Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в весенний лес"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Открытое занятие по развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе. | 22.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 5
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в весенний лес»
Подготовила воспитатель:
Шишкина Н.Н.
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в весенний лес»
Программное содержание: Уточнить, систематизировать и расширить представления детей о весенних изменениях в природе, формировать нормы поведения в природе, обогатить и активизировать словарь детей по теме, закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом; развивать мыслительную деятельность детей, слуховое внимание, умение делать выводы; развивать мелкую моторику рук; воспитывать интерес и любовь к родной природе, отзывчивость, доброту; желание беречь и охранять природу.
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Активизация словаря: Весна, весенние месяцы; приметы весны: ручьи , проталины, подснежники, смешанный, хвойный, лиственный .
Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за весенними признаками, чтение стихотворений и рассказов о весне, заучивание стихов, загадывание загадок, проговаривание чистоговорок, знакомство с жизнью лесных животных и птиц весной, рассматривание иллюстраций на тему, проведение дидактических игр «Доскажи словечко», «Назови ласково», «Детёныши животных».
Оборудование: Конверт с письмом от зайца, иллюстрации с изображением весны, магнитофон, флешка с аудиозаписью голоса птиц, ватман с изображением весенней полянки, мяч, вырезанная берёзка из бумаги с листочками, заготовки для изготовления подснежников.
Ход занятия:
Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Организационный момент.
- Ребята, отгадайте загадку:
Есть у радости подруга,
В виде полукруга.
На лице она живёт,
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится.
Грусть тоска её боится.
Что это? (улыбка)
- Подарим, друг другу улыбку и с хорошим настроением начнём занятие.
Воспитатель : Отгадайте ещё одну загадку
Зазвенели ручьи,
прилетели грачи.
В улей пчела
первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
когда это бывает?
Дети: (весной).
А у нас какое сейчас время года?
Воспитатель: Правильно, это весна – замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна.
Сюрпризный момент: Стук в дверь (письмо)
Воспитатель: Ребята нам письмо. Интересно от кого оно? Читает: (Дорогие ребята, помогите мне, я никак не пойму, пришла ли весна или всё ещё зима продолжается. Пора ли мне менять белую шубку на серую). Подпись: С уважением: Заяц.
Воспитатель: Ну, что ребята, поможем Зайцу?
Дети: Конечно, поможем!
Воспитате ль: Для этого нам нужно отправиться в лес. Ребята, вы хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами! (дети – «Да!»)
Но сначала давайте вспомним правила поведени в лесу
Дети читают стихотворение «Лесные правила»
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь:
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять;
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Воспитатель: Дети, а почему нельзя разводить костёр?
Дети: Может случиться пожар.
Воспитатель: Правильно, а кого и что в лесу?
Дети: Растения, зверей и птиц , насекомых.
Воспитатель: Растения живые?
Дети: Да.
Воспитатель: Почему?
Дети: Они растут, питаются и у них появляются детки побеги.
Воспитатель: Ребята, что же нам надо сделать, чтобы не потеряться?
Дети: Держатся вместе.
Воспитатель: Теперь вы знаете, друзья,
Что нельзя делать в лесу и как не потеряться.
Воспитатель. Теперь возьмёмся за руки, а чтобы попасть в волшебный лес, произнесём магические слова. (Звучит музыка, дети берутся за руки, следуя змейкой за воспитателем, проговаривают слова).
Мы идём к лесной опушке
Поднимаем ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через веточки, пенёчки.
Звучит музыка (аудиозапись «Голоса леса»)
Какой мягкий мох! Идем по нему неслышно, на носочках. Слушайте и наслаждайтесь чистым воздухом леса. Когда воздух чистый хочется глубоко вздохнуть, расслабиться, снять напряжение.
Воспитатель:
Здравствуй лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты не видишь, мы свои!
Воспитатель: Ребята, в какой лес мы с вами пришли?
Дети: Весенний, красивый, таинственный, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный, прекрасный, густой, солнечный.
Лес - это дом для зверей, птиц и насекомых. Лес приносит нам пользу: дает древесину, лекарства, грибы, ягоды, орехи. В лесу мы отдыхаем, наслаждаемся природой. Лес - наше богатство. Берегите лес!»
Воспитатель. В лесу много деревьев. А давайте мы с вами превратимся в деревья.
Упражнение «Расскажи стихи руками». Дети имитируют движения.
Станем мы деревьями Сильными, большими | Ноги на ширине плеч, руки на поясе |
Ноги – это корни, Их расставим шире | Раздвигают ноги шире |
Чтоб держали дерево, Падать не давали | Сжатый кулак ставим над другим кулаком |
Из глубин далеких Воду доставали | Наклоняются, складывают ладони чашечкой, разгибаются |
Тело наше – ствол могучий, | Раскрывают ладони, проводят вдоль тела сверху вниз |
Он чуть – чуть качается | Покачиваются из стороны в сторону |
И своей верхушкой острой | Складывают ладошки шалашиком, острым концом вверх |
В небо упирается | Поднимают соединенные руки вверх |
Наши руки – это ветви | Разжимают пальцы рук вверх, в сторону |
Крону вместе образуют | Смыкают пальцы над головой |
В кроне им совсем не страшно | Качают головой |
Когда ветры сильно дуют | качают поднятыми руками |
Пальцы веточками будут | Шевелят пальцами обеих рук |
Листья закрывают их | Прикрывают одну ладонь другой |
Как придет за летом осень Разлетятся листья вмиг | Поднимают вверх руки по очереди и разводят в стороны |
Воспитатель. Ребята, как называют лес, в котором растут деревья разных пород?
Дети. Смешанный лес.
Воспитатель: А лес, в котором растут только ёлки, сосны или кедры? Как называется?
Дети: Хвойный лес.
Воспитатель:Какой лес мы ещё не назвали?
Дети: Лиственный.
Воспитатель: Правильно. А какие лиственные деревья вы знаете?
Дети: берёза, клён, осина, липа, дуб.
Д.И. «Где растет дерево?». У детей карточки с изображением разных деревьев. По сигналу воспитателя они объединяются в хвойный, лиственный, смешанный лес.
Подходят к картинам (картинки с изображением
весених месяцев)
Воспитатель: - Какое время года изображено на картинках?
Дети: - Весна!
Воспитатель: Ребята ,а сколько месяцев продлится весна?
Дети. Три.
Воспитатель. Как они называются?
Дети. Март, апрель, май.
(Индивидуально спросить весенние месяцы)
Воспитатель: Скажите пожалуйста, на какой картинке изображён месяц март? Почему? (дети отвечают)
А теперь найдите апрель. (ответы детей)
Кто покажет, где май? Почему? ( дети доказывают)
Воспитатель: - Ребята вы знаете, что у каждого слова есть слова-родственники. Например слова-родственники к слову "лес"- лесочек, лесничий, лесовик, лесной. А сейчас найдите родственников к слову «весна» (весняночка, веснушки, весенние и т. д.). О чём можно сказать «весенний»? (ручей, дождь, день, сад, цветок). «Весенняя»? (вода, лужа, капель, проталинка, река,погода). «Весеннее»? (облако, настроение, солнце, небо, утро) Придумайте определения к слову «весна». Какая она? (тёплая, красивая, добрая, ранняя, солнечная).
Как можно ласково назвать солнце? (солнышко). Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите,какая красивая полянка!
Сколько на ней цветов.
Давайте мы с вами вдохнем аромат этих цветов. Посмотрите, как я это сделаю. Медленно вдохнуть воздух через нос, задержать дыхание, и на выдохе скажем: «Как вкусно пахнут цветы».
Давайте сядем поудобней на полянке и продолжим нашу беседу.
Воспитатель: Ребята, а какая птица открывает весну? (загадывает загадку)
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на пашне вскачь
И зовется птица… грач.
Почему в народе так говорят: «Грач открывает весну»? (В марте к нам возвращаются грачи, Они ходят по проталинам ищут оттаявших жучков и червячков, и начинают строить гнезда на деревьях).
Каких весенних певцов вы знаете еще? Отгадайте загадку:
На шесте – дворец,
Во дворе – певец,
А зовут его…Скворец
Воспитатель: - Как называется домик у скворца? Дети отвечают (скворечник)
Воспитатель. Давайте назовем птиц ласково.
Д.И. «Назови ласково»
Воробей – воробышек, воробышки,
ворона – вороненок, воронята,
кукушка – кукушонок, кукушата,
журавль – журавленок, журавлята,
скворец – скворчонок, скворчата,
стриж – стрижонок, стрижата,
аист – аистенок, аистята,
лебедь – лебеденок, лебедята
Воспитатель: А как меняется жизнь у животных весной? (У них появляются детки)
Давайте поиграем в игру. Я буду называть животных и кидать вам мячик, а вы их детенышей.
(Весной у волчицы - волчонок, у зайчихи - зайчонок, у медведицы -медвежонок, у лисы - лисенок, у белки -бельчонок, у ежа - ежонок, у лося - лосёнок, у оленя - оленёнок, у барсука - барсучонок, у тигра - тигрёнок.)
Воспитатель: - Молодцы ребята.
Продолжаем наше путешествие.
Посмотрите у нас на пути стоит вот такая грусная березка, давайте нарядим её в красивый весенний наряд. А для этого нам надо назвать признаки весны.
Кто назовёт весенний признак, приклеивает один зелёный листок на берёзку.
(Дети называют признаки и наклеивают листочки)
Молодцы, ребята! Вот наша берёзка и повеселела.
Воспитатель: Дети скажите пожалуйста, а какие первые цветы мы можем встретить весной в лесу? ( дети называют)
Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами сделаем оригами «Подснежники» и подарим их нашим гостям. Для этого нам нужно вернуться в детский сад.
Возьмёмся за руки и произнесём магические слова
Мы идём в наш детский сад
Через кустики и кочки
Через веточки, пенёчки.
Вот мы и вернулись в нашу группу.
Сейчас я вам покажу как делать подснежник, а затем вы сами самостоятельно попробуете его изготовить .
Итог НОД
Воспитатель: Ребята наше занятие подошло к концу. Что вам больше всего понравилось и запомнилось? (ответы детей).
Вы сегодня очень старались. Показали свои знания, были дружными и помогли зайцу понять, что наступила весна. И заяц нам за это, подарки оставил (корзинка с конфетами).
А теперь подарите свое подснежники гостям и будите угощаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в страну Красивой речи"
Цель: 1. Формировать умения обобщать, классифицировать. Задачи: Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх. Упражнять в делении слова на слоги, в ...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»
Цели:1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.4. форм...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в Страну Красивой речи"
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года.Задачи:Об...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну"...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»
Знакомство детей с различными жанрами устного народного творчества....
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...