Живая буква
материал по развитию речи
Предварительный просмотр:
Акция «Живая буква»
Цели проекта: Знакомство с Азбукой, вовлечение каждого ребенка в активный познавательный творческий проект при создании «Живой азбуки»; воспитание у детей интереса к творческому взаимодействию при совместной работе с родителями.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с понятиями Звук и Буква;
- Дать представление о свойствах звука (гласный- согласный , твердый -мягкий, глухой-звонкий);
- Учиться искать информацию (загадки, пословицы) в сотрудничестве со взрослыми;
- формирование навыков исследовательской деятельности;
- пополнять словарный запас учащихся элементами устного народного творчества.
Сроки реализации акции:
Акция «Живая Азбука» рассчитана на три недели.
Описание проекта.
Наиболее полно и отчётливо воспринимается и запоминается ребёнком то, что было ему интересно. Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями, не становятся полезными. Ребёнок пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как обучение не захватывает их. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни, в освоении основ русского языка. Нужно только найти его и подать детям, что побудит их самих подобным находкам и открытиям.
Предварительная работа:
- Проведение занятий по обучению грамоте учителем-логопедом,
- Беседа воспитателя с детьми об Азбуке,
- Игры воспитателей с детьми: «На что похожа буква», «Отгадай загадку», «Где спряталась буква», «Придумай слово на звук».
- Чтение художественной литературы и стихотворений.
Основной этап:
Создание детьми совместно с родителями «Живой азбуки».
Заключительный этап:
Выставка совместных работ детей и родителей.
Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе
МБДОУ «Детский сад «Звездочка»
Учитель-логопед Колчинская О.С.
Тема: «Гласные звуки и буквы»
Цель: Развитие фонематического восприятия и формирование начального навыка звукового анализа.
Задачи обучения:
- учить узнавать гласные звуки по беззвучной артикуляции (зрительный самоконтроль);
- воспроизводить слоговые цепочки с общим гласным и согласным звуками, отхлопывать слоги с выделением ударного слога голосом;
- закреплять понятия «звук», «буква» «гласный звук»;
- соотносить гласный звук и букву;
- закреплять понятия: в начале слова (первый звук), в конце слова (последний звук), в середине слова;
- определять ударный гласный звук в начале, конце слова и в середине односложного слова (произносительный и слуховой самоконтроль).
- узнавать «зашумленные» буквы;
- определять, на какую букву похож предмет.
- вырабатывать произнесение гласных с разной интонацией и силой голоса.
Оборудование:
- конверты для индивидуальной работы на местах с «рожицами» гласных звуков и буквы;
- карточки для определения места звука в слове;
- картинки, слова которых начинаются и заканчиваются ударным гласным звуком;
- карточки с зашумленными и недописанными гласными буквами;
- портреты человечков - звуков: Ах, Ох, Ух, Их.
- корзинка с грибами, на грибах наклеены картинки с односложными словами.
Этапы занятия | Ход занятия |
I. Организационный момент и тема занятия. II. Игра «Эхо» Повторить и отхлопать слоговые цепочки. Определить гласный звук. III. Работа с конвертами. 1) Закреплять понятия «звук», «буква» «гласный звук»; 2. Закреплять понятия места звука в слове 3. Придумать слова, начинающиеся на данный гласный звук. 4. Определять ударный гласный звук в конце слова. (По картинкам) IV. Буквоежка. Работа с зашумленными и недописанными буквами. V. Физминутка VI. «Наши друзья» «Угощение для друзей» Выделение гласного из середины односложного слова. VII. Невероятная история» Произнесение гласных с разной интонацией и силой голоса. VIII. Итог занятия | Построение детей «паровозиком». Поезд отправляется в страну знаний, в город звуков и букв. Пассажиру разрешается занять свое место, если правильно произнесет звук по беззвучной артикуляции. та-та-ТА, какой гласный здесь повторяется? то-ТО-то ТУ-ту-ту 1. Достать и разложить попарно звуки и буквы. - Что обозначают «рожицы»? (звуки). - Что написано на карточках? (буквы). - Что знаем про звуки и буквы? - Как назвать одним словом эти звуки и буквы? (гласные) - Выложите столько звуков, сколько я произнесу: АУ, ИА. 2. Каждый звук в слове имеет свое место. Назовите место звука в слове по карточке: 3. Покажите звук /У/, придумайте слово, которое начинается на этот звук. (Такое же задание на др. гласные) 4. Произнеси слово так, чтобы хорошо было слышно последний звук, что это за звук? Покажите этот звук. 1. Ко мне в гости приходил Буквоежка, посмотрите, что он натворил. Буквоежка съел часть буквы. Какая это буква, покажите свою такую же букву. Какую букву Буквоежка зачеркнул? Покажите. 2. На какую букву похожи эти предметы? (картинки) «Буквы» В старом дереве дупло (отхлопать ритм – 4 хлопка) Это домик буквы О. (руки полукругом над головой) Рядом с нею на суку (отхлопать ритм – 4 хлопка) Примостилась буква У. (руки вытянуть вперед) В гости к ним издалека (отхлопать ритм – 4 хлопка) Прибежала буква А. (бег на месте, показать А) Буквы стали веселиться: (покрутить кистями рук) И смеяться, (улыбнуться всем, и кружиться. покрутиться на месте) То попрыгают немножко, (4 прыжка на месте) То похлопают в ладошки, (4 хлопка в ладоши) То присядут, отдохнут, (присесть на корточки) То опять плясать начнут. (поплясать на месте) Портреты друзей Ах, Ох, Ух, Их. - Осень приготовила урожай грибов. Эти грибы можно есть, значит, они какие? (съедобные) Еще эти грибы необычные, с картинками. Что бы определить кому из друзей, какой грибок достанется, надо пропеть слово и определить гласный звук.
Читает взрослый: Произносят дети на одном выдохе: Однажды в лес пошли гулять - А. И. О. У. Ты можешь их пересчитать - 1. 2. 3. 4. Из чащи выбежал медведь - А! И! О! У! (Испугано прокричать) И начал страшно так реветь - -АИОУ!!! (Грубым голосом) И все попрятались они - А. И. О. У. (произнести шепотом) Теперь внимательно взгляни, где они? - А - сидит в тАзу, - И – под Ивами внизу, - О – залезла в нОрку, - У – в травке на лУгУ, Молчит, и больше ни гу-гу! С какими звуками и буквами мы сегодня работали? |
Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе
МБДОУ «Детский сад «Звездочка»
Учитель-логопед Колчинская О.С.
ЗВУК, ИСЛОВО, ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Цели: Развивать у детей фонематический слух и восприятие;
закреплять понятия: гласный звук, согласный твердый, согласный мягкий звук; закреплять понятие – слово, закреплять знания о словах - предметах, словах - признаках, словах – действиях; упражнять в делении слов на слоги;
закреплять понятие – предложение, «маленькое слово» (предлог); учить составлять предложения с предлогов и выкладывать схемы предложений;
продолжать учить детей звукобуквенному разбору слов, подбирать слова к заданной звуковой схеме; повторять буквы;
развивать связную речь, общую и мелкую моторику, внимание, память, мышление.
Оборудование: Кукла Буратино, гномики – Звуковички, картинки «подарки» для Звуковичков (1-ый звук – гласный, согласный твердый (мягкий), предметные картинки для индивидуальных заданий, конверты с буквами, звуковые схемы.
Ход занятия.
Логопед: Здравствуйте, ребята. Вы стали уже совсем взрослыми. Совсем скоро пойдёте в школу. Сегодня к вам пришли гости и ваша будущая учительница. У нас ещё гость, это Буратино. Он ничего не знает и нам нужно будет помочь ему справиться со всеми заданиями, которые будут встречаться на его пути. Поможем? (Да).
Отправляясь в путь, соберём вещи в портфель.
Пальчиковое упражнение «Портфель»
СЕМЬ ВЕЩЕЙ У НАС В ПОРТФЕЛЕ:
ЕСТЬ АЛЬБОМ, И ЕСТЬ ТЕТРАДЬ,
РУЧКА ЕСТЬ, ЧТОБЫ ПИСАТЬ.
И РЕЗИНКА, ЧТОБЫ ПЯТНА
УБИРАЛА АККУРАТНО,
И ПЕНАЛ, И КАРАНДАШ,
И БУКВАРЬ – ПОМОЩНИК НАШ.
I. станция «ЗВУКИ».
Логопед: Ну, что ж, отправляемся в путь и первая станция «Звуки». Здесь живут наши знакомые гномики Звуковички – Том, Тим и Ау. Давайте расскажем Буратино, что мы знаем о звуках. Какие бывают звуки? (гласные и согласные) Какие бывают согласные? (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие). Какие звуки только твёрдые? (ж, ш, ц )
Только мягкие? (й. щ, ч ).
Буратино приготовил Звуковичкам подарки, но не знает, кому что подарить. Поможем ему. Покажите картинки, которые вы подарите красному гномику Ау…. Зелёному гномику… Синему гномику…
(Дети определяют по первому звуку)
Вы помогли Буратино подарить подарки. Садимся на места.
(Дети садятся)
МЫ ПОШЛИ, ПОШЛИ, ПОШЛИ.
НА МЕСТА СВОИ ПРИШЛИ.
СПИНКИ РАСПРЯМИЛИ,
РУЧКИ ПОЛОЖИЛИ.
Логопед: Послушайте стихотворение. (Данное задание можно использовать для других звуков).
СОЛНЦЕ СЕЛО ЗА СЕЛОМ,
СПЯТ СИНИЦЫ, СОЙКИ СПЯТ.
СПИТ В РЕКЕ УСТАЛЫЙ СОМ,
СПЯТИ И ЛЕС, И СТЕПЬ, И САД.
Какой звук вы чаще всего слышали в этом стихотворении? /С, Сь/
Игра «Где спрятался звук?». Определите место звуков /С, Сь/ в словах:
САНКИ, СОМ, ЛЕС, КОСА, СЕЛО, КОЛЯСКА, АНАНАС, АВТОБУС, ЛЕСОК, ПАЛАС, КАСТРЮЛЯ, НОС, НОСКИ, ОСА.
Выложите звуковую схему слова: КУСТ, ЛИСТ.
II. Станция «СЛОВО».
Логопед: Ну что ж, вы помогли Буратино справиться с заданиями. Мы приближаемся к следующей станции. Отгадайте загадку.
ОНО МОЖЕТ БЫТЬ ТИХИМ, А МОЖЕТ БЫТЬ ГРОМКИМ,
ОНОМОЖЕТ БЫТЬ ЛАСКОВЫМ, МОЖЕТ БЫТЬ ГРУБЫМ.
ОНО МОЖЕТ ОБИДЕТЬ И РАССМЕШИТЬ.
ЕГО МОЖНО СКАЗАТЬ, А МОЖНО ВЗЯТЬ, НАПИСАТЬ.
(слово)
На столах у вас картинки, используя их, назовите
Слова – предметы…., слова – действия…, слова – признаки…
Слова бывают короткими и длинными. На что мы делим слова? (на части, на слоги) Как мы измеряем слово? (хлопками)
Поделим слова на слоги, используя ваши картинки.
(5-6 картинок выборочно)
Как можно ещё определить, сколько слогов в слове? Продолжите за мной фразу. «Сколько в слове гласных,… (столько и слогов)
III. Станция «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Логопед: Буратино доволен. Ребята, что можно составить из слов? (предложение). Мы прибыли на станцию «Предложение».
Часто в предложениях встречаются маленькие слова – помощники.
(Выставляются схемы предлогов, дети называют)
Составьте предложение о БЕЛКЕ, используя слова-помощники
(Дети составляют предложения и выкладывают схемы, проводится анализ )
-Давайте немного отдохнём и вместе с Буратино сделаем зарядку.
Динамическая пауза.
БУРАТИНО КАЖДЫЙ ДЕНЬ ДЕЛАЕТ ЗАРЯДКУ.
ОЧЕНЬ НРАВИТЬСЯ ЕМУ ДЕЛАТЬ ПО ПОРЯДКУ.
МЫ НОГАМИ ТОП-ТОП,
МЫ РУКАМИ ХЛОП-ХЛОП,
МЫ ЗЛАЗАМИ МИГ-МИГ,
МЫ ПЛЕЧАМИ ЧИК-ЧИК,
РАЗ – СЮДА, ДВА – СЮДА,
ПОВЕРНИСЬ ВОКРУГ СЕБЯ,
РАЗ – ПРИСЕЛИ, ДВА – ПРИВСТАЛИ,
РУКИ К ВЕРХУ МЫ ПОДНЯЛИ,
РАЗ – ПРИСЕЛИ, ДВА – ПРИВСТАЛИ,
НА НОСОЧКАХ ПОБЕЖАЛИ.
РАЗ –ДВА, РАЗ – ДВА,
ОТПРАВЛЯТЬСЯ В ПУТЬ ПОРА.
IV. Станция «БУКВ».
Логопед: Наконец, мы прибыли на станцию «Букв». Мы уже знаем буквы. Какие буквы у нас не обозначают звуков? (Ь, Ъ) Какие буквы обозначают два звука? (Я,Ю,Е,Ё)
(Далее дети выполняют задания, на заранее подготовленном демонстрационном материале).
- Из всех знаков у вас на листике выберите и обведите только буквы русского языка.
А 8 Р N И V 2 P Z Д….
- Задание «Какое слово подходит к какой звуковой схеме?».
(3 слова и 2 звуковые схемы)
- Игра «Разгадай слово по 1-ым буквам»
улитка, черепаха, енот, носки, иголка, кровать
(ученик)
- Задания в конверте «Школьные слова» (в конверте карточки с буквами и над ними цифра, ребенок выкладывает цифры по порядку и читает получившееся слово.)
Слова: альбом, портфель, краски, ластик, ручка…
- Как назвать все эти предметы одним словом? (Школьные принадлежности)
Составьте предложения с этими словами.
Итог занятия.
Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе
МБДОУ «Детский сад «Звездочка»
Учитель-логопед Колчинская О.С.
ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Цель: дать понятие о твердых и мягких согласных звуках.
Задачи: развивать фонематические процессы, внимание, память, мышление; учить дифференцировать твердые и мягкие согласные на слух и по кинестетическим ощущениям; дать понятие о том, что одна буква может обозначать два звука.
Оборудование: робот Дэн и кошечка Дина, синие и зеленые квадраты на каждого ребёнка.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Все ребята ровно встали,
Глазки на меня подняли,
Сели дружно, не зевайте!
На вопросы отвечайте!
II. Повторение пройденного материала :
- Какие бывают звуки? ( гласные, согласные)
– Какие звуки называются гласными? (Поются, нет преграды.)
– Какие звуки называются согласными? ( Не поются, есть преграда)
III. Объяснение нового материала.
1. Введение понятий «твердые», «мягкие» звуки.
Логопед показывает робота и говорит за него грубым голосом: «Здрав-ствуй-те, ре-бя-та! Ме-ня зо-вут Дэн».
Логопед. Кто к нам пришел? (робот Дэн)
– Какой он? (Железный, твердый…)
– Каким голосом он говорит? (Грубым, громким, твердым.)
Появляется кошечка: «Добренького вам утречка, ребятушки! Меня зовут Дина».
Логопед. Кто это? (кошечка Дина)
– Какая она? (Пушистая, мягкая…)
– Каким голосочком она говорит? (Нежным, ласковым, мягким.)
– Дэн и Дина любят произносить разные звуки:
Дэн: [к] Дина: [к’]
[г] [г’]
[х] [х’]
[т] [т’]
[д] [д’]
[с] [с’]
[з] [з’]
[р] [р’]
Логопед. Эти звуки одинаковые или разные? (Разные.)
Те звуки, которые любит произносить Дэн, называются твёрдыми, как он сам. А те, которые любит произносить Дина, называются мягкими, как сама кошечка.
Твердые согласные звуки в схемах мы будем обозначать синим квадратиком , а мягкие согласные – зеленым квадратиком.
Давайте почувствуем, что происходит с язычком, когда мы произносим твердые или мягкие согласные звуки.
Робот Дэн произносит звук [к], дети повторяют вслед за ним.
Логопед. Обратите внимание на то, что язычок делает горку легко, без напряжения.
Кошечка Дина произносит звук [к’], дети повторяют за ней.
Логопед. Мы сразу ощущаем напряжение язычка, как будто кошечка потягивается, выгибает спинку дугой.
Аналогично обращается внимание детей на расслабление – напряжение спинки языка на примере других звуков: [х] – [х’], [с] – [с’], [з] – [з’], [р] – [р’]…
ВНИМАНИЕ! Рассматриваемые звуки должны быть сохранны в речи детей!
Вывод. При произнесении мягких согласных звуков спинка языка напрягается, подтягивается к нёбу. При произнесении твердых согласных звуков такого не происходит.
2. Введение проблемной ситуации и решение.
Логопед. Согласных букв в русском языке 21, а согласных звуков гораздо больше. Их 36. Вы уже знаете, что все звуки на письме обозначаются буквами. Подумайте, как можно при помощи 21 буквы обозначить 36 звуков? (Предположительные ответы детей.)
– Обратите внимание на имена наших гостей: Дэн и Дина. Какой первый звук в имени робота? ( Д) Какой буквой вы его обозначите? (Д)
– Какой первый звук в имени кошечки? (ДЬ )Какой буквой вы его обозначите? (Д)
– Какой же можно сделать вывод?
Дети. Одна буква может обозначать два разных звука.
Логопед. Молодцы! Действительно, одной согласной букве приходится обозначать два разных звука. Хорошо хоть, что в словах она делает это по очереди: то обозначит твердый звук, то мягкий, а не оба сразу.
Есть привередливые звуки, без мягкой или твёрдой пары. Это звуки [й’], [ч’], [щ’], они живут без твердой пары.
– Это мои любимые звуки! – мурлычет кошечка Дина , – Ведь они всегда мягкие!
Логопед. Звуки [ж], [ш], [ц] живут без мягкой пары.
– А э-то мо-и лю-би-мы-е зву-ки! – обрадовался робот Дэн, – По-то-му что о-ни все-гда твер-ды-е!
IV. Закрепление нового материала.
1. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в слогах.
Логопед. Дэн и Дина хотят убедиться, что вы умеете различать твердые и мягкие согласные звуки на слух. Я буду произносить слоги, а вы, если услышите твердый звук, – поднимите синий квадрат, если услышите мягкий звук – зеленый квадрат.
Мя, мо, гу, ги, хи, ха, не, ди, ду, ле, ра, жа, си, мо.
2. Дифференциация твердых и мягких согласных в словах.
Логопед. Я буду произносить слова, а вы поднимайте синий квадрат , если первый звук в слове твердый, и зеленый квадрат , если первый звук в слове мягкий.
Кит, кот, река, гора, хор, гиря, рот, люк, ряд, лак, сон, жар, сон, пень, лес, лото, мак.
V. Итог занятия.
– Какие бывают согласные звуки? (твёрдые и мягкие)
– Что происходит с язычком при произнесении мягких согласных звуков? (При произнесении мягких согласных звуков спинка языка напрягается, подтягивается к нёбу).
– Может ли одна согласная буква обозначать два звука? (да)
– Каким цветом в схемах мы обозначаем твердый согласный звук? (синим)
– Каким цветом в схемах мы обозначаем мягкий согласный звук? (зелёным)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка дополнительного образования "Живые буквы"
Программа предназначена для обучения детей старшего дошкольного возраста чтению.5...
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Многофункциональное пособие "Живые буквы и звуки"
Пособие по развитию речи...
Логопедический конкурс "ОСЕННИЙ КАРНАВАЛ ЖИВЫХ БУКВ"
Цели конкурса - Закрепление зрительного образа букв родного языка, направленных на профилактику дисграфии и дислексии буду...
"Живые буквы" день открытых дверей
Ознакомление родителей с тем, чему научились дети за год. Научить родителей использовать различные виды игр и игровые упражнения для развития мелкой моторики, расширения словарного запаса и разв...
Методическая разработка. Проект "Живые буквы"
Личный опыт работы с детьми дошкольного возраста...
Проект "Живые буквы"
Проект "Живые буквы" для подготовительной группы...