Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Продолжение работы над произведением нанайская сказка "Айога"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Милегина Мария Григорьевна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: "Продолжение работы над произвидением нанайская сказка "Айога""

 Цель: знакомить со сказками других народов. Учить детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним. Формировать представление о скромности, трудолюбии, справедливости. Воспитывать заботливое отношение к близким.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Продолжение работы над произвидением нанайская сказка «Айога»

Цель: Знакомить со сказками других народов. Учить детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним. Формировать представление о скромности, трудолюбии, справедливости. Воспитывать заботливое отношение к близким.

Задачи: Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки, применять в речи образные выражения, сравнения. Воспитание интереса к

художественной литературе. Поощрение желания помочь, сопереживать. Активизация и обогащение словаря детей.

Оборудование: мнемотаблицы для диалогов мамы и йоги, листы бумаги, уточка оригами на каждого ребенка.

  Предварительная работа: презентация «Знакомство с жизнью нанайского народа», рассматривание картинок, рассказ воспитателя о жизни и традиция нанайского народа, чтение сказки «Айога» (частично), домашнее задание «Пересказать сказку кому-либо из взрослых и совместно завершить ее».

Воспитатель: Здравствуй, солнце золотое!

(Двумя руками очертить большой круг)

Здравствуй, небо голубое!

(Руки вверх)

Здравствуй, вольный ветерок!

(Руки вверх, качаемся)

Здравствуй, маленький дубок!

(Присесть)

Мы живём в одном краю-

(Встать, руки в стороны)

Всех я вас приветствую!

(Помахать рукой)

Воспитатель: Ребята  скажите пожалуйста мне, а вы любите смотреться в зеркало?

(Ответы детей).

Воспитатель: Представим, что наша ладошка – это зеркало.

В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь.

Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки.

Губы трубочкой сложу, всех я краше, погляжу! (По ходу стихотворения дети выполняют массаж лица.)

  Воспитатель: Подумайте, ребята, смотреть на себя в зеркало - это хорошо или плохо?

Воспитатель: Почему хорошо? 

 Дети: Приводишь себя в порядок, причесываешься, умываешься, завязываешь бант и т. д.

Воспитатель: А очень часто смотеться в зеркало хорошо? 

Дети: Нет, плохо, потому что можно много времени проводить у зеркала, любоваться собой, кривляться, не успевать делать нужные и важные дела: помогать маме, папе, бабушке и т. д.

Воспитатель: Ребята, зеркало - это очень полезный предмет, но с ним надо обращаться осторожно и смотреться в него только по необходимости.

Воспитатель: А вы помните как называлась сказка, про девочку, которая очень часто любовалась своим отражением, хотя у нее и зеркала-то не было?

Дети: Нанайская сказка «Айога».

 Воспитатель: Дaвaйтe вmecтe пpoизнecem ee иmя - A Й O Г A.

 Воспитатель: Какая Айога была в сказке?

Дети: Ленивая, злая, грубая, невоспитанная, хитрая.

Воспитатель: А какая была соседская девочка?

Дети: Доброй, отзывчивой, внимательной, послушной, вежливой, ласковой.

Воспитатель: Как вы думаете, почему мама Айоги отдала лепешку соседской девочке?

Дети: Мама Айоги очень переживала, что у нее растет такая дочка. Она хотела, чтобы Айога изменила свое поведение, извинилась перед родителями.

Воспитатель: Правильно ли поступила мама Айоги?

Дети: Да, мама поступила по справедливости.

Физминутка с проговариванием чистоговорок

Воспитатель: Ой, ой, ой – повторяйте все за мной

Ва, ва, ва – высокая трава. (Медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги)

Па, па, па – узкая тропа. (Повторяют со страхом, узко ставят ступни)

Ке, ке, ке – мы пришли к реке. (Шагают, руки на поясе)

Кой, кой, кой – любуемся рекой. (Повторяют радостно, развести руки в стороны).

Ась, ась, ась – вот плывёт карась. (Повторяют тихо, плавные движения руками)

Ушка – ушка – ушка – прыгает лягушка. (Повторяют громко, прыжки на двух ногах)

Шо, шо, шо – говорим мы хорошо! (Повторяют тихо, пальцы к губам)

Це, це, це – улыбка на лице. (Повторяют радостно)

Воспитатель: Ребята, скажите много ли причин нашла Айога, чтобы не помогать маме и не идти за водой?

Дети: Стала отговариваться, нашла много причин, чтобы не ходить за водой.

Воспитатель: Помогите , ребята, вспомнить, как это было.

Рассказывание диалога мамы и Айоги используя мнемотаблицу:

C:\Users\Анна\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG-20210110-WA0004.jpg

Мама: Пойди принеси воды, Айога!

Айога: Я в воду упаду.

Мама: А ты за куст держись.

Айога: Куст оборвётся!

Мама: А ты за крупный куст возьмись.

Айога: Руки поцарапаю...

Мама: Рукавицы надень.

Айога: Изорвутся.

Мама: Ты зашей рукавицы иголкой.

Айога: Иголка сломается!

Диалог можно повторить 2-3 раза.

Воспитатель: Вспомните, ребята, как Айога просила у мамы лепешку?

Дети: Она уговаривала маму и находила много причин, чтобы мама дала ей лепешку.

 Рассказывание диалога мамы и Айоги используя мнемотаблицу:

 C:\Users\Анна\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG-20210110-WA0003.jpg

Айога: Дай мне лепёшку, мать!

Мама: Горячая она. Руки обожжёшь.

Айога: Я рукавицы надену.

 Мама: Рукавицы мокрые.

Айога: Я их на солнце высушу.

Мама: Покоробятся они, — отвечает мать.

Айога: Я их мялкой разомну.

Мама: Руки заболят. Зачем тебе трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепёшку той девочке отдам, которая рук своих не жалеет.

Диалог можно повторить 2-3 раза.

 Воспитатель: Кто виноват, в том, что Айога превратилась в гуся? Почему она превратилась в гуся?

Воспитатель: К кому из героев сказки подходит пословица: «Человек красив не лицом, а поступками»?

Дети: пословица подходит для соседской девочки.

Воспитатель: Кто из девочек вам понравился? Почему? С кем из них вы бы хотели подружиться?

 (Ответы детей).

Воспитатель: А кому из вас, ребята, жалко Айогу?

Воспитатель: Какой должна стать Айога, чтобы снова превратиться в девочку?

 Дети: Айога должна стать доброй, отзывчивой.

Воспитатель: А в наши дни встречаются люди, которые любуются только собой, никого вокруг не замечая?

(Ответы детей).

Воспитатель: В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждет человека, который не видит кроме себя никого и ничего?  

 Дети: Одиночество.

Воспитатель: Давайте придумаем продолжение сказки, чтобы она была со счастливым концом. (Дополнительное задание, если остается время)

Воспитатель: А сейчас подойдите к столам и возьмите по листу бумаги. Проводится разминка для рук:

Раз, два, три, четыре, пять, мы бумажку будем мять

Мы бумажку будем мять, свои ручки развивать

В ручку правую возьмем и чуть-чуть ее пожмем

Левой ручке отдаем

В ручку левую возьмем и опять ее пожмем

И опять чуть-чуть пожмем и в коробку все кладем.

Сюрпризный момент

Воспитатель: Сейчас я скажу волшебные слова и ваши мятые бумажечки превратятся в гусей. Крибле- крабле- бум.

Из коробки достать готовых гусей, сделанных из бумаги.

 Воспитатель: Эту гусочку поставьте дома перед зеркалом и не забывайте историю про девочку Айогу.

Рефлексия.

Воспитатель: С какой сказкой познакомились? Чему учит сказка? Важно ли то, что вы сегодня узнали?

(Ответы детей)

Воспитатель: Очень жаль нам расставаться,

                          Но пришла пора прощаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение художественных произведений. "Доброе слово лечит, а худое калечит" (пи произведениям:Э. Машковой "Я маму свою обидел" А. Кузнецовой "Поссорились" ;Н. ДУРОВОЙ "Две подружки"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение художественных произведений. "Доброе слово лечит, а худое калечит" (пи произведениям:Э. Машковой "Я маму свою обидел" А. Кузнецовой "Поссорил...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Нанайская сказка «Айога»

Конспект занятия в старшей возрастной группе по развитию речи "Нанайская сказка "Айога"....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Нанайская сказка «Айога»

Конспект занятия в старшей возрастной группе по развитию речи "Нанайская сказка "Айога"....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Нанайская сказка «Айога»

Конспект занятия в старшей возрастной группе по развитию речи "Нанайская сказка "Айога"....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения Л. Толстого «Пожарные собаки».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения Л. Толстого «Пожарные собаки»....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе, работа по картине "Медведи в осеннем лесу"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе, работа по картине "Медведи в осеннем лесу"...