«Развитие коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста»
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)
Одной из задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникативности, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.
По определению известного психолога Р. С. Немова, коммуникативные способности – это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность.
Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека.
Если в семье, во дворе, в группе отношения напряженные – ребенок может уйти в себя и замкнуться. Всем нам приходится иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как застенчивость, замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми.
Последствия этих личностных особенностей могут быть удручающими: отказ от встреч с новыми людьми, ограничение круга друзей и знакомых; невозможность выразить свое мнение и отстоять свои права; боязнь людей, особенно тех, от которых исходит, по мнению ребенка, какая-то эмоциональная угроза и т. д.
Помочь ребенку преодолеть это, сформировать у него желание общаться – задача психолога, воспитателя и родителей.
Основная цель, которую я ставлю перед собой: формирование коммуникативных навыков через игру.
Поэтому задачи моей работы:
1. Помочь ребенку осознать свои характерные особенности, приобрести уверенность в себе;
2. Учить согласовывать свои действия с действиями партнера;
3. Развивать умение устанавливать и поддерживать контакты;
4. Воспитывать самостоятельность в бытовой деятельности, в игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_ped.sovet_.pptx | 788.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Социально-коммуникативная компетентность – это готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.
Основные направления в образовательной работе по социальному развитию дошкольников: - развитие игрового взаимодействия дошкольников; - общение со сверстниками; - взаимодействие дошкольников в НОД; - усвоение социальных норм и правил.
Основные принципы дошкольного образования, направленные на формирование личностных качеств дошкольника и его адаптацию к социуму: - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; - учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Содержание программ по социально- коммуникативному развитию должно быть направлено на: - на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; - на развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; - на становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; - на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; - на формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; - на формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; - на формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Требования ФГОС ДО к основным компетенциям педагога: - обеспечение эмоционального благополучия ребёнка; - поддержка индивидуальности и инициативы детей; - установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях; - построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника; - организация сотрудничества с родителями воспитанников.
Инновационные формы работы с родителями: - совместные образовательные проекты, а также семейные и межсемейные ; - вечера вопросов и ответов; - родительские гостиные; - тренинги по запросам родителей; - клубы по интересам; - родительские конференции; - совместное творчество родителей, детей и педагогов; - творческие выставки и фотовыставки; - тематические вечера и викторины; - совместные досуги; - видеоинтервью и мультимедийные презентации; - выпуск семейных газет и книжек-малышек; - совместное создание мини-музеев.
Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий: - создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви; - обучение умению слушать и слышать другого; - развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении; - развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях; - обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано; - воспитание доброжелательного отношения к сверстникам; - формирование чувства симпатии между участниками общения; - объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие; - обучение умению детей владеть собой; - развитие умения анализировать ситуацию; - целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.
Требования к результатам (Целевые ориентиры по ФГОС ДО): - ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; - ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; - ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; - ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; - ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; - ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.; - может контролировать свои движения и управлять ими.
Рекомендуемые инновационные формы работы с детьми по «Социально-коммуникативному развитию» по ФГОС: Младший дошкольный возраст: - Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания. - Организация сюжетных игр. - Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ. - Простейшие поисковые и проблемные ситуации. - Игры с моделированием. - Литература и игра (чтение).
Средний дошкольный возраст: - Организация сюжетно-ролевых игр. - Вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов. - Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач. - Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры.
Старший дошкольный возраст: - Ситуационные задачи, их широкая вариативность. - Использование метода проектов. - Использование метода коллекционирования. - Использование театрализованной деятельности. - Использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков (форма коротких стихов) - Самостоятельная деятельность детей.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Овладение коммуникативной компетенцией детей дошкольного возраста"
Об обучении иностранному языку на раннем этапе....
"Развитие социально - коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста"
Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста это не просто важная, составляющая воспитание, но и необходимый элемент без которого невозможно формирование полноценной личности ребенк...
Развитие социально-коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста
Выступление на районном методическом объединении педагогов дошкольного образования...
«Педагогические условия формирования социально-коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста в условиях ДОО»
Следуя ФГОС ДО, одним из основных условий гармоничного развития ребёнка дошкольного возраста является развивающая предметно-пространственная среда. Предметно-пространственная развивающая среда в...
«Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
В последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается в неумении находить по...
Развитие социально-коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста
Доклад-презентация...
Статья "Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игровой деятельности"
Статья опубликована в сборнике XXII Международной научно-практической конференции "Психология и педагогика детства: векторы взаимодействия" (КГПУ им. В.П. Астафьева, 2020)....