Программа кружка "Говорушки"
материал по развитию речи (младшая группа)
Цель: Развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и мелкой моторики рук, а также создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhek_mladshaya_gruppa_1.docx | 493.31 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Общение ребенка в этом возрасте ситуативное, инициируется взрослым, неустойчивое, кратковременное. Трехлетний ребенок осознает свою половую принадлежность. Возникает новая форма общения с взрослым – общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную с взрослым познавательную деятельность. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольником заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. Во второй младшей группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.
В связи с этим возникает необходимость оказывать помощь детям второй младшей группы в форме кружка.
Программа кружка составлена для работы с детьми 3-4 лет.
Продолжительность одного занятия для группы детей –15-20 минут.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, в месяц 4-5 раз.
Цель: Развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и мелкой моторики рук, а также создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников.
Задачи:
1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции.
2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата
3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков).
4. Развивать движения кистей и пальцев рук.
5. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;
6. Развивать фонематические представления и навыки.
2.Ожидаемый результат:
• В конце цикла занятий у детей должна выработаться четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нѐба, щѐк);
• Выработка точных и четких движений кистей и пальцев рук;
• Сформированность правильного физиологического и речевого дыхания;
• Сформированность фонематических процессов.
3. Перспективно-тематическое планирование
Месяц | Тема/Цель: | Игры и упражнения |
Октябрь | Тема: «Веселый язычок». Цель: Формировать элементарное представление детей об органах артикуляции: рот, зубы, губы, язык и нёбо. Знакомство с основными движениями языка | 1. «Сказка о весёлом язычке» 2. Упр. на мелкую моторику «Кольцо», «Ушки», «Рожки», «Ножки шагают», «Очки». 3. Развитие дыхания: «Согрей ладошки». 4. Физкультминутка: «Вверх рука и вниз рука», 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори звук». |
Тема: «Осень, осень в гости просим» Цель: Добиваться длительного, непрерывного выдоха | 1. Артик. упр. для губ и языка с картинками («Улыбка», «Дудочка», «Заборчик») 2. Су-джок терапия. 3. Пальчиковая гимнастика: «Ветер северный подул» 4. Развитие дыхания игра: «Подуй на листик» 5. Физкультминутка: «Вверх рука и вниз рука», 6. Развитие фонематического слуха: «Послушаем звуки вокруг нас». | |
Тема: «Осень в лесу» Цель: Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука (А) | 1. Артикуляционное упражнение «Окошко». Игра «Кормление птенцов». 2. Су-джок терапия «Пальчики-зверушки» 3. Развитие дыхания: «Малыш заблудился и плачет». Вдох носом, на выдохе ртом пропеваем звук (А) 4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (А) Физкультминутка: «Вверх рука и вниз рука» 5. Развитие фонематического слуха: Упр. «Кто как кричит?» голоса домашних птиц. | |
Тема: «Дары осени». Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука (А) в словах | 1. Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье», «Оближем губки». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Что в корзинку положу» 3. Развитие дыхания: Игра «Успокой куклу» (А-А-А) 4. Автоматизация звука (А) в словах и предложениях. Физкультминутка: «Выросли деревья в поле». 5. Развитие фонематического слуха: «Громко-тихо». | |
Ноябрь | Тема: «Животные в гостях у ребят» Цель: Развивать речевой слух и речевую активность детей. | 1. Артикуляционное упражнение «Лошадка» 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Ёжик» 3. Развитие дыхания: Упражнение «Ладошки греем» 4. Упр. «Сдуй карандаш». 5. Развитие фонематического слуха: Упр. «Кто как кричит» (домашние животные). |
Тема: «Животные готовятся к зиме» Цель: Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука (У). Добиваться умения вытягивать губы вперёд трубочкой. | 1. Артикуляционные упражнения «Трубочка», «Хоботок». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Ёжик» (Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну). 3. Развитие дыхания. Вдох носом, на выдохе губы трубочкой и дуем на веточки. 4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (У) Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Высоко – низко». (У-у-у) -поёт медведь и (у-у-у) поёт птичка. | |
Тема: «Моя семья» Цель: Закрепление произношения звука (У). Добиваться длительного произнесения звука. | 1. Артикуляционное упражнение «Поезд». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Как у нас семья большая» 3. Развитие дыхания. «Подуем на игрушки» дуем , губы вытянуты. 4. Автоматизация звука (У) в словах и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори звук» | |
Тема: «Мой дом». Цель: Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука (И). Воспитывать у детей умение растягивать губы в улыбке, показывая верхние и нижние передние зубы. | 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Заборчик». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Посуда». Посуду моет наш Антошка, моет вилку, чашку, ложку, вымыл блюдце и стакан и закрыл покрепче кран. 3. Развитие дыхания. Упражнение «Сдуй салфетку со стола». 4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (И) Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори звуковой ряд». | |
Январь | Тема: «Зимушка-зима» Цель: Закрепление произношения звука (И). Добиваться длительного произнесения звука (И) | 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка – трубочка – заборчик». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика) «Кормушка» 3. Развитие дыхания: «Дует ветер» Сильный и слабый (на снежинку). 4. Автоматизация звука (И) в словах и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори звуковой ряд». |
Тема: «Зима в лесу». Цель: Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука (О). Формировать умение детей выдвигать губы вперёд, округляя их. | 1. Артикуляционное упражнение «Окошечко», «Бублик». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Кормушка» 3. Развитие дыхания: «Сдуй снежинку с варежки». 4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (О) Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Кто как кричит» (домашние животные) с усложнением (мама и детёныш). | |
Тема: «Готовимся к празднику Цель: Закрепление произношения звука (О) Добиваться чёткого произношения звука (О) | 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка-трубочка», «Заборчик – окошечко». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика). «Ёлочка». Перед нами ёлочка, шишечки иголочки, шарики, фонарики, звёздочки и свечки зайки, человечки. Выполнение массажных движений в соответствии с предложенным текстом. 3. Развитие дыхания: «Загони мяч в ворота». 4. Автоматизация звука (О) в словах и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: различение неречевых звуков. | |
Тема: «Новый год». Цель: Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука (М). Научить детей спокойно смыкать губы и удерживать их в таком положении. | 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка – трубочка- заборчик», «Сомкнем губки» 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Что принес нам Дед Мороз» 3. Развитие дыхания: «Сдуй снежинку с варежки». 4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (М) Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: Различение звучания музыкальных инструментов. | |
Февраль | Тема: «Зимние забавы» Цель: Закрепление произношения звука (М). Добиваться чёткого произношения звука (М) | 1. Артикуляционные упражнения «Качели», «Часики». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Прогулка». 1,2,3,4,5, выли мы во двор гулять, бабу снежную лепили птичек крошками кормили. С горки мы потом катались, а ещё в снегу валялись, все в снегу дамой пришли, съели суп и спать легли. 3. Развитие дыхания: «Фокус». 4. Автоматизация звука (М) в словах и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори звуковой ряд» |
Тема: «Профессии». Цель: Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука (П). Научить детей без напряжения смыкать губы и удерживать их в таком положении. | 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Качели», «Блинчик», «Месим тесто». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Почтальон» 3. Развитие дыхания: «Сдуй снежок через трубочку». 4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (П) Физкультминутка «Снеговик». 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори слог». | |
Тема: «Папин праздник» Цель: Закрепление произношения звука (П).Учить детей чётко произн осить слова со звуком (П). | 1. Артикуляционные упражнения «Шарик», «Вкусное варенье», «Блинчик», «Месим тесто». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): 3. Развитие дыхания: «Задуем свечи на торте». 4. Автоматизация звука (П) в словах и предложениях. Физкультминутка «На горке». 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори слог». | |
Тема: «Игрушки». Цель: Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука (Б). Учить детей спокойно смыкать губы и удерживать их в таком положении. | 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», 2. Су-джок терапия (мелкая моторика) «Игрушки – зверюшки» 3. Развитие дыхания: «Дракончик» 4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (Б) Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори слоги». | |
Март | Тема: «Мы играем» Цель: Закрепление произношения звука (Б). Упражнять детей в правильном произношении звука (Б) в словах. | 1. Артикуляционные упражнения «Шарик», «Вкусное варенье». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): « На прогулку». 3. Развитие дыхания: Произнесение на одном выдохе сочетания из двух звуков (Би). 4. Автоматизация звука (Б) в словах и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Узнай по голосу». «Мы немного порезвились, по местам все разместились. Ты загадку отгадай: Кто позвал тебя, узнай». |
Тема: «Детский сад». Цель: Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука (Ф). Учить детей показывать верхние зубы, приподнимая верхнюю губу. | 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Блинчик», «Месим тесто». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): « Наша группа». 3. Развитие дыхания: Произнесение на одном выдохе слога ФА. 4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (Ф) Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (А)» | |
Тема: «Весна в лесу». Цель: Закрепление произношения звука (Ф). Упражнять детей в правильном произношении звука (Ф) в словах , названиях игрушек. | 1. Артикуляционные упражнения «Шарик», «Вкусное варенье», «Накажем непослушный язычок». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Ходит бродит вдоль дорожек добрый и колючий ёжик». 3. Развитие дыхания: Произнесение на одном выдохе слогов (фа-фо – фу-фы). 4. Автоматизация звука (Ф) в словах и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Угадай, кто идёт» (звук барабана - медведь-, металлафона - мышка). | |
Тема: «Птицы с юга прилетели». Цель: Подготовка движений органов артикуляционного аппарата для формирования правильного произношения звука (В). Учить детей приподнимать верхнюю губу, показывая передние зубы | 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Почистим зубки». 2. Су-джок терапия «Птицы вернулись» 3. Развитие дыхания: «Подуем на перышко» 4. Отработка звука (В) изолированно, в слогах, словах. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (О) | |
Апрель | Тема: «Мы пошли гулять». Цель: Закрепление произношения звука (В). Упражнять детей в правильном произношении звука (В) в словах и предложениях. | 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Почистим зубки». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): « Чищу щеткой я одежду» 3. Развитие дыхания: Упр. «Теплый ветерок» Тёплый воздух выдыхай, свои ручки согревай. 4. Отработка звука (В) в словах и предложениях (У нашего Ванечки маленькие валенки). 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори слоги». |
Тема: «Неделя здоровья». Цель: Дифференциация звуков В-Ф в словах и предложениях. Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков (В-Ф) в речи. | 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Часики», «Киска сердится». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): « Фрукты» 3. Развитие дыхания: «Громко-тихо». Громкое звучание металлофона дети бегают, тихое приседают. 4. Отработка различения звуков (В-Ф) в словах и предложениях. Пересказ рассказа «Ёж». Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Поймай звук». «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (У)». | |
Тема: «Транспорт». Цель: Подготовка движений органов артикуляционного аппарата для формирования правильного произношения звука (Т). Научить детей поднимать широкий передний край языка наверх. | 1. Артикуляционные упражения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Почистим верхние зубки». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Поезд» 3. Развитие дыхания: «Воздушный шар». Вдох — надуваем животик, выдох сдуваем животик. 4. Отработка изолированного произношения звука (Т), в слогах, словах. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори за мной» дети отстукивают ритмический рисунок. | |
Тема: «На полянке, на лужайке». Цель: Закрепление произношения звука (Т). Упражнять детей в правильном произношении звука (Т) в словах и предложениях. | 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Вкусное варенье», «Чистим верхние зубки». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Ёжик» 3. Развитие дыхания: «Сдуй цветок с ладони». 3. Отработка произношения звука (Т) в словах, чистоговорках и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Охотник». «Хлопни, когда услышишь звук (Т)» (среди других звуков, слогов). | |
Тема: «В лесу и на реке». Цель: Подготовка движений органов артикуляционного аппарата для формирования правильного произношения звука (Д). Добиться умения поднимать язык за верхние зубы и присасывать передний край языка к нёбу. | 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Лошадка», «Барабан». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Черепашка» 3. Развитие дыхания: «Чей кораблик уплывёт дальше». 4. Отработка изолированного произношения звука (Д), в слогах, словах («Дятел» дятел дерево долбит, дятел клювом дуб долбит. На весь лес он стучит д-д-д») Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: определение неречевых звуков. | |
Май | Тема: «Весенние деньки». Цель: Закрепление произношения звука (Д). Упражнять детей в правильном произношении звука (Д) в словах и предложениях. | 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Лошадка», «Барабан». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): 3. Развитие дыхания: «Играем на дудочке» (ротовой выдох «ду-ду-ду»). 3. Отработка произношения звука (Т) в словах, чистоговорках и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (д) среди других звуков». |
Тема: «Насекомые». Цель: Подготовка движений органов артикуляционного аппарата для формирования правильного произношения звука (К). Добиваться от каждого ребёнка умения выгибать спинку языка при опущенном вниз кончике языка. | 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Горка», «Киска сердится». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Насекомые» 3. Развитие дыхания: «Бабочка лети». 4. Отработка изолированного произношения звука (К), в слогах, словах. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Поймай звук». «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (И)». | |
Тема: «Мир вокруг нас». Цель: Подготовка движений органов артикуляционного аппарата для формирования правильного произношения звука (Г). Добиваться от каждого ребёнка умения выгибать спинку языка при опущенном вниз кончике языка. | 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Горка», «Киска сердится». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Подводный мир» 3. Развитие дыхания: «Надуй шарик». 4. Отработка изолированного произношения звука (Г), в слогах, словах. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Поймай звук». | |
Итоговая диагностика детей. Анализ результатов диагностики. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Говорушки" младшая группа
Кружковая работа позволяет занять детей в свободное от организованной образовательной деятельности время, раскрепостить детей, снять «установку» на образовательную деятельность, позволяет воспитателю ...
Рабочая программа кружка "Говорушки"
Цель: Формировать умение выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр. Задачи кружка: Обучающие:1.Знакомить детей с устным народным творчеством, русским...
Рабочая программа кружка "Говорушки"
Кружковая работа...
Рабочая программа кружка "Говорушки"
Рабочая программа кружка "Говорушки" в первой младшей группе за 2018-2019гг....
Программа кружка "Говорушки"
В документе отображены следующие материалы:пояснительная записка,условия реализации программы,планируемые результаты,перспективное планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Говорушки» для детей младшей группы
Рабочая программа...
Программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей в средней группе
Программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей в средней группе...