Программа кружка "Говорушки"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
В документе отображены следующие материалы:пояснительная записка,условия реализации программы,планируемые результаты,перспективное планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка "Говорушки" | 206.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок
«Говорушки»
Руководитель кружка воспитатель Татьяна Александровна Кардаш
2019-2020 уч.год
1. | Пояснительная записка | |
2. | Основная часть | |
3. | Образовательная область речевое развитие в кружковой деятельности | |
4. | Условия реализации | |
5. | Планируемые результаты | |
6. | Список литературы | |
7. | Перспективное планирование | |
8. | Табель посещаемости |
Пояснительная записка
Образовательная практика дошкольного образования нуждается сегодня в принципиальных изменениях. Необходимость изменений вызвана, прежде всего, введением ФГОС дошкольного образования, который предусматривает урегулирование отношений в сфере дошкольного образования. Они, прежде всего, связаны:
- с окончательным отказом от жестко регламентированных форм обучения детей и неоправданного увлечения предметным обучением;
- с формированием у детей субъектной позиции в образовательном процессе;
- с возвращением в жизнь дошкольников времени для свободной игры и самостоятельной деятельности, поддержки их собственной активности;
- с уделением достаточного внимания развитию родительского потенциала, повышению его педагогической компетентности и родительской рефлексии и др.
Одной из задач ФГОС ДО - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, а самое главное их эмоционального благополучия.
Одним из условий развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста – это внимательное и бережное отношение взрослого к ребенку, что обеспечивает ответные положительные эмоции, без которых невозможно установить контакт с ребенком и развить его речь.
Дети нуждаются в целенаправленно организуемой коммуникативной деятельности, где они постепенно становятся активными участниками речевого общения. Организуемая деятельность должна быть:
- Событийна;
- Ритмична;
- Процессуальна.
Следующим условием развития речевой активности детей является организация совместной деятельности ребенка со взрослым доступной по форме и средствам. Это, конечно же, игра, именно она создает благоприятные условия для развития языка. Во время игры дети могут достаточно долгое время проявлять речевую активность, проявлять интерес, быть внимательными.
Третье условие – правильный подход воспитателя к организации образовательного процесса. Здесь необходимо следовать требованиям дидактики, предусмотреть время проведения игр-занятий по речевому развитию. Игры-занятия проводятся с небольшими группами детей из 7-8 человек или индивидуально (если это необходимо). Воспитатель должен четко определить программное содержание кружковой работы. Продумать какой материал давать детям, как эффективнее его преподнести. Предусмотреть варианты и способы размещения детей, чтобы им было удобно. Игры с детьми проводятся в занимательной, интересной форме. Наглядный материал должен быть динамичным, ярким, звучащим.
В соответствии с ФГОС ДО, четвертое условие – создание образовательного пространства, предоставляющего необходимые и достаточные возможности для игрового, сенсорного, речевого и двигательного развития с разными материалами.
Книжный уголок в группе детского сада нужно оформлять с учетом рекомендаций Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по созданию предметно – развивающей среды.
А именно:
- уголок книги располагают автономно, вдали от мест игр детей, в оптимально спокойном и бесшумном месте. Там, где ребенок мог бы внимательно, сосредоточенно строить процесс общения с книгой. В едином пространстве с уголком книги можно оформить уголок уединения (уголок психологической разгрузки). Что обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства, а так же дает возможность ребенку для уединения. Что соответствует требованиям ФГОС;
- уголок книги располагают в максимально освещенной зоне групповой комнаты. Освещение должно быть естественное (от окна, свет падает слава), равномерное искусственное (свет падает сверху или вдоль светонесущей стены). Это обеспечивает охрану и укрепления здоровья детей. Что соответствует требованиям ФГОС;
- мебель для книжного уголка должна соответствовать возрасту и антропометрическим данным детей. Изготовлена, из материалов безвредных для здоровья детей и соответствовать принципу трансформируемости, чтобы обеспечить возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых
Таким образом, выполняя все перечисленные условия, мы не только развиваем речь ребенка, но и способствуем его полноценному всестороннему развитию, в соответствии с требованиями ФГОС.
Основная часть
Образовательная область речевое развитие в кружковой деятельности
Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (ФГОС, с.5).
Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.
Цель: комплексное развитие речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.
Задачи:
- развивать умение говорить и слушать;
- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- обогащать активный и пассивный словарь;
- развивать звуковую культуру речи детей;
- развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.
- развивать артикуляционный аппарат;
- совершенствовать интонационную выразительность речи;
- способствовать развитию графических навыков,
- формировать навыки самоконтроля и самооценки,
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми;
- расширять кругозор детей по окружающему миру.
Условия реализации:
Основная программа кружка основывается на авторской технологии по обучению дошкольников разнообразным играм и упражнениям для развития речи дошкольников О.А. Новиковской «Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи». (Издательство Астрель, Санкт-Петербург 2009 год.)
Кружок проводится с подгруппой детей (7-8 человек) или индивидуально. Тематическое планирование в старшей группе рассчитано на одно занятия в неделю на протяжении учебного года, то есть 34 занятия в год, длительность одного занятия 25 минут.
На занятиях дети сидят и стоят полукругом или кругом, как можно ближе к воспитателю, что помогает им хорошо видеть и слышать воспитателя и создает теплый психологический климат, а также позволяет быстро менять виды деятельности.
Каждое занятие состоит из 4 частей: зарядка для пальчиков, зарядка для язычка, стихотворения для развития речи, скороговорки и чистоговорки.
Дидактическое оснащение: демонстрационные карточки по артикуляционной гимнастике, дыхательной гимнастике, мяч, столы, стулья, маски животных, карандаши.
Планируемые результаты уровня развития интегративных качеств
Список литературы
1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155)
3.Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программ дошкольного образования» (приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014)
4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях»
5.Давыдов В.В. «О понятии развивающего обучения» Томск, Пеленг 1995г.
6.Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб.: Детство-пресс, 2010
7.Новиковская О.А. ««Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи», М.: Астрель, СПб.: Астрель – СПб, 2009 год.
8.Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/ Сост. Н.В. Нищева.- СПб, Детство – Пресс, 2010
Перспективное планирование кружковой деятельности в старшей группе
ОКТЯБРЬ | |||
«Осень» | 1 | Выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности. | Зарядка для пальчиков: «Дождик». Зарядка для язычка: «За грибами» (часть 1). Стихотворения для развития речи: «Осень наступала». Чистоговорки, скороговорки |
2 | Развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонетического слуха, пополнение словарного запаса. | Зарядка для пальчиков: «За грибами за орехами». Зарядка для язычка: «За грибами» (часть 2). Стихотворения для развития речи: «Осень, осень листопад». Чистоговорки, скороговорки | |
3 | Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора. | Зарядка для пальчиков: «Рябиновые бусы». Зарядка для язычка: «За грибами» (часть 3). Стихотворения для развития речи: «За грибами». Чистоговорки, скороговорки | |
4 | Овладение пальчиками, запоминание стихотворения, улучшение внимание, памяти, развитие творческих способностей детей | Зарядка для пальчиков: «В лес по ягоды». Зарядка для язычка: «Лесные ягоды». Стихотворения для развития речи: «Яблонька». Чистоговорки, скороговорки |
НОЯБРЬ | |||
«Игрушки» | 1 | Развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонетического слуха, пополнение словарного запаса, улучшение памяти и внимания детей | Зарядка для пальчиков: «Барабан». «Игрушки-погремушки». Зарядка для язычка: «Танины игрушки» (часть 1). Стихотворения для развития речи: «Любимые игрушки». Чистоговорки, скороговорки |
2 | Овладение пальчиками, запоминание стихотворения, улучшение внимание, памяти, развитие творческих способностей детей | Зарядка для пальчиков: «Заводная машинка». Зарядка для язычка: «Танины игрушки» (часть 2). Стихотворения для развития речи: «Футбол». Чистоговорки, скороговорки | |
3 | Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора. | Зарядка для пальчиков: «Пошли пальчики гулять». «Лесенка» Зарядка для язычка: «Танины игрушки» (часть 3). Стихотворения для развития речи: «Ванька-встанька». Чистоговорки, скороговорки | |
4 | Выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности. | Зарядка для пальчиков: «Через палочку шагай». Зарядка для язычка: «Танины игрушки» (повторение). Стихотворения для развития речи: «Рифмовки». «Загадки». Чистоговорки, скороговорки |
ДЕКАБРЬ | |||
«Зима» | 1 | Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности. | Зарядка для пальчиков: «Зимой». Зарядка для язычка: «Зимой во дворе». Стихотворения для развития речи: «Встреча зимы». Чистоговорки, скороговорки |
2 | Овладение пальчиками, запоминание стихотворения, улучшение внимание, памяти, развитие творческих способностей детей | Зарядка для пальчиков: «Пришла зима». Зарядка для язычка: «Зимой во дворе» (повторение). Стихотворения для развития речи: «Ой мороз, мороз». Чистоговорки, скороговорки | |
3 | Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности. | Зарядка для пальчиков: «Новогодняя елочка». Зарядка для язычка: «Подарки деда Мороза». Стихотворения для развития речи: «Новый год». Чистоговорки, скороговорки | |
4 | Развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонетического слуха, пополнение словарного запаса, улучшение памяти и внимания детей | Зарядка для пальчиков: «Новый год». Игра «лыжи, санки и коньки» Зарядка для язычка: «Подарки деда Мороза» (повторение). Стихотворения для развития речи: «Рифмовки». «Загадки». Чистоговорки, скороговорки |
ЯНВАРЬ | |||
«Домашние животные» | 1 | Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности. | Зарядка для пальчиков: «Цыпа-цыпа». «Коза и козленок». Зарядка для язычка: «Кошка». Стихотворения для развития речи: «Как животных нам назвать». |
2 | Овладение пальчиками, запоминание стихотворения, улучшение внимание, памяти, развитие творческих способностей детей | Зарядка для пальчиков: «Бычок». «Петушок». Зарядка для язычка: «Собака». Стихотворения для развития речи: «По хозяйству помогаем». | |
3 | Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности. | Зарядка для пальчиков: «На дворе». Зарядка для язычка: «Лошадь». Стихотворения для развития речи: «На лошадке». | |
4 | Развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонетического слуха, пополнение словарного запаса, улучшение памяти и внимания детей | Зарядка для пальчиков: «Лошадки». «Гуси». Зарядка для язычка: «Корова». Стихотворения для развития речи: «Рифмовки». «Загадки». |
ФЕВРАЛЬ | |||
«Дикие животные» | 1 | Развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонетического слуха, пополнение словарного запаса, улучшение памяти и внимания детей | Зарядка для пальчиков: «Кукушечка». «Дятел» Зарядка для язычка: «В лесу» (часть 1). Стихотворения для развития речи: «Как животных нам назвать?». |
2 | Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности. | Зарядка для пальчиков: «Вышел зайчик погулять». Зарядка для язычка: «В лесу» (часть 2). Стихотворения для развития речи: «Совушка-сова». | |
3 | Овладение пальчиками, запоминание стихотворения, улучшение внимание, памяти, развитие творческих способностей детей | Зарядка для пальчиков: «Зайцы». «Совушка-сова» Зарядка для язычка: «В лесу» (часть 3). Стихотворения для развития речи: «Рифмовки». | |
4 | Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности. | Зарядка для пальчиков: «Рисуем человечка». Зарядка для язычка: «В лесу» (повторение). Стихотворения для развития речи: «Загадки». |
МАРТ | |||
«Весна» | 1 | Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности. | Зарядка для пальчиков: «Пришла весна». Зарядка для язычка: «Весенняя прогулка» (часть 1). Стихотворения для развития речи: «Будем вместе мы играть». Чистоговорки, скороговорки |
2 | Развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонетического слуха, пополнение словарного запаса, улучшение памяти и внимания детей | Зарядка для пальчиков: «Птичка». Зарядка для язычка: «Весенняя прогулка» (часть 2). Стихотворения для развития речи: «Будем вместе мы играть» (повторение). Чистоговорки, скороговорки | |
3 | Овладение пальчиками, запоминание стихотворения, улучшение внимание, памяти, развитие творческих способностей детей | Зарядка для пальчиков: «Сосулька». Зарядка для язычка: «Цветы и насекомые» (часть 1). Стихотворения для развития речи: «Рифмовки». Чистоговорки, скороговорки | |
4 | Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности. | Зарядка для пальчиков: «Луг». «Подсолнушек». Зарядка для язычка: «Цветы и насекомые» (часть 2). Стихотворения для развития речи: «Загадки». Чистоговорки, скороговорки |
АПРЕЛЬ | |||
«Овощи» | 1 | Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности. | Зарядка для пальчиков: «Приглашаем в огород». Зарядка для язычка: «Репка». Стихотворения для развития речи: «В саду». Чистоговорки, скороговорки |
2 | Развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонетического слуха, пополнение словарного запаса, улучшение памяти и внимания детей | Зарядка для пальчиков: «Морковка». Зарядка для язычка: «Репка» (повторение). Стихотворения для развития речи: «В саду» (повторение). Чистоговорки, скороговорки | |
3 | Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности. | Зарядка для пальчиков: «Капуста». «Картошка» Зарядка для язычка: «Сладко и горько». Стихотворения для развития речи: «Рифмовки». Чистоговорки, скороговорки | |
4 | Овладение пальчиками, запоминание стихотворения, улучшение внимание, памяти, развитие творческих способностей детей | Зарядка для пальчиков: «Пирожки». Зарядка для язычка: «Сладко и горько» (повторение). Стихотворения для развития речи: «загадки». Чистоговорки, скороговорки |
МАЙ | |||
«Лето» | 1 | Овладение пальчиками, запоминание стихотворения, улучшение внимание, памяти, развитие творческих способностей детей | Зарядка для пальчиков: «Солнышко». «Дождик». Зарядка для язычка: «Летняя прогулка» (часть 1). Стихотворения для развития речи: «Будем лето мы встречать». Чистоговорки, скороговорки |
2 | Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности. | Зарядка для пальчиков: «Во сыром бору». Зарядка для язычка: «Летняя прогулка» (часть 2). Стихотворения для развития речи: «В лесу». Чистоговорки, скороговорки | |
3 | Развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонетического слуха, пополнение словарного запаса, улучшение памяти и внимания детей. | Зарядка для пальчиков: «На лужок». «На горе». Зарядка для язычка: «Летняя прогулка» (часть 3). Стихотворения для развития речи: «Дождик». Чистоговорки, скороговорки | |
4 | Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности. | Зарядка для пальчиков: «Гули-гули». «Радуга». Зарядка для язычка: «Летняя прогулка» (повторение). Стихотворения для развития речи: «Рифмовки». «Загадки». Чистоговорки, скороговорки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...