Рекомендации для развития связной речи
статья по развитию речи

Букина Ирина Павловна

Рекомендации для родителей по развитию связной речи у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi_u_detey.docx14.65 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для развития связной речи.

Многие дети сами с удовольствием придумывают истории и сказки, изменяют конец известных произведений, описывают увиденное по памяти развивая тему, описывают события, которые происходили до или произойдут после увиденного. Очень важно, когда ребенок рассказывают о своих собственных впечатлениях, пережитых ощущениях, чувствах, эмоциях, передавая свое отношение к рассказываемому.

Связная речь — это развернутые, распространенные высказывания, в состав которых входит несколько предложений. С помощью них мы можем объяснять, точно излагать свои мысли в определенной последовательности и систематичности.

Умение рассказывать, описывать, излагать начинает формироваться у ребенка после трех лет. К этому возрасту дети становятся более самостоятельны, расширяется круг их общения. У ребенка возникает потребность поделиться с окружающими мыслями, переживаниями, соображениями. При совместной игре дети обмениваются своими впечатлениями, объясняют друг другу правила, высказывают отношения к происходящему - для этого требуется объяснительная речь.

Связность речи нельзя отделить от связности мыслей, логики мышления маленького человека. Оценивая характер высказывания ребенка, мы получаем представления о развитии речи в целом.

Умение рассказывать помогает ребенку общаться., находить общий язык с другими детьми, быть интересным для сверстников и взрослых, предает уверенность в себе.

Речь может быть представлена диалогом и монологом. При диалоге беседуют два человека или больше. Диалог предполагает неполные, односложные ответы. Зато ему присуща яркая интонационная выразительность, жесты, мимика. При этой форме речи важно уметь сформулировать и задать точный вопрос, точно ответить, мотивировать свою точку зрения, аргументировать свое мнение, рассуждать, дополнять слова собеседника. Монолог, как речь одного лица, требует развернутости, полноты изложения, взаимосвязанности частей, последовательности.

Связная речь - показатель того, насколько ребенок осознает речевое действие. Рассказывая, говоря о чем-то, он должен понимать логику выражения мысли, последовательность излагаемого.

Диалог ребенка шести-семи лет должен содержать правильно сформулированные вопросы, точные ответы, к месту должны быть дополнения и исправления высказываний собеседника. Отлично, если ребенок активно участвует в беседе, спорит, аргументировано отстаивает свое мнение, пытается убедить в своей правоте. Отвечая, уже не просто называет предмет или явления, а находит характерные признаки, анализирует, делает умозаключения.

Ребенок в этом возрасте уже может составить фактические и творческие рассказы на предложенную тему. Фактический рассказ предполагает описание реально происходящих или произошедших событий, либо на основе непосредственного восприятия, либо по памяти. В творческом рассказе, созданном воображением, реальный факт может обрасти фантастическими деталями и подробностями.

В старшем дошкольном возрасте  ребенок  должен  овладеть  основными типами монологической речи - пересказом и рассказом. Рассказ — это создание нового текста. Пересказ - воспроизведение уже готового литературного произведения, поэтому рассказ - более сложный вид связной речи. Связная речь развивается главным образом в процессе рассказывания, обучение ему начинается с простого пересказа коротких и несложных литературных произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по развитию связной речи у дошкольников с ОНР.

О некоторых приёмах, которые помогут родителям более успешно работать над связной речью....

Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Р...

Рекомендации родителям "Развитие связной речи у детей 3-4 лет"

Особенности развития связной речи у детей 3-4 лет; требования , предъявляемые к подбору картины, общие принципы обучению рассказыванию....

Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста

Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста...

Рекомендации по развитию связной речи у дошкольников.

В статье подробно описаны формы работы по развитию связной речи и ее основных видов: диалогической и монологической. Даны подробные рекомендации  по работе над составлением рассказа-описания, ...

Рекомендации по развитию связной речи.

Рекомендую для ознакомления и использования в работе....

Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста возможно только в условиях целенаправленного обучения. Это одна из основных задач речевого развития дошкольников в плане их подготовки к началу ...