Консультация для воспитателей "Творческое рассказывание"
консультация по развитию речи
Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда появляется достаточный запас знаний об окружающем мире. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем; возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного превращается в творческое (Л.С. Выготский).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskoe_rasskazyvanie.docx | 22.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческое рассказывание.
Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда появляется достаточный запас знаний об окружающем мире. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем; возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного превращается в творческое (Л.С. Выготский).
Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, Н.А. Орлановой, О.С. Ушаковой, Л.М. Ворошниной, Э.П. Коротковой, А.Е. Шибицкой и др., разработавшими тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения. Творческое рассказывание детей требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.
Словесное творчество - наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Особенности творческого рассказывания в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на свой прошлый опыт, облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку; точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. В основе словесного творчества, отмечает О.С. Ушакова, лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы. Словесное творчество она рассматривает как деятельность, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений - рассказов, сказок, стихов.
Словесное творчество детей выражается в различных формах: сочинении рассказов, сказок, описаний; сочинении стихотворений, загадок, небылиц; словотворчестве (создании новых слов - новообразований).
Условия успеха детей в творческой деятельности: постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни; обогащение и активизацию словаря; умение детей владеть культурой связного высказывания, знать композицию повествования; правильное понимание детьми задания: создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).
Виды классификации творческих рассказов: сказки; описания природы, сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев). Чаще всего дети создают контаминированные тексты, поскольку им трудно давать описание, не включая в него действие, а описание сочетается с сюжетным действием.
Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера. Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно.
Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной сказки происходит поэтапно.
- На первом этапе в речевой деятельности дошкольников активизируется запас известных указок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов.
- На втором этапе под руководством воспитателя осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования сюжета (композиция, традиционный зачин и концовка). Воспитатель обращается к приемам совместного творчества: выбирает тему, называет персонажей - героев будущей сказки, советует план, начинает сказку, помогает вопросами, подсказывает развитие сюжета.
- На третьем этапе предлагается придумать сказку по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно выбрать тему, сюжет, персонажей.
Связные высказывания типа рассуждений.
Рассуждение является наиболее сложным типом монологической речи и характеризуется использованием достаточно сложных языковых средств. Основой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразные связи и отношения реального мира. В исследованиях С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурия показано, что ребенок рано начинает подмечать элементарные причинные зависимости и делать выводы. Уже в 4 года 4 мес. у некоторых детей наблюдается понимание причин и следствия явлений. Развитие понимания причинности связано с наблюдением конкретных ситуаций, объяснением содержания картинок. В старшем дошкольном возрасте дети пользуются простейшими речевыми формами рассуждений, главным образом в виде сложноподчиненного предложения с придаточным причины с союзом потому что.
Формы работы с детьми:
- обучение их целостным связным рассуждениям, состоящим из тезиса, доказательства и выводов;
- формирование умений вычленять существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов;
- использование различных языковых средств для связи смысловых частей (потому что, так как, поэтому, значит, следовательно);
- употреблять при доказательстве слова во-первых, во-вторых, включать элементы рассуждения в другие типы высказываний (контаминация).
В процессе общения создаются ситуации, требующие разрешения определенных проблем, побуждающие детей пользоваться объяснительно-доказательной речью. Для этого можно использовать:
- труд детей в природе (в уголке природы дети определяют состояние почвы, листьев комнатных растений и выясняют необходимость их полива; определяют влияние влаги и света на рост и развитие растений);
- наблюдения за сезонными изменениями в природе, объяснение зависимостей, существующих в природе;
- обследование предметов, их качеств, свойств (что тонет в воде и почему? из какой ткани шьют летнюю, зимнюю одежду и почему?);
- конструктивно-строительные задания (собрать по схеме конструкцию и объяснить, как собирал, что получилось; построить мост через реку, железную дорогу, объяснить, какие детали отобрал и почему);
- классификацию иллюстраций и картинок в книжном уголке, объединение картинок в одну группу;
- объяснение правил настольно-печатных, подвижных, словесных игр.
Обучение высказываниям типа рассуждений на занятиях целесообразно начинать с опорой на предметные действия, наглядный материал, постепенно переходя к заданиям на вербальной основе. Можно использовать:
1. Создание проблемных ситуаций с опорой на наглядный материал:
а) складывание детьми разрезных картинок и объяснение своих действий. Цель задания: развивать логическое мышление, закреплять умение составлять целое из частей; упражнять в объяснительной речи;
б) выстраивание серии сюжетных картинок в определенной последовательности в зависимости от развития сюжета, времени суток и др. Игры типа «Разложи и объясни». Цель: учить устанавливать логическую последовательность событий, пользоваться при доказательстве союзами так как, если - то, словами во-первых, во-вторых, заканчивать рассуждение выводом, начинающимся словами значит, поэтому;
в) определение несоответствия явлений, изображенных на картинке, выделение нелогичных ситуаций (игра «Небылицы в картинках»). Цель: учить определять нарушения в логике событий, делать умозаключения, используя для выражения логических связей сложноподчиненные предложения, в процессе аргументирования использовать слова во-первых, во-вторых. Детям предлагают картинки с изображением несуществующих животных, с нарушением закономерностей сезонных явлений; они рассуждают, бывает так или нет, почему;
г) выявление причинно-следственных отношений между объектами, изображенными на картинке. Цель: учить устанавливать причинно-следственные отношения между объектами, выражать эти отношения соответствующими средствами связи (потому что, так как, если - то), для перечисления аргументов использовать во-первых, во-вторых. Детям предлагаются картинки, они рассказывают, что случилось, почему, можно так делать или нет, почему;
д) классификация картинок по родам и видам в играх типа «Убери лишнюю». Цель задания: продолжать учить доказательству и способам связей смысловых частей рассуждений;
е) отгадывание загадок с опорой на картинку в играх «Найди отгадку». Цель: выделять все признаки, указанные в загадке, объединять их в доказательстве, последовательно располагать аргументы, использовать необходимые средства внутритекстовой связи.
2. Задания на вербальной основе:
а) беседы по содержанию произведений художественной литературы с обсуждением положительных и отрицательных поступков героев, их мотивов;
б) речевые логические задачи. Цель: развивать умение устанавливать зависимость, рассказывать об этом, определять цель рассуждения, выделять его структурно-смысловые части; продолжать учить пользоваться способами связи смысловых частей рассуждения;
в) объяснение пословиц, загадывание и отгадывание загадок без опоры на наглядный материал. Цель: закреплять умение строить целостное рассуждение, состоящее из тезиса, доказательств и выводов, использовать разные способы связи смысловых частей;
г) составление высказываний-рассуждений на предложенную тему («Почему улетают перелетные птицы?»).
В процессе обучения используют образец построения рассуждения, план, отражающий его структуру, модель, подсказ способов связи фраз и смысловых частей.
Целесообразно также использовать приемы из системы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Такие ее элементы, как системность (часть - целое), развитие (было - не было), противоречие (хороший - плохой), вовлекают детей в поиски доказательств, направлены на развитие их логического мышления и творческих способностей. Положительное влияние на развитие речи - рассуждения оказывают алгоритмы и модели разрешения противоречий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "УЧИМ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ!"
Связная речь - общая задача развития речи детей дошкольного возраста. Обучая ребёнка рассказыванию, самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, взрослый помогает ему находить...
Консультация для воспитателей Рассказывание сказки детям используя прием "Выворачивание наизнанку"
Рассказывание сказки используя прием "Выворачивание наизнанку"Автор: Белоногая Юлия АркадьевнаОписание: "Выворачивание наизнанку" - прием, который включает в себя переиначивание известной ск...
Консультация для воспитателей "Рассказывание сказок"
В консультации рассказывается как воспитатель готовиться к рассказыванию произведенний художественой литературы детям дошкольного возраста....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ»...
Консультация "Обучение детей рассказыванию по картинке"
Цель: Научить рассматривать картину, формировать умение замечать в ней самое главное....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ»
Составление рассказов по картине относится к рассказыванию с иллюстративным материалом. В детском саду для обучения детей рассказыванию используются как предметные («Куры», «Козы&raq...
Консультация "Методика обучения рассказыванию по картине"
Консультация для педагогов...