Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
НОД по совершенствованию фонематического восприятия, умение детей делить слова на слоги и закреплению звукового анализа слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_razvitiyu_rechi_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 21.96 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по развитию речи в подготовительной группе
Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.
Программное содержание: Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, умение детей делить слова на части, называть слова с определенным слогом. Упражнять в умении определять последовательность звуков в словах. Закреплять звуковой анализ слова. Воспитывать культуру общения, чувство коллективизма, уважение к одногруппникам, воспитателю.
Ход НОД
1.Приветствие.
Дети стоят на ковре собравшись в круг.
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся нашим особым способом!
Покажите мне, пожалуйста, мизинец на правой руке, повернитесь к ребенку стоящему слева от вас и поздоровайтесь.
2.Игра «Слова».
Воспитатель:
- После нашего приветствия предлагаю поиграть в нашу любимую игру «Слова».
Дети садятся на ковер в круг. Игру начинает воспитатель, двигаясь по часовой стрелке дети называют слова и передают мяч соседу.
Воспитатель:
- Здорово поиграли! Какие вы молодцы! Вы уже знаете много слов и хорошо слышите звуки на которые оканчиваются слова.
Физминутка
В гости к Федосье
Матрена пришла, (шагаем на месте)
К чаю пришла, (руки в стороны на пояс)
Лимон принесла. (Хлопок перед грудью)
– Пейте, Матрена, (прыжки на месте)
С лимончиком, (присели)
Пейте, Лимона, (прыжки на месте)
С матренчиком!.. (присели)
А Федосья растерялась (руки на пояс – наклоны влево-вправо)
И заторопилась, (руки на пояс-повороты туловища влево-вправо)
А Федосья растерялась (присели)
И заговорилась. (Прыжок на месте-хлопок над головой)
3.Игра «Скажи какой?».
- Предлагаю вам поиграть в еще одну игру. Для этого вы сейчас сядете за столы и увидите на столах коробочки-сюрпризы.
Дети садятся за столы на которых заранее приготовлены коробочки-сюрпризы. В коробочке у каждого ребенка спрятана картинка с изображением продукта. Например: гриб или сыр.
Воспитатель:
- Откройте, пожалуйста, свои коробочки. (Дети рассматривают изображения).
- Посмотрите на картинки у соседей. Каким одним словом можно назвать все эти изображения? (Продукты).
Воспитатель:
- Игра в которую я предлагаю вам поиграть называется «Скажи какой?». Я спрашиваю у вас, например: Какой суп можно сварить из продукта из твоей коробочки? Или какой салат можно сделать? Ваши ответы могут быть такими, напримет: Из сыра можно сварить сырный суп, из моркови сделать морковный салат.
Воспитатель по цепочки задает вопросы детям.
(Ответы детей).
После того как все ребята ответят, воспитатель загадывает загадку еще об одном продукте.
Злой он очень, но полезный,
Защищает от болезней.
Всем микробам враг, не друг...
Как назвали его? ...
(лук)
Воспитатель:
- Ребята, какой суп можно сварить из лука?(луковый)
- Молодцы!
- Теперь давайте все вместе произнесем слово лук.
Дети произносят слово ЛУК.
4.Звуковой разбор
Воспитатель:
- Давайте разберем это слово на звуки.
Воспитатель предлагает ещё раз вспомнить, какие бывают звуки (гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки), каким цветом мы их выделяем (гласные – красным, согласные твёрдые – синим, согласные мягкие – зелёным).
- Как мы определяем гласный это звук или согласный? (произнося гласные звуки нам ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык. Гласный звук мы можем громко крикнуть, сказать тихо, шепотом, можно потянуть, спеть. А когда мы произносим согласные звуки, нам мешает язык, зубы, губы – эти звуки мы произносим отрывисто).
- Чем отличаются звуки от букв?
(Звуки слышим и произносим. А буквы видим, читаем и пишем.)
У доски работает один ребёнок, остальные за столами самостоятельно.
- Сколько всего звуков в слове лук? (три).
- Какой первый звук? (Л). Произнесите слово, выделяя голосом первый звук. Какой это звук? (согласный твёрдый, отмечем синей фишкой).
- Второй звук? (У). Какой он? (гласный, его можно протянуть, пропеть, отмечаем красной фишкой).
- Третий звук в слове лук? (К). Какой это звук? (согласный твёрдый, отмечем синей фишкой).
- Ребята, сколько в слове лук слогов? (Один).
- Как вы об этом догадались? (Сколько в слове гласных столько и слогов).
- Давайте заменим гласную в слове лук на гласную «А», какое слово получится? (Лак).
-Теперь в слове лак заменим гласную на «Ю», какое слово получилось? (Люк).
- Молодцы!
5. Игра «Сколько слогов в слове».
Воспитатель:
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Сколько слогов в слове». Я буду называть слова, а вы прохлопаете столько раз сколько слогов в слове. Например: зи-ма, кот, по-ми-дор, стол, жи-раф, ве-ло-си-пед, ко-ле-со.
Рефлексия.
Воспитатель:
- Какие вы все молодцы!
- Ребята, что мы сегодня делали на занятии? (Ответы детей).
- Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по развитию речи для старших воспитателей в старше-подготовительной группе, на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. По материалу В.В.Гербова «Развитие речи в подготовительной группе десткого сада»Цель. Совершенствовать слуховое внимание и восприятие...
Конспект НОД в подготовительной группы на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».
Данное занятие проводится с детьми подготовительной группы по теме «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте». Проводя с детьми данное занятие, мы обучаем навыкам четкого прои...
Конспект НОД «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
Цель: совершенствовать звукопроизношение, слуховое внимание и восприятие детей.Задачи:Обучающие:1. Обучать навыкам четкого произношения звуков (у), (ц) и (р), делить звуки на гласные и согласные2...
Конспект НОД для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» Тема «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».
Конспект НОДдля детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»....
Конспект ООД по развитию речи "Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте".
Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей....
Занятие по развитию речи "Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте"
Занятие по развитию речи Задачи: Совершенствовать слуховое понимание и восприятие детей. Учить определять порядок и количество слов в предложении...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»....