Дополительное образование
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)
Программа дополнительного образовния по социально-коммуникативному развитию в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_logoritmika_srednyaya_grppa.docx | 28.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по дополнительного образования
в средней группе «Б» «Солнышко»
по направлению
- Социально-педагогическое
Кружок «Логоритмика»
Составил воспитатель:
Дубашеева Г.А.
Пояснительная записка
Речь – одна из важных сторон развития ребенка. Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Часто это очень сложная и трудоемкая работа для ребенка.
Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование эмоционального интеллекта.
Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Было отмечено, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями («Рефлексы головного мозга»,1866). Также было доказано советским ученым, неврологом и психиатром В.М. Бехтеревым, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки («Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства»). Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. Это связано с тем, что они воздействуют в первую очередь на эмоциональный интеллект ребенка, что помогает детям быстрее и лучше усваивать материал, учиться говорить правильно.
Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.
Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
Система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей с логоритмикой отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований. В логоритмические занятия включены элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия, простейшие приемы массажа, гимнастики для глаз). В занятия кружка включены пальчиковые музыкально-речевые игры, массажи пальцев, релаксация под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания.
Формы и методы: словесные – объяснение, беседа, советы, звукоподражание; наглядные – краткое объяснение, показ с пояснением, указание при воспроизведении, беседа, разъяснение сюжета, вопросы по последовательности движений, команды, образный сюжетный рассказ; показ, игровой метод; практические – выполнение работы.
Цель: создание социально ситуации развития через познавательно-речевую деятельность.
Задачи:
- активизация высшей психической деятельности через развитие зрительного и слухового внимания;
- увеличение объема памяти;
- развитие зрительного и слухового восприятия;
- развитие артикуляционного аппарата;
- развивать пространственные представления;
- развивать координацию, переключаемость движений;
- формирование двигательных навыков.
Принципы реализации программы: постепенное приобретение навыков (усложнение выполняемых заданий); посильность заданий для воспитанников; системность проведения занятий; соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники; единства процессов обучения и воспитания.
Форма и режим занятий: фронтальная, 1 раз в неделю по 20 минут. Всего 30 занятий.
Ожидаемые результаты: повышение уровня развития речи, увеличение объема памяти, развитие двигательных навыков, развитие артикуляционного аппарата.
Мониторинг: для подведения итогов реализации программы будет проведена оценка речевого развития детей.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Цель | План |
Октябрь | |||
1 | У Кошки день рождения | Формирование привычки действовать в соответствии со словами. Развитие артикуляционного аппарата. Воспитывать традицию праздновать день рождения. | Пальчиковая игра Улитка Упражнение «Киска» Двигательные упражнения «Мы-птички» РНП «Кукушечка» Логопедическая гимнастика Ритмическая игра «Барашек» Чистоговорка Стихотворения с движением «Петушок» Немецкая народная песенка «Хохлатка» Игра «Кошка и цыплята» Скороговорка «Щенок» Игра «Шел Молчан» |
2 | Лесные звезды | Расширять представление детей об осени. Развитие артикуляционного аппарата, двигательных навыков. Развитие слухового восприятия. | Упражнение «Киска» Ритмическая игра «Барашек» Песня о дождике Фонопедическое упражнение «Осенние листья» Пальчиковая игра Улитка РНП «Кукушечка» Танец-игра «Эх, зайка!» Логопедическая гимнастика Чистоговорка Песня об осени |
3 | Зайка-огородник | Повторить тему «овощи», развивать двигательные навыки. Развивать артикуляционный аппарат. | Чистоговорка Ритмическое упражнение «Барашек» Двигательное упражнение «Козочка» Пальчиковая игра «Сосна» Песня «Ежик и мыши» Логопедическая гимнастика Фонопедическое упражнение Танец-игра «Эх, зайка!» |
4 | Любимое кушаеье | Познакомить детей с любимым угощением зверей. Развивать умение координировать слух и движения; слуховое внимание. | Песня «Зайка» Пальчиковая игра «Сосна» Логопедическая гимнастика Скороговорка «Три сороки» Песня «Ежик и мыши» Чистоговорка «Пчелы» Танец-игра «Эх, зайка!» Игра на внимание «Погоня» |
5 | Дорога на мельницу | Развитие артикуляционного аппарата, координации движений познакомить с процессом изготовления муки. | Пальчиковая игра «Листопад» Песня об осени Ритмическая игра «Воробьи и вороны» Игра на внимание «На коне-скакуне» Песня «Огородная-хороводная» Чистоговорка на звук (ш) Пальчиковая игра «Сосна» Песня «Зайка» Логопедическая гимнастика Французская народная игра «Ленивый мельник» |
Ноябрь | |||
6 | Верные друзья | Расширять представления детей о дружбе. Развивать артикуляционный аппарат. Формировать речевое дыхание. Развивать чувство ритма. | Ритмическая игра «Воробьи и вороны» Песня «Зайка» Пальчиковая игра «Листопад» Чистоговорка (ц) Хоровод «Огородная-хороводная» Песня «Ежик и мыши» Польская народная игра «На мельнице» Французская народная игра «Ленивый мельник» Игра на внимание «На коне-скакуне» Логопедическая гимнастика |
7 | Сказка про зайцев | Знакомить детей с повадками зайцев. Формировать речевое дыхание. Развивать двигательные навыки. | Песня «Зайка» Пальчиковая игра «Листопад» Ритмическая игра «Воробьи и вороны» Двигательное упражнение «Зайки» Массаж рук «Умывалочка» Логопедическая гимнастика Чистоговорка (б-б,) Польская народная игра «На мельнице» Французская народная игра «Ленивый мельник» Игра на внимание «На коне-скакуне» Игра на развитие дыхания |
8 | Круглый год | Познакомить детей с тем как зимуют звери в лесу. Развивать артикуляционный аппарат. Развивать крупную моторику. Воспитывать привычку заботиться о животных. | Игра на внимание «На коне-скакуне» Ритмическая игра «Воробьи и вороны» Английская народная песня «Зарядка» Логопедическое упражнение «Болтушка» Массаж рук «Умывалочка» Песня «Зайка» Двигательное упражнение «Зайка» Логопедическая гимнастика Чистоговорка (б-б,) Польская народная игра «На мельнице» Французская народная игра «Ленивый мельник» Пальчиковаяигра «Листопад» Упражнение «Деревья» на напряжение и расслабление мышц |
9 | Времена года | Познакомить с временем года «зима», зимняя одежда. Развивать артикуляционный аппарат; координацию движений. Развивать | Упражнение «Деревья» на напряжение и расслабление мышц Чистоговорка (н-н,) Песня «Зайка» Фонопедическое упражнение «Весна» Логопедическая гимнастика Ритмическая игра «Воробьи и ворона» Массаж рук «Умывалочка» Пальчиковая игра «Листопад» Русская народная потешка «Кисонька-Мурысонька» Французская народная игра «Ленивый мельник» Английская народнаяпесня «Зарядка» Песня о зиме |
10 | Про Мурочку-Мурысоньку | Повторить потешку «Кисонька-Мурысонька». Формировать умение двигаться по кругу. Развивать артикуляционные аппарат; внимание. | Английская народнаяпесня «Зарядка» Массаж рук «Умывалочка» Чистоговорка (к-к,) Логопедическая гимнастика Песня о зиме Упражнение «Деревья» на напряжение и расслабление мышц Польская народная игра «На мельнице» Французская народная игра «Ленивый мельник» Песня «Зайка» Русская народная потешка «Кисонька-Мурысонька» Двигательное упражнение «Зайки» Стихотворение с движением «Мурочка-Снегурочка» Новогодний хоровод |
Декабрь | |||
11 | Мурка в город собирается | Познакомить со сказкой, приметами зимы. Формировать чувство ритма. Развивать артикуляционный аппарат; слуховое внимание. | Упражнение «Деревья» на напряжение и расслабление мышц Упражнение для рук «Маленькие снежинки» Песня о зиме Чистоговорка (к-к,) Логопедическая гимнастика Двигательные упражнения «Дорожка» Французская народная игра «Ленивый мельник» Русская народная потешка «Кисонька-Мурысонька» Пальчиковая игра «Елочка» Новогодний хоровод Стихотворение с движением «Мурочка-Снегурочка» |
12 | Как Мурочка Деда Мороза будила | Познакомить с наступающим праздником Нового года. Развивать чувство ритма, слуховое внимание, координацию движения. | Русская народная потешка «Кисонька-Мурысонька» Двигательные упражнения «Дорожка» Упражнение «Деревья» на напряжение и расслабление мышц Двигательное упражнение «Зайки» Логопедическая гимнастика Игра «Догонялки с мишкой» Чистоговорка (р-р,) Упражнение для рук «Маленькие снежинки» Пальчиковая игра «Елочка» Стихотворение с движением «Мурочка-Снегурочка» Новогодний хоровод |
13 | Дед Мороз | Вызвать у детей радость от встречи нового года. Совершенствовать навык детей ходить по кругу. Развивать чувство ритма, артикуляционный аппарат. | Упражнение для рук «Маленькие снежинки» Стихотворение «Как на горке снег» Игра «Догонялки с мишкой» Логопедическое упражнение «Лошадка» Чистоговорка ц Песня о Деде Морозе Фонопедическое упражнение «Зверюшки» Двигательное упражнение «Дорожка» Пальчиковая игра «Елочка» Стихотворение с движением «Мурочка-Снегурочка» Новогодний хоровод |
14 | Снегурочка на новогодней елке в лесу | Развитие координации движений, внимания. Формирование речевого дыхания. Развитие артикуляционного аппарата. | Упражнение на укрепление мышц губ и формирование навыка равномерного продолжительного выдоха Чистоговорка (к-к,) Дыхательное упражнение «Дорожка» Логопедическая гимнастика Пальчиковая игра «Елочка» Елочный хоровод Стихотворение «Как на горке снег» Игра «Догонялки с мишкой» Упражнение для рук «Маленькие снежинки» Новогодний хоровод |
Январь | |||
15 | Волчья песня | Развивать артикуляционый аппарат, внимание. Вызывать желание помогать другим. Расширять представления детей о праздновании Нового года. | Русская народная скороговорка «Наш Полкан» Упражнение для рук «Маленькие снежинки» Пальчиковая игра «Елочка» Новогодни хоровод Стихотворение «Как на горке снег» Игра «Догонялки с мишкой» Упражнение на развитие дыхания «Кукареша» Русская народная песня «Курочка-Рябушечка» Логопедическая гимнастика |
16 | Петушок | Расширять представления детей о зиме. Развивать мелкую моторику, координацию движения. | Стихотворение «Как на горке снег» Песня «Строим дом» Упражнение для рук «Маленькие снежинки» Русская народная песня «Курочка-Рябушечка» Упражнение на координацию «Хозяюшка» Упражнение на развитие дыхания «Кукареша» Упражнение на развитие внимания «Спасатели» Логопедическая гимнастика Чистоговорка ч Английская песня-игра «Ку-ка-ре-ку» |
17 | Лисичка со скалочкой | Вспомнить сказку Лисичка со скалочкой. Развивать память, внимание. Формирование речевого дыхания. | Стихотворение «Как на горке снег» Песня «Строим дом» Русская народная песня «Курочка-Рябушечка» Упражнение на развитие дыхания «Кукареша» Английская песня-игра «Ку-ка-ре-ку» Пальчиковая игра «Гусь» Чистоговорка (с-с,) Упражнение на координацию «Хозяюшка» Логопедическая гимнастика Двигательное упражнение «Побежали» |
18 | Петух да собака | Познакомить с русской народной сказкой «Петух да собака». Воспитывать трудолюбие. Развивать слух, внимание, артикуляционный аппарат. | Упражнение на координацию «Хозяюшка» Русская народная песня «Курочка-Рябушечка» Пальчиковая игра «Гусь» Игра «Мышеловка» Упражнение на развитие дыхания «Кукареша» Чистоговорка (ж, ш и щ) Хоровод «Будем маме помогать» Упражнение на координацию «Лиса» Песня «Строим дом» Логопедическая гимнастика Английская песня-игра «Ку-ка-ре-ку» |
Февраль | |||
19 | Бременские музыканты | Развивать координацию движения, артикуляционный аппарат. Воспитывать дружеские чувства. | Упражнение на координацию «Хозяюшка» Упражнение на развитие дыхания Пальчиковая игра «Гусь» Логопедическая гимнастика Игра «Мышеловка» Русская народная песня «Курочка-Рябушечка» Упражнение на развитие дыхания «Кукареша» Песня «Строим дом» Упражнение на координацию «Лиса» Хоровод «Будем маме помогать» Коммуникативная игра «Оладушки» Английская песня-игра «Ку-ка-ре-ку» |
20 | Возьми меня с собой | Познакомить с праздником «23 февраля». Развивать речь, двигательную координацию. Воспитывать патриотические чувства. | Упражнение на развитие дыхания «Самолет» Песня «Самолет» Фонопедическое упражнение «Машина» Упражнение на внимание «Светофор» Логопедическая гимнастика Игра на внимание «Молодой солдат» Коммуникативная игра «Оладушки» Хоровод «Будем маме помогать» |
21 | А что у вас? | Познакомить детей со стихотворением С.Михалкова «А что у вас?». Развивать двигательную координацию. Воспитывать уважение к старшим. Знакомить с проессиями. | Песня о бабушке Логопедическая гимнастика Игра «Мышеловка» Упражнение на развитие внимания «Воздушный шар» Фонопедическое упражнение «Самолет» Коммуникативная игра «Оладушки» Фонопедическое упражнение «Машина» Пальчиковая игра «Иголка» Песня о маме |
22 | Вот так мастера! | Расширять представления детей о профессиях. Воспитывать уважение к людям труда. Развивать мелкую моторику. | Хоровод «Будем маме помогать» Фонопедическое упражнение «Машина» Логопедическая гимнастика Песня «Строим дом» Пальчиковая игра «Иголка» Коммуникативная игра «Оладушки» Ритмическая игра «Сапожник» Диалог «Сапожник» Белорусская народная песня-игра «Эй, кузнец Мартынка» Упражнение на дыхание «Воздушный шар» Песня о маме |
Март | |||
23 | Как стать большим | Познакомить детей со сказкой Г.Цыферова. Воспитывать привычку помогать маме. Вызывать сочувствие. Развивать речь, память. | Стихотворение с движениями «Тик-так» Песня «Часы» Пальчиковая игра «Иголка» Упражнение на развитие дыхания «Воздушный шар» Логопедическая гимнастика Диалог «Сапожник» Ритмическая игра «Сапожник» Белорусская народная песня-игра «Эй, кузнец Мартынка» Комплекс общеразвивающих упражнений «Дождик» Чистоговорка (в-в,) Хоровод «Будем маме помогать» Песня о маме |
24 | Даша и Маша | Познакомить с временем года: Весна. Развивать артикуляционный аппарат, внимание. Вызывать радость от весеннего пробуждения природы. Воспитывать привычку помогать взрослым. Расширять представления о дружбе. | Песня о весне Двигательные упражнения «В лес» Хоровод «Цветы» Пальчиковая игра «Иголка» Логопедическая гимнастика Русская народная закличка «Солнышко» Ритмическая игра «Сапожник» Диалог «Сапожник» Белорусская народная песня-игра «Эй, кузнец Мартынка» Упражнение на развитие дыхания «Воздушный шар» Чистоговорка(н-н,) (д-д,) Стихотворение с движениями «Тик-так» Песня «Часы» |
25 | Горшочек каши | Познакомить детей со сказкой братьев Гримм, с приметами весны. Развивать слух, внимание. Воспитывать желание помогать братьям нашим меньшим. | Русская народная закличка «Солнышко» Пальчиковая игра «Иголка» Песня о весне Стихотворение с движениями «Фиалка» Хоровод «Цветы» Песня «Варись, каша!» Ритмическая игра «Сапожник» Диалог «Сапожник» Двигательное упражнение «Сапожок» Логопедическая гимнастика Чистоговорка (ш) Белорусская народная песня-игра «Эй, кузнец Мартынка» Песня «Часы» |
26 | Как Мышонок стал трудолюбивым | Приучать детей к трудолюбию. Развивать память, мышление, внимание. Развивать координацию движений. | Весенний хоровод Чистоговорка на шипящие звуки Русская народная закличка «Солнышко» Двигательное упражнение» Побежали» Общая пляска Словенская народная песня «Белка пела и плясала» Двигательное упражнение «Сапожок» Ритмическая игра «Молотки» Песня «Варись, каша» Стихотворение с движением «Фиалка» Хороводная игра «на лесной полянке» Хоровод «Цветы» |
Апрель | |||
27 | Сказка про Бурого Мишку и Мышку-вертушку | Познакомить детей с русской народно сказкой. Воспитывать привычку помогать маленьким, приходить на выручку товарищу. Развивать память, внимание; координацию движений. | Хороводная игра «А мы по лесу гуляли» Логопедическое упражнение Чистоговорка (ж) Хоровод «Цветы» Стихотворение с движением «Фиалка» Словенская народная песня «Белка пела и плясала» Логопедическая гимнастика Песня «Варись, каша» Хороводная игра «на лесной полянке» |
28 | Чьи это ушки? | Уточнить знания детей о полевых цветах. Развивать память, речь. Воспитывать чувство сопереживания и желание помогать. | Чистоговорка (н-н,) Песня о весне Стихотворение с движениями «Фиалка» Хороводная игра «А мы по лесу гуляли» Ритмическая игра «Молотки» Словенская народная песня «Белка пела и плясала» Логопедическая гимнастика Подвижная игра «Филин и мыши» Песня «Варись, каша» Хороводная игра «на лесной полянке» |
29 | История о том, как мышата помогли Зайчонку свой дом найти | Расширять знания детей о домиках лесных жителей.. Развивать память, внимание; артикуляционный аппарат. | Пальчиковая игра «Десять мышат» Двигательное упражнение «Мышиная зарядка» Массаж рук «Умывалочка» Логопедическая гимнастика Хороводная игра «На лесной полянке» Чистоговорка (ч-ш) Хороводная игра «А мы по лесу гуляли» Подвижная игра «Филин и мыши» Стихотворение с движением «Семейка» Песня «Варись, каша!» |
30 | Красный фонарик | Познакомить со сказкой С. Прокофьевой. Приучать к уважению к желанию других. Развивать координацию движений; артикуляционный аппарат. | Пальчиковая игра «Десять мышат» Стихотворение с движением «Семейка» Хороводная игра «А мы по лесу гуляли» Хороводная игра «На лесной полянке» Подвижная игра «Филин и мыши» Логопедическая гимнастика Чистоговорка (д-д,) Массаж рук «Умывалочка» Песня «Варись, каша!» Танец «Веселая полька» |
Список литературы
- Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 4-5 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
- Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000;
- Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;
- Хрестоматия для маленьких/Сост. Л.Н.Елисеева. - М.: Просвещение, 1987;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОСНОВА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ: ФГТ (ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) И ФГОС (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)»
На сегодняшний день – главная потребность общества и государства в первую очередь в преемственности дошкольного образования и школьного образования. Сегодня стоит задача: выравнивание стар...
Доклад на тему:«Развитие ребёнка в дошкольном и дополнительном образовании» Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г.Пыть-Ях "Педагог в современном образовании в условиях изменяющегося законодательства"
Доклад на тему: «Развитие ребёнка в дошкольном и дополнительном образовании» Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г.Пыть-Ях «Педагог в совре...
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"...
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации"
Новый законоб образовании....
Программа дополительной образоватьелной деятельности «Удивительный мир» для детей среднего дошкольного возраста
Программа направлена на расширение сенсорных возможностей у детей среднего дошкольного возраста, используя полисенсорную основу (использование одновременно двух или более сенсорных органов чувств)....
Дополительное образование
Программа дополнительного образования по социально-коммуникативному развитию...