Методическое пособие "Волшебство на пальчиках"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Пособие «Волшебство на пальчиках» могут использовать воспитатели для развития родного языка у детей раннего возраста, оно помогает в реализации образовательной программы с детьми на русском языке, воспитывая любовь к родному языку и к традициям нашего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebstvo_na_palchikah_.docx | 38.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад «Дружба»
«ВОЛШЕБСТВО НА ПАЛЬЧИКАХ»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Автор: Васильченко Ольга Владимировна
Воспитатель
Первая квалификационная категория
г. Качканар
2020 год
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах
красив, певуч, выразителен, гибок,
послушен, ловок и вместителен»
А.Куприн
Пособие «Волшебство на пальчиках» могут использовать воспитатели для развития родного языка у детей раннего возраста.
В человеческой культуре самое древнее искусство – искусство общения.
Государственный язык нашей страны - русский язык, язык русской нации, язык русского народа. Для полноценного развития каждого народа в России важно сохранить свой родной язык. Ведь в первую очередь именно язык определяет национальную принадлежность человека. У каждого народа с давних времен появились воспитательные традиции, свои особенности культуры, которые необходимо передавать из поколения в поколение. Поэтому приобщение дошкольников к национальной культуре, знанию своего родного языка становится актуальной педагогической задачей современности.
В раннем и дошкольном детстве каждый ребенок учится говорить, овладевает родным языком. И это является важной ступенькой для дальнейшего успешного развития детей. Правильная речь, умение четко выражать свои мысли, знание родного языка и умение понимать его имеет большое значение для развития интеллекта, личности и духовности ребенка.
Умение общаться это не только информационный процесс, это и сопереживание, и совместная деятельность людей, и творчество, и многое другое. Чем больше удовольствия и радости приносит малышу общение с другими людьми, тем увереннее он чувствует себя в разных ситуациях. Ребенок становится активным, творческим, успешным! И эта уверенность помогает ему открыто смотреть на трудности и воспринимать их как ступени своего развития.
При разработке пособия «Волшебство на пальчиках» была поставлена основная цель – это научить детей родному языку, понимать его и любить.
Для достижения этой цели и лучшим воспитательным средством для детей раннего возраста является любимый всеми детьми национальный фольклор. Русский язык звучен и мелодичен. Потешки, песенки, колыбельные, сказки, игры, хороводы и танцы всегда находят восторженный отклик в душе маленького ребенка.
Сказка–игра с простым и понятным сюжетом – лучший метод воспитания ребенка. Ведь сказка присутствует в жизни малыша с самого рождения: с первых месяцев жизни мама знакомит своего малыша с родным языком через напевы колыбельных песенок, народные потешки и прибаутки и волшебство сказок. Из русских народных сказок дети учатся понимать добро и зло, радость и печаль, время и пространство, связь человека с природой, узнают о храбрости и трусости, силе и слабости. Правильно представленные разные модели поведения сказочных героев ребенок воспринимает легко и естественно и закрепляется в памяти малыша. Рассказывая и показывая сказку, заложенная в ней идея усваивается ребенком быстрее и прочнее. Будучи героем сказки, ребенок проговаривает свои переживания, свои чувства, формирует свое отношение к важным для него событиям.
Озвучивая сказочных героев, развивается речь ребенка, она становится богаче, выразительнее, грамотнее, интонационно разнообразнее. Ребенок с удовольствием и интересом учится управлять своим голосом и интонацией, стремится говорить четко, чтобы его все понимали.
Малышам до трех лет вообще сложно самим в кого-нибудь перевоплотиться, но каждый готов взять в руки игрушки и оживить ее своим голосом. Волшебный мир сказки на пальчиках в виде маленьких куколок – это удивительная возможность показать сказку на ладошке ребенка. Дети очень любят надевать куколку на свои пальчики и действовать с ней. Пальчиковый театр – это отличный речевой и сенсорно-двигательный тренажер, подходит даже для детей с одного года. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук и помогают освоить родную речь во всем ее богатстве и многообразии.
Пособие включает в себя «Волшебную коробочку». Характерное малышам любопытство, желание узнать, что же интересное находится в этой коробочке, и радость при встрече с новыми и полюбившимися героями сказок, обеспечивают их внимание и интерес в познании нового, способствуют успешному выполнению заданий. В «Волшебной коробочке» находятся пальчиковые куклы – персонажи для русских народных сказок и потешек:
- «Курочка – ряба»
- «Репка»
- «Теремок»
- «Колобок»
- «Волк и козлятки»
- «Заюшкина избушка»
- «Три медведя»
- «Три поросенка»
- «Маша и медведь»
- «Кот, петух и лиса»
- «Рукавичка»
- «Сорока - белобока»
- «Семья»
- «Ладушки»
- «Сидит белка на тележке»
- «Из-за леса, из-за гор»
А также там хранятся отдельные пальчиковые куколки животных для инсценировки сказки.
В пособие входят сюжетные картинки к сказкам и потешкам и предметные картинки (Приложение), на которых изображены:
- Ферма
- Лес
- Зоопарк
- Дом
Задачи пособия по развитию речи:
- формировать умение понимать короткие, простые по содержанию тексты,
- внимательно следить за развитием действия каждого персонажа,
- улавливать и понимать простейшие причинно-следственные отношения,
- употреблять в речи новые слова и словосочетания,
- использовать подходящие для образа интонации, жесты, мимику,
- вызвать интерес не только к содержанию, но и к форме исполнения сказки,
- развивать мелкую моторику пальцев рук.
Способы использования пособия.
- Демонстрация сказки воспитателем и беседа по окончании спектакля с детьми. Вызвать у детей интерес к театрализованной деятельности.
- Инсценировка сказки на пальчиках одного ребенка. Учить детей действовать своими пальчиками, передавая эмоции героя.
- Игра «Найди героев к сказке» (используем сюжетные картинки к сказкам). Формирует умение разыгрывать простейшие сценки под руководством воспитателя, развивать память.
- Совместная инсценировка сказки с участием нескольких детей, у каждого свой герой. Развивать умение выполнять действия своего персонажа вместе с действиями других детей.
- Игра «Кто живет на ферме? (в лесу, в зоопарке, в семье). Закреплять знаний детей о животных, умение различать и находить нужного животного, классифицировать диких и домашних животных; активизировать речь детей. В этой игре дети своего героя располагают на соответствующей сюжетной картинке: на ферме - домашних животных, в лесу - диких животных, в доме - людей, а некоторые животных мы можем увидеть и в зоопарке.
- Игра «Прятки с героями» (назвать, какой герой спрятался из сказки). Закреплять знания детей о героях сказок, развивать внимание и память.
- Игра «Где наш герой?» (на закрепление предлогов под, на, в, за, возле и наречий рядом, вверху, внизу). Упражнять детей в использовании предлогов и наречий, согласовывать их с существительными, развивать пространственное мышление, активную речь. Ребенок находит спрятавшегося героя и обязательно проговаривает: « Зайчик спрятался за домиком».
- Игра «Помоги герою спрятаться» (на закрепление предлогов под, на, в, за, возле и наречий рядом, вверху, внизу). Закреплять знания детей о положении предметов в пространстве, называть предлоги и наречия, развивать активную речь. В этой игре ребенок прячет героев сказки по предложению воспитателя: «Помоги лисичке спрятаться под деревом» и говорит, где спрятал героя.
- Игра «Много и один». Упражнять детей в использовании существительных в единственном и множественном числе, развивать мышление, речь и внимание. Дети вместе с воспитателем рассматривают героев сказок и называют, каких героев много, а кто один, например, Маша одна, медведей много (три).
- Игра «Мама и малыши». Учить детей различать взрослых животных и их детёнышей, развивать мышление, речь, словарный запас ребёнка.
- Придумываем новую сказку вместе с детьми. Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре, создать условия для развития творческих способностей детей посредством сказок, развивать речь и фантазию у детей.
Используя данное пособие, у детей развивается правильная речь, они в игровой и творческой деятельности осваивают родной русский язык.
Пособие «Волшебство на пальчиках» можно использовать для достижения целевых ориентиров в раннем возрасте. В три года дети не только интересуются окружающими предметами и активно, эмоционально действует с ними, но и стремятся проявлять настойчивость в достижении результата своих действий. Наблюдается активная речь в общение: ребенок понимает речь взрослых, может обращаться с вопросами и просьбами, а также может поделиться своими мыслями, рассказать о каком-то событии. Дети стремятся активно подражать в движениях, речи и действиях взрослым и другим детям, даже появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого или сказочного героя. Благодаря пособию малыши проявляют интерес к стихам, песням и сказкам, рассматривают картинки, эмоционально откликаются на различные произведения культуры и искусства.
Таким образом, пособие «Волшебство на пальчиках» помогает в реализации образовательной программы с детьми на русском языке, воспитывая любовь к родному языку и к традициям нашего народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал "Рисование пальчиками"
Значение развития художественных качеств для детей младшего дошкольного возраста. Формы изодеятельности. Методы и приемы рисования....
Методическая разработка "Развиваем пальчики,развиваем речь"
Пальчиковые игры...
Методическое пособие «Умелые пальчики» по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи через формирование мелкой моторики
Раскрыть взаимосвязь развития речи у дошкольников с ОНР и мелкой моторики, и разработать практические рекомендации по формированию мелкой моторики рук....
Методическая разработка «Тренируем пальчики - развиваем графомоторные навыки»
Развитие графомоторных навыков у детей старшей группы...
Методическая разработка "Готовим пальчики к письму. Самые эффективные "помощники" в успешном освоении письма".
Игры на развитие тактильного восприятияТренируют чувствительность пальцев рук, помогая им научиться определять такие качества предметов, как твёрдость и мягкость, форма и вес, температура и текстура. ...
авторское методическое пособие "Путешествие пальчиков"
Методическое пособие разработано с целью развития мелкой моторики рук с детьми с ОВЗ...
Методическое пособие«Ловкие пальчики»
Методическое пособие...