Разработка вопросов и заданий на основе таксономии Б. Блума в ДОУ на примере русской народной сказки «Гуси - лебеди».Воспитатель первой квалификационной категорииИванченко Елена Алексеевна
методическая разработка по развитию речи
Таксономия Блума – что это такое.
Таксономия целей Блума помогает правильно определить задачи обучения. Многим кажется, что это – получение знаний. Но на самом деле школы и другие учебные заведения должны научить анализировать полученную информацию, сопоставлять ее и делать выводы. Как это сделать?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_voprosov_i_zadaniy_na_osnove_taksonomii_b.pptx | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Таксономия Блума – что это такое. Таксономия целей Блума помогает правильно определить задачи обучения. Многим кажется, что это – получение знаний. Но на самом деле школы и другие учебные заведения должны научить анализировать полученную информацию, сопоставлять ее и делать выводы. Как это сделать? Если сказать кратко, таксономия Блума — это классификация педагогических целей. Ее создатель, как видно из названия, — профессор педагогики Чикагского Университета Бенджамин Блум . В 50-е годы прошлого столетия он пытался систематизировать цели и задачи обучения. Результатом этой работы и стала теория, которая по прошествии десятков лет вызывает массу споров. Но при этом активно используется при создании образовательных программ . Можно сказать, что таксономия Блума — это педагогическая методика по запоминанию и усвоению знаний.
О таксономии Наиболее разработана и часто используется классификация целей в рамках познавательной области, она представляет собой иерархическую шестиуровневую структуру: • знание, • понимание, • применение, • анализ, • синтез, • оценка.
Уровень знания. Это самый нижний, начальный уровень. Все цели, относящиеся к этому уровню, формулируются в терминах воспроизведения. Например: назвать, перечислить. Здесь достаточно познакомить воспитанников с соответствующей информацией так, чтобы они смогли ее повторить. Примерные вопросы: 1. Вспомни, куда так спешила Аленушка после ухода родителей? 2. Опиши, где живет Баба – яга? 3. Расскажи, как помогла яблонька (печка, речка) Аленушке с братцем? 4. Перечисли всех героев этой сказки.
Уровень понимания . Чтобы продемонстрировать достижение этого уровня, воспитанник должны изложить изучаемый материал своими словами. Способность изложить информацию своими словами подтверждает, что воспитанники ее усвоили (произошло запечатление информации и её переработка ). Примерные вопросы: 1. Кто автор этой сказки? Почему ты так решил? 2. Объясни, почему гуси-лебеди забрали братца? 3. Сделай вывод и озвучь, что было бы с Аленушкой и братцем, если бы печка не захотела им помогать? 4. Можно ли сказать, что эта сказка учит исправлять свои ошибки? 5. Подтверди примерами, что ради спасения брата девочке пришлось преодолевать множество препятствий, но она всё-таки сумела вернуть его домой.
Уровень применения. На этом уровне цели формулируются в терминах применения полученных знаний в изученной и новой (частично измененной или новой) ситуации . Примерные вопросы: 1. Покажи с ребятами, как можно поиграть в эту сказку. 2. Реши, какой план можно составить к сказке. 3. Отбери героев из предложенных и разыграй сказку. 4. Проведи эксперимент и подумай, за что ты можешь быть благодарен другу ? 5. Дополни и подтверди, что семья - самое дорогое, что есть у человека.
Уровень анализа . Цели данного уровня предполагают, что воспитанники в состоянии разделить изученный материал на отдельные составляющие. Примерные вопросы: 1. Разбери сказку на части. 2. Проанализируй мысль, если совершил оплошность, умей исправить ее последствия . 3 . Систематизируй сюжет и подумай, можно ли назвать путь в сказке –зеркальным ? (сказка «Гуси-Лебеди» показывает «зеркальный путь» следующую дорогу: Аленушка идёт к реке, к яблоне, к печке, обратно возвращается по той же дороге уже вместе с братом.) 4. Сравни три главные мысли сказки и приведи примеры. (1 - делай людям добро, и оно вернется к тебе в трудную минуту ; 2 – слушайтесь маму и папу и все будет с вами в порядке; 3 - если что-то натворил, постарайся исправить это и тогда тебя не накажут). 5. Сравни: какими словами встретила Аленушка яблоню (печку) при первой и второй встрече.
Уровень синтеза. Достигнув целей этого уровня, воспитанники могут эффективно комбинировать усвоенные знания, формировать из них новые конструкции. Примерные вопросы: 1. Представь, что Аленушка не оставляла братика одного, чем бы закончилась сказка? 2. Придумай конец сказки , если бы Аленушка не одумалась и струсила . 3. Добавь дополнительного героя в сказку, кто это будет?
Уровень оценки . Это самый высокий, шестой уровень, на котором воспитанники демонстрируют отношения, делают содержательные оценочные суждения об изученном материале, о новых данных, относящихся к изученной области . Примерные вопросы : 1.Можно ли судить о том, что в сказке главными темами являются забота о родных людях и ответственность за их судьбу? 2. Верно ли утверждение: если поможешь кому-нибудь, то и он поможет тебе в ответ? Почему? 3. Верно ли утверждение: если не слушаться родителей может случиться беда ? Почему? 4. Какие важные черты качества характера проявила Аленушка, спасая брата ? 5. Обобщи и скажи, чему можно научиться при прочтении этой сказки? 6. Можно ли объявить ребятам, что это хорошая поучительная сказка о добре и зле? Почему? 7. Дай оценку сказки "Гуси-лебеди" и подтверди, что она построена в первую очередь на семейных ценностях, учит дорожить близкими и помогать им.
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание сказкой. Русская народная сказка "Гуси-лебеди" средняя группа
Нравственное воспитание. "Как аукнется, так и откликнется"...
Методическая разработка занятия по сюжету русской народной сказки “Гуси-лебеди” (старшая группа)
Методическая разработка для воспитателей....
Методическая разработка по развитию речи для детей старшей группы «ПО МОТИВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»
КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий и элементов театрализованной деяте...
Конспект ООД по математике на основе принципа интеграции образовательных областей по сюжету русской народной сказки "Гуси-лебеди" (подготовительная группа)
Цель совместной деятельности взрослого и ребёнка: закрепить прямой и обратный счет в пределах 10, представление о составе чисел 5-10, взаимосвязь целого и частей...
Чтение русской народной сказки гуси лебеди в первой младшей группе
Конспект занятия по развитию речи...
Ознакомление детей 6-7 лет с русским народным устным творчеством на примере русской народной сказки "Рукавичка"
Презентация "Иллюстрации к русской народной сказке"Рукавичка" для занятия по развитию речи "Ознакомление детей 6-7 лет с русскимнародным устным творчеством на примере русской народ...
Ознакомление детей 6-7 лет с русским народным устным творчеством на примере русской народной сказки "Снегурочка"
Презентация "Иллюстрации к русской народной сказке "Снегурочка" для занятия по развитию речи "Ознакомление детей 6-7 лет с русским народным устным творчеством на примере русской на...