Проект «Театр – творчество - дети»
проект по развитию речи

Гусева Мария Александровна

Обеспечение нового качества образования, ориентированного на подготовку будущих выпускников к созидательной жизни в постоянно меняющемся мире.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_teatr_tvorchestvo_deti.docx50.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад п. Костино

 

 

                             ПРОЕКТ

по теме:

           «Театр – творчество - дети»

     

                            Авторы-разработчики:  

коллектив МДОУ детский сад п. Костино

                             

2019 год

Тема проекта «Театр – творчество - дети»

Срок реализации проекта: сентябрь  2019- май 2020гг.

Цель проекта:   изучение театрализованной деятельности в процессе развития дошкольного возраста

 Задачи проекта:

 1.Совершенствование познавательных процессов.

 2.Развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности

 3.Развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольников.

4.Воспитание интереса к различным видам творческой деятельности.

5.Овладение импровизационными умениями.

Вид проекта:

  • По направленности – творческий  (предполагает оформление результата деятельности в виде презентации продуктов совместного труда);
  • По количеству участников – коллективный;

По контингенту участников – целевой (Педагоги – дети – родители - музыкальный руководитель);

  • По продолжительности – долгосрочный (рассчитан на 1 год).

Главная идея проекта – обеспечение нового качества образования, ориентированного на подготовку будущих выпускников к созидательной жизни в постоянно меняющемся мире.

Обоснование значимости проекта.

Одной из важнейших проблем современности является гуманизация общественной жизни. В нынешнем социальном развитии России высший гуманистический смысл приобретает утверждение, что человек - это высшая ценность бытия, и в связи с этим особую актуальность приобретает задача создания условий для его свободного развития.

Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.

Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства и позволил нам обратиться к театральной деятельности в ДОУ не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредоточивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, чем способствует осуществлению цели современного образования.

Принципы:

1. Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.

2. Принцип системности – работа проводится систематически весь учебный год. Воспитательно-образовательный процесс предполагает планирование тематических циклов занятий и нерегламентированных циклов деятельности.

3. Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.

4. Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.

5. Принцип сезонности – планирование деятельности происходит с учетом сезонных изменений.

6. Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.

7. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.

Система работы по музыкально-театрализованной деятельности  состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

- обновление содержания образования (выбор программ и технологий);

- создание условий для музыкально-театрализованной деятельности (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);

- организация образовательного процесса (работа с детьми, родителями);

- координация работы с другими учреждениями и организациями.

Методы и приемы:
- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное);
- драматизация литературных произведений;
- беседы после просмотра спектаклей;
- упражнения по дикции, ритмике, хореографии;
- театрализованные игры-превращения;
- упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы;
- театральные этюды;

- спектакли, сказка, мюзикл, балет.


С
редства реализации проекта: театральные уголки в группах, разнообразные виды театров, костюмы, декорации, компьютер, проектор, музыкальный центр, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации сказок.

Стратегия достижений поставленных целей

Мир детства всегда рядом с нами, он смотрит на нас глазами детей. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания, адаптироваться в окружающем мире помогает театрализованная деятельность. Она связывает детей между собой и со зрителями в единое целое. Здесь ребёнок не только получает информацию о законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности - внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики.

Большое и разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность дошкольников является сильным, и в то же время ненавязчивым педагогическим средством, ведь именно в ней дети чувствуют себя свободно

и естественно.

Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с нравственным воспитанием; а также с развитием коммуникативных качеств.

В процессе работы над сказочным образом происходит развитие личности ребёнка, развиваются символическое мышление и эмоциональный двигательный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются произвольные высшие психические функции.

Именно театрализованная деятельность позволяет решить многие педагогические задачи, касающиеся выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, являясь неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка.

Синтетическая природа театра действует комплексно. Сказки захватывают

детское внимание, увлекая занимательными сюжетами столкновения добра и

зла. Дети вживаются в происходящее, испытывая и разочарование, и

торжество справедливости. Влияние на них оказывают и выразительные

средства сценической игры, и художественное оформление (костюмы, реквизит, декорации, звуковые и световые эффекты), и музыкальная фонограмма, используемая в спектакле. Эмоциональный подъём обостряет внимание, интуицию, пробуждает фантазию, способность запомнить, усиливать в воображении происходящие события — даёт толчок развитию творческих способностей.

Таким образом, театр позволяет развиться творческому потенциалу

личности ребёнка, учит его эффективному общению, которое возникает в

процессе создания единого, общего продукта — спектакля, учит жить в

социуме. Неуверенные в себе и ранимые дети становятся смелее и решительнее, т. к. успешный опыт на сцене способствует успешному общению в жизни, самореализации личности ребёнка.

Работа с детьми

Цель - развивать творческие способности детей средствами театрального искусства; сделать жизнь дошкольников интересной и содержательной. Наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.).

2. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).

3. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги, экскурсии и т.д.).

4. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими).

5. Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.

Формы работы:

- образовательная деятельность;

- театральный кружок;  

- показ спектаклей, драматизация сказок;

- ежегодный Театральный фестиваль;

- презентации разных видов театра;

- выставки;

- посещение театров.

Методы и приемы:

- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах);

- экспериментирование;

- сочинения сказок, модификация сказок;

- игры-драматизации;

- беседы после просмотра спектаклей;

- упражнения для социально-эмоционального развития детей;

- коррекционно-развивающие игры;

- упражнения по дикции, актерскому мастерству;

- игры-превращения;

- упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы;

- театральные этюды;

- репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.

Использование разнообразных средств: театральные уголки в группах, разнообразные виды театров, костюмы, декорации, DVD, проектор, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации сказок.

 Предполагаемый результат:

- Дети владеют навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.

- Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.

- Проявляют интерес, желание к театральному искусству.

- Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.

- Взаимодействуют коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность.

 

 Работа с родителями

      Цель - активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.

     Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их партнерами в своей работе.

Формы взаимодействия работы с родителями:

- анкетирование;

- индивидуальные беседы;

- наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов;

- памятки «Организация театральной деятельности в ДОУ», «Условия для развития театральных игр и приобщение детей к театральной деятельности».

- посещение театра;

- выставки и фотовыставки;

- ежегодный Театральный фестиваль;

- выставка – презентация разных видов театра «Давай, поиграем»;

- совместная деятельность;

- день открытых дверей, дружеские встречи;

- помощь в изготовлении костюмов и декораций.

Работа с воспитателями

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по основам организации театральной деятельности в ДОУ

Задачи:

  1. Уточнить методические знания и умения воспитателей по вопросу организации театрализованной деятельности дошкольника.
  2. Познакомить педагогов с разнообразием театрализованных видов деятельности и кукол.
  3. Представить опыт других педагогов.
  4. Вынести решения и рекомендации по оптимизации ВОП и развивающей среды.

Формы взаимодействия работы с воспитателями:

- семинары-практикумы, консультации, мастер-классы;

- создание банка данных инновационных методов и способов творчества дошкольников;

- помощь в организации предметно-развивающей среды;

- создание театральных  центров  в группах;

- совместная деятельность;

- работа с учебными наглядными пособиями;

- индивидуальная работа;

- ежегодный Театральный фестиваль;

- праздники и развлечения;

- презентации, выставки, фотоальбомы.

Этапы и содержание проекта

I этап: сентябрь 2019 г. – октябрь 2019г.  – организационно-аналитический.

Организационные:

Накопление необходимых  информационных и теоретических материалов.    Анализ укомплектованности программно-методическим материалом. Формирование методик мониторинга воспитанников в  соответствии с проектом. Проведение тестирования, анкетирования педагогов. Определение основных мероприятий по реализации проекта.

Материально-технические:

Анализ обеспечения методической литературой, дидактическими пособиями. Обновление воспитательно-образовательной  среды.

Диагностические:

Мониторинг уровня   развития  творческих способностей детей дошкольного возраста.

Работа с родителями:

Знакомство родителей со значением театрализованной деятельности для развития творчества дошкольника. Предоставление информации об инновационной деятельности  в информационных уголках. Предоставление информации об инновационной деятельности на сайте ДОУ.

Экспертиза результатов реализации проекта:

Подведение итогов I этапа   работы. Обсуждение результатов реализации проекта на  заседаниях педагогического совета.

                                    Прогнозируемые результаты:

  • изучены и проанализированы  психолого-педагогические  источники;
  • теоретический анализ литературы сочетается с практическим изучением состояния проблемы;
  • укомплектовано программно-методическое обеспечение;
  • подобран мониторинговый комплект в  соответствии с проектом инновационной деятельности;
  • результаты тестирования педагогов и анкетирования родителей воспитанников;
  • определены основные мероприятия по реализации проекта;
  • приобретена методическая литература, методические пособия;
  • подведены итоги I этапа   работы. Результаты реализации проекта обсуждены на  заседании педагогического совета.
  • II этап: сентябрь 2019 г. – апрель 2020 г. – практический.

Организационные:

        Разработка и апробация перспективно-тематического планирования по   развитию творческих способностей дошкольников средствами  театрализованной деятельности.

Материально-технические:

 приобретение  дидактических игр  и методических пособий  по театрализованной деятельности; изготовление костюмов, декораций, новых видов театра.

Диагностические:

Комплексный психолого-педагогический мониторинг по   развитию творческих способностей дошкольников ДОУ.

Работа с родителями:

   - Проведение анкетирования родителей воспитанников.

  • Активное взаимодействие с родителями по формированию  творческих способностей дошкольников средствами  театрализованной деятельности.
  • Организация различных совместных мероприятий  по теме.
  • Предоставление информации об инновационной деятельности на сайте ДОУ.

Экспертиза результатов реализации проекта:

  Обсуждение результатов реализации проекта на  заседаниях методического центра и педагогического совета.

Прогнозируемые результаты:

- разработаны рекомендации для педагогов по обработке материалов мониторинга;

- разработано перспективно-тематическое планирование по   развитию творческих способностей дошкольников средствами  театрализованной деятельности;

- приобретены компьютеры, костюмы, фотоаппарат;

- приобретены  дидактические игры  и методические пособия по театрализованной деятельности;

 - проведен комплексный психолого-педагогический мониторинг    по   развитию творческих способностей дошкольников ДОУ;

 - воспитательно-образовательная среда оснащена театральными зонами;                            

III этап: май 2020г. – обобщающий.

Организационные:

Оформление результатов решения поставленных задач. Подготовка рекомендаций по всем направлениям. Обработка  итоговой   документации,   отражающей   выполнение   проекта   инновационной деятельности.

Обобщение полученной информации.

Материально-технические:

Подготовка материалов для опубликования на сайте ДОУ. Пакет мониторинговых и методических материалов: методические разработки, консультации для педагогов и родителей,   конспекты занимательной деятельности с детьми, коллекции проектов, презентаций, мультимедийные разработки для детей.

Диагностические:

Комплексный психолого-педагогический мониторинг    по   развитию творческих способностей дошкольников ДОУ.

Работа с родителями:

Предоставление информации об инновационной деятельности  в отчете.    

Экспертиза результатов реализации проекта: 

Обсуждение результатов реализации проекта на  заседаниях педагогического совета.

Прогнозируемые результаты:

  • создана методическая база проекта, пакет материалов мониторинга, методические разработки, консультации для педагогов и родителей,   конспекты занимательной деятельности с детьми, коллекции проектов, презентаций, мультимедийные разработки для детей;
  • материалы публикуются на сайте ДОУ;
  • проведен комплексный психолого-педагогический мониторинг    по  развитию творческих способностей дошкольников ДОУ.
  • информация об инновационной деятельности  предоставляется в публичном отчете заведующего.  Обсуждение результатов инновационной деятельности идет на педагогическом совете, методических объединениях, на сайте ДОУ.


Сроки и основные этапы проекта

Этапы проекта

Сроки проекта        

Пути реализации проекта

1

Подготовительный

 Сентябрь - октябрь  2019 г.

Разработка нормативно правовой базы проекта. Повышение квалификации педагогов, участвующих в проекте. Составление рабочих программ, учитывая специфику ДОУ.

2

Проектировочно-практический

Сентябрь 2019-апрель 2020 г.г.

Реализация проекта. Разработка УМК «Театрализованная деятельность в детском саду»; Координация мероприятий соисполнителей проекта. Диагностика, мониторинг, контроль реализации проекта в ДОУ.

3

Обобщающий

Май 2020 г.

Анализ и обобщение опыта работы по реализации инновационного проекта.

 

                   Прогноз возможных негативных последствий и пути решения

Возможные негативные последствия

Пути решения

Недостаточный уровень компетентности родителей в вопросах театрализованной деятельности детей дошкольного возраста

План совместных мероприятий по повышению компетентности родителей в вопросах театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.

Недостаточность учебно-методических, дидактических пособий, декораций, театральных костюмов

Интернет ресурсы, авторские разработки.

Отсутствие финансовых ресурсов

  Муниципальный бюджет

                                    Календарный план реализации проекта

   Этапы

Время

                           Мероприятия

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Организационно-аналитический

сентябрь-

октябрь

- Педагогическая работа с детьми по развитию творческих способностей (работа над мимикой, пантомимикой, жестами, над звуковой культурой речи, интонацией, постановка этюдов).

- Участие в развлечениях.

- Игры-драматизации.

- Выявление педагогической осведомленности семьи, а также готовности семьи к сотрудничеству с ДОУ

 -  Разработка и издание методических рекомендаций для родителей и начинающих педагогов по развитию творческих способностей в театрализованной деятельности.

- Разработка и систематизация пакета методических материалов по театрализованной деятельности;

- Проектирование театральной зоны с учетом интересов детей;

- Составление перспективного плана театрализованной деятельности во всех возрастных группах;

 - Создание странички «Театр и дети» на официальном сайте детского сада.

Проектировочно-практический

сентябрь

Диагностика творческих способностей.

 

 

Анкетирование

 

- Консультация «Роль воспитателя в организации музыкально-театральной деятельности»

- Помощь в организации предметно-развивающей среды

октябрь

- Презентация разных видов театра

-Участие в занятии с использованием этюдов и тренингов на эмоциональное раскрепощение

Ширма: «Как поддержать у детей интерес к театру»

- Пополнение театральных уголков разными видами театра.

- Открытое занятие с использованием этюдов и тренингов на эмоциональное раскрепощение

ноябрь

Неделя театра в ДОУ (взаимопосещение)

- Папка-передвижка «Театр в детском саду»         Участие в неделе сказок

 

- Семинар-практикум «Театрализованная деятельность. Методы и средства, используемые в работе с дошкольниками»

- Творческая мастерская.

декабрь

Инсценировка к Новому году «Приключения в лесу»

 - игры-драматизации.

Папка передвижка «Новогодние костюмы»

Поручения по изготовлению костюмов.

Смотр-конкурс «Зимняя сказка к нам в дом пришла»

Оформление групп

январь

Сочинение сказок: входить в воображаемые ситуации. Представлять события в последовательности их развития, наделяя разных героев сказочными, фантастическими свойствами, моделировать действия героев, изменять их поступки: злые герои в ходе знакомой сказки становятся добрыми.

- Создание «Сказочного городка»  на участке.

- Участие в развлечениях.

 

- Консультация

 «Упражнения для развития дыхания»

- Рекомендации по созданию «Сказочного городка»  на участке

февраль

 Литературный праздник  «Поэт из страны Детства»,  

Творческая гостиная по вопросам подготовки к

праздник у «Поэт из страны Детства»

Подготовка выставки детского  художественно-прикладного творчества «От детского чтения – к рисунку».

Обобщающий 

март

 Театральный фестиваль

Участие в спектаклях, сценках.

Оформление пригласительных билетов.

Театральный фестиваль

репетиции, рекомендации по пошиву костюмов, изготовлению декораций, афиш.

- Заседание родительского клуба «Театралы»

- Поручения по изготовлению декораций.

Оформление

программок.

апрель

Выставка детских рисунков «Рисуем сказку»

-День открытых дверей в ОУ

-  Фотовыставка

- Помощь в организации выставок.

- Создание видеотеки.

май

Диагностика творческих способностей

Совместное творчество.

Презентация по итогам проекта.

 

Разработка информационного материала, презентаций по итогам проекта.

                        Перспективный  план реализации проекта

 «Развитие театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста, как средства эстетического воспитания детей»

          Этапы проекта

                       Мероприятия

Подготовительный этап

«Для чего нужны занятия театральной деятельностью»

сентябрь – октябрь

«Для чего нужны занятия театральной деятельностью»

Создание условий для развития творческой активности детей в театральной деятельности.

Анкетирование родителей.

Диагностика детей.

Проведение проекта – реализация целей и задач

«Формирование творческой личности»

октябрь – февраль

«Формирование творческой личности»

                  Для детей:

- образовательная деятельность;

 - показ спектаклей, драматизация сказок;

- презентации разных видов театра;

- выставки.

                 Для родителей:

- анкетирование;

- индивидуальные беседы;

- наглядная информация;

- совместная деятельность;

- день открытых дверей, дружеские встречи;

- помощь в изготовлении костюмов и декораций.

              Для воспитателей:

- создание банка данных инновационных методов и способов творчества дошкольников;

- помощь в организации предметно-развивающей среды.

Подведение итогов

«Радость творчества»

март – август

«Радость творчества»

Анкетирование детей

Показы

Выставка детских работ

Фотовыставка

В результате  творческой работы дети становятся инициативным, умеют свободно общаться, как со сверстниками, так и со взрослыми. Могут самостоятельно объединяться для совместной игры в театр, умеют сочетать слова с движением, передавать характерные образы героев. Все дети с удовольствием принимают участие в изготовлении масок для предстоящих спектаклей. Повышается их интеллектуальный уровень, культура общения, дети становятся более общительными, более уверенными. А все это формирует личность ребенка.

Занимаясь театрализованной деятельностью, мы делаем жизнь наших детей воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Необходимо стремиться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, детей смогли применить в повседневной жизни.

Ожидаемый результат:

- получили положительный опыт привлечения родителей к нашей работе;

- появились изменения в личностном развитии детей;

- у детей достаточно развиты музыкальные способности;

- заметно обогатилась речь;

- повысилась эмоциональная отзывчивость;

- раскрылись артистические данные;

- у детей появилась уверенность в своих силах, застенчивые дети стали выступать перед зрителями;

- заложены основы эстетического вкуса  путем оформления атрибутов, декораций, костюмов.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Театр, творчество, дети!"

Программа проекта работы с детьми по пяти видам  театрализованной  деятельности....

Проект "Театр и наши дети"

Театр и наши дети...

Проект "Театр в жизни детей"

Научить ребенка играть, брать на себяроль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, - все это помогает осуществить театр. В театральной деятельности ребенок раскрепощает...

Проект «Театр и творчество»

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, связанный с:художественным образованием и воспитанием детей;формированием эстетического вкуса;нравственным воспитанием...

проект "Театр в жизни детей"

Впечатления дества - всегда надолго сохраняеся в памяти...

Проект "Театр перчатки" для детей подготовительной группы

Коррекция и развитие речи детей-дошкольников, имеющих недостатки развития речи через использование театральной деятельности....