Особенности развития речи детей раннего и дошкольного возраста.
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ильчук Инна Викторовна

Этапы развития речи у детей дошкольного возраста. Первые слова ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ilchuk_i._v.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития речи детей раннего и дошкольного  возраста.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной  степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого  окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его  жизни. 

Речь не является врожденной способностью, а развивается в  процессе онтогенеза (Онтогенез (от греч. ontos — сущее, genesis — происхождение, развитие) — индивидуальное развитие организма от момента его  зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием  ребенка и служит показателем его общего развития. 

А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей: 1-й - подготовительный - до одного года; 

2-й - преддошкольный этап первоначального овладения языком - до 3 лет; 3-й - дошкольный - до 7 лет; 

4-й - школьный. 

Первый этап - подготовительный (с момента рождения ребенка до  одного года). 

Около 2 месяцев появляется гуление и к началу 3-го мес. - лепет (агу-угу,  ма-ма и т. п.). Лепет - это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых. С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих  

артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное  повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению  двигательного навыка. 

С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (па па-па, и др.).

В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все  элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику,  интонацию. 

Во втором полугодии ребенок воспринимает определенные  

звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия:  ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей  (запоминание слов и реакция на них). 

В возрасте 7 - 9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым все  более и более разнообразные сочетания звуков. 

С 10 - 11 мес. появляются реакции на самые слова (уже независимо от  ситуации и интонации говорящего). 

В это время особо важное значение приобретают условия, в которых  формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание  взрослым и др.). 

К концу первого года жизни появляются первые слова. 

С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный  этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка  появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и  охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш  путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. 

Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и  тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу,  и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша;  дай кашу; горячая каша. Или слово папа может означать пришел папа; нет  папы; папа, подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в  которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым.  Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок  сопровождает жестами, мимикой.

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется  возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний,  накопления новых слов. 

На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит  значительное накопление словаря. 

Следует отметить, что различные исследователи (как наши,  

отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о  росте словаря детей. 

Наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса  детей в преддошкольном периоде: к 1 г. 6 мес. - 10 - 15 слов; к концу 2-го г. - 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!); к 3 г. - около 1000 слов (т.е. за год около  700 слов!). 

Значения слов становятся все более определенными. 

К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться  грамматический строй речи. 

Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы, одним словом. Потом  - примитивными фразами без согласования («Мама, дай кли»  - Мама, дай конфетку). Далее постепенно появляются элементы согласования и  соподчинения слов в предложении. 

К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм  единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица  глаголов, используют некоторые падежные окончания. 

В это время понимание речи взрослого значительно превосходит  произносительные возможности. 

На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается  

неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения  свистящих, шипящих, сонорных звуков р и л, реже - дефекты смягчения,  озвончения. 

На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается  навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять 

его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется  фонематическое восприятие. 

В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса.  Активный словарь ребенка к 4 - 6 годам достигает 3000 - 4000 слов. Значения  слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще  неверно понимают или используют слова, например, по аналогии с назначением  предметов говорят вместо поливать из лейки «леять»,  

вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует  о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на  его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству. 

К. Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его  словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот,  способ сочетания слов в предложении. 

Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя  речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет  происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается  ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. По определению А.  Н. Гвоздева, к 3 годам у детей оказываются сформированными все основные  грамматические категории. 

Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными  предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом  возрасте - простое распространенное предложение («Я стану большим сильным  как папа»). 

К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у  него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного  звукопроизношения, и ребенок говорит совсем чисто. 

Речевое развитие детей 4-5 лет существенно отличаются от детей трех  лет. Ребенок должен правильно употреблять слова разных степеней обобщения,  проводя, например, такую параллель как «береза – дерево». Кроме того, в его  активном словарном запасе увеличивается количество пространственных и 

временных наречий – потом, вокруг, скоро и т.д. Отдельное место в речевом  развитии малыша занимает словотворчество, свидетельствующее о начальном  этапе усвоения различных моделей словообразования. Поэтому если ребенок  создает слова по аналогии, но неправильно, к примеру «сильно-сильнее», то это  говорит о том, что его языковое развитие идет по правильному пути. 

На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой  сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Снегурочка не  настоящая, посмотри бабушка, у нее волосики черные, а у настоящей  Снегурочки белые и еще она на тетю Таню похожа»). 

Начиная с этого возраста высказывания детей, напоминают короткий  рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и  большее количество предложений. 

В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют  пересказ сказки (рассказа) из 40 - 50 предложений, что свидетельствует об  успехах в овладении одним из трудных видов речи - монологической речью. 

В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие:  сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее  - мягкие и твердые согласные и, наконец, - сонорные, шипящие и свистящие  звуки. 

Нормы речевого развития детей 5-6 лет свидетельствуют о  

качественном скачке в умении строить связные речевые конструкции. Ребенок в  этом возрасте способен пересказать текст, соблюдая необходимую логическую  и временную последовательность. В этот же период начинает формироваться  так называемая внутренняя речь, помогающая ребенку дошкольного возраста  планировать предстоящую деятельность. Кроме того, теперь ребенок может  выделять первый звук в словах, делая первый шаг к звуковому анализу. 

Речевое развитие ребенка 7 лет предполагает достаточно высокий  уровень владения связной речью. Грамматические ошибки редки, артикуляция  всех звуков – четкая и правильная. Иногда возникают проблемы с  согласованием слов в сложноподчиненных предложениях и причастных 

оборотах. Совершенствуется умение соответственно моменту менять  интонацию и громкость голоса. 

В школьном возрасте уже происходит целенаправленная перестройка  речи ребенка - от восприятия и различения звуков до осознанного  использования всех языковых средств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности усвоения детьми раннего и дошкольного возраста форм и геометрических фигур

- В этой работе мы рассмотрели психологические особенности воспириятия геометрических фигур и формы предметов.- Методика формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов....

«Психолого-педагогические основы познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» на тему: «Особенности познавательного развития детей 3-4 лет»

1. Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствие с  ФГОС ДО2. Содержание Образовательной области «Познание»3. Возрастные особенности развития детей от 3 до 4 лет4. Особенности ...

Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста...

Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. Младший дошкольный возраст (3—4 года). На рубеже трех лет любимым выражением ребенка становится «Я сам!» Отделение себя ...

Статья "ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА".

Статья "Особенности психического развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха". Автор: Михайленко екатерина Андреевна, СПБ, 2018 г....

Консультация для педагогов на тему: «Особенности речевого развития детей раннего и дошкольного возраста».

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества реч...

Консультация для педагогов "Особенности речевого развития детей раннего и дошкольного возраста".

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют ре...