития ребёнка. Ежедневно в занятия включаются упражнения, направленные на решение этой задачи. Педагоги привлекают к работе и родителей, потому что отработку мелких движений с детьми проводить пстоянно: во время игр, выполняя несложные поручения по дому, одеваясь и раздеваясь самостоятельно.

Игры на развитие мелкой моторики в детском саду

Игра в жизни дошкольника — это основной вид деятельности. Через игру он знакомится с окружающим миром, у него формируется психика, происходит становление личности и физическое развитие. Упражнения, связанные с улучшением мелкой моторики, часто построены на повторении небольших движений пальцами. Ребёнку быстро надоест выполнять такую работу, если не подать её в виде игры. Игровая деятельность повышает настроение, развивает воображение и фантазию, совместные игры с ровесниками пробуждают чувство коллективизма, а игры с участием родных объединяют семью. В детском саду упражнения по развитию мелкой моторики можно совмещать с разминкой занятия.

Для дошкольников старшего возраста можно включать в занятия представления из театра теней.

Сделанные своими руками дидактические пособия для игр с прищепками

Такие игры с прищепками не только развивают мелкую моторику, но и закрепляют знание цветов

Таблица: картотека игр по развитию мелкой моторики в ДОУ

Вид игры

Примеры дидактических разработок

Пальчиковая гимнастика со стихами и потешками

Пальчиковые игры (гимнастика для рук)

Игры на развитие тактильных ощущений

Самомассаж рук с мягким мячом, шишками, орехами, карандашами

Шнуровка, откручивание крышек, болтов

Игры с прищепками, скрепками, нитками, пуговицами

Творческий труд, игры с бумагой, рисование

Фотогалерея: примеры игр для развития мелкой моторики

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/01/palchikovye-igry-3-477x600.jpg

Пальчиковая игра «Два медведя» направлена и на запоминание частей тела

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/01/palchikovye-igry-491x600.jpg

Игра «Зайка и ёжик» подойдёт для самых маленьких воспитанников

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/01/palchikovye-igry-2-448x600.jpg

Дошкольники с удовольствием выполняют упражнение «Чижик-пыжик»

Фотогалерея: театр теней

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/01/teatr-teney-3-473x600.jpghttps://melkie.net/wp-content/uploads/2018/01/teatr-teney-3-150x150.jpg

С помощью театра теней можно показывать различных животных

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/01/teatr-teney-1.jpghttps://melkie.net/wp-content/uploads/2018/01/teatr-teney-1-150x150.jpg

Ребёнок должен запомнить определённое положение рук для получения соответствующего образа

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/01/teatr-teney-2.jpghttps://melkie.net/wp-content/uploads/2018/01/teatr-teney-2-150x150.jpg

Данные фигуры не так просты в исполнении, как кажется

Занятия по развитию мелкой моторики в ДОУ

Как правило, те или иные упражнения по развитию мелкой моторики воспитатель включает в ежедневные занятия с детьми. Но можно провести полноценный урок, ориентированный на достижение этой цели. Как и любое занятие с дошкольниками в детском саду, оно состоит из 3 частей:

  1. Вводная часть: в неё включаются упражнения для разминки пальцев, кистей рук; здесь же происходит завязывание сюжета занятия, используются приёмы для повышения интереса детей к участию в уроке.
  2. Основная часть: используя развитие сюжета, включаются упражнения, соответствующие поставленным задачам.
  3. Заключительная часть: подводятся итоги занятия, проводится релаксация.

Подробнее о том, как составить план по развитию мелкой моторики, читайте в нашей статье — Как составить план самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников».

        Таблица: пример конспекта по развитию мелкой моторики во второй младшей группе

Автор

Тема

«Пальчиковые игры с Лизой»

Цель

Проработать с детьми различные приёмы и виды деятельности для развития мелкой моторики рук.

Задачи

  • Учить детей различным приёмам самомассажа.
  • Развивать тактильную чувствительность сложно координированных движений пальцев и кистей рук в играх с предметами домашнего обихода (прищепки, крупы).
  • Совершенствовать артикуляцию и мелкую моторику, координацию речи с движениями, сопровождаемыми звукозаписью.
  • Активизировать речь, стимулировать использование детьми в активной речи слов, обозначающих названия пальчиков.
  • Использовать в работе по развитию мелкой моторики приёмы нетрадиционного рисования (рисование пальчиком по манной крупе).
  • Формировать познавательный интерес, эмоционально-положительные взаимоотношения между воспитанниками.

Вводная часть

В.: Здравствуйте, ребята! Сегодня нас с вами ждут интересные задания, а выполнить их нам помогут наши помощники. Кто они, вы узнаете, отгадав загадку.

  • Пять да пять — родные братцы,
    Так все вместе и родятся.
    Если вскапываешь грядку,
    Держат все они лопатку.
    Не скучают, а играют
    Вместе все в одни игрушки.
    А зимою всей гурьбою
    Дружно прячутся в теплушки.
    Вот такие «пять да пять».
    Угадайте, как их звать? (Пальчики).

В.: Верно, эти помощники — наши пальчики. Наши пальчики дружные и послушные. Давайте покажем, как они умеют здороваться.

  • Здравствуй, солнце золотое!
    Здравствуй, небо голубое!
    Здравствуй, вольный ветерок!
    Здравствуй, маленький дубок!
    Мы живём в одном краю —
    Я вас всех приветствую! (Дети на каждую строчку стихотворения поочерёдно соединяют одноимённые пальчики).

В.: На каждой руке есть по пять пальчиков. Они хоть и похожи, но у каждого пальчика есть своё имя. Давайте вспомним, как зовут наши пальчики.

  • Разожми свой кулачок,
    Посмотри скорей-ка:
    В кулачке твоём живёт
    Славная семейка.
    Первый палец главный самый,
    Он, как папа, он большой.
    И совсем похож на маму
    Указательный, второй.
    Третий палец — средний,
    Твой братишка пятилетний,
    А четвёртый очень странный,
    Оттого, что безымянный.
    У него, как у щенка,
    Нету имени пока.
    А мизинец — пятый пальчик,
    Как его мне не узнать?
    Это ты и есть, мой мальчик,
    Научившийся считать. (Дети постепенно разжимают свои кулачки сначала на левой руке, дотрагиваясь пальцами правой до каждого пальчика, поглаживая их, затем — на правой).

В.: Наши пальчики — наши волшебные помощники. Они обязательно должны трудиться. Давайте разбудим их перед тем, как приняться за работу.

  • Большой палец встал один,
    Указательный — за ним.
    Средний будит безымянный,
    Тот поднял мизинчик малый.
    Встали братцы все — «Ура!»,
    На работу им пора. (Сжимают пальцы в кулачок, поочерёдно разгибают их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все» широко расставляют пальцы в стороны).

Основная часть

Кто-то стучится в группу. Воспитатель обращает внимание детей на стук в дверь.
В.: Слышите, к нам кто-то пришёл. Кто это? (Воспитатель вносит большую куклу). Это наш друг — кукла Лиза. Здравствуй, Лиза! (Дети здороваются с Лизой). Ребята, Лиза принесла с собой волшебный сундучок.

  • Что же в этом сундучке лежит?
    Не пора ли нам его открыть?
    Может, для начала надо взять
    И пальчиками с Лизой поиграть?

В.: Что ж, попробуем открыть сундучок. (Пытается приподнять крышку, не получается).

  • Что же это получается?
    Сундучок опять не открывается!
    Погодите, мы не станем унывать,
    Надо Лизины загадки отгадать!

В.: Для начала Лиза приготовила нам задание. (Воспитатель ставит перед детьми «сухой бассейн», наполненный каштанами). Сейчас наши пальчики превратятся в волшебных гномиков и помогут нам отыскать «сокровища», которые спрятала Лиза. (Дети достают из «сухого бассейна» прищепки).
Для чего же эти прищепки? Послушайте первую загадку:

  • Плаваю под мостиком
    И виляю хвостиком.
    По земле не хожу,
    Рот есть, да не говорю,
    Глаза есть — не мигаю,
    Крылья есть — не летаю. (Рыба).

Воспитатель достаёт бумажную заготовку рыбы без плавников и хвоста.
В.: Ребята, чего не хватает нашей рыбке? Давайте починим её с помощью прищепок, которые мы нашли. (Дети прикрепляют прищепки на место плавников и хвоста). Молодцы! Послушайте вторую загадку.

  • Зимой и леток одним цветом. (Ель).
    (Дети прикрепляют прищепки вместо иголок).
  • Всех лохматых расчесать,
    Кудри в косы заплетать,
    Делать модную причёску
    Помогает нам… (Расчёска).
    (Дети чинят поломанную расчёску. Вместо недостающих зубчиков прикрепляют прищепки).
  • Он в лесу живёт под ёлкой,
    Носит острые иголки.
    Ходит-бродит вдоль дорожек
    Весь колючий братец… (Ёжик).
    (Дети прикрепляют прищепки ёжику вместо иголок).
  • Ночью спрячется оно —
    Станет во дворе темно.
    Утром снова к нам в оконце
    Бьётся радостное… (Солнце).
    (Дети прикрепляют прищепки вместо лучиков).

В.: Мы отгадали все Лизины загадки. (Вновь пытается открыть сундучок, но не удаётся.)

  • Что такое? Как же так?
    Не открыть его никак!
    Сундучок мы отопрём,
    Если рисовать начнём.

Воспитатель выставляет на мольберт солнышко.
В.: Ребята, почему стало так светло и тепло? А на что похоже солнышко? Можно сказать, что оно похоже на цветок? Чем? А какое оно, солнышко? Если бы вы рисовали солнышко, с чего бы начали? После того как нарисуем круг, что следует нарисовать? Посмотрите, у меня солнышко есть, а у вас пока нет. Сейчас наши пальчики превратятся в волшебные карандашики, и каждый из вас себе нарисует солнышко, и тогда у нас будет ещё светлее и теплее. (Дети подходят к подносам с манной крупой и рисуют пальчиками солнышко на крупе).
В.: Ещё наши пальчики умеют рисовать в воздухе.

  • Мы кружок нарисовали,
    Наши пальчики устали.
    Мы руками потрясём
    И рисовать начнём. (Дети под музыку указательным пальчиком обводят в воздухе фигуры: круг, черту, волну, точку).
  • Вот и песенке конец!
    Сундучок наш, наконец,
    Свою крышку приподнял!
    Что же он от нас скрывал?
    Да здесь же сладости лежат
    Для ребят и для девчат!

Воспитатель открывает сундучок и обнаруживает в нём конфеты.

Заключительная часть

В.: Ребята, вы все молодцы! Вы выполнили все Лизины задания, ей очень понравилось у вас в гостях! А выполнить все задания нам помогли наши волшебные помощники — наши пальчики. Они обязательно должны трудиться, чтобы помочь язычку научиться хорошо говорить.
А теперь Лизе пора домой! Она прощается с нами. Давайте скажем ей до свидания!

  • До свиданья, до свиданья,
    Приходите к нам опять,
    До свиданья, до свиданья,
    Будем с Лизой мы играть!
    До свиданья, до свиданья,
    Приходите к нам ещё,
    До свиданья, до свиданья,
    Мы вас любим горячо!

Таблица: пример конспекта коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе

Тема

«Развитие мелкой моторики, навыков письма, артикуляторной моторики»

Цели

  • Создание положительного эмоционального фона,
  • развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности рук,
  • освоение элементов самомассажа,
  • развитие навыков письма и артикуляторной моторики.

Задачи

  • Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.
  • Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
  • Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
  • произвольное внимание;
  • логическое мышление;
  • зрительное и слуховое восприятие;
  • память;
  • речь;
  • умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;
  • контроль за собственными действиями.

Вводная часть

Психологический настрой.

  • Каждый день — всегда, везде,
    На занятиях, в игре
    Смело, чётко говорим
    И тихонечко сидим.

Сообщение темы занятия.
Загадка:

  • Пять да пять — родные братцы,
    Так все вместе и родятся.
    Если вскапываешь грядку,
    Держат все одну лопатку.
    Не скучают, а играют
    Вместе все в одни игрушки.
    А зимою всей гурьбою
    Дружно прячутся в теплушки.
    Вот такие «пять да пять»,
    Угадайте, как их звать? (Пальцы).

Дефектолог: Что же могут наши пальчики? (Держать карандаш, красиво рисовать, писать, строить из конструктора, лепить из глины и пластилина, шить, вышивать…). Наши пальчики могут всё, значит, они волшебные! Умелыми пальчики становятся не сразу. Мы с вами поможем быть пальчикам умелыми, мы будем выполнять упражнения, которые помогут вам научиться красиво писать, рисовать.
Разминка (зарядка) для рук (самомассаж).

  • Чтобы нам писать красиво
    И красиво рисовать,
    Пальчики должны размять,
    Сделать нужно упражнения,
    Чтобы пальцы укреплять.

Упражнение «Пила».
Цель: учить навыкам разминки кистей рук.
Оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Левая рука лежит на столе ладонью вверх, ребром правой ладони имитируем пиление по всей поверхности левой в направлении вверх-вниз. То же для другой руки. Можно аналогично выполнять и для тыльной стороны ладони.

  • Вверх ладошку подниму
    И пилить её начну.
    Не пугайся, ведь пила —
    Это правая рука.

Упражнение «Крутись, карандаш».
Цель: учить катать карандаш (или трубочку) по столу сначала одной рукой, а потом другой.
Упражнения с пальцами. Круговыми движениями большого и указательного пальцев разминать каждый пальчик, начиная от их кончиков:

  • Раз, два, три, четыре, пять —
    Будем пальцы разминать.
    Каждый пальчик разминаем
    И опять всё начинаем.
  • Пальчики мы разминаем
    И с большого начинаем
    Каждый пальчик разотрём —
    На другой руке начнём.

Основная часть

Упражнение «Раз копилка, два копилка».
Понадобится стеклянная банка или другая прозрачная ёмкость. В крышке прорезаем небольшие прямоугольные отверстия (одно большое — для предметов большего размера, другое поменьше — для предметов меньшего размера). Готовим разноцветные разные по диаметру пуговицы. Предлагаем ребёнку опускать в ёмкости пуговицы, как в копилку. Можно затем посчитать количество больших и маленьких пуговиц. Пуговицы можно заменить монетами.
Пальчиковая гимнастика «Птички» (расслабление мышц рук).

  • Две синички прилетели (машут кистями рук, изображая крылья),
    На ладошки дружно сели (показывают ладошки),
    Стали семечки клевать
    И тихонько напевать (стучат указательными пальчиками по ладошкам).
    Мы погладим нежно птичек (гладят ручки с обеих сторон)
    И отпустим невеличек (встряхивают кистями рук и машут ими, как крылышками).

Рисование линий:

  • «Прямые дорожки». Ребёнка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с неё и не отрывая карандаша от бумаги.
  • «Фигурные дорожки». Ребёнка просят провести фигурную дорожку, соединив линию штриховки. При прохождении дорожки воспитаннику следует стараться как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линий. Как и в предыдущем задании, карандаш не должен отрываться от бумаги и лист во время выполнения задания не переворачивается.

Заключительная часть

Упражнение «Волшебные очки» (развитие эмпатии друг к другу, повышение самооценки, М. В. Киселёва).
Дефектолог: Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки… Ой, какие вы все красивые, весёлые, умные!
Подходя к каждому воспитаннику, дефектолог называет всё то, в чём успешен был ребёнок сегодня на занятии.

Диагностика развития мелкой моторики рук в детском саду

Для правильного планирования работы педагог должен проводить диагностику развития мелкой моторики воспитанников ДОУ. Диагностика проводится по следующим критериям:

  • Статические нагрузки на мускулатуру кисти рук. Выполняются упражнения, в которых ребёнок должен удерживать пальцы в определённом положении при счёте до 10.
  • Динамические нагрузки. Даются задания с ножницами и по ровному отрыву бумаги (проверяется скоординированная работа обеих рук).
  • Тактильные ощущения. Дошкольник должен уметь определить методом ощупывания форму предмета и материал, из которого он сделан: металл, стекло, пластмасса, дерево.
  • Величина тонуса мышц кистей рук. Упражнение на сжатие двумя или одной рукой какого-то предмета, можно сжимать ладонь воспитателя.
  • Умение координировать движения руки. Вдевание нити в ушко иголки, упражнение на быструю смену двух статических положений кисти руки (кулак — ребро).
  • Работа щепоти руки. Анализируется, как ребёнок держит ручку, в какой руке, когда пишет; получается ли выполнить растирание комочка соли кончиками пальцев.

Все диагностические упражнения выполняются детьми после показа воспитателем. Желательно фиксировать информацию в непринуждённой обстановке, создавая игровые ситуации.

Развитие мелкой моторики начинается с первых месяцев жизни. Каждый новый предмет ребёнок стремится потрогать, подвигать, даже попробовать на вкус. Эти действия заложены самой природой. Взрослым нужно только помочь маленькому человеку получить больше информации из окружающего мира, научить его правильно двигаться, развивать речь, воспитывать характер. Ведь от этого зависит интеллектуальное и творческое развитие личности. И родители, и воспитатели должны сделать всё необходимое, чтобы ребёнок смог полностью раскрыть свой потенциал и в будущем стал успешным человеком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика мелкой моторики дошкольников

Диагностика мелкой моторики дошкольников (по Н. В. Нищевой)...

Развитие мелкой моторики дошкольников

Развитие мелкой моторики...

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Волшебные пальчики» (для детей 3-4 лет)

Настоящая программа является авторской программой, социально-психологической направленности  и реализуется в детском саду с учётом образовательной программы дошкольного образования.Для реализации...

Проект по самообразованию по теме: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Проект по самообразованию по теме:«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ  ДОШКОЛЬНИКОВ»...

"Развитие мелкой моторики дошкольников в контексте системы М. Монтессори"

Материал по теме "Развитие мелкой моторики дошкольников в контексте системы М. Монтессори" раскрывает особенности использования дидактического материала системы М. Монтессори в развитии мелкой мо...