Дидактическое пособие для развития речи детей старшего и подготовительного к школе возраста (5-8 лет) "Речевые кубики"
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей. 21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.Самое продуктивное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. Речевые занятия в игровой форме дают большой результат. Наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskoe_posobie_rechevye_kubiki.docx | 248.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическое пособие для развития речи детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста (5-8 лет) «Речевые кубики»
Направленность: речевое и познавательное развитие.
Предназначение: в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.
Цель:
Расширять и активизировать словарный запас, способствующий познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста, развитие фонематического слуха, памяти.
Задачи:
- Развитие речи детей:
- Вызвать речевую активность, умение правильно строить фразу, последовательно излагать мысли, научить составлять развернутый описательный рассказ.
- Развивать умение описывать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы.
- Активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости.
- Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия (игры на обобщающем кубике).
- Закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
- Расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости (д/и «Что бывает круглым?»)
- Закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных. (Д/и «Один – много»)
- Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов (д/и «Скажи ласково»)
- Закрепление в речи детей согласования существительных с числительными («Веселый счет»).
- Развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний ( «Кто кем был?; Кто кем будет?»)
2. Развивать познавательные способности детей, формирование мыслительных процессов в ходе выполнения заданий.
3. Развивать и совершенствовать тонкую двигательную координацию кистей и пальцев рук.
Материал: пластмассовые кубики: "Фигуры", "Числа", "Животные", "Обобщающий".
Игры проводятся в свободное от занятия время в форме дидактической игры. Игровое правило регулируется детьми, большое разнообразие картинок поднимает интерес, а правильные ответы стимулируют к усложнению задач. При организации и проведении игры важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою словесную активность.
Первая игра: «Фразовый конструктор
Красный кубик предназначен для выбора героя (отвечает на вопрос кто?
- Девочка, дочка, внучка, сестра, подруга;
- Мама, тетя, женщина;
- Мальчик, сын, внук, брат, друг;
- Папа, дядя, мужчина;
- Мальчики, сыновья, братья, друзья;
- Девочки, дочки, сестры, подружки.
Три желтых кубика со схематичным изображением глаголов (движения, действий) (отвечает на вопрос Что делает?)
Карандаш – рисовать, раскрашивать, писать;
Игла – шить, зашить, вышить, подшить;
Монета – купить, продать и т. д.
Четыре синих кубика со схемами – предметами по темам: «Фрукты», «Животные», «Одежда», «Общественные места».
Зеленый кубик: цвет (красный, синий, оранжевый, разноцветный, желтый, зеленый).
Действие: Ребенок по очереди бросает все кубики, выставляет их по порядку и составляет предложение.
Например, «Саша увидел разноцветную бабочку».
Не забываем каждый раз уточнять: «Бывает не-бывает?», «Когда это бывает?»
Вторая дидактическая игра «Речевые кубики»
Пособие состоит из четырех кубиков: "Фигуры", "Числа", "Животные" и "Обобщающий". Используется для речевого и познавательного развития детей.
Начинать играть надо с одного любого кубика, а затем усложнять игру в 2 кубика.
Ребенок подбрасывает кубик со словами «Крутись, вертись, на бочок ложись», называет картинку, которая оказалась сверху, и выполняет задания.
Кубик «Фигуры»
На гранях кубика изображены следующие фигуры:
Круг – назвать предметы круглой формы. (Д/И «Что бывает круглым?)
Квадрат – назвать предметы квадратной формы?
Треугольник, ромб, трапеция, овал.
Кубик «Животные»
На гранях кубика изображены животные: корова, кошка, собака, лиса, заяц, еж (картинки можно менять по желанию).
Вопросы (еще можно использовать схемы описания):
- Кто это? Какое животное? (домашнее или дикое и почему).
- Какой окрас?
4. Где живёт?
5. Чем питается?
6. Какое это животное? (описать внешние качества, повадки).
7. Назвать детенышей?
8. Какую пользу приносит человеку?
Если одновременно бросить с кубиком «Животные» кубик «Числа», то задания можно усложнить: «Веселый счет». В зависимости от того, какое число выпало, ребенок считает: одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы…шесть лис. То же самое с другими животными.
Кубик «Обобщающий».
В паре с кубиком «Обобщающий» бросается кубик «Числа». Ребенок называет столько видовых понятий, сколько покажет выпавшее число.
- Картинка «помидор». Задания: назови любые овощи (столько, сколько выпадет на кубике «числа»).
- Картинка «яблоко». Задание: назови любые фрукты.
- Картинка «малина». Задание: назвать любую ягоду.
- Картинка «дерево». Задание: назвать любое дерево.
- Картинка «цветок». Задание: назвать любой цветок.
- Картинка «грибок». Задание: назвать грибы.
Дополнительные вопросы.
1. Фрукт или овощ. Где растет? (на грядке, на дереве, в земле).
2. Назови по форме, по цвету, по вкусу.
3. Как употребляют в пищу? Что готовят? варят? из овоща (фрукта, ягод, грибов) .
Кубик «Числа»
На гранях кубика – числа от 1 до 6. Предназначение кубика: по усмотрению воспитателя усложнять задания путем бросания второго кубика. Закрепляется количественный счет (одно яблоко, два яблока…), согласование числительных с существительными (одна кошка, две кошки…).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Речь как реченька" методическое пособие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Екжановой. – М.: Изд-во МГПУ. 2006 – 84 с.
«Речь как реченька» - методическое пособие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста, имеющих различные, зачастую слабовыраженные, проблемы в становлении их речевой деятельности. Оно ...
Дидактическое пособие по математике для детей старшей и подготовительной к школе группы «ЧАСЫ»
Умение свободно ориентироваться во времени делает ребенка более самостоятельным и ответственным, поэтому лучше уже в дошкольном возрасте научить его определять время по циферблату часов. Дидакти...
Сенсорно-дидактическое пособие для развития речи детей дошкольного возраста «Волшебная шляпа»
Сенсорно-дидактическое пособие для развития речи детей дошкольного возраста «Волшебная шляпа»...
Дидактическая игра «Четвёртый лишний» для развития речи детей старшего и подготовительного возраста
Расширение пространственных представлений у детей старшего и подготовительного возраста, закрепление знаний по образовательным областям....
Дидактическое пособие для развития речи детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) "Теремок"
Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Теремок». Пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста . Применяется в образовательной области «Коммуникация»,...
Дидактическое пособие на развитие речи детей среднего дошкольного возраста "Речевая карусель" с использованием ТРИЗ технологий
Одной из главных задач дошкольного образования является речевое развитие детей. Проблема речевого развития сейчас актуальна, так как у многих детей имеются речевые проблемы. В связи с этим была разраб...
Методическая разработка."Развитие речи детей старшей и подготовительной к школе группы Пособие "Сборник конспектов образовательной деятельности по лексическим темам""
Своевременное и правильное освоение речи - это одно из важных условий полноценного психического развития: дети с хорошо развитой речью легко вступают в общение с окружающими, могут понятно выраз...