Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в весенний лес"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шишкина Наталья Николаевна

Открытое занятие по развитию речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад  № 5

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в весенний лес»

                                                                         

 Подготовила  воспитатель:

                                                                                              Шишкина Н.Н.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в весенний лес»

Программное содержание: Уточнить, систематизировать и расширить представления детей о весенних изменениях в природе, формировать нормы поведения в природе, обогатить и активизировать словарь детей по теме, закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом; развивать мыслительную деятельность детей, слуховое внимание, умение делать выводы; развивать мелкую моторику рук;  воспитывать интерес и любовь к родной природе, отзывчивость, доброту; желание беречь и охранять природу.

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Активизация словаря: Весна, весенние месяцы; приметы весны:  ручьи , проталины, подснежники, смешанный, хвойный, лиственный .

Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за весенними признаками, чтение стихотворений и рассказов о весне, заучивание стихов, загадывание загадок, проговаривание чистоговорок, знакомство с жизнью лесных животных и птиц весной, рассматривание иллюстраций на тему, проведение дидактических игр «Доскажи словечко», «Назови ласково», «Детёныши животных».

Оборудование: Конверт с письмом от зайца, иллюстрации с изображением весны, магнитофон, флешка с аудиозаписью голоса птиц, ватман с изображением весенней полянки, мяч, вырезанная берёзка из бумаги с листочками, заготовки для изготовления подснежников.

Ход занятия:

 Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с нашими гостями.

      Организационный момент.

- Ребята, отгадайте загадку:

Есть у радости подруга,

В виде полукруга.

На лице она живёт,

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится.

Грусть тоска её боится.

Что это? (улыбка)

- Подарим, друг другу улыбку и с хорошим настроением начнём занятие.

Воспитатель :  Отгадайте ещё одну загадку

Зазвенели ручьи,

прилетели грачи.

В улей пчела

первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

когда это бывает?

Дети: (весной).

А у нас какое сейчас время года?

Воспитатель: Правильно, это весна – замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна.  

Сюрпризный момент: Стук в дверь (письмо)

Воспитатель: Ребята нам письмо. Интересно от кого оно? Читает: (Дорогие ребята, помогите мне, я никак не пойму, пришла ли весна или всё ещё зима продолжается. Пора ли мне менять белую шубку на серую). Подпись: С уважением: Заяц.

Воспитатель: Ну, что ребята, поможем Зайцу?

Дети: Конечно, поможем!

Воспитате ль: Для этого нам нужно отправиться в лес.  Ребята, вы хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами! (дети – «Да!»)

Но сначала давайте вспомним правила поведени в лесу

Дети читают стихотворение «Лесные правила»

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь:

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать,

Зря цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять;

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Воспитатель: Дети, а почему нельзя разводить костёр?

Дети: Может случиться пожар.

Воспитатель: Правильно, а кого и что в лесу?

Дети: Растения, зверей и птиц , насекомых.

Воспитатель: Растения живые?

Дети: Да.

Воспитатель: Почему?

Дети: Они растут, питаются и у них появляются детки побеги.

Воспитатель: Ребята, что же нам надо сделать, чтобы не потеряться?

Дети: Держатся вместе.

Воспитатель: Теперь вы знаете, друзья,

Что  нельзя делать в лесу и как не потеряться.

Воспитатель. Теперь возьмёмся за руки, а чтобы попасть в волшебный лес, произнесём магические слова. (Звучит музыка, дети берутся за руки, следуя змейкой за воспитателем, проговаривают слова).

Мы идём к лесной опушке

Поднимаем ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через веточки, пенёчки.

         Звучит музыка (аудиозапись «Голоса леса»)

Какой мягкий мох! Идем по нему неслышно, на носочках. Слушайте и наслаждайтесь чистым воздухом леса. Когда воздух чистый хочется глубоко вздохнуть, расслабиться, снять напряжение.

Воспитатель:

Здравствуй лес, дремучий лес

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи,

Ты не видишь, мы свои!

Воспитатель: Ребята, в какой лес мы с вами пришли?

Дети: Весенний, красивый, таинственный, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный, прекрасный, густой, солнечный.

Лес - это дом для зверей, птиц и насекомых. Лес приносит нам пользу: дает древесину, лекарства, грибы, ягоды, орехи. В лесу мы отдыхаем, наслаждаемся природой. Лес - наше богатство. Берегите лес!»

Воспитатель. В лесу много деревьев. А давайте мы с вами превратимся в деревья.

Упражнение «Расскажи стихи руками». Дети имитируют движения.

Станем мы деревьями

Сильными, большими

Ноги на ширине плеч, руки на поясе

Ноги – это корни,

Их расставим шире

Раздвигают ноги шире

Чтоб держали дерево,

Падать не давали

Сжатый кулак ставим над другим кулаком

Из глубин далеких

Воду доставали

Наклоняются, складывают ладони чашечкой, разгибаются

Тело наше – ствол могучий,

Раскрывают ладони, проводят вдоль тела сверху вниз

Он чуть – чуть качается

Покачиваются из стороны в сторону

И своей верхушкой острой

Складывают ладошки шалашиком, острым концом вверх

В небо упирается

Поднимают соединенные руки вверх

Наши руки – это ветви

Разжимают пальцы рук вверх, в сторону

Крону вместе образуют

Смыкают пальцы над головой

В кроне им совсем не страшно

Качают головой

Когда ветры сильно дуют

качают поднятыми руками

Пальцы веточками будут

Шевелят пальцами обеих рук

Листья закрывают их

Прикрывают одну ладонь другой

Как придет за летом осень

Разлетятся листья вмиг

Поднимают вверх руки по очереди и разводят в стороны

Воспитатель. Ребята,  как называют лес, в котором растут деревья разных пород?

Дети. Смешанный лес.

Воспитатель: А лес, в котором растут только ёлки, сосны или кедры? Как называется?

Дети: Хвойный лес.

Воспитатель:Какой лес мы ещё не назвали?

Дети: Лиственный.

Воспитатель: Правильно. А какие лиственные деревья вы знаете?

Дети: берёза, клён, осина, липа, дуб.

Д.И. «Где растет дерево?». У детей карточки с изображением разных деревьев. По сигналу воспитателя они объединяются в хвойный, лиственный, смешанный лес.

 Подходят к картинам (картинки с изображением

весених месяцев)

Воспитатель: - Какое время года изображено на картинках?

Дети: Весна!

Воспитатель: Ребята ,а сколько месяцев продлится весна?

Дети. Три.

Воспитатель. Как они называются?

Дети. Март, апрель, май.

(Индивидуально спросить весенние месяцы)

Воспитатель: Скажите пожалуйста, на какой картинке изображён месяц март? Почему? (дети отвечают)

А теперь найдите апрель. (ответы детей)

Кто покажет, где май? Почему? ( дети доказывают)

Воспитатель: - Ребята вы знаете, что у каждого слова есть слова-родственники. Например слова-родственники к слову "лес"- лесочек, лесничий, лесовик, лесной. А сейчас найдите родственников к слову «весна» (весняночка, веснушки, весенние и т. д.). О чём можно сказать «весенний»(ручей, дождь, день, сад, цветок)«Весенняя»(вода, лужа, капель, проталинка, река,погода)«Весеннее»(облако, настроение, солнце, небо, утро) Придумайте определения к слову «весна». Какая она? (тёплая, красивая, добрая, ранняя, солнечная).

Как можно ласково назвать солнце? (солнышко). Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите,какая красивая полянка!

Сколько на ней цветов.

 Давайте мы с вами вдохнем аромат этих цветов. Посмотрите, как я это сделаю. Медленно вдохнуть воздух через нос, задержать дыхание, и на выдохе скажем: «Как вкусно пахнут цветы».

Давайте сядем поудобней на полянке и продолжим нашу беседу.

Воспитатель: Ребята, а какая птица открывает весну(загадывает загадку)

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день на пашне вскачь

И зовется птица… грач.

Почему в народе так говорят«Грач открывает весну»? (В марте к нам возвращаются грачи, Они ходят по проталинам ищут оттаявших жучков и червячков, и начинают строить гнезда на деревьях).

Каких весенних певцов вы знаете еще? Отгадайте загадку:

На шесте – дворец,

Во дворе – певец,

А зовут его…Скворец

Воспитатель: - Как называется домик у скворца? Дети отвечают (скворечник)

Воспитатель. Давайте назовем птиц ласково.

 Д.И. «Назови ласково»

Воробей – воробышек, воробышки,

ворона – вороненок, воронята,

кукушка – кукушонок, кукушата,

журавль – журавленок, журавлята,

скворец – скворчонок, скворчата,

стриж – стрижонок, стрижата,

аист – аистенок, аистята,

лебедь – лебеденок, лебедята

Воспитатель: А как меняется жизнь у животных весной? (У них появляются детки) 

Давайте поиграем в игру. Я буду называть  животных и кидать вам мячик, а вы их детенышей.

 (Весной у волчицы - волчонок, у зайчихи - зайчонок, у медведицы -медвежонок, у лисы - лисенок, у белки -бельчонок, у ежа - ежонок, у лося - лосёнок, у оленя - оленёнок, у барсука - барсучонок, у тигра - тигрёнок.)

 Воспитатель: - Молодцы ребята.

Продолжаем наше путешествие.

 Посмотрите у нас на пути стоит вот такая грусная березка, давайте нарядим её в красивый весенний наряд. А для этого нам надо назвать признаки весны.

Кто назовёт весенний признак, приклеивает один зелёный листок на берёзку.

(Дети называют признаки и наклеивают листочки)

Молодцы, ребята! Вот наша берёзка и повеселела.

Воспитатель: Дети скажите пожалуйста, а какие первые цветы мы можем встретить весной в лесу? ( дети называют)

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами сделаем оригами «Подснежники»  и подарим их нашим гостям. Для этого нам нужно вернуться в детский сад.

 Возьмёмся за руки и произнесём магические слова

Мы идём в наш детский сад

Через кустики и кочки

Через веточки, пенёчки.

Вот мы и вернулись в нашу группу.

 Сейчас я вам покажу как делать подснежник, а затем вы сами самостоятельно попробуете его изготовить .

Итог НОД

Воспитатель: Ребята наше занятие подошло к концу.   Что вам больше всего понравилось и запомнилось? (ответы детей).

  Вы сегодня очень старались. Показали свои знания, были дружными и помогли зайцу понять, что наступила весна. И заяц нам за это, подарки оставил (корзинка с конфетами).

А теперь подарите свое подснежники гостям и будите угощаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в страну Красивой речи"

Цель: 1. Формировать умения обобщать, классифицировать. Задачи:  Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.  Упражнять в делении слова на слоги, в ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цели:1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.4. форм...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности "Весенняя сказка"

Материал по итоговому материалу по развитию речевой активности детей в группе с детьми с ОВЗ....