Рабочая программа кружка "Юные поэты"
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 41 «Солнышко»
г. Смоленск
Рабочая программа по дополнительному образованию
«Юные поэты»
Подготовительная группа № 3
Воспитатель Даниленкова Е.П.
2 раза в месяц по 30 минут.
Актуальность
Подбор рифм к слову поиск эпитетов и развитие сюжета стихотворения, составление каламбурных и смешных лимериков, загадок и небылиц -
это, наверное, самое прекрасное времяпрепровождение с ребенком.
Это очень интересно и полезно.
Маленький человек развивается, он ищет рифму, ловит её и создаёт свой собственный маленький шедевр.
Это необходимо не только для общего развития, но и способствует развитию воображения, мышления, памяти, повышает самооценку. Пробуждает чувство прекрасного и обогащает словарный запас. А полет фантазии, как известно, очень важно для молодого ума.
Цель – развитие у дошкольников речевых умений и навыков. Формирование чувства рифмы, развитие поэтических способностей.
Задачи:
Познакомить детей с различными стихотворными формами: буриме, лимерики (частушки), стихотворением;
• пополнять словарный запас ребенка, развивая грамматический строй речи;
• помочь детям развить и осмыслить речевую практику, для овладения рифмой;
• организовывать активную речевую деятельность, в которой дети будут
применять полученные знания;
• развивать творческое воображение, фантазию в процессе подбора рифм;
• воспитывать внимание той стороне речи, которая связана с добром,
уважительным отношением к человеку, то есть формировать вежливую речь.
Предполагаемые результаты
Занятия в кружке помогут развить индивидуальную творческую
деятельность детей, будут способствовать объединению детей, их умению
взаимодействовать между собой и педагогом; обогатят детей новыми
знаниями в области речи; будут способствовать развитию внимания,
усидчивости, памяти и мышления, а также творческого воображения.
В основе занятий кружка лежат принципы, присущие занятиям в разных видах
деятельности:
учет возрастных особенностей подготовительных дошкольников;
принцип комплексного подхода;
принцип сочетания различных форм организации деятельности.
игровой принцип;
принцип без оценочного позитивного принятия ребенка.
Критерии результативности обучения:
- дети используют образные средства языка в повседневной жизни для решения различных коммуникативных задач;
- умеют создавать короткие стихотворения, загадки, буриме и лимерики, используя выразительных средств языка;
- используют полученные навыки в самостоятельной деятельности;
- развито творческое воображение, фантазия в процессе подбора рифм.
Перспективный план
Название темы занятия | Цель деятельности | Краткое содержание образовательной деятельности (речевые игры и упражнения) | |
Сентябрь | |||
1 | «Путешествие по миру поэзии» | Создание условий для развития умения понимать содержание стихотворений. Создание условий для развития умения давать характеристику содержанию стихотворений | Определение содержания стихотворений, их настроения. Подбор синонимов, антонимов, эпитетов. Подбор синонимов, антонимов, эпитетов. Восприятие стихотворений посредством аудиозаписей. Умение давать описание прослушанному поэтическому произведению |
2 | «Рифмы и слова» | Создание условий для развития фонематического слуха, развитие умения подбирать рифмы | Подбор слов с использованием рифм. Дидактические игры: «Подскажи подходящее слово», «Помоги волку вспомнить слова-приятели», «Назови лишний звук», «Помоги тигренку найти рифмующиеся слова» |
Октябрь | |||
3 4 | «Абракадабра из слогов» «Эта буква заблудилась» | Создание условий для развития умения четко произносить слоговые ряды в отраженной речи Пополнение словарного запаса посредством рифмы. Ноябрь | Одной из рифмуемых единиц является слог, исключается смысловой аспект. Дидактические игры: «Абракадабра», «Назови пары слов» Звуковой состав слова; слова-паронимы. Дидактические игры: «Аплодисменты», «Склад – не склад», Эхо (слоговые ряды), «Слушай и называй», «Узнай слово» |
5 | «Разноцветные вагончики» | Создание условий для развития умения слышать и понимать рифму | Деление слова на слоги; подбор рифмы к заданному слову. Дидактические игры: «Конец слова за тобой», «Пирамида», «Живая сценка», «Веселые мячики», «Говори, не задерживай», «Слоговой поезд». |
6 | «Эти рифмы – просто чудо» | Создание условий для развития представлений о рифме и умение работать с ней | Прослушивание аудиозаписей стихотворений. Дидактические игры: «Рифмы», «Добрый слон», "Поймай рифму" |
Выход кружка: чтение стихов о маме | |||
Декабрь | |||
7 | «Составление загадок» | Создание условий для развития умения разгадывать загадки в стихах посредством рифмы Создание условий для развития умения сочинять загадки | Разгадывание загадок, ответы на которые являются рифмой; подбор рифм к словам по их толкованию; Разгадывание загадок -обманок. Дидактические игры: «Отгадай загадку», «Исправь ошибки» Речевая игра: «Закончи загадку», «Поймай рифму» |
8 | «Сочинение загадок на новогоднюю и зимнюю тематику» | Создание условий для развития умения сочинять небольшие загадки на заданную тему | Оформление загадок собственного сочинения про новый год (рисунок) |
Выход кружка: пополнение личных сборников тематикой - «Волшебство под Новый год» | |||
Январь | |||
9 | «Знакомимся с буриме» «Играем с буриме» | Создание условий для: развития представлений о таком стиле, как «Буриме», умения создавать рифмованные тексты в «шуточном» стиле | Знакомство с моделью составления буриме; составление рифмованных текстов в стиле буриме. Речевая игра: «Заданные рифмы» Упражнения по составлению буриме по темам и смыслам. |
10 | «Составление буриме» | Создание условий для развития умения сочинять буриме | Составление буриме на предложенные темы: «Про мамочку», «Про бабушку», «Про сестру», «Про тетю» |
Февраль | |||
11 | «Знакомство с лимериком» | Создание условий для: развития представлений о необычном стиле «Лимерик», умения создавать рифмованные тексты в стиле нелепицы | Знакомство детей с моделью составления лимерика; составление рифмованных текстов в стиле нелепицы. Речевая игра: «Составление лимериков» |
12 | «Сочинение лимерика» | Создание условий для развития умения сочинять лимерики | Сочинение лимериков на следующие темы: «Мой папа», «Мой дедушка»
|
Март | |||
13 | «Рифмованные тексты» | Создание условий для: развития умения создавать варианты рифмованных текстов | Пополнение словарного запаса. Речевые игры: «Придумаем рифмованные строчки», Рифмы-миниатюры |
14 | «О ком? О чем?» | Создание условий для развития умения анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно-следственные связи, обозначенные в тексте | Воспитатель читает небольшие стихотворения. Предлагает детям ответить на вопросы: - О каком объекте идет речь? - Какими признаками наделен объект? - Какие действия он совершал? - Какой вывод сделал автор? |
Выход кружка: выступление на празднике «8 марта» | |||
Апрель | |||
15 | «Цветики» | Создание условий для закрепления умения составлять рифмованные тексты | Сочинение стихотворения, лимерика, буриме (по выбору ребенка). Тема про дружбу |
16 | «Сочиняем продолжение стихотворения» | Создание условий для пополнения словарного запаса посредством рифмы | Речевые игры: «Пирамида», «Закончи двустишие словами, подходящими по смыслу и значению», «Назови первый звук в рифмующихся словах», «Подбор слов с использованием рифмы», упражнение «Продолжи начатое» |
Май | |||
17 | «Стишок про нас» | Создание условий для развития умения составлять рифмованный текст коллективно | Сочинение стихотворения, (по выбору ребенка) на предложенные темы: «Моя любимая семья», «Увлечения семьи», «Моя большая семья (генеалогическое древо)»Подбор прилагательных, антонимов, синонимов. |
18 | «Представление лимерика, буриме или стихотворения собственного сочинения» | Создание условий для развития умения интонационно выразительно рассказывать стих, буриме, лимерик | Пополнение и представление личных сборников стихов детей. |
Выход кружка: создание сборника стихов |
Словарь.
Лимерик – стихотворный жанр, пятистишие с абсурдным содержанием.
Буриме - литературная игра слов на заданные темы и рифмы.
Паронимы – слова, сходные по звучанию, но отличающиеся лексическим значением.
Омонимы – слова, одинаковые по написанию, но разные по значению.
Антонимы – слова, имеющие противоположные лексические значения.
Синонимы – слова, разные по звучанию, но похожие по значению.
Приложение.
Игры, упражнения и задания, используемые при проведении
кружковой работы.
Игра «О ком? О чем?».
Цель:
Учить анализировать структуру стихотворения.
Игровой мотив:
Соревнование кто быстрее ответит на четыре вопроса воспитателя.
Ход игры:
Воспитатель читает детям небольшое стихотворение. Предлагает быстро ответить на вопросы:
- О каком объекте идет речь?
- Какими признаками наделен объект?
- Какие действия он совершал?
- Какой вывод сделал автор?
Итог:
Ребенок запоминают эти вопросы и, затем, задает их самому себе после прослушивания стихотворения.
Игра «Отгадай по признакам».
Цель:
Учить детей называть объект (-ы) по признаку (-ам).
Игровой мотив:
Загадывание объектов.
Ход игры:
Ведущим называется 1-2 признака, а дети называют что такое это может быть. Обязательное условие – объяснить наличие данного признака у объекта. Н-р: Кудрявое: облако, волосы, барашек, береза.
Итог:
Ребенок может объяснить наличие любого признака у объекта с достаточной степенью достоверности.
Игра «Найди и объясни противоположные слова».
Цель:
Учить детей находить антонимические пары в пословицах и поговорках.
Игровой мотив:
Волшебник «Путанник» дает задания на сообразительность.
Ход игры:
Воспитатель читает пословицы и поговорки, а дети находят противоположные по значению слова:
Мягко стелет, да жестко спать.
Нет худа без добра.
Побуждать детей объяснять значение этих антонимических пар в пословицах и поговороках.
Итог:
Ребенок знает антонимические пары и может объяснить их значение в тексте.
Игра «Придумай словосочетание».
Цель:
Учить детей составлять словосочетания на основе антонимических пар.
Игровой мотив:
Волшебник «Наоборот».
Ход игры:
Детям дается пара антонимов, необходимо составить с ними словосочетания. Н-р: веселый – грустный веселый праздник грустная мелодия
Усложнение – объединить в одно предложение два словосочетания.
Н-р: В веселый праздник звучит иногда грустная мелодия.
Итог:
Ребенок умеет составлять фразы на основе антонимических пар.
Игра «Доскажи словечко».
Цель:
Учить детей подбирать рифмующиеся слова.
Игровой мотив:
У воспитателя то появляется, то пропадает голос.
Ход игры:
Воспитатель читает детям стихотворный текст, и произносит лишь первый слог последнего слова каждой строчки. Все остальное слово должны назвать дети. См. приложение № 2.
Вариант игры: воспитатель читает стихотворение – загадку, а играющие должны назвать отгадку — рифму. Например:
Как зовут меня, скажи,
Часто прячусь я во ржи.
Скромный полевой цветок,
Синеглазый … (василек).
Итог:
Ребенок умеет заканчивать стихотворный текст рифмованным словом или фразой.
Игра «Склад — несклад».
Цель:
Учить детей подбирать рифму к заданному слову.
Игровой мотив:
Игра с мячом или другим предметом.
Ход игры:
Водящий загадывает слово, а играющие придумывают рифму к нему. Например:
рогатая – бодатая, жевалка — глоталка.
Возможно усложнения: игра без водящего. Один ребенок называет слово – другой придумывает к нему рифму и т. д. по цепочке. В данном варианте можно использовать мяч либо передавать какой-нибудь предмет.
Итог:
Ребенок умеет подбирать рифму к слову.
Игра «Чистоговорки».
Цель:
Учить детей подбирать рифму к звукосочетанию.
Игровой мотив:
Соревнование в быстроте произнесения звукосочетаний.
Ход игры:
Водящий задает определенное звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним. Например:
Са – са – са –
Прилетела в сад оса.
Ща – ща – ща –
Мы нашли в траве клеща.
Итог:
Ребенок умеет составлять рифмованные чистоговорки.
Игра «Сочини дальше».
Цель:
Учить детей подбирать рифму к заданному слову.
Игровой мотив:
Соревнование команд.
Ход игры:
Воспитатель дает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше.
На-р: воспитатель говорит «В море плавает тюлень..»
Ребенок продолжает «По лугу бежит олень».
Возможны варианты рифмовок от других детей или путаницы.
Н-р: «В море плавает олень,
По лугу бежит тюлень».
Усложнение: воспитатель раздает предметные картинки играющим. Они должны составит двустишье про изображенный на картинке объект.
Итог:
Ребенок умеет создавать двухстрочные рифмовки.
Игра «Исправь меня».
Цель:
Учить детей согласовывать слова в предложениях в роде и падеже.
Игровой мотив:
Исправления ошибок воспитателя.
Ход игры:
Воспитатель произносит рифмованную фразу, предложение, сознательно допуская ошибки в согласовании слов. Дети исправляют и правильно произносят заданное предложение, фразу.
Итог:
Ребенок умеет согласовывать слова в роде и падеже.
Игра «Сочиним стишок и его запишем».
Цель:
Учить детей составлять рифмовки и записывать их схемами.
Игровой мотив:
Кто точнее запишет схемами.
Ход игры:
Дети составляют рифмовку и записывают его схемами.
Примечание:
- схематическая фиксация должна располагаться на листе бумаги соответственно строчкам созданного стихотворного текста.
- на уровне схематической фиксации можно работать над интонационной выразительностью. То есть при помощи определенных условных знаков обозначать повышение, понижение голоса, восклицание, вопросительную интонацию, повествовательную, паузу и т. д.
Итог:
Ребенок умеет схемами записывать рифмовку.
Давайте создавать лимерики.
Лимерик состоит всего из 5 строк. Первая, вторая, пятая строки – трехстопные, третья и четвертая – двустопные. Сюжетно лимерик строится по двум вариантам.
Вариант 1.
1 строчка - кто и откуда (пол и возраст из местности),
2 строчка – какой? (обладает качеством),
3-4 строчка – которое проявляется как …,
5 строчка – что вызывает реакцию людей…
Жила-была дама приятная,
На вид совершенно квадратная.
Кто бы с ней ни встречался,
От души восхищался:
«До чего ж эта дама приятная!»
Вариант 2.
1 строчка – Кто и откуда? (пол, возраст из местности),
2 строчка – Что сделал? (совершает поступок),
3 – 4 строчка - Что из этого получилось? ( который приводит к последствиям),
5 строчка – реакция на этот поступок . Причем, виде конец последней строки повторяет конец первой.
***
Один старичок на Багамах
Валялся в лиловых пижамах.
Он ел свое манго
Под музыку танго -
Счастливый старик на Багамах!
***
Один старичок из Макао
Макал свои туфли в какао,
А белый жилет
Он макал в винегрет -
Весёлый старик из Макао!
***
Жил-был человек в Амстердаме,
Не чистивший шляпу годами.
Он в ней невзначай
Заваривал чай
И в ней же гулял в Амстердаме!
Сочиняя лимерики надо следовать определенному размеру и системе рифмовки, но главное в лимерике — заведомая бессмыслица, сгущенная до такой степени, что становится смешно.
Лимерики - это прекрасная возможность развивать творческие способности ребенка, приобщать его к миру литературы и мирового искусства.
Рифмовки-чистоговорки, буриме и кое – что ещё...
- Ча-ча-ча, мы были у… - Врача!
- Жа-жа-жа, в лесу нашли… - Ежа!
- От-от-от, мурлычет рыжий… - Кот!
- Иб-иб-иб, в лесочке вырос…
По тропинке мы идем
Ни за что не упадем!
Над цветком летает пчелка.
Мне смотреть мешает челка…
Стихотворение Абракадабра
Бывает так, что у малыша не получается рифмовать слова. Ну не понимает он, что такое рифма, и все тут. Попробуйте поступить следующим образом. Возьмите какое-нибудь хорошо известное стихотворение и перескажите его “своими словами”. Например, вот так: Хозяйка бросила зайку. Зайка остался под дождем. Не мог слезть со скамейки, Промок весь до ниточки. Спросите у малыша: это стихотворение? Нет! А почему? Да потому что рифмы в нем нет. Теперь переставляем слова, и все становится на свои места. Найдите вместе с малышом рифмующиеся слова: хозяйка-зайка, не мог-промок. Поиграйте в эту игру-переставлялочку, сначала “портя” стихотворение, а потом его исправляя.
Аплодисменты
Для этой игры нам понадобятся ладошки. Вы называете пару слов, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если рифма есть, и поднять ручки вверх, если слова не рифмуются.
Песок-носок: хлоп!
Стол-стул: ручки вверх!
«Четвертый лишний»
Вы называете четыре слова, а ребенок должен выбрать из них то, которое не рифмуется с тремя остальными. Например, в цепочке “мимоза, берёза, коза, заноза”, лишнее слово, понятно, “коза”.
Рифмованное лото
Для детей, умеющих читать, можно сделать лото. Возьмите пачку плотных бумажных листов “для записей” и крупно напишите на каждом по одному слову. Подберите их так, чтобы каждые 3-4 слова рифмовались. Начинаем играть. Карточки перемешиваем и раздаем игрокам по 10 штук. Начинающий игру кладет на стол любую из своих карточек и громко читает слово. Каждый игрок выбирает из своих карточек те, где есть слова, рифмующиеся с названным. Затем следующий по кругу игрок кладет на стол свою карточку и читает слово, а остальные выкладывают карточки со словами-рифмами, если они у них есть. Выигрывает тот, кто первым остался без карточек.
«Поймай рифму»
Вы бросаете малышу мячик и называете слово, а он должен вернуть вам мячик и ответить рифмой: часы-усы, белка-тарелка и т.д. Можно перебрасываться мячиком и рифмовать одно слово, составляя цепочку: кошка-мошка-ложка-брошка-окрошка и т.д.
Чудо-шарады
Следующая наша забава – шарады. В них заданное слово делится на несколько частей, каждая из которых – самостоятельное слово: фа-соль, верх-ушки и т.п. В старых детских журналах этой полезной игре отводилось много места. И неспроста. Шарады – замечательное задание на сообразительность и эрудицию. Отгадывание подобных загадок помогает глубже понять родной язык и его многообразие. А мы с вами попробуем шарады сочинять, а потом загадывать их папе. Пусть поломает голову! У шарад существует множество разновидностей. Самая популярная среди них – анаграмма. В ней слово отыскивается путем перестановки букв. Вот пример: В моря и океаны Пускаю я фонтаны. Наоборот напишешь – В часах меня услышишь. (кит-тик) Для того чтобы написать анаграмму, нужно подобрать сначала пару слов, а потом на ее основе придумать стихотворение-пояснение. (насос-сосна, липа-пила, умница-цунами, банка-кабан, вход-вдох, мошкара-ромашка, парк-карп, волос-слово).
Поиграем в буриме?
Кроме описанных игр, есть и другие, пришедшие к нам из далеких времен, когда любой хорошо образованный человек был немножко поэтом. Такие стихи писались в кругу близких людей, использовались как подарки друзьям. «Буриме (от франц. bout – конец, rime - рифма) – это веселая игра, стихотворная задача, где нужно писать стихотворения на заданные заранее рифмы. И это не просто развлечение, а полезное занятие, развивающее творчество, чувство юмора, расширяющее словарный запас. Рифмы для буриме должны быть неожиданными и немного странными. Главное требование к будущему стихотворению: здравый смысл и юмор. Для малышей используйте рифмы попроще: зайка-стайка-шкатулка-булка. Вот что может получиться:
На полянку вышел зайка.
Видит – там синичек стайка.
Он открыл свою шкатулку,
Дал синицам с маком булку.
А потом можно и посложнее: в зоопарке-делом-жарко-мелом. Интересно играть в буриме, используя рифмы из известных детских стихотворений. Ну-ка, попробуем сочинить свой вариант из цепочки: на пол-лапу-брошу-хороший или в норке-замолчи-корки-свечи. А можно поиграть в “угадалки”, попросив малыша вспомнить, в каком стихотворении встречались эти рифмы. Одной из разновидностей буриме является монорим (от греч. monos – один и франц. rime - рифма). В этой игре берется одно слово-основа, и все стихотворение должно быть построено на одной одинаковой рифме. Можно придумывать строчки по очереди. Например, выбираем слово “утка” и сочиняем такое стихотворение:
Жила-была на свете утка,
Она любила незабудки.
Они цвели в ее желудке.
А это, знаете, не шутки!
Однажды в гости на минутку… … ну, и так далее.
Наверняка малышу будет интересно сочинить вместе с вами акростих. Это такое стихотворение, в котором каждая строка начинается на определенную букву. Если прочитать подряд эти буквы, то должно получиться какое-то слово:
Маленькая девочка
Абрикосы кушает
Шаловливой белочкой.
Ах, меня не слушает!
Попробуйте обыграть имя малыша и его друзей или придумать акростих в подарок папе или бабушке. Разновидностью акростиха является тавтограмма, в которой все слова начинаются с одной и той же буквы. Вот где потребуется большой словарный запас:
Летит лиловый лепесток,
Легкий летний лоскуток
Используемая методическая литература
- В.Т .Кудрявцев «О смысле детского словотворчества»
- В.Т. Кудрявцев «Детский сад от А до Я»-2005г.
- О.С. Ушакова «Придумай слово»
- О.С. Ушакова «Развитие словесного творчества детей 5-6 лет» 2000г.
- В.Д. Прокопьева Занятия с логопедом «Учимся сочинять стихи и загадки»
- А.Г. Лерман «Шпаргалки для мам. Сочиняем стихи»
- Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская «Азбука общения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Дополнительная общеразвивающая программа "Юный поэт"
Данная программа направлена на развитие у детей старшего дошкольного возраста стихотворчества как средства развития речи, чувство рифмы, воображения, нестандартного мышле...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...