Требования к социально-коммуникативному развитию детей на современном этапе»
учебно-методический материал по развитию речи
Требования к социально-коммуникативному развитию детей на современном этап
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
требования | 39 КБ |
prezenattsiya_trebovaiya_sots-kom_raz_detey.pptx | 275.12 КБ |
Предварительный просмотр:
«Требования к социально-коммуникативному развитию детей на современном этапе»
Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет 5 направлений развития и образования детей:
1.социально коммуникативное развитие;
2.познавательное развитие;
3.речевое развитие;
4.художественно эстетическое развитие;
5.физическое развитие
В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования вводится понятие об образовательной области «социально-коммуникативное развитие дошкольников». Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования - социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
На экране вы видите задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
Основная цель ФГОС ДО – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Достичь данной цели возможно при организации правильного руководства игровой деятельностью.
Значение игры, ее всестороннее влияние на развитие личности ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве способна творить чудеса. Словно волшебная палочка, она может изменить отношения детей ко всему, поможет включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей, воспитать сознательную дисциплину.
Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д.
Все это затрудняет классификацию игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка.
Включать игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно.
При проведении игр и упражнений педагогу необходимо:
- продумывать не только содержание инструкции, но и способ ее подачи;
- воздействовать с помощью интонационно-выразительной окрашенности речи;
- прогнозировать возможные реакции детей на предлагаемые правила и условия;
-помнить, что каждый ребенок имеет свои коммуникативные права:
• на систему ценностей,
• на ответственность,
• на личное достоинство и уважение этого достоинства,
• на индивидуальность и своеобразие,
• на независимость от других людей,
• на собственные мысли,
• на отстаивание своих прав.
Коммуникативная компетентность подразумевает развитие следующих умений:
-Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д) и рассказать о нём.
-Умение получать необходимую информацию в общении.
-Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.
-Умение вести простой диалог с взрослыми и сверстниками.
-Умение спокойно отстаивать своё мнение.
-Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.
-Умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д.)
-Умение уважительно относиться к окружающим людям.
-Умение принимать и оказывать помощь.
-Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Во время игр ребенку необходимо взаимодействовать с другими детьми, если он не в состоянии внятно высказать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции товарищей по игре, то ребятам будет не интересно играть с ним.
Кроме того, игра помогает не только копировать сценки из жизни, но и учит детей коммуникабельности и установлению общения друг с другом. Ведь игры обычно передаются от старшего поколения детей более младшему – и общение в такой разновозрастной компании положительно сказывается на развитии и социализации малыша.
Коммуникативные игры разнообразны по форме. Это может быть обычная сюжетно-ролевая игра с эпизодическим применением детьми музыкального репертуара, включение в общий сюжет песенок, а также игры, основанные на методах и приемах К. Орфа.
К коммуникативным играм относится почти весь детский фольклор (потешки, песенки, переклички).
Коммуникативные игры классифицированы в соответствии с той функцией, которую они выполняют в развитии динамической стороны общения у детей:
– игры – пластические импровизации, развивающие творческое воображение и эмоционально выразительные движения («Гномы и великаны» и др.);
– игры-зеркала, пластические диалоги в парах, направленные на развитие навыков невербального общения («Море волнуется», «Снежинки, летайте» и др.);
– тактильные игры, когда дети трогают друг друга, держатся за руки (подвижные игры – «Гори ясно», «Волк и гуси», речевые игры – «Комарики» и многие др.);
– ритмо-интонационные игры с именами [1].
Эти игры являются своеобразным тренингами, которые дают возможность ребенку «примерить» на себя различные роли. В таких играх дети могут не только увидеть себя со стороны, но и ощутить свою значимость в коллективе. Кроме того, звучание собственного имени из уст окружающих вызывает положительные эмоции и настраивает на доброжелательные отношения с другими детьми. Громкое произнесение своего имени помогает ребенку справиться с робостью, почувствовать свои силы и уверенность в себе (различные игры-приветствия, «Знакомство» и др.)
Для более успешного влияния игр на социально-коммуникативное развитие должны соблюдаться некоторые условия, такие как:
– По мере развития ребенка игры нужно усложнять, чтобы они несли в себе уже не однозадачность, а всесторонне влияли на дошкольника.
– Обучение через игры должно идти с использованием разных игровых технологий.
– Педагог должен четко понимать, на что направлена та или иная игра и держать все под контролем, используя тактику педагогической поддержки.
Педагогу при организации игры как ведущей деятельности необходимо учитывать основные черты сюжетно-ролевой игры: собственная деятельность дошкольника; социальность; автономность; самостоятельность; самобытность; творчество; экспериментальность; высокая эмоциональная насыщенность; связь с другими видами деятельности.
Технология организации игр в дошкольной образовательной организации предполагает реализацию следующих основных принципов: отсутствие авторитаризма; развития игровой динамики; педагогической поддержки; взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; переход от простейших игр к сложным. Особенности культурно-игрового пространства заключается в том, что оно должно быть местом свободным для проявления творчества детей и позволяющим взаимодействовать со сверстниками и педагогом.
Таким образом, социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение знаний, норм и ценностей, позволяющих ребенку чувствовать себя полноправным членом общества, а игровая деятельность не только является средством всестороннего развития ребёнка, но и активно влияет на его социализацию, являющейся важным условием гармоничного развития детей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет 5 направлений развития и образования детей: 1.Социально - коммуникативное развитие; 2.Познавательное развитие; 3.Речевое развитие; 4.Художественно-эстетическое развитие; 5.Физическое развитие.
Задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС: - усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; - развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; -становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; -развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; -формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности: – несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами); – произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома; – отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении .
Формы организации деятельности детей групповые подгрупповые индивидуальные подгрупповые Образовательная деятельность в режиме дня Самостоятельная деятельность детей - интегрированные занятия; - игровые ситуации, игры с правилами (дидактические (словесные, настольно-печатные), подвижные, народные, шансовые), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные); - беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, ситуации морального выбора, речевые тренинги, совместные с взрослыми проекты и др. - индивидуальные и совместные творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские) игры; все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками; выполнение самостоятельных трудовых операций в природе, хозяйственно-бытовой труд; самостоятельная деятельность в уголках уединения, зонированных сюжетных уголках, уголке ряжения, театральном уголке, автогородке; - самостоятельное декламирование детьми коротких стихотворений, рассказывание сказок и историй, рассматривание книг и журналов; изготовление поделок, конструирование, раскрашивание; развивающие настольно-печатные игры, автодидактические игры (пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки); простейшие опыты и эксперименты; самостоятельная деятельность в сенсорном уголке, уголке книги, экологическом уголке, уголке песка и воды, детской лаборатории Формы образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию дошкольников
К элементам эффективного общения относят следующие: - желание вступать в контакт с окружающими; - умение организовывать общение - слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации; -знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Виды детской деятельности . • Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат. • Исследовательская деятельность дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. • Изобразительная деятельность позволяет ребенку с помощью элементарного труда в процессе создания продуктов детского творчества на основе воображения и фантазии «вжиться» в мир взрослых, познать его и принять в нем участие. • Предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире. • Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства. • Коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке. • Конструктивная деятельность дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением. • Проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
Основные направления по коррекции коммуникативного поведения детей Первое направление реализуется по линии развития у ребенка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия. Другими словами, проводится специальная работа по формированию восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе, развитию делового сотрудничества с ним и общих игровых интересов. Второе направление состоит в развитии у ребенка способности воспринимать и использовать различные коммуникативные средства (визуальные, эмоционально-мимические, жестовые, словесные). Третье направление обеспечивает формирование у детей социальных представлений, которые возникают не только в результате ознакомления детей с профессиями людей, нормами поведения но, главное, осознания различных видов социальных отношений.
Эти направления обеспечивают: * развитие социальной направленности детей и социального восприятия, восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе в качестве объекта взаимодействия; *повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи детей (путем специального моделирования ситуаций общения, обучение использованию различных типов коммуникативных высказываний); *овладение «схемой беседы»; *развитие деловых и игровых мотивов взаимодействия со взрослыми и сверстниками, усвоение детьми способов невербального (неречевого) общения: овладение смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов («говорящих» рук), использование их в практике общения;
*развитие диалогической речи (в процессе специальных приемов «комментированного рисования», драматизации содержания готовых изображений (картинок, картин), имитационных движений и действий с воображаемыми объектами); *развитие способности отражать коммуникативное содержание (отношения между людьми) в движении, рисунке, речи; *развитие понимания мотивов поведения и характеров литературных персонажей (путем введения «внутренних монологов» и элементов драматизации); *умение актуализировать в общении содержание своего собственного эмоционального, бытового, игрового, познавательного и межличностного опыта в качестве основного содержания коммуникативного тренинга; *развитие языковой способности (компетентности); *развитие речевого творчества; *развитие связной речи.
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоцион...
«Организация двигательной активности детей на современном этапе развития общества.»
«Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают...
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
О приемах и методах работы с детьми по социально-коммуникативному развитию...
Учебно - методический материал "Актуальные проблемы физического воспитания и развития детей на современном этапе"
Учебный материал...
Презентация «Обогащение речевой и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"
Презентация «Обогащение речевой и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"...
"Развитие социально-коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста (возраст от 2,5 до 3 лет) посредством коммуникативных дидактических игр"
1.Актуальность темы.2.Выдержки из ФГОС ДО и профстандарта по заявленной теме.3.Целевые ориентиры в раннем возрасте.4.Взаимодействие работников ДОУ с родителями.5.Описание коммуникативных игр, на...
«Развитие социально-коммуникативной компетентности дошкольника посредством использования современного музыкального оборудования»
В соответствии с ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия детей, развитие эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельност...