Дополительное образование
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)
Программа дополнительного образования по социально-коммуникативному развитию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_logoritmika_2_ml_gr.docx | 27.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по дополнительному образованию
Кружок «Логоритмика»
II младшая группа
Педагог:
Дубашеева Г.А.
Пояснительная записка
Речь – одна из важных сторон развития ребенка. Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Часто это очень сложная и трудоемкая работа для ребенка.
Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование эмоционального интеллекта.
Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Было отмечено, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями («Рефлексы головного мозга»,1866). Также было доказано советским ученым, неврологом и психиатром В.М. Бехтеревым, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки («Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства»). Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. Это связано с тем, что они воздействуют в первую очередь на эмоциональный интеллект ребенка, что помогает детям быстрее и лучше усваивать материал, учиться говорить правильно.
Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.
Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
Система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей с логоритмикой отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований. В логоритмические занятия включены элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия, простейшие приемы массажа, гимнастики для глаз). В занятия кружка включены пальчиковые музыкально-речевые игры, массажи пальцев, релаксация под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания.
Формы и методы: словесные – объяснение, беседа, советы, звукоподражание; наглядные – краткое объяснение, показ с пояснением, указание при воспроизведении, беседа, разъяснение сюжета, вопросы по последовательности движений, команды, образный сюжетный рассказ; показ, игровой метод; практические – выполнение работы.
Цель: создание социально ситуации развития через познавательно-речевую деятельность.
Задачи:
- активизация высшей психической деятельности через развитие зрительного и слухового внимания;
- увеличение объема памяти;
- развитие зрительного и слухового восприятия;
- развитие артикуляционного аппарата;
- развивать пространственные представления;
- развивать координацию, переключаемость движений;
- формирование двигательных навыков.
Принципы реализации программы: постепенное приобретение навыков (усложнение выполняемых заданий); посильность заданий для воспитанников; системность проведения занятий; соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники; единства процессов обучения и воспитания.
Форма и режим занятий: фронтальная, 1 раз в неделю по 15 минут. Всего 29 занятий.
Ожидаемые результаты: повышение уровня развития речи, увеличение объема памяти, развитие двигательных навыков, развитие артикуляционного аппарата.
Мониторинг: для подведения итогов реализации программы будет проведена оценка речевого развития детей.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Цель | План занятия |
Октябрь | |||
1 | Чудесное яблоко | Формирование привычки следить за своим здоровьем. Познакомить с приметами осени. Развитие артикуляционного аппарата. | Сказка о чудесном яблоке Стихотворение с движением «ножки» Стихотворение с движениями «Ветер» Песня «Жучка» Пальчиковая игра «Царапки» Артикуляционная гимнастика «Лошадка» Игра «Кот и мыши» |
2 | Как растили капусту | Расширять представления детей про овощи. Развитие артикуляционного аппарата, двигательных навыков. Развитие слухового восприятия. | Стихотворение с движением «ножки» Французкий народный хоровод Загадки про овощи Стихотворение с движениями «Шла собака» Стихотворение с элементами артикуляционной гимнастики «На грядке» Стихотворение с массажем «Дождик» Пальчиковая игра «Зайчик» |
3 | Заяц в огороде | Повторить тему «овощи», развивать двигательные навыки. Развивать артикуляционный аппарат. | Французкий народный хоровод Стихотворение с массажем «Дождик» Стихотворение с движениями «Овощи» Артикуляционная гимнастика «Зайчик» Стихотворение с движениями «Шла собака» Собирание урожая |
4 | День рождения зайчика | Познакомить детей с традицией празднования дня рождения. Развивать умение координировать слух и движения; слуховое внимание. | Стихотворение с движением «ножки» Стихотворение с массажем «Дождик» Стихотворение с движением «Зайка» Загадки про столовые приборы Стихотворение с движением «Гриб» Стихотворение с движением «Филин» Пальчиковая игра «Осенние листья» Игра «Яблочко» Артикуляционная гимнастика Стихотворение с движением «дедушка Егор» |
5 | Дудочка | Развитие артикуляционного аппарата, координации движений познакомить с дудочкой, с особенностями сбора ягод. | Актикуляционная гимнастика «Дудочка» Песня с движениями «Ку-ку» Стихотворение с движениями «Ветер» Игра «Ладушки» |
Ноябрь | |||
6 | Домик для воробья | Расширять представления детей о собаке, птицах. Развивать артикуляционный аппарат. Формировать речевое дыхание. Развивать мелкую моторику. | Стихотворение с движениями «Шла собака» Пальчиковая игра «Царапки» Артикуляционная гимнастика «Птенчик» Стихотворение с массажем «Дождик» Пальчиковая игра «Осенние листья» Пальчиковая игра «Дом» Стихотворение с движением «Воробей» Стихотворение с движением «Гуси» |
7 | Домик-теремок | Продолжать знакомить с природными явлениями. Формировать речевое дыхание. Развивать двигательные навыки. | Стихотворение «Дубок» Стихотворение с массажем «Дождик» Артикуляционная гимнастика Пальчиковая игра «Дом» Стихотворение с движением «Гуси» Стихотворение с движением «Воробей» Пальчиковая игра «Ватрушки» Стихотворение с движением «Зайка» Пальчиковая игра «Осенние листья» |
8 | Приближается зима | Познакомить с временем года «зима», зимняя одежда. Развивать артикуляционный аппарат. Развивать крупную моторику. Воспитывать привычку заботиться о животных. | Стихотворение с движением «Валенки» Артикуляционная гимнастика «Погреем руки» Пальчиковая игра «Дом» Стихотворение с движением «Воробей» Речевая игра «Кто как кричит» Стихотворение с движением «Помощник» Пальчиковая игра «Ватрушки» Стихотворение с движением «Дубок» Игра «Колокольчик» |
9 | Зимовье зверей | Познакомить детей с тем как зимуют звери в лесу. Развивать артикуляционный аппарат; координацию движений. Развивать | Стихотворение с движением «Дубок» Стихотворение с движением «Стройка» Пальчиковая игра «Дом» Стихотворение сдвижением «Помощник» Пальчиковая игра «Ватрушки» Игра «Колокольчик» Артикуляционная гимнастика Речевая игра «Кто как кричит» Стихотворение с движением «Валенки» |
Декабрь | |||
10 | Мельник и медведь | Познакомить со сказкой Мельник и медведь. Формировать умение двигаться по кругу. Развивать артикуляционные аппарат; внимание. | Стихотворение с движением «Дубок» Стихотворение с движение «Снежинки» Стихотворение с массажем «Шел медведь» Стихотворение с движением «Воробей» Пальчиковая игра «Дом» Стихотворение с движением «Дуйте ветры» Стихотворение с движением «Валенки» Пальчиковая игра «Ватрушки» Артикуляционная гимнастика «Лошадка и кучер! Стихотворение с движением «Едем на лошадке» |
11 | Медвежонок Мишутка | Познакомить со сказкой, приметами зимы. Формировать чувство ритма. Развивать артикуляционный аппарат; слуховое внимание. | Стихотворение с движением «Валенки» Артикуляционная гимнастика для укрепления мышц языка Стихотворение с массажем «Шел медведь» Стихотворение с движением «Снежинки» Стихотворение с движением «Елка» Песня с движением «Зимние забавы» Игра «Колокольчик» Ритмическая игра «Снегирь» |
12 | Серебряный ключик | Познакомить с наступающим праздником Нового года. Развивать чувство ритма, слуховое внимание, координацию движения. | Песня с движениями «Зимние забавы» Стихотворение с движением «Снежинки» Ритмическая игра «Снегирь» Артикуляционная гимнастика Стихотворение с движением «Елка» Пальчиковая игра «Ватрушки» Игра «Снежки» Песня о Деде Морозе Стихотворение с движением «Едем на лошадке» |
13 | Новогодняя елка | Вызвать у детей радость от встречи нового года. Совершенствовать навык детей ходить по кругу. Развивать чувство ритма, артикуляционный аппарат. | Новогодний хоровод Стихотворение с движениями «Снежинки» Стихотворение с движением «Елка» Артикуляционная гимнастика Ритмическая игра «Снегирь» Песня с движением «Зимние забавы» Игра «Снежки» Пальчиковая игра «Наряжаем елку» Песня о Деде Морозе |
Январь | |||
14 | Снеговик | Развитие координации движений, внимания. Расширять представления детей о природных явлениях. | Новогодний хоровод Стихотворение с движениями «Снеговик» Стихотворение с движениями «Елка» Песня о Деде Морозе Стихотворение с движениями «Лиса по лесу ходила» Пальчиковая игра «Наряжаем елку» Артикуляционная гимнастика |
15 | Новогодняя елка в лесу | Развивать артикуляционый аппарат, внимание. Вызывать желание помогать другим. Расширять представления детей о праздновании Нового года. | Песня с движением «Зимние забавы» Стихотворение с движениями «Елка» Ритмическая игра «Снегирь» Стихотворение с движениями «Лесные гости» Артикуляционная гимнастика Песня с движением «Лиса по лесу ходила» Пальчиковая игра «Наряжаем елку» Игра «Снежки» |
16 | Помогите птицам | Расширять представления детей о зиме; жизни птиц зимой. Развивать мелкую моторику, координацию движения. | Песня о зиме Стихотворение с движениями «Снежинки» Артикуляционная гимнастика Стихотворение с массажем «Шел медведь» Песня с движением «Лиса по лесу ходила» Стихотворение с движениями «Елка» Игра «Снежки» Стихотворение с движениями «Снеговик» Стихотворение с движениями «Птички» |
17 | Кукла Аня | Уточнять знания детей об игрушках. Развивать память, внимание. Воспитывать культурно-гигиенические навыки. | Стихотворение с движениями «Раз, два» Упражнение на произношение звука «с» Песня с движением «Зимние забавы» Артикуляционная гимнастика Стихотворение с движениями «Птички» Стихотворение с движениями «Снеговик» Игра «Прятки с платком» |
Февраль | |||
18 | Новоселье у куклы | Уточнить знания детей о жилище, Вызывать чувство радости от празднования новоселья. Развивать слух, внимание, артикуляционный аппарат. | Стихотворение с движениями «Раз-два» Стихотворение с движениями «Дом» Песня с движением «Бобик» Пальчиковая игра «Хлебушек» Стихотворение с движениями «Самолет» Стихотворение с движениями «Игрушки» Артикуляционная гимнастика Стихотворение с движениями «Танцуй моя куколка» Французкий танец куклы Игра «Прятки с платком» |
19 | Поезд игрушек | Развивать координацию движения, артикуляционный аппарат. Расширять представления о пассажирском транспорте. | Стихотворение с движениями «Танцуй моя куколка» Песня с движением «Бобик» Песня с движением «Барабан» Стихотворение с движением «Аты-баты» Стихотворение с движениями «Самолет» Пальчиковая игра «Хлебушек» Игра «Прятки с платком» |
20 | Парад игрушек | Познакомить с праздником «23 февраля». Развивать речь, двигательную координацию. Воспитывать патриотические чувства. | Стихотворение с движениями «Танцуй, моя куколка» Французский танец куклы Песня с движением «Барабан» Стихотворение с движениями «конь» Стихотворение с движениями «Самолет» Стихотворение с движениями «Раз-два» Стихотворение с движениями «Аты-баты» Пальчиковая игра «Хлебушек» |
21 | Иван Иваныч Самоварыч | Познакомить детей со стихотворением Д.Хармса, с самоваром. Развивать двигательную координацию. Воспитывать уважение к старшим. | Танец с флажками Пальчиковая игра «Семья» Стихотворение с движениями «Аты-баты» Артикуляционная гимнастика Стихотворение с движениями «Конь» Пальчиковая игра «Хлебушек» Песня с движением «Барабан» Песня о бабушке Пальчиковая игра «Помощники» Стихотворение с движениями «Танцуй, моя куколка» Артикуляционная гимнастика Стихотворение с движениями |
Март | |||
22 | У меня полно хлопот | Расширять представления детей о семье. Воспитывать культурно-гигиенические навыки. Развивать мелкую моторику. | Пальчиковая игра «Семья» Стихотворение с движениями «Танцуй, моя куколка» Пальчиковая игра «Хозяйка» Песня с движением «Буль-буль» Песня с движением «Барабан» Стихотворение с движениями «Конь» Пальчиковая игра «Помощники» Артикуляционная гимнастика |
23 | Как козлик маму искал | Расширять знания детей о безопасности. Вызывать сочувствие. Развивать речь, память. | Пальчиковая игра «Семья» Пальчиковая игра «Хозяйка» Стихотворение с движениями «Козлята» Стихотворение с массажем «Из раскрытого окошка» Артикуляционная гимнастика Стихотворение с движениями «Барашенька» Песня с движением «Бобик» Песня о маме Стихотворение с движениями «Козленок» |
24 | Паровозик из Ромашково | Познакомить с временем года: Весна. Развивать артикуляционный аппарат, внимание. Вызывать радость от весеннего пробуждения природы. | Пальчиковая игра «Семья» Песня о маме Стихотворение с движениями «Козленок» Стихотворение с движениями Речевая игра «Пение птиц» Песня о весне Песня с движением «Поезд» Пальчиковая игра «Подснежник» Артикуляционная гимнастика «Ветерок» |
25 | Зайкина шубка | Расширять знания детей о животных весной. Развивать слух, внимание. Воспитывать желание помогать братьям нашим меньшим. | Песня о весне Песня с движением «Поезд» Артикуляционная гимнастика Речевая игра «Пение птиц» Пальчиковая игра «Подснежник» Упражнение на развитие слуха Игра «Жуки» Весенний хоровод |
Апрель | |||
26 | Храбрый цыпленок | Расширять представления детей о домашней птице. Развивать память, мышление, внимание. | Речевая игра «Пение птиц» Песня о весне Пальчиковая игра «Подснежник» Песня «Петушок» Артикуляционная гимнастика «Индюк» Пальчиковая игра «Хрюшка» Речевая игра «Кто как кричит» Песня с движением «Белые гуси» Песня с движением «Курица» Песня с движением «Цыплята» Игра «Жуки» |
27 | Мамы и малыши | Уточнить представления детей о птицах и их детенышах. Развивать память, внимание; координацию движений. | Речевая игра «Пение птиц» Песня «Петушок» Стихотворение с движениями «Козленок» Песня с движением «Белые гуси» Артикуляционная гимнастика Стихотворение с движениями «Конь» Пальчиковая игра «Хрюшка» Стихотворение с движениями «Курочка» Песня с движением «Цыплята» |
28 | Как петушок утро проспал | Уточнить знания детей о домашних животных. Развивать память, речь. Воспитывать чувство сопереживания и желание помогать. | Песня о весне Стихотворение с движениями «Козленок» Стихотворение с движениями «Барашенька» Артикуляционная гимнастика Стихотворение с движениями «Конь» Пальчиковая игра «Хрюшка» Песня «Петушок» Весенний хоровод |
29 | Прогулка в весеннем лесу | Расширять знания детей о весеннем лесе, правилах поведения в лесу. Развивать память, внимание; артикуляционный аппарат. | Песня с движением «Из открытого окошка» Песня с движением «Поезд» Стихотворение с движениями «Солнышко» Песня с движением «Солнышко» Речевая игра «Кто как кричит» Пальчиковая игра «Маленький зайчишка» Артикуляционная гимнастика Игра «Мишка, попляши» |
Список литературы
- Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
- Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000;
- Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;
- Хрестоматия для маленьких/Сост. Л.Н.Елисеева. - М.: Просвещение, 1987;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОСНОВА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ: ФГТ (ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) И ФГОС (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)»
На сегодняшний день – главная потребность общества и государства в первую очередь в преемственности дошкольного образования и школьного образования. Сегодня стоит задача: выравнивание стар...
Доклад на тему:«Развитие ребёнка в дошкольном и дополнительном образовании» Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г.Пыть-Ях "Педагог в современном образовании в условиях изменяющегося законодательства"
Доклад на тему: «Развитие ребёнка в дошкольном и дополнительном образовании» Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г.Пыть-Ях «Педагог в совре...
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"...
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации"
Новый законоб образовании....
Программа дополительной образоватьелной деятельности «Удивительный мир» для детей среднего дошкольного возраста
Программа направлена на расширение сенсорных возможностей у детей среднего дошкольного возраста, используя полисенсорную основу (использование одновременно двух или более сенсорных органов чувств)....
Дополительное образование
Программа дополнительного образовния по социально-коммуникативному развитию в средней группе...