Конспект занятия "В деревне у бабушки и дедушки"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Идея проведения такого занятия "В деревне у бабушки и дедушки " возникла в связи с тем, что сегодня вопросы развития речи у детей очень актуальны, так как овладение речью имеет огромное значение для психического развития детей. Речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребёнку общественного опыта, управления его деятельностью. Под влиянием речи перестраиваются его психические процессы: восприятие, мышление, память.
Поэтому, я считаю, что данное занятие играет важную роль для ребенка и занимает достойное место в системе занятий по речевому развитию. Такая работа обогатит всех ребят более прочными и разносторонними знаниями в этой области. Данное занятие изучается в рамках речевого развития, решая задачи речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
starshaya_gruppa_razvitie_rechi.docx | 536.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №5» г. Сорочинска
Конспект
образовательной деятельности
Образовательная область "Развитие речи"
Тема: «В деревне у бабушки и дедушки»
Возрастная группа старшая
Подготовила:
воспитатель
Фролова В.П.
Сорочинск
1.Пояснительная записка: актуальность темы ( для общества и образования, для ребенка), место этой темы в системе занятий .
Идея проведения такого занятия "В деревне у бабушки и дедушки " возникла в связи с тем, что сегодня вопросы развития речи у детей очень актуальны, так как овладение речью имеет огромное значение для психического развития детей. Речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребёнку общественного опыта, управления его деятельностью. Под влиянием речи перестраиваются его психические процессы: восприятие, мышление, память.
Поэтому, я считаю, что данное занятие играет важную роль для ребенка и занимает достойное место в системе занятий по речевому развитию. Такая работа обогатит всех ребят более прочными и разносторонними знаниями в этой области. Данное занятие изучается в рамках речевого развития, решая задачи речевого развития.
2.Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
Организационная информация | Примечание | ||
1. | Ф.И.О. педагога | Фролова Валентина Павловна | |
2. | Доминирующая образовательная область | Речевое развитие | |
3. | Вид деятельности детей | Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная активность, музыкально-художественная, творческая активность. | |
Методическая информация | |||
1. | Тема образовательной деятельности | " В деревне у бабушки и дедушки ". | |
2. | Методы и приемы реализации содержания занятия | Методы формирования сознания ( индивидуальная и фронтальная беседа); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (составление письма для внучки Даши от Дедушки Феди и бабушки Ульяны); Методы стимулирования поведения (похвала); Методы контроля, самоконтроля и самооценки (ответы детей); Методы организации и осуществления познавательной деятельности (составление описательного рассказа по картинке); Методы здоровьесбережения, сохранение и укрепление здоровья (Речедвигательная гимнастика «Игра в стадо»). | |
3. | Интеграция образовательных областей | Физическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, речевое развитие. | |
4. | Возрастная группа: | старшая | |
5. 6. | Цель: Задачи | Закреплять понятие детей о домашних животных. | |
6.1 | Формировать умение составлять описательный рассказ по картине. Расширение словарного запаса по теме Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительного с прилагательным). Актуализация словаря по теме «Домашние животные». | ||
6.2 | Развивать устойчивый интерес к пословицам, поговоркам. Развитие слухового внимания Развитие связной речи. Развитие фонематического слуха, умение определять место звука в слове (начало, конец). Развивать внимание, творческую фантазию. | ||
6.3 | Воспитывать выдержку, формировать умение выслушивать ответы своих товарищей. Воспитывать доброе отношение к животным, желание заботиться о них. | ||
7. | Планируемые результаты: | ||
7.1 | Знают домашних животных. Могут составить описательный рассказ по картине. Развита связная речь, усовершенствован грамматический строй речи. Развит фонематический слух. | ||
7.2 | Проявление эмоциональной отзывчивости на доступные возрасту художественно-литературные произведения; активное участие в подвижной игре; овладение соответствующими возрасту основными движениями («Игра в стадо»). | ||
7.3 | С интересом выслушивают ответы товарищей, самостоятельно произносят звукосочетания (животных), пословицы и поговорки. Обогатился словарь детей наличием прилагательных: Речевая игра: «Какой, какая, какие?» | ||
8. | Организация среды для проведения занятия ( образовательной) деятельности | Фотография дедушки и бабушки, фотография внучки Даши, посылка, картинки с изображением домашних животных в конверте, загадки о них. Муляжи овощей, 2 корзинки. Аудиозапись: голоса домашних животных. Плоскостное изображение «хлев». Магнитная доска. Картина, опорные картинки к картине. | |
9. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | знакомство с пословицами, поговорками, разучивание стихотворения А. Барто «Игра в стадо», рассматривание опорных картинок | |
Конспект занятия | |||
1. | Вводная часть | ||
1.1 | Введение в тему (создание проблемной ситуации) | Сюрпризный момент: Этюд «Улыбка» | |
1.2 | Мотивация детской деятельности | Посылка из деревни от бабушки Ульяны и дедушки Феди. Они прислали нам свою фотографию и письмо. | |
1.3 | Целеполагание (принимают цель педагога) | Дедушка с бабушкой просят помочь, написать письмо для внучки Даши о жизни в деревне. | |
2. | Основная часть: | Дети соглашаются помочь дедушке и бабушке. На протяжении всего занятия дети в различной форме описывают жизнь в деревне для внучки Даши. | При описании используются опорные картинки |
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Дети знают стишок А. Барто «Игра в стадо», знают пословицы и поговорки. | |
2.2 | Добывание (сообщение и принятие) нового знания | Добывание нового знания обогатился словарь детей наличием совершенствование грамматического строя речи (согласование существительного с прилагательным) Речевая игра "Какой, какая, какие". Развитие фонематического слуха, умение определять место звука в слове (начало, конец). Упражнение «Будь внимательным» | |
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания. | В самостоятельной деятельности дети составляют описательный рассказ по картинке с опорой на вопросы воспитателя. | |
3 | Заключительная часть | Воспитатель сообщает детям, о том что записала их рассказы и отошлет их в деревню бабушке и дедушке, а Внучке Даше отправит смс ,о жизни людей в деревне. | |
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей. | Что вам сегодня больше всего понравилось? Кому мы сегодня помогли? Что бы вы хотели пожелать бабушке и дедушке? | |
4. | Дальнейшая разработка темы (развивающая среда) | ||
4.1 | Уголок ИЗО | Рассматривание картин по теме "Домашние животные" | |
4.2 | Игровой уголок | Игра в " Ферму", "Птичий двор". |
Части НОД | Содержание | Области |
1.Вводная часть. Создание мотива для детской деятельности | 1. Этюд «Улыбка» Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой хороший сегодня день. Воспитатель: Улыбнитесь, как кот на солнце, а теперь как хитрая лиса, а сейчас как будто вам подарили маленького щенка, улыбнитесь от всей души. 2. Посылка из деревни. Ребята, утром нам принесли посылку от бабушки Ульяны и дедушки Феди. Они прислали нам свою фотографию и письмо. | Социально-коммуникативная
|
2. Основная часть. Показ, комментирование Рассказ воспитателя Физкультурная пауза Показ способа выполнения работы Пальчиковая гимнастика | Послушайте, что они пишут: «Дорогие ребята! У нас есть внучка Даша. Она сейчас очень далеко и не может к нам приехать. Но она очень хочет знать, как мы живем в деревне, чем занимаемся, с кем дружим. Мы очень плохо видим и не можем ей обо все написать. Помогите нам, пожалуйста, рассказать внучке о нашей жизни. Мы надеемся, что вы много интересного знаете и можете нам помочь. Большое спасибо вам. Дедушка Федя и бабушка Ульяна.» Ребята! Поможем дедушке с бабушкой? Ребята, все ваши ответы и рассказы я буду записывать с помощью телефона и после окончания нашей беседы мы отправим СМС сообщения внучке Даше. 3. Рассказывание пословиц, поговорок. Ребята, дедушка и бабушка живут в деревне, в своем доме. Сами много работают и детей учат. Какие пословицы и поговорки вы знаете о труде и добре? «Жизнь дана на добрые дела», «Хорошие поступки украшают человека», «Без труда, не вытащишь рыбку из пруда». 4. Игровое упражнение «Кто это так кричит?» (звучит аудиозапись «Голоса домашних животных») У бабушки и у дедушки в деревне очень много верных друзей. Они за ними ухаживают, да и друзья в долгу не остаются. Хотите посмотреть, кто это? Они спрятались в этом домике, который называется «хлев». Внимательно послушайте и угадайте, кто в нем живет. Скажите, как называется дом для животных в деревне? Воспитатель достает из-за «хлева» картинки с изображением тех животных, которых назвали дети (по очереди). О тех животных, голоса которых дети не узнали, воспитатель загадывает загадки и тоже выставляет картинки на магнитную доску Молодцы ребята! Все отгадали загадки. А теперь расскажем Даше, какие животные живут в деревне. 5. Речевая игра: «Какой, какая, какие?» Кто это? Какая она? А это кто? Какая она? Рассмотрите картинки. Как можно назвать животных одним словом? Какие они для людей? Дети по очереди подходят к магнитной доске, берут карточку, рассматривают ее, показывают всем детям и рассказывают о том, кто изображен на карточке Это корова. Она большая, рыжая, с черными пятнами, умная, дойная, рогатая. Это собака. Маленькая, коричневая, умная, пушистая, добрая. (коза – маленькая, белая, рогатая, бородатая, бодливая; кошка – маленькая, пушистая, ласковая, усатая, полосатая) Один ребенок описывает, остальные добавляют. Это домашние животные. Нужные, полезные, добрые.
6. Речедвигательная гимнастика «Игра в стадо» Дети рассказывают стихотворение А. Барто «Игра в стадо» и выполняют действия в соответствии с текстом. У дедушки с бабушкой в деревне есть большой огород. Что растет в огороде? Бабушка нам прислала угощение. Овощи со своего огорода. (воспитатель показывает корзину с овощами – муляжи) Давайте назовем их. В огороде растут овощи.
1 ребенок достает овощи из корзинки – дети называют. Огурец, баклажан, капуста, лук, чеснок, помидор, кабачок, картофель. Капуста, кабачок, картофель. Лук, чеснок, кабачок. 7. Упражнение «Будь внимательным»Определить места звука К в словах, найди овощ. Ребята! Положите в корзину те овощи, в названии которых звук «К» слышится в начале слова. А теперь, положите те овощи, в которых звук «К» слышится в конце слова. 8. Упражнение «Чем угостят?» Дедушка с бабушкой пригласят нас в гости и приготовят нам угощение, угадайте какое? Из фруктов сварят… из овощей сделают … из муки испекут… 9. Составление описательного рассказа по картине. Дедушка с бабушкой очень любят слушать интересные рассказы, истории. Давайте составим рассказ по картине, которую они нам прислали. Внучке Даше тоже будет интересно послушать. Воспитатель показывает картину и предлагает ее рассмотреть. ВОПРОСЫ: 1. Как можно назвать картину? 2. Придумайте ему имя. 3. Какого цвета котенок? 4. Какая у него шерстка? 5. С чем он любит играть? 6. Какое у него настроение? 7. Почему он грустный? Что надо сделать, чтобы котенок стал радостный, веселый? Воспитатель просит детей отвечать полными предложениями. Чтобы составить описательный рассказ, мы будем использовать опорные картинки. (Воспитатель расставляет картинки в определенной последовательности). Кто хочет? | Развитие речи Художественно-эстетическая Познание Развитие речи Познание
Развитие речи Социально-коммуникативная Физическая культура, Развитие речи Развитие речи Познание
Познание, Социально-коммуникативная
Развитие речи, Художественно-эстетическая |
3.Заключительная часть. Оценка деятельности детей. Подведение итогов НОД | 10. Рефлексия Я записала все ваши рассказы, ответы, каждое ваше слово. Каждый из вас может рассказать про котенка дома, тому, кого вы хотите порадовать. А мы пошлем письмо с рассказами в деревню, пусть дедушка и бабушка порадуются. Внучке Даше мы отправим СМС сообщение и она узнает о жизни людей в деревне. Вы, ребята, сегодня все были молодцы. Что вам сегодня больше всего понравилось? Кому мы сегодня помогли? Что бы вы хотели пожелать бабушке и дедушке? Мы помогали бабушке и дедушке рассказать внучке Даше о жизни в деревне. Угадывали голоса животных. Играли в игру «Стадо». Рассказывали о котенке. Мы желаем бабушке и дедушке не болеть. Чтобы внучка Даша приехала к ним в гости. | Познание Развитие речи Социально-коммуникативная |
Длительность НОД : 25 минут.
Список литературы.
1. М.А. Васильева, В.В. Гербова «Программа воспитания и обучения в детском саду», издательство «Мозаика-Синтез», г. Москва 2006 г;
2. Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов». Пособие для логопеда. Издательство «Владос», город Москва, 1999 г.;
3. Л.Е. Белоусова «Удивительные истории», издательство «Детство-Пресс», 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теме: «Путешествие в деревню к бабушке и дедушке».
Конспект фронтального занятия в старшей группе детского сада на тему: "Домашние животные"....
Презентация к занятию «В деревне у бабушки и дедушки» старшая группа
Этюд «Улыбка»Улыбнитесь: как кот на солнце, а теперькак хитрая лиса,как будто вам подарили маленького щенка,улыбнитесь от всей души. Презентация к занятию «В деревне у бабушки и дедушки» ст...
Занятие по развитию речи в первой младшей группе «В деревне у бабушки с дедушкой. Домашние животные»
Занятие по развитию речи в первой младшей группе «В деревне у бабушки с дедушкой. Домашние животные»...
конспект занятия по развитию речи в старшей группе с учетом ФГОС "В деревне у бабушки и дедушки"
конспект занятия по развитию речи в старшей группе с учетом ФГОС "В деревне у бабушки и дедушки"...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе " В деревне у бабушки и дедушки"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с учётом ФГОС....
Конспект занятия с детьми первой младшей группы в детскому саду с использованием нетрадиционных техник рисования В деревне у бабушки и дедушки (рисование пальчиком).
Конспект занятия с детьми первой младшей группы в детскому саду с использованием нетрадиционных техник рисования "В деревне у бабушки и дедушки" (рисование пальчиком)....