Конспект НОД "Свойства бумаги"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Месропян Назели Рубиковна

Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.

  1. Учить детей обобщенным способам исследования разных объектов.
  2. Формировать элементарные представления о свойствах бумаги. Научить выявлять в исследовательской деятельности общие и отличительные свойства разных видов бумаги; абстрагироваться от двух свойств, выделяя одно. Продолжать знакомить детей с символами, зрительным аналогом определенных знакомых понятий.
  3. Обогащать и словарный запас: картон, толстая, тонкая, рвется, мнется, шуршит, гладкая, мягкая, шершавая, впитывает воду, размокает и пр.
  4. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к предметам из бумаги.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_svoystva_bumagi_1.docx471.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 Приморского района Санкт-Петербурга

Конспект НОД «Свойства бумаги»

Автор-разработчик: Месропян Назели Рубиковна, воспитатель.

Возрастная адресованность:  дети 4 – 5 лет.

Длительность: 20 минут

Цель: включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.

Педагогический замысел:

  1. Учить детей обобщенным способам исследования разных объектов.
  2. Формировать элементарные представления о свойствах бумаги. Научить выявлять в исследовательской деятельности общие и отличительные свойства разных видов бумаги; абстрагироваться от двух свойств, выделяя одно. Продолжать знакомить детей с символами, зрительным аналогом определенных знакомых понятий.
  3. Обогащать и словарный запас: картон, толстая, тонкая, рвется, мнется, шуршит, гладкая, мягкая, шершавая, впитывает воду, размокает и пр.
  4. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к предметам из бумаги.

Материал и оборудование.

Демонстрационный материал.

Волшебная шляпа, волшебная палочка, сундучок (коробка), письмо, карточки 10х10см с обозначением свойств бумаги (см. приложение), демонстрационная магнитная доска.

Раздаточный материал.

Конверты с кусочками бумаги и картона (примерно 8х8см) разного цвета, толщины и фактуры (гладкая и шершавая), всего 5-6 штук. Салфетки. Невысокие емкости с водой по количеству столов.

Предварительная работа: рассматривание предметов, сделанных из бумаги, беседы «Что можно сделать из бумаги?», «Зачем людям нужна бумага?».

Примерный ход деятельности.

Часть 1

Воспитатель приглашает детей подойти к ней и сообщает, что сегодня утром у двери в группу она обнаружила красивый сундучок с письмом. Детей приглашают вскрыть конверт и узнать, что написано в письме.

В письме написано: «Дорогие ребята, приглашаем вас в волшебную страну Знаний. Там вы узнаете много интересного. Попасть в эту страну вам поможет волшебная шляпа и волшебная палочка, которые вы найдете в сундучке».

Выясняют, чтобы попасть в эту страну надо надеть волшебную шляпу (надевает воспитатель) взять волшебную палочку, закрыть глаза и сказать волшебные слова: «Повернусь, покружусь, в волшебной стране окажусь».

Воспитатель предлагает детям отправиться в волшебную страну Знаний вместе. Надевает шляпу, взмахивает волшебной палочкой, просит детей вместе с ним повторить волшебные слова. Воспитатель сообщает детям, что они оказались в волшебной стране Знаний.

Воспитатель обращает внимание детей, что в сундучке еще что-то есть. Сундучок открывают и обнаруживают там конверты (по количеству детей). Кроме этого в сундуке лежат карточки с символами. Воспитатель предлагает детям во всем разобраться.

Часть 2

Детям предлагают сесть за столы и посмотреть, что лежит в конвертах.

Детей просят достать из конвертов кусочки бумаги и положить в ряд перед собой, рассмотреть их, а затем потрогать все кусочки бумаги по очереди.

Вопросы детям: «Можно ли сказать, что все кусочки бумаги одинаковые?», «Чем они отличаются друг от друга?», «Чем похожи?». Выясняют, что кусочки бумаги разного цвета, разной толщины, разные на ощупь, но у них одинаковые форма и размер.

Воспитатель просит детей найти и показать по очереди кусочек синей, красной, желтой и т.д. бумаги. Вопрос детям: «Каким словом можно назвать бумагу разного цвета?». Выясняют, что это слово – «разноцветная». Детей просят его повторить. Воспитатель предлагает детям найти среди карточек с символами ту, которая обозначает: «Бумага может быть разного цвета». Эту карточку размещают на доске.

Воспитатель просит найти кусочек самой тонкой и самой толстой бумаги. Детям предлагается пощупать сначала один кусочек, затем второй. Потом в одну руку взять тонкую бумагу, в другую – толстую, закрыть глаза и пощупать оба кусочка одновременно. Вопросы: «Можно ли с закрытыми глазами определить, где толстая бумага, а где тонкая?», «Как вам это удается? Как вы можете определить толщину бумаги с закрытыми глазами?». Выясняют, что бумагу для этого надо пощупать. Воспитатель сообщает детям, что толстая бумага называется «картон». Детей просят повторить это слово. Воспитатель предлагает детям найти среди карточек с символами ту, которая обозначает: «Бумага может быть толстой и тонкой». Эту карточку размещают на доске.

Воспитатель просит детей найти самую гладкую и самую шершавую бумагу. Вопрос: «Как вам удалось найти гладкую и шершавую бумагу? Что вы сделали для этого?». Выясняют, что для этого надо все кусочки погладить. Детей просят закрыть глаза и погладить оба кусочка одновременно. Вопросы: «Можно ли с закрытыми глазами определить, где гладкая бумага, а где шершавая?».

Детям раздают восковые мелки. Воспитатель просит их нарисовать короткую линию на кусочке картона. После этого попробовать сильно потереть по этой линии гладкой бумагой, затем шершавой.  Вопросы: «Какая бумага стирает линию лучше: гладкая или шершавая?», «Как вы думаете, почему так происходит?». Детей просят сравнить поверхность гладкой и шершавой бумаги. Выясняют, что следы воскового мелка остались на шершавой бумаге. Воспитатель предлагает детям найти среди карточек с символами ту, которая обозначает: «Бумага может быть гладкой и шершавой». Эту карточку размещают на доске.

Физкультминутка.

Воспитатель просит детей взять в каждую руку любой кусочек бумаги, выйти из-за столов и встать в круг. Детям предлагают представить, что кусочки бумаги – это бабочки.  

Спали бабочки

Дети сидят на корточках, руки сложены

Проснулись

Резко встают, руки в стороны

Больше спать не захотели

Повороты туловища влево-вправо, руки в стороны.

Шевельнулись, потянулись,

Встают на носки, поднимают руки, тянутся вверх.

Взвились вверх и полетели.

Бегут по кругу, руки в стороны

Закружились над цветами,

Над полями и лугами.

Останавливаются, кружатся на месте.

Физкультминутка повторяется 2-3 раза.

Детям предлагают вернуться за столы.

Воспитатель просит взять в руку кусочек самой тонкой бумаги и смять его в комок. Вопрос: «Какой звук мы слышим, когда сминаем бумагу?». Выясняют, что бумага шуршит. Потом детей просят сделать то же самое с кусочком картона. Вопрос: «Почему одну бумагу смять легко, а другую тяжело?». Выясняют, что это зависит от толщины бумаги. Воспитатель предлагает детям найти среди карточек с символами ту, которая обозначает: «Бумага может мяться». Эту карточку размещают на доске.

Воспитатель просит детей оторвать от кусочков тонкой и толстой бумаги уголок. Вопрос: «Какая бумага легче рвется: тонкая или картон?». Выясняют, что тонкая бумага рвется легче. Воспитатель предлагает детям найти среди карточек с символами ту, которая обозначает: «Бумага может рваться». Эту карточку размещают на доске.

Воспитатель ставит на каждый стол емкость с водой и просит детей опустить туда смятую тонкую бумагу и картон. Детям предлагают предположить, какая бумага намокнет быстрее, тонкая или картон, а затем понаблюдать за этим процессом. По результатам наблюдения делают вывод, что и та, и другая бумага впитывают воду, а тонкая бумага намокает быстрее. Воспитатель предлагает детям найти среди карточек с символами ту, которая обозначает: «Бумага может намокать». Эту карточку размещают на доске.

Воспитатель просит детей разорвать мокрую бумагу: тонкую и картон. Вопрос: «Какая бумага легче рвется: сухая или мокрая?». Выясняют, что мокрая бумага рвется легче, чем сухая.

Детям предлагают вытереть руки салфеткой.

Воспитатель предлагает детям вернуться из волшебной страны Знаний в детский сад. Для этого надо закрыть глаза и сказать волшебные слова: «Повернусь, покружусь, в детском саду окажусь».

Часть 3

Воспитатель предлагает детям посмотреть на карточки и вспомнить, те свойства бумаги, которые они узнали в волшебной стране Знаний.

После перечисления свойств бумаги детям задают вопрос: «Какие предметы, сделанные из бумаги, вы знаете?».

Воспитатель акцентирует внимание детей на том, что из бумаги сделаны книги.

Вопросы: «Теперь вы знаете свойства бумаги, расскажите, как следует обращаться с книгой?». Выясняют, что с книгой нужно обращаться бережно, потому что она может помяться, порваться, намокнуть.

Последующая работа.

Дидактическая игра «Магазин бумаги».

Цель: закрепить знание свойств бумаги.

Ход игры.

В магазине разложены образцы бумаги. Покупатель перечисляет свойства нужной ему бумаги, используя карточки с обозначением этих свойств. Продавец подбирает бумагу, соответствующую этим свойствам.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Бумага и её свойства"

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников Благодаря использованию различных игровых приемов, общей сюжетной линии, смене видов деятельности и положительной эмоц...

Конспект НОД " Бумага"

Конспект НОД " Бумага"...

Конспект НОД "Бумага и её свойства"

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим, для детей старшей группы с элементами ТРИЗ...

Конспект НОД "Бумага и ткань"

Конспект по познавательному развитию...

Конспект ООД «Бумага и ее свойства»

Развитие представления детей о свойствах бумаги (мнется, рвется, намокает)....

Конспект НОД "Бумага и ткань"

Конспект НОД по познавательной деятельности с элементами экспериментирования для детей младшего возраста "Бумага и ткань"...

Конспект занятия "Бумага"

Образовательная область "Познавательное развитие"...