Консультация для воспитателей "Рассказывание сказок"
консультация по развитию речи на тему
В консультации рассказывается как воспитатель готовиться к рассказыванию произведенний художественой литературы детям дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рассказывание сказок | 18.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Рассказывание сказок.
Занятие по ознакомлению детей произведениями художественной литературы требует от педагога тщательной подготовки к ним. Предварительное знакомство воспитателя со сказкой предполагает всесторонний её анализ. Условно можно выделить два направления анализа:
1. Содержательно – методический. Педагог должен определить, что ребёнок сумеет понять сам, а на что следует обратить его внимание ; как делать, что бы малыш понял смысл произведения, его мораль, полюбил героев и старался подражать им в добрых делах ,от души смеялся над их забавными приключениями и выдумками .
2. Языковой. Этот анализ предполагает выборку из сказки слов, фраз, диалогов, повторения которых обогатить речь детей образцами языка художественной литературы, будет способствовать тому , что бы они стали достоянием собственной речи ребёнка .
Работа воспитателя, обеспечивающая полноценное восприятие и запоминание ребёнком сказки, предполагает несколько этапов : подготовка к занятию, начало занятия, рассказывание сказки и беседа по её содержанию , заключительная часть занятия .
Учитывая своеобразие рассказывания, воспитатель проводит серьёзную выборочную работу, упрощает повествование, сокращает количество эпизодов, уточняет употребление образных средств, иногда меняет сюжет сказки. Рассказчик , связывает воедино события , должен всё время мысленно видеть чередующиеся картины , изменения в поведении героев . В форме свободного изложения он последовательно передаёт главное .
Воспитатель часто связывает рассказывание с задачами развития речи детей, а потому он может нарочно изменять синтаксическую структуру фраз взятого им произведением. Что бы дети, которые слышали уже рассказывание его и помнят, синтаксические формы подменны, могли усвоить синтаксические синонимы, например, драматическое произведение воспитатель может передать не в форме диалога, а с помощью косвенной речи. Воспитатель – рассказчик должен всегда заботиться о выразительной стороне своего рассказывания. Когда воспитатель сам увлечён передаваемым, дети, затаив дыхание слушают сказку. Свободный пересказ сказки не исключает хорошего знания наизусть типично сказочных фраз, постоянных эпитетов, зачинов, припевов, например: «В некоем царстве, в некоем государстве жил – был …..», «Мало ли, много ли тому времени прошло: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается …». Это способствует воссозданию колорита произведения , воспитывает у детей стилистическую чуткость , настраивая слушателей на определённый эмоциональный лад .
Язык рассказчика должен изменяться в зависимости от содержания сказки и, особенно от возраста детей. Меньше дети – проще язык, короче фраз. Однако конструкции фраз воспитателя должны быть всегда чуть-чуть сложнее, чем те, которые уже усвоены детьми данного возраста. Нельзя, например, опускать обособленные обороты в средней группе, не пользоваться косвенной речью. С детьми надо говорить правильным литературным языком, а не отпускаться до их речевого уровня. В процессе рассказывания можно вводить новые слова и тут же давать им толкование , например : трап – лестница на корабле и т.д.
Существуют такие произведения, которые надо передавать почти дословно, что бы не нарушить их художественное своеобразие, органическую связь всех частей . Такова «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина .
Рассказывание сказки непременно включает элементы театрализации: воспитатель заботится о соответствии интонации, мимики, жестов. Подготовка к рассказыванию состоит в следующем :
1. Воспитатель внимательно перечитывает текст выбранного им произведения;
2. Намечает те места, которые можно сократить, без искажения смысла;
3. Намечает те фразы, которые целесообразно заменить синонимами;
4. Производит обычную рабочую разметку интонации текста: паузы, логические ударения, темп, тембр голоса;
5. Продумывает элементы артистичности своего выступления перед детьми – мимику, жесты; отмечает места текста, которые будет петь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей Рассказывание сказки детям используя прием "Выворачивание наизнанку"
Рассказывание сказки используя прием "Выворачивание наизнанку"Автор: Белоногая Юлия АркадьевнаОписание: "Выворачивание наизнанку" - прием, который включает в себя переиначивание известной ск...
Консультация для воспитателей «Особенности сказок как народных средств воспитания»
Консультация для воспитателей «Особенности сказок как народных средств воспитания»...
Консультация для воспитателей: «Использование сказок для формирования познавательного интереса дошкольников».
«Использование сказок для формирования познавательного интереса дошкольников»....
Консультация для родителей на тему: "Обучение детей сочинению и рассказыванию сказок"
Данный материал позволит вам познакомить родителей со спецификой значимостью и основными аспектами обучения детей составления творческих рассказов....
Консультация для воспитателей «Моделирование сказок с использованием блоков Дьенеша»
использование блоков Дьеныша в придумывание сказок с детьми...
Консультация для родителей «Мнемотехника при обучении рассказыванию сказок»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Роль чтения и рассказывания сказок для развития речи ребенка»
Слушая рассказы и сказки, дети познают точность слова, перед ними раскрывается меткость и выразительность родного языка....