Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Продолжение работы над произведением нанайская сказка "Айога"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: "Продолжение работы над произвидением нанайская сказка "Айога""
Цель: знакомить со сказками других народов. Учить детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним. Формировать представление о скромности, трудолюбии, справедливости. Воспитывать заботливое отношение к близким.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Продолжение работы над произвидением нанайская сказка «Айога»
Цель: Знакомить со сказками других народов. Учить детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним. Формировать представление о скромности, трудолюбии, справедливости. Воспитывать заботливое отношение к близким.
Задачи: Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки, применять в речи образные выражения, сравнения. Воспитание интереса к
художественной литературе. Поощрение желания помочь, сопереживать. Активизация и обогащение словаря детей.
Оборудование: мнемотаблицы для диалогов мамы и йоги, листы бумаги, уточка оригами на каждого ребенка.
Предварительная работа: презентация «Знакомство с жизнью нанайского народа», рассматривание картинок, рассказ воспитателя о жизни и традиция нанайского народа, чтение сказки «Айога» (частично), домашнее задание «Пересказать сказку кому-либо из взрослых и совместно завершить ее».
Воспитатель: Здравствуй, солнце золотое!
(Двумя руками очертить большой круг)
Здравствуй, небо голубое!
(Руки вверх)
Здравствуй, вольный ветерок!
(Руки вверх, качаемся)
Здравствуй, маленький дубок!
(Присесть)
Мы живём в одном краю-
(Встать, руки в стороны)
Всех я вас приветствую!
(Помахать рукой)
Воспитатель: Ребята скажите пожалуйста мне, а вы любите смотреться в зеркало?
(Ответы детей).
Воспитатель: Представим, что наша ладошка – это зеркало.
В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь.
Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки.
Губы трубочкой сложу, всех я краше, погляжу! (По ходу стихотворения дети выполняют массаж лица.)
Воспитатель: Подумайте, ребята, смотреть на себя в зеркало - это хорошо или плохо?
Воспитатель: Почему хорошо?
Дети: Приводишь себя в порядок, причесываешься, умываешься, завязываешь бант и т. д.
Воспитатель: А очень часто смотеться в зеркало хорошо?
Дети: Нет, плохо, потому что можно много времени проводить у зеркала, любоваться собой, кривляться, не успевать делать нужные и важные дела: помогать маме, папе, бабушке и т. д.
Воспитатель: Ребята, зеркало - это очень полезный предмет, но с ним надо обращаться осторожно и смотреться в него только по необходимости.
Воспитатель: А вы помните как называлась сказка, про девочку, которая очень часто любовалась своим отражением, хотя у нее и зеркала-то не было?
Дети: Нанайская сказка «Айога».
Воспитатель: Дaвaйтe вmecтe пpoизнecem ee иmя - A Й O Г A.
Воспитатель: Какая Айога была в сказке?
Дети: Ленивая, злая, грубая, невоспитанная, хитрая.
Воспитатель: А какая была соседская девочка?
Дети: Доброй, отзывчивой, внимательной, послушной, вежливой, ласковой.
Воспитатель: Как вы думаете, почему мама Айоги отдала лепешку соседской девочке?
Дети: Мама Айоги очень переживала, что у нее растет такая дочка. Она хотела, чтобы Айога изменила свое поведение, извинилась перед родителями.
Воспитатель: Правильно ли поступила мама Айоги?
Дети: Да, мама поступила по справедливости.
Физминутка с проговариванием чистоговорок
Воспитатель: Ой, ой, ой – повторяйте все за мной
Ва, ва, ва – высокая трава. (Медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги)
Па, па, па – узкая тропа. (Повторяют со страхом, узко ставят ступни)
Ке, ке, ке – мы пришли к реке. (Шагают, руки на поясе)
Кой, кой, кой – любуемся рекой. (Повторяют радостно, развести руки в стороны).
Ась, ась, ась – вот плывёт карась. (Повторяют тихо, плавные движения руками)
Ушка – ушка – ушка – прыгает лягушка. (Повторяют громко, прыжки на двух ногах)
Шо, шо, шо – говорим мы хорошо! (Повторяют тихо, пальцы к губам)
Це, це, це – улыбка на лице. (Повторяют радостно)
Воспитатель: Ребята, скажите много ли причин нашла Айога, чтобы не помогать маме и не идти за водой?
Дети: Стала отговариваться, нашла много причин, чтобы не ходить за водой.
Воспитатель: Помогите , ребята, вспомнить, как это было.
Рассказывание диалога мамы и Айоги используя мнемотаблицу:
Мама: Пойди принеси воды, Айога!
Айога: Я в воду упаду.
Мама: А ты за куст держись.
Айога: Куст оборвётся!
Мама: А ты за крупный куст возьмись.
Айога: Руки поцарапаю...
Мама: Рукавицы надень.
Айога: Изорвутся.
Мама: Ты зашей рукавицы иголкой.
Айога: Иголка сломается!
Диалог можно повторить 2-3 раза.
Воспитатель: Вспомните, ребята, как Айога просила у мамы лепешку?
Дети: Она уговаривала маму и находила много причин, чтобы мама дала ей лепешку.
Рассказывание диалога мамы и Айоги используя мнемотаблицу:
Айога: Дай мне лепёшку, мать!
Мама: Горячая она. Руки обожжёшь.
Айога: Я рукавицы надену.
Мама: Рукавицы мокрые.
Айога: Я их на солнце высушу.
Мама: Покоробятся они, — отвечает мать.
Айога: Я их мялкой разомну.
Мама: Руки заболят. Зачем тебе трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепёшку той девочке отдам, которая рук своих не жалеет.
Диалог можно повторить 2-3 раза.
Воспитатель: Кто виноват, в том, что Айога превратилась в гуся? Почему она превратилась в гуся?
Воспитатель: К кому из героев сказки подходит пословица: «Человек красив не лицом, а поступками»?
Дети: пословица подходит для соседской девочки.
Воспитатель: Кто из девочек вам понравился? Почему? С кем из них вы бы хотели подружиться?
(Ответы детей).
Воспитатель: А кому из вас, ребята, жалко Айогу?
Воспитатель: Какой должна стать Айога, чтобы снова превратиться в девочку?
Дети: Айога должна стать доброй, отзывчивой.
Воспитатель: А в наши дни встречаются люди, которые любуются только собой, никого вокруг не замечая?
(Ответы детей).
Воспитатель: В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждет человека, который не видит кроме себя никого и ничего?
Дети: Одиночество.
Воспитатель: Давайте придумаем продолжение сказки, чтобы она была со счастливым концом. (Дополнительное задание, если остается время)
Воспитатель: А сейчас подойдите к столам и возьмите по листу бумаги. Проводится разминка для рук:
Раз, два, три, четыре, пять, мы бумажку будем мять
Мы бумажку будем мять, свои ручки развивать
В ручку правую возьмем и чуть-чуть ее пожмем
Левой ручке отдаем
В ручку левую возьмем и опять ее пожмем
И опять чуть-чуть пожмем и в коробку все кладем.
Сюрпризный момент
Воспитатель: Сейчас я скажу волшебные слова и ваши мятые бумажечки превратятся в гусей. Крибле- крабле- бум.
Из коробки достать готовых гусей, сделанных из бумаги.
Воспитатель: Эту гусочку поставьте дома перед зеркалом и не забывайте историю про девочку Айогу.
Рефлексия.
Воспитатель: С какой сказкой познакомились? Чему учит сказка? Важно ли то, что вы сегодня узнали?
(Ответы детей)
Воспитатель: Очень жаль нам расставаться,
Но пришла пора прощаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение художественных произведений. "Доброе слово лечит, а худое калечит" (пи произведениям:Э. Машковой "Я маму свою обидел" А. Кузнецовой "Поссорились" ;Н. ДУРОВОЙ "Две подружки"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение художественных произведений. "Доброе слово лечит, а худое калечит" (пи произведениям:Э. Машковой "Я маму свою обидел" А. Кузнецовой "Поссорил...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения Л. Толстого «Пожарные собаки».
Пересказ художественного произведения Л. Толстого «Пожарные собаки»....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Нанайская сказка «Айога»
Конспект занятия в старшей возрастной группе по развитию речи "Нанайская сказка "Айога"....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Нанайская сказка «Айога»
Конспект занятия в старшей возрастной группе по развитию речи "Нанайская сказка "Айога"....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Нанайская сказка «Айога»
Конспект занятия в старшей возрастной группе по развитию речи "Нанайская сказка "Айога"....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения Л. Толстого «Пожарные собаки».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения Л. Толстого «Пожарные собаки»....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе, работа по картине "Медведи в осеннем лесу"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе, работа по картине "Медведи в осеннем лесу"...