Программа кружка "Говорушки"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Кардаш Татьяна Александровна

В документе отображены следующие материалы:пояснительная записка,условия реализации программы,планируемые результаты,перспективное планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа кружка "Говорушки"206.68 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок

«Говорушки»

                                       р1

  Руководитель кружка  воспитатель  Татьяна  Александровна  Кардаш

 2019-2020 уч.год

   

1.

Пояснительная записка

2.

Основная часть

3.

Образовательная область речевое развитие в кружковой деятельности

4.

Условия реализации

5.

Планируемые результаты

6.

Список литературы

7.

Перспективное планирование

8.

Табель посещаемости

Пояснительная записка

Образовательная практика дошкольного образования нуждается сегодня в принципиальных изменениях. Необходимость изменений вызвана, прежде всего, введением ФГОС дошкольного образования, который предусматривает урегулирование отношений в сфере дошкольного образования. Они, прежде всего, связаны:

-  с окончательным отказом от жестко регламентированных форм обучения детей и неоправданного увлечения предметным обучением;

- с формированием у детей субъектной позиции в образовательном процессе;

- с возвращением в жизнь дошкольников времени для свободной игры и самостоятельной деятельности, поддержки их собственной активности;

- с уделением достаточного внимания развитию родительского потенциала, повышению его педагогической компетентности и родительской рефлексии и др.

        Одной из задач ФГОС ДО - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, а самое главное их эмоционального благополучия.

Одним из условий развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста – это внимательное и бережное отношение взрослого к ребенку, что обеспечивает ответные положительные эмоции, без которых невозможно установить контакт с ребенком и развить его речь.

Дети нуждаются в целенаправленно организуемой коммуникативной деятельности, где они постепенно становятся активными участниками речевого общения. Организуемая деятельность должна быть:

  • Событийна;
  • Ритмична;
  • Процессуальна.

Следующим условием развития речевой активности детей является  организация совместной деятельности ребенка со взрослым доступной по форме и средствам.  Это, конечно же, игра, именно она создает благоприятные условия для развития языка. Во время игры дети могут достаточно долгое время проявлять речевую активность, проявлять интерес, быть внимательными.

        Третье условие – правильный подход  воспитателя к организации образовательного процесса. Здесь необходимо следовать требованиям дидактики, предусмотреть время проведения игр-занятий по речевому развитию. Игры-занятия проводятся с небольшими группами детей из 7-8 человек или индивидуально (если это необходимо). Воспитатель должен четко определить программное содержание кружковой работы. Продумать какой материал давать детям, как эффективнее его преподнести. Предусмотреть варианты и способы размещения детей, чтобы им было удобно. Игры с детьми проводятся в занимательной, интересной форме. Наглядный материал должен быть динамичным, ярким, звучащим.

        В соответствии с ФГОС ДО, четвертое условие – создание образовательного пространства, предоставляющего необходимые и достаточные возможности для игрового, сенсорного, речевого и двигательного развития с разными материалами.

Книжный уголок в группе детского сада нужно оформлять с учетом  рекомендаций Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по созданию предметно – развивающей среды.

А именно:

-  уголок книги располагают автономно, вдали от мест игр детей, в оптимально спокойном и бесшумном месте. Там, где ребенок мог бы внимательно, сосредоточенно строить процесс общения с книгой. В едином пространстве с уголком книги можно оформить уголок уединения (уголок психологической разгрузки). Что обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства, а так же дает возможность ребенку для уединения. Что соответствует требованиям ФГОС;

- уголок книги располагают в максимально освещенной зоне групповой комнаты. Освещение должно быть естественное (от окна, свет падает слава), равномерное искусственное (свет падает сверху или вдоль светонесущей стены). Это обеспечивает охрану и укрепления здоровья детей. Что соответствует требованиям ФГОС;

- мебель для книжного уголка должна соответствовать возрасту и антропометрическим данным детей. Изготовлена,  из материалов безвредных для здоровья детей и соответствовать принципу трансформируемости, чтобы обеспечить возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых

Таким образом, выполняя все перечисленные условия, мы не только развиваем речь ребенка, но и способствуем его полноценному всестороннему развитию, в соответствии с требованиями ФГОС.

                                               Основная часть

Образовательная область речевое развитие в кружковой деятельности

Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник  становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения  родному языку в начальной,  а затем и в средней школе.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (ФГОС, с.5).

Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном  возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.

Цель: комплексное развитие речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.

Задачи:

-  развивать умение говорить и слушать;

- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;

-  обогащать активный и пассивный словарь;

- развивать звуковую культуру речи детей;

-   развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.

-  развивать артикуляционный аппарат;

-  совершенствовать интонационную выразительность  речи;

- способствовать развитию графических навыков,

-  формировать навыки самоконтроля и самооценки,

-  воспитывать доброжелательные отношения между детьми;

- расширять кругозор детей по окружающему миру.

                                           Условия реализации:

Основная программа кружка основывается на авторской  технологии по обучению дошкольников разнообразным играм и упражнениям для развития речи дошкольников О.А. Новиковской «Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи». (Издательство Астрель, Санкт-Петербург 2009 год.)

Кружок проводится с подгруппой детей (7-8 человек) или индивидуально. Тематическое планирование в старшей группе рассчитано на одно занятия в неделю на протяжении учебного года, то есть 34 занятия в год, длительность одного занятия  25 минут.

На занятиях дети сидят и стоят полукругом или кругом, как можно ближе к воспитателю, что помогает им хорошо видеть и слышать воспитателя и создает теплый психологический климат, а также позволяет быстро менять виды деятельности.

Каждое занятие состоит из 4 частей: зарядка для пальчиков, зарядка для язычка, стихотворения для развития речи, скороговорки и чистоговорки.

Дидактическое оснащение: демонстрационные карточки по артикуляционной гимнастике, дыхательной гимнастике, мяч, столы, стулья, маски животных, карандаши.

 

Планируемые результаты уровня развития интегративных качеств

Интегративные качества.

Познавательно-речевое развитие детей.

Любознательный, активный.

Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения.

Эмоционально-отзывчивый.

Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие, эмоциональное состояние людей  и животных, передает свое отношение к окружающему

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Речь при общении со взрослыми становиться внеситуативной,  речь со сверстниками ситуативная, умеет считаться с интересами товарищей, умеет из детского коллектива выбирать партнеров по играм

Овладевший необходимыми умениями и навыками.

Умеет выделять первый звук в слове, делить слово на слоги, определять длинные и короткие слова, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями, выразительно читать стихотворения

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту.

Проявляет инициативу в решении познавательных задач, способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач.

Физически развитый.

Владеет в соответствии с возрастом основными упражнениями для мелкой мускулатуры рук, проявляет интерес к участию в подвижных играх и упражнениях.

                                              Список литературы

1.Федеральный закон  от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

     2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  (приказ  Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155)

     3.Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка  организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программ дошкольного образования» (приказ  Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014)

    4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении  СанПиН 2.4.1 3049-13  «Санитарно-эпидемиологические  требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях»

5.Давыдов В.В. «О понятии развивающего обучения»  Томск, Пеленг 1995г.

6.Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб.: Детство-пресс, 2010

     

      7.Новиковская О.А. ««Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи»,  М.: Астрель, СПб.: Астрель – СПб, 2009 год.

8.Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/ Сост. Н.В. Нищева.- СПб, Детство – Пресс, 2010

Перспективное планирование кружковой деятельности в старшей группе

Тема недели

№ недели

Задачи

Тема кружкового занятия

СЕНТЯБРЬ

«Человек, семья»

1

Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора.

Зарядка для пальчиков: «Рисуем человечка».

Зарядка для язычка: «Мое лицо».

Стихотворения для развития речи: «Изучаем части тела».

Чистоговорки, скороговорки.

2

Выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности.

Зарядка для пальчиков: «Это ручка правая, это ручка левая».

Зарядка для язычка: «Водичка, водичка».

Стихотворения для развития речи: «Массаж лица».

Чистоговорки, скороговорки

3

Развитие познавательно-речевой  деятельности детей, развитие фонетического слуха, пополнение словарного запаса.

Зарядка для пальчиков: «Братья».

Зарядка для язычка: «Семья».

Стихотворения для развития речи: «Самомассаж речек».

Чистоговорки, скороговорки

4

Овладение пальчиками, обучением навыкам самомассажа, улучшение внимание, памяти, развитие творческих способностей детей

Зарядка для пальчиков: «Оладушки у бабушки». «Десять внучат».

Стихотворения для развития речи: «Самомассаж ушек».

Чистоговорки, скороговорки

ОКТЯБРЬ

«Осень»

1

Выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности.

Зарядка для пальчиков: «Дождик».

Зарядка для язычка: «За грибами» (часть 1).

Стихотворения для развития речи: «Осень наступала».

Чистоговорки, скороговорки

2

Развитие познавательно-речевой  деятельности детей, развитие фонетического слуха, пополнение словарного запаса.

Зарядка для пальчиков: «За грибами за орехами».

Зарядка для язычка: «За грибами» (часть 2).

Стихотворения для развития речи: «Осень, осень листопад».

Чистоговорки, скороговорки

3

Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора.

Зарядка для пальчиков: «Рябиновые бусы».

Зарядка для язычка: «За грибами» (часть 3).

Стихотворения для развития речи: «За грибами».

Чистоговорки, скороговорки

4

Овладение пальчиками, запоминание стихотворения, улучшение внимание, памяти, развитие творческих способностей детей

Зарядка для пальчиков: «В лес по ягоды».

Зарядка для язычка: «Лесные ягоды».

Стихотворения для развития речи: «Яблонька».

Чистоговорки, скороговорки

НОЯБРЬ

«Игрушки»

1

Развитие познавательно-речевой  деятельности детей, развитие фонетического слуха, пополнение словарного запаса, улучшение памяти и внимания детей

Зарядка для пальчиков: «Барабан». «Игрушки-погремушки».

Зарядка для язычка: «Танины игрушки» (часть 1).

Стихотворения для развития речи: «Любимые игрушки».

Чистоговорки, скороговорки

2

Овладение пальчиками, запоминание стихотворения, улучшение внимание, памяти, развитие творческих способностей детей

Зарядка для пальчиков: «Заводная машинка».

Зарядка для язычка: «Танины игрушки» (часть 2).

Стихотворения для развития речи: «Футбол».

Чистоговорки, скороговорки

3

Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора.

Зарядка для пальчиков: «Пошли пальчики гулять». «Лесенка»

Зарядка для язычка: «Танины игрушки» (часть 3).

Стихотворения для развития речи: «Ванька-встанька».

Чистоговорки, скороговорки

4

Выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности.

Зарядка для пальчиков: «Через палочку шагай».

Зарядка для язычка: «Танины игрушки» (повторение).

Стихотворения для развития речи: «Рифмовки». «Загадки».

Чистоговорки, скороговорки

ДЕКАБРЬ

«Зима»

1

Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности.

Зарядка для пальчиков: «Зимой».

Зарядка для язычка: «Зимой во дворе».

Стихотворения для развития речи: «Встреча зимы».

Чистоговорки, скороговорки

2

Овладение пальчиками, запоминание стихотворения, улучшение внимание, памяти, развитие творческих способностей детей

Зарядка для пальчиков: «Пришла зима».

Зарядка для язычка: «Зимой во дворе» (повторение).

Стихотворения для развития речи: «Ой мороз, мороз».

Чистоговорки, скороговорки

3

Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности.

Зарядка для пальчиков: «Новогодняя елочка».

Зарядка для язычка: «Подарки деда Мороза».

Стихотворения для развития речи: «Новый год».

Чистоговорки, скороговорки

4

Развитие познавательно-речевой  деятельности детей, развитие фонетического слуха, пополнение словарного запаса, улучшение памяти и внимания детей

Зарядка для пальчиков: «Новый год». Игра «лыжи, санки и коньки»

Зарядка для язычка: «Подарки деда Мороза» (повторение).

Стихотворения для развития речи: «Рифмовки». «Загадки».

Чистоговорки, скороговорки

ЯНВАРЬ

«Домашние животные»

1

Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности.

Зарядка для пальчиков: «Цыпа-цыпа». «Коза и козленок».

Зарядка для язычка: «Кошка».

Стихотворения для развития речи: «Как животных нам назвать».

2

Овладение пальчиками, запоминание стихотворения, улучшение внимание, памяти, развитие творческих способностей детей

Зарядка для пальчиков: «Бычок». «Петушок».

Зарядка для язычка: «Собака».

Стихотворения для развития речи: «По хозяйству помогаем».

3

Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности.

Зарядка для пальчиков: «На дворе».

Зарядка для язычка: «Лошадь».

Стихотворения для развития речи: «На лошадке».

4

Развитие познавательно-речевой  деятельности детей, развитие фонетического слуха, пополнение словарного запаса, улучшение памяти и внимания детей

Зарядка для пальчиков: «Лошадки». «Гуси».

Зарядка для язычка: «Корова».

Стихотворения для развития речи: «Рифмовки». «Загадки».

ФЕВРАЛЬ

«Дикие животные»

1

Развитие познавательно-речевой  деятельности детей, развитие фонетического слуха, пополнение словарного запаса, улучшение памяти и внимания детей

Зарядка для пальчиков: «Кукушечка». «Дятел»

Зарядка для язычка: «В лесу» (часть 1).

Стихотворения для развития речи: «Как животных нам назвать?».

2

Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности.

Зарядка для пальчиков: «Вышел зайчик погулять».

Зарядка для язычка: «В лесу» (часть 2).

Стихотворения для развития речи: «Совушка-сова».

3

Овладение пальчиками, запоминание стихотворения, улучшение внимание, памяти, развитие творческих способностей детей

Зарядка для пальчиков: «Зайцы». «Совушка-сова»

Зарядка для язычка: «В лесу» (часть 3).

Стихотворения для развития речи: «Рифмовки».

4

Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности.

Зарядка для пальчиков: «Рисуем человечка».

Зарядка для язычка: «В лесу» (повторение).

Стихотворения для развития речи: «Загадки».

МАРТ

«Весна»

1

Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности.

Зарядка для пальчиков: «Пришла весна».

Зарядка для язычка: «Весенняя прогулка» (часть 1).

Стихотворения для развития речи: «Будем вместе мы играть».

Чистоговорки, скороговорки

2

Развитие познавательно-речевой  деятельности детей, развитие фонетического слуха, пополнение словарного запаса, улучшение памяти и внимания детей

Зарядка для пальчиков: «Птичка».

Зарядка для язычка: «Весенняя прогулка» (часть 2).

Стихотворения для развития речи: «Будем вместе мы играть» (повторение).

Чистоговорки, скороговорки

3

Овладение пальчиками, запоминание стихотворения, улучшение внимание, памяти, развитие творческих способностей детей

Зарядка для пальчиков: «Сосулька».

Зарядка для язычка: «Цветы и насекомые» (часть 1).

Стихотворения для развития речи: «Рифмовки».

Чистоговорки, скороговорки

4

Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности.

Зарядка для пальчиков: «Луг». «Подсолнушек».

Зарядка для язычка: «Цветы и насекомые» (часть 2).

Стихотворения для развития речи: «Загадки».

Чистоговорки, скороговорки

АПРЕЛЬ

«Овощи»

1

Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности.

Зарядка для пальчиков: «Приглашаем в огород».

Зарядка для язычка: «Репка».

Стихотворения для развития речи: «В саду».

Чистоговорки, скороговорки

2

Развитие познавательно-речевой  деятельности детей, развитие фонетического слуха, пополнение словарного запаса, улучшение памяти и внимания детей

Зарядка для пальчиков: «Морковка».

Зарядка для язычка: «Репка» (повторение).

Стихотворения для развития речи: «В саду» (повторение).

Чистоговорки, скороговорки

3

Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности.

Зарядка для пальчиков: «Капуста». «Картошка»

Зарядка для язычка: «Сладко и горько».

Стихотворения для развития речи: «Рифмовки».

Чистоговорки, скороговорки

4

Овладение пальчиками, запоминание стихотворения, улучшение внимание, памяти, развитие творческих способностей детей

Зарядка для пальчиков: «Пирожки».

Зарядка для язычка: «Сладко и горько» (повторение).

Стихотворения для развития речи: «загадки».

Чистоговорки, скороговорки

МАЙ

«Лето»

1

Овладение пальчиками, запоминание стихотворения, улучшение внимание, памяти, развитие творческих способностей детей

Зарядка для пальчиков: «Солнышко». «Дождик».

Зарядка для язычка: «Летняя прогулка» (часть 1).

Стихотворения для развития речи: «Будем лето мы встречать».

Чистоговорки, скороговорки

2

Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности.

Зарядка для пальчиков: «Во сыром бору».

Зарядка для язычка: «Летняя прогулка» (часть 2).

Стихотворения для развития речи: «В лесу».

Чистоговорки, скороговорки

3

Развитие познавательно-речевой  деятельности детей, развитие фонетического слуха, пополнение словарного запаса, улучшение памяти и внимания детей.

Зарядка для пальчиков: «На лужок». «На горе».

Зарядка для язычка: «Летняя прогулка» (часть 3).

Стихотворения для развития речи: «Дождик».

Чистоговорки, скороговорки

4

Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности.

Зарядка для пальчиков: «Гули-гули». «Радуга».

Зарядка для язычка: «Летняя прогулка» (повторение).

Стихотворения для развития речи: «Рифмовки». «Загадки».

Чистоговорки, скороговорки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...