Пересказ рассказа "Ёж"
план-конспект занятия по развитию речи

Волкова Галина Викторовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_pereskaz_rasskaza_yozh.docx186.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №11 «Буратино»

г. Невеля Псковской области» ___________________________________________________________

ул. Ленина д.36, г. Невель, Псковская область,182500

телефон: 8(81151) 2-16-29; e-mail: org2170@pskovedu.ru

Технологическая карта занятия по развитию речи с использование технологии проблемного диалогаC:\Users\МоскальковаИВ\Desktop\preview.jpg

«Пересказ рассказа «Еж»

для детей 5–6 лет

воспитатель: Волкова Галина Викторовна

первая квалификационная категория

Тема: «Пересказ рассказа «Еж» для 5-6лет

Цель: формирование у детей дошкольного возраста логического мышления, познавательных способностей через технологию проблемного обучения и формированию пересказа короткого текста с использованием мнемотаблиц.

Задачи: Образовательные

- Познакомить с многозначным словом игла с использование проблемной ситуауии.

-Формировать навыки отвечать на вопросы полным предложением, объединять предложения в короткий рассказ из 4-5 предложений.

Развивающие

-развитие слухового и зрительного внимание детей.

Звуковая культура речи:

Учить самостоятельно подбирать короткие и длинные слова.

Воспитательные

Формирование навыков общения, взаимодействия, чувства доброжелательности.

Предварительная работа:

-Рассматривание иллюстраций из книги Чарушина «Моя первая зоология»

-Изучение лексической темы «Дикие животные»

- Рисование по теме «Еж»

Материалы к занятию: Картинка или игрушка Ёж, посылка, картинка Почтальона Печкина на экране,предметные картинки: ребята, ёж (два вида, крыша дома, блюдце с молочком;)набор колющих предметов : колючка кактус булавка, схема для графического плана, картинки для игры «Что лисятам приготовииь на обед», мольберт.

Ход ООД

Этапы продолжительность

Организация рабочего пространства

Деятельность педагога

Предпологаемая деятельность детей

Планируемый результат

1.Организационно- мотивационный этап

2.Основной этап.

3.Заключительный этап.

Дети полукругом стоят рядом с воспитателем.

Дети садятся на ковёр.

Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Улыбнитесь гостям, улыбнитесь друг другу.

Игра приветствие…

Здравствуйте щёчки, здравствуйте губки, здравствуйте носик, здравствуйте гости.

Сегодня утром, когда я вошла в группу, то увидела на столе вот эту посылку и видеописьмо. Посылку я открыть не смогла, видно она с секретом, а видеописьмо мы посмотрим вместе.

-Как вы думаете от кого оно?

-А хотите узнать?

Тогда давайте присядем на ковёр и внимательно посмотрим на экран.

На экране почтальон Печкин.

«Добрый день дорогие ребята. Узнали меня? Меня зовут почтальон Печкин и я принёс вам посылку. Но я вам её не отдам, потому что посылку могут получать люди по документам, а у вас их нет. Но я вижу что вы хорошие ребята, поэтому я предлагаю вам сделку.

Если вы отгадаете загадку и расскажите мне о чём сегодня ройдёт речь у вас в группе то посылка ваша!»

Внимательно слушайте загадку:

«Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки не одной.

-Правильно, ребята, это ёж.

Рассматривание ежа. (картинка или игрушка)

Постановка проблемного вопроса:

-А что это у ежа из спины торчит?

-А зачем ему швейные иголки, он что одежду будет шить.

-А как он спасается от врагов?

-Что ест ёж?

-Что ёж делает зимой?

-А когда ёж просыпается?

-Какие иголки вы ещё знаете?

-Ребята скажите, а почему все эти иголки называют одним словом?

Если дотронешься до иголок ежа, то можно уколоться.

Дидактическая игра «Найди опасный предмет»

Ребята подойдите все ко мне и посмотрите перед вами на подносе лежат различные предметы, выберите из них самые опасные и те которые можно использовать, но под присмотром взрослого.

-Чем эти предметы схожи с ножом?

-Как надо обращаться с такими предметами?

-Так чем же можно уколоться?

-Правильно ребята.

-Ребята, а как вы думаете, о ком сегодня я буду читать вам рассказ, вы наверно уже догадались?

Чтение рассказа.

Давайте с вами присядем на ковёр и послушаем внимательно рассказ.

-Ребята, послушайте пожалуйста рассказ который называется «Ёж». А написал этот рассказ детский писатель Е. Чарушин. Он  был не только писателем, но и замечательным художником. Ребята присядьте и внимательно послушайте рассказ. А ёжик пусть сядет на стульчик и тоже вместе с нами послушает.

По ходу рассказа показ слайдов-презентация.

Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он со страху шариком свернулся. Попробуй-ка его возьми руками-везде иголки торчат. Закатали ежа в шапку и домой принесли. Положили на пол, поставили молочка в поддончике. А ёж лежит шариком и не шевелится. Вот он час лежал и ещё целый час. Потом вылез из колючек чёрный ежиный носик и задвигался. Чем это вкусным пахнет? Развернулся ёж, увидел молоко и стал его есть. Поел и снова шариком свернулся. А потом ребята другим чем-то занялись, зазевались-ёжик и удрал к себе обратно в лес.

-О чём говорится в этом рассказе?

Беседа по содержанию.

Ребята а давайте научим нашего ёжика-ещё отвечать на вопросы не одним словом, а целым предложением.

Вопросы:

-Где ходили ребята?

-Кого они нашли?

-Где сидел ёжик?

-Что сделал ёжик от страха?

-Куда дети принесли ежа?

-Почему они не укололись?

-Что ребята ему дали?

-Что было дальше?

-Что означает слово со страху, удрал?

-Ребята, а как вы думаете, почему ёжик удрал обратно в лес?

Физкультминутка.

Ребята, а теперь пришла пора немного поиграть. Что то наш ёжик заскучал. Давайте все с вами встанем и выполним движение

 Вместе со мной. Выходите на лужок, становитесь все в кружок.

Ёж с ежатами

Под огромную сосной,

На полянке на лесной,

Куча листьев где лежит,

Ёж с ежатами бежит.

Мы вокруг всё оглядим,

На пенёчках посидим,

А потом все дружно спляшем

Вот так ручками помашем.

Помахали, покружились

И домой заторопились.

-Ребята у нашего ёжика в лесу есть друзья лисята. Они очень любят играть вместе с ёжиком. И их мама лиса просит вас ей помочь. Послушайте ребята.

Игра называется «Что лисятам приготовить на обед» для этого вам нужно разделиться на команды.

Жили были 2 брата лисёнка. Как их звали? Имена придумайте сами. Кличка одного брата называлась коротким словом. Называет первая команда.

-Так как его назовём?

А для клички второго лисёнка подберём длинное слово-называет 2 команда.

Мили любил всё что называлось коротким словом, а Рыжехвостик, наоборот любил все длинные слова. У мамы лисы было много хлопот с приготовлением обеда: Что готовить каждому не знает. Поможем ей дети выбрать названия для первого блюда.

Первая команда помогите мне

-Что стал бы есть Милли? Не забудьте что названия должны быть короткими.

Задание для второй команды:

-Что можно приготовить для Рыжехвостика? Помните что название должно быть длинным.

1 команда:

-А какое второе блюдо мама лиса могла бы приготовить для Милли?

2 команда мне ответьте:

-А для Рыжехвостика что можно приготовить на второе?

1 команда:

-Что мог бы получить Милли на третье?

2 команда:

-А Рыжехвостик на третье?

Спасибо вам ребята помогли вы маме лисе своими ответами. Теперь она точно знает что приготовить. И сумели порадовать наших лисят.

Повторное чтение рассказа.

-Ребята посмотрите на эти необычные картинки. Это схемы.

Давайте их разложим с вами по порядку.

С чего начался ваш рассказ?

Какую картинку мы поставим первой?

Что было дальше? И т.д.

Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.

А теперь расскажите историю про ежа. Схемы, карточки вам в этом помогут.

Обратите ребята внимание на экран:

Печкин благодарит детей и посылка открывается-там книга Е. Чарушина или раскраска из рассказа «Ёж».

-Ребята давайте поблагодарим Печкина за такой подарок. Из этой книги мы узнаем много интересного о животных.

-Вот и подошло к концу наше занятие.

-Дети, а вам понравилось сегодня заниматься?

-Чем мы занимались?

-Кто напомнит как называется рассказ?

-Кто написал этот рассказ?

-Чему вы сегодня научились?

-Что запомнили?

Самооценка.

У нас на столе 2 коробочки: в одной солнышки; в другой-тучки.

Вы можете взять любую картинку, но сначала подумайте: если вам на занятие было интересно и у вас всё получилось, то возьмите солнышко, а если кому-то было не интереснои трудно-тогда возьмите тучку.

-Ёж

-Иголки

Рассуждение детей ёж защищается иголками от врагов.

-Ёж сворачивается шариком и выставляет иголки.

-Ёжик питается мышами, жуками, червяками, молоком).

-Ёж зимой спит.

-Ёж просыпается весной, когда становится тепло).

-Иголки у ёлки, швейные иголки.

-Потому что они острые и колятся.

Ответы детей.

-Осторожно.

-Колючкой, иголкой, булавкой, шипом розы, кактусом.

- О еже.

Дети слушают рассказ.

-Ответы детей.

-Дети отвечают полным предложением.

-Ребята ходили по лесу.

-Они нашли ежа.

-Ёжик сидел под кустом.

-Он от страха свернулся шариком.

-Дети принесли ежа домой.

-Они закатили ежа в шапку.

-Ребята дали ему молока.

-Ёжик развернулся, начал есть молоко, а потом удрал к себе в лес.

-От испуга, убежал.

-Ёж не домашнее, а дикое животное.

Дети выполняют движения согласно тексту.

Бегут друг за другом.

Повороты головой.

Приседают.

Пляшут.

Машут руками.

Кружатся.

Разбегаются по своим местам.

Ответы детей.

-Суп, уху, борщ, щи.

-Свекольник, рассольник, щавельник.

-Плов, рагу, кашу, яйца.

-Котлеты, тефтели, макароны.

-Сок, чай, морс.

-Лимонад, кефир, молоко.

Дети повторно слушают рассказ.

Дети выстраивают графическую мнемодорожку – план рассказа на мольберте.

Дети рассказывают рассказ по цепочке: сначала одна команда, затем-другая.

Ответы детей.

Развитие произвольного внимания, словесно-логического мышления.

Дети с интересом рассматривают ежа.

Развитие произвольного внимания, памяти.

Координация речи с движениями.

Развитие связной речи. формирование навыка работы по алгоритму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗКИ «ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЕРНЫШКО». Пересказ сказки.

Материал предназначен для воспитателей средней группы....

Конспект занятий по обучению детей средней группы пересказу тема: Пересказ рассказа "Лиса" (по Е. Чарушуну)

Формироавние навыков пересказа коротного текста с использованием графических схем....

Методическая разработка ООД "Речевое развитие" Тема: Пересказ-инсценировка сказки «Теремок» в пересказе М. Булатова с применением ИКТ.

Тема: пересказ – инсценировка сказки «Теремок» в пересказе М. Булатова с применением ИКТ.Цели: развивать и активизировать словарный запас детей; учить детей пересказывать...

Консультация для педагогов «Структура занятия по пересказу. Приемы обучения пересказу».

Консультация для педагогов "Структура занятия по пересказу. приемы обучения пересказу"...

Конспект занятия по обучению детей подготовительной группы пересказу. Пересказ рассказа «Четыре желания» (по К. Ушинскому)

Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста  с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.Интеграция образовательных областей: «Коммуни...

Конспект НОД по обучению пересказу Пересказ рассказа «Клесты» (по И. Соколову- Микитову).

Обучение пересказу с использованием природоведческой литературы по опорным схемам. Основные задачи:1.Формирование связной монологической речи с использованием графических схем.2. формирование гра...