Конспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Машадаева Наталья Николаевна

Тема "Фрукты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №98 комбинированного вида»

Конспект занятия по развитию речи

Тема: «Фрукты»

                                                                   Провела:

учитель-логопед I квалификационной категории

Машадаевой Н.Н.

Задачи: 1. Уточнить и закрепить знания детей о фруктах.

2. Закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительны, относительные прилагательные (яблочный, грушевый, сливовый и т.д.).

3.  Закрепить умение согласовывать притяжательные местоимения с существительными в роде, числе, числительные 1, 2, 5 с существительными.

4. Развивать тактильное восприятие, память, мышление, внимание.

Оборудование: предметные картинки с изображениями фруктов, натуральные фрукты, плюшевая игрушка Ежик, «Чудесный мешочек», фишки, речевой материал, мяч, наборное полотно.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

- Сядет на свое место тот, кто отгадает загадку.

Само с кулачок, красный бочок,

Тронешь пальцем – гладко,

А откусишь – сладко.   (Яблоко)

Он и сочен и душист,

А снаружи золотист.

Много долек в нем, друзья,

Для тебя и для меня.   (Апельсин)

Сорвали детишки

Синие шишки.

Шишки гладенькие,

Внутри сладенькие.   (Сливы)

После каждой правильно отгаданной загадки логопед вставляет на наборном полотне картинку.

- Что это? (Это фрукты)

- Назовите другие фрукты. (Груша, банан, персик, абрикос, лимон, мандарин, вишня, киви).

 II. Уточнение и закрепление знаний о фруктах.

- Ребята, где растут фрукты? (Фрукты растут на деревьях)

- Когда они созревают?  (Фрукты созревают летом и осенью)

- Чем полезны фрукты? ( Во фруктах много витаминов)

- В каком виде их едят? Что можно приготовить из фруктов? (Фрукты едят сырыми, варят из них компоты, варенья, выжимают сок.)

III. Создание игровой ситуации.

- Дети, а вы любите фрукты? Я думаю, что сочные, сладкие, вкусные фрукты любят не только ребятишки, но и разные звери. Сегодня к нам в гости из леса пришел Еж (выставляется игрушка). Он предлагает вам поиграть в интересные игры.

IV. Развитие внимания, зрительной памяти.

Игры «Чего не стало?», «Что изменилось?» (с 6-8 картинками)

- Ребята, поиграем в игру «Чего не стало?»: запомните картинки с фруктами («Ночь» - закрыть глаза; «День» - открыть: чего не стало?)

- Нет груши, нет яблока, нет абрикоса (р.п. сущ. е. ч.) и т.д.

Аналогично проводится игра «Что изменилось?»

- Молодцы, ребята, вы очень внимательны.

V. Формирование грамматического строя речи.

1) Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных («Назови ласково»)

- У Ежа в лесу есть младший братец – Ежик. Давайте поиграем в игру «Назови ласково»: Я называю большие фрукты для Ежа, а вы – маленькие для Ежика (договаривание предложений)

У Ежа лимон, а у Ежика - …(лимончик)

Яблоко – яблочко;

Апельсин – апельсинчик;

Абрикос – абрикосик;

Груша – грушка;

Банан – бананчик;

Вишня – вишенка;

Мандарин – мандаринчик.

2) Согласование числительных один, два, пять с существительными («Сосчитай фрукты в корзине у Ежа»)

- Еж готовил на зиму запасы и собрал в корзину много фруктов. Посчитайте их. (Выставляется изображение большой корзины и картинки с разным количеством фруктов:1, 2, 5)

- У Ежа в корзине пять груш (одно яблоко, два абрикоса и т.д.)

3) Согласование притяжательных местоимений с существительными в роде, числе («Лото»).

У каждого ребенка на столе лежат 3 картинки с изображениями фруктов, фишки,  логопед поднимает картинку и называет ее.

- Дети, Еж  принес вам игру «Лото». Чтобы закрыть картинку фишкой, нужно назвать фрукт и сказать,  чей он.

- Яблоко.

- Это мое яблоко.

- Сливы.

- Это мои сливы и т.д.

VI. Физ. минутка: игра «Хитрый ежик»

- А теперь поиграем в игру «Хитрый ежик». Встаньте в круг.

Хитрый ежик-чудачок

Сшил колючий пиджачок:                 Дети стоят в кругу.

Сто булавок на груди,

Сто иголок позади.

Ходит еж в саду по травке,

Натыкает на булавки

Грушу, сливу – всякий плод,             Когда «ежик» дотрагивается

Что под деревом найдет,                    до ребят, они называют фрукт.

И с подарочком богатым

Возвращается к ребятам.

VII. Образование относительных прилагательных.

Дети остаются в кругу, проводится игра «Назови, какой сок?»

- Из фруктов можно приготовить разные соки. Давайте скажем, какие (с мячом)

Сок из яблок – яблочный;

Сок из груш - …;

Сок из слив - …;

Сок из вишни - …;                         Садятся на свои места

Сок из лимонов - …;

Сок из абрикосов - …;

Сок из мандаринов - …;

Сок из персиков - …;

Сок из апельсинов - ….

- Дети, у Ежа в лесу есть друг –медвежонок Топтыжка. Он приглашает вас в гости и пишет в в письме, какие угощения он приготовит к вашему приезду. Послушайте, все ли верно он написал.

«Здравствуйте, дети!

Приезжайте ко мне в гости. Я сварю к вашему приезду из яблок яблочный компот. Я испеку из слив яблочный пирог. Я сделаю из груш яблочное желе. Я отожму из апельсинов яблочный сок. я сварю из вишен яблочное варенье.

Топтыжка»

Дети исправляют ошибки в письме.

VIII. Составление рассказа-описания фрукта.

- Ребята, Ежу очень понравилось играть с вами в разные игры. В подарок он принес вам мешочек с разными фруктами. Попробуйте угадать наощупь, какие фрукты принес Еж в мешочке.

Игра «Чудесный мешочек» (развитие тактильного восприятия)

Ребенок ощупывает фрукт и пытается угадать его.

- Молодец, Даша, ты угадала фрукт. Расскажи о нем (в качестве наглядной опоры выставляется план-схема для описания фруктов)

Это апельсин. Он круглый, оранжевый. Апельсин шершавый, твердый. На вкус апельсин сладкий, сочный, душистый. Из него делают сок, едят сырым.

IX. Итог. Оценивание деятельности.

Еж благодарит детей за интересные игры, дарит им мешочек с фруктами в подарок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...