Дидактическое пособие для развития речи детей старшего и подготовительного к школе возраста (5-8 лет) "Речевые кубики"
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Толокнова Светлана Сергеевна

Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей. 21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.Самое  продуктивное  обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. Речевые занятия в игровой форме дают большой результат. Наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskoe_posobie_rechevye_kubiki.docx248.03 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие для развития речи детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста (5-8 лет) «Речевые кубики»

C:\Рабочий стол\фото работа\IMG_20191230_100326.jpg     C:\Рабочий стол\фото работа\IMG_20191230_100423.jpg

Направленность: речевое и познавательное развитие.

Предназначение: в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.

Цель:

Расширять и активизировать словарный запас, способствующий познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста, развитие фонематического слуха, памяти.

Задачи:

  1. Развитие речи детей:
  • Вызвать речевую активность, умение правильно строить фразу, последовательно излагать мысли, научить составлять развернутый описательный рассказ.
  • Развивать умение описывать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы.
  • Активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости.
  • Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия (игры на обобщающем кубике).
  • Закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
  • Расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости (д/и «Что бывает круглым?»)
  • Закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных. (Д/и «Один – много»)
  • Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов (д/и «Скажи ласково»)
  • Закрепление в речи детей согласования существительных с числительными («Веселый счет»).
  • Развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний ( «Кто кем был?; Кто кем будет?»)


2. Развивать познавательные способности детей, формирование мыслительных процессов в ходе выполнения заданий. 

3. Развивать и совершенствовать тонкую двигательную координацию кистей и пальцев рук.

Материал: пластмассовые кубики: "Фигуры", "Числа", "Животные", "Обобщающий".

Игры проводятся в свободное от занятия время в форме дидактической игры. Игровое правило регулируется детьми, большое разнообразие картинок поднимает интерес, а правильные ответы стимулируют к усложнению задач. При организации и проведении игры важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою словесную активность.

Первая игра: «Фразовый конструктор

Красный кубик предназначен для выбора героя (отвечает на вопрос кто?

- Девочка, дочка, внучка, сестра, подруга;

- Мама, тетя, женщина;

- Мальчик, сын, внук, брат, друг;

- Папа, дядя, мужчина;

- Мальчики, сыновья, братья, друзья;

- Девочки, дочки, сестры, подружки.

Три желтых кубика со схематичным изображением глаголов (движения, действий) (отвечает на вопрос Что делает?)

Карандаш – рисовать, раскрашивать, писать;

Игла – шить, зашить, вышить, подшить;

Монета – купить, продать и т. д.

Четыре синих кубика со схемами – предметами по темам «Фрукты»«Животные»«Одежда», «Общественные места».

Зеленый кубик: цвет (красный, синий, оранжевый, разноцветный, желтый, зеленый).

Действие: Ребенок по очереди бросает все кубики, выставляет их по порядку и составляет предложение.

Например, «Саша увидел разноцветную бабочку».

Не забываем каждый раз уточнять: «Бывает не-бывает?», «Когда это бывает?»

Вторая дидактическая игра «Речевые кубики»

Пособие состоит из четырех кубиков: "Фигуры", "Числа", "Животные" и "Обобщающий". Используется для речевого и познавательного развития детей.

Начинать играть надо с одного любого кубика, а затем усложнять игру в 2 кубика.

Ребенок подбрасывает кубик со словами «Крутись, вертись, на бочок ложись», называет картинку, которая оказалась сверху, и выполняет задания.

Кубик «Фигуры»

На гранях кубика изображены следующие фигуры:

Круг – назвать предметы круглой формы. (Д/И «Что бывает круглым?)

Квадрат – назвать предметы квадратной формы?

Треугольник, ромб, трапеция, овал.

Кубик «Животные»

На гранях кубика изображены животные: корова, кошка, собака, лиса, заяц, еж (картинки можно менять по желанию).

Вопросы (еще можно использовать схемы описания):

  1. Кто это? Какое животное? (домашнее или дикое и почему).
  2. Какой окрас?

4. Где живёт?

5. Чем питается?

6. Какое это животное? (описать внешние качества, повадки).

7. Назвать детенышей?

8. Какую пользу приносит человеку?

Если одновременно бросить с кубиком «Животные» кубик «Числа», то задания можно усложнить: «Веселый счет». В зависимости от того, какое число выпало, ребенок считает: одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы…шесть лис. То же самое с другими животными.

Кубик «Обобщающий».

В паре с кубиком «Обобщающий» бросается кубик «Числа». Ребенок называет столько видовых понятий, сколько покажет выпавшее число.

  1. Картинка «помидор». Задания: назови любые овощи (столько, сколько выпадет на кубике «числа»).
  2. Картинка «яблоко». Задание: назови любые фрукты.
  3. Картинка «малина». Задание: назвать любую ягоду.
  4. Картинка «дерево». Задание: назвать любое дерево.
  5. Картинка «цветок». Задание: назвать любой цветок.
  6. Картинка «грибок». Задание: назвать грибы.

Дополнительные вопросы.

1. Фрукт или овощ. Где растет? (на грядке, на дереве, в земле).

2. Назови по форме, по цвету, по вкусу.

3. Как употребляют в пищу? Что готовят? варят? из овоща (фрукта, ягод, грибов) .


Кубик «Числа»

На гранях кубика – числа от 1 до 6. Предназначение кубика: по усмотрению воспитателя усложнять задания путем бросания второго кубика. Закрепляется количественный счет (одно яблоко, два яблока…), согласование числительных с существительными (одна кошка, две кошки…).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Речь как реченька" методическое пособие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Екжановой. – М.: Изд-во МГПУ. 2006 – 84 с.

«Речь как реченька» - методическое пособие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста, имеющих различные, зачастую слабовыраженные, проблемы в становлении их речевой деятельности. Оно ...

Дидактическое пособие по математике для детей старшей и подготовительной к школе группы «ЧАСЫ»

Умение свободно ориентироваться во времени делает ребенка более самостоятельным и ответственным, поэтому лучше уже в дошкольном возрасте научить его определять время по циферблату часов. Дидакти...

Сенсорно-дидактическое пособие для развития речи детей дошкольного возраста «Волшебная шляпа»

Сенсорно-дидактическое пособие для развития речи детей дошкольного возраста «Волшебная шляпа»...

Дидактическая игра «Четвёртый лишний» для развития речи детей старшего и подготовительного возраста

Расширение пространственных представлений у детей старшего и подготовительного возраста, закрепление знаний по образовательным областям....

Дидактическое пособие для развития речи детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) "Теремок"

Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Теремок». Пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста . Применяется в образовательной области «Коммуникация»,...

Дидактическое пособие на развитие речи детей среднего дошкольного возраста "Речевая карусель" с использованием ТРИЗ технологий

Одной из главных задач дошкольного образования является речевое развитие детей. Проблема речевого развития сейчас актуальна, так как у многих детей имеются речевые проблемы. В связи с этим была разраб...

Методическая разработка."Развитие речи детей старшей и подготовительной к школе группы Пособие "Сборник конспектов образовательной деятельности по лексическим темам""

Своевременное и правильное освоение речи  - это одно из важных условий полноценного психического развития: дети с хорошо развитой речью легко вступают в общение с окружающими, могут понятно выраз...