Игры для развития фонематического восприятия детей 4-7 лет
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)
В данной публикации представлены игры и игровые приемы для развития фонематического восприятия детей 4-7 лет. Игры систематизированы по блокам, от простого к сложному. В конце статьи представлена методическая литература по данной теме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование игр и игровых приёмов для развития фонематического восприятия детей.
Сделать серьёзное занятие для
ребёнка занимательным - вот
задача первоначального обучения.
К.Д.Ушинский
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребёнка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребёнка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьёзной работы по развитию фонематического восприятия. Д.Б. Эльконин выделил три операции, характерные для фонематического восприятия: умение определять наличие или отсутствие звука в слове, умение определять место положения звука в слове, умение определять последовательность звуков и их количество.
«Фонематическое восприятие – это способ различения фонем и определения звукового состава слова, то есть производить умственные операции по звуковому анализу» - Л.С.Волкова.
«Фонематический слух – это тонкий, системный слух, позволяющий различать, узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух является частью физиологического слуха, направленного на соотношение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами» - Л.С. Волкова.
А.Н. Корнев выделяет шесть этапов фонематического развития у детей дошкольного возраста:
1. Дофонетическая стадия.
2.Начальный этап восприятия фонем- различение акустически наиболее контрастных фонем и не различения близких по дифференциальным признакам.
3. Дети начинают слышать звуки в соответствии с их фонематическими признаками.
4. На этой стадии формируются правильные образы звучания фонем, преобладающих в восприятии, но дети продолжают узнавать и неправильно произносить слово.
5. На этой стадии происходит завершение развития фонематического восприятия.
6. Осознание звуковой стороны слова и сегментов, из которых оно состоит.
По результатам исследования Н.Х. Швачкина
Нормальное развитие детей около 4-х лет умеют выполнять слоговой анализ, дифференцировать на слух слова: «Хлопни, когда услышишь слово».
К 5годам фонематические процессы совершенствуются: дети узнают звук в потоке речи, могут подбирать слово на заданный звук, различать понижение, громкость, ускорение, замедление темпа.
К 6ти годам хорошо развито фонематическое восприятие, что позволяет ребенку выделить слоги и слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию.
У многих детей дошкольного возраста может отставать или недостаточно развитым фонематическое восприятие. Педагоги, работающие с детьми, в процессе деятельности, наблюдений, а также проведя несколько диагностических игр, таких как, «Растяни ниточку», «С горки спускаемся и поднимаемся», «Громко-тихо», «Найди и назови», пособий «Ткаченко, Коноваленко, «Логопедическое лото», могут изучить уровень развития фонематического восприятия и исходя из полученных данных, проводить коррекционную, развивающую работу. Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искажённо. У детей с недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут дифференцировать близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами. У ребёнка с подобными нарушениями тяжело будет формироваться звукопроизношение, процесс чтения и будут многочисленные ошибки на письме.
Коррекционная работа по формированию фонематических процессов состоит из этапов:
I. Формирование фонематического восприятия первично. Узнавание неречевых звуков.
II. Различений высоты, силы, громкости, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний, слов и фраз.
III. Различение слов, близких по звуковому составу.
IV. Дифференциация слогов.
V. Дифференциация фонем.
VI. Формирование навыков элементарного звукового анализа и синтеза.
Чтобы занятие для ребёнка было занимательным и обучающим, в своей работе мы используем компьютерные игры и игровые приёмы для развития фонематического восприятия. Эти игры и игровые приёмы музыкально озвучены.
Игры I этапа
«Какие звуки нарушают тишину». Дети сидят в комнате или на улице, закрывают глаза и слушают тишину 1-2 минуты. Разговаривать в момент игры нельзя. Если занятие проводится на прогулке, организовать полное отсутствие звуков сложно, поэтому под тишиной понимаются все шорохи, сигналы машин, пение птиц. Когда педагог разрешит, дошкольники открывают глаза и описывают свои впечатления от игры, подробно рассказывают, что они смогли услышать в тишине.
«Кто услышит больше звуков»- дети сидят с закрытыми глазами, затем называют, какие звуки услышали. Побеждает тот, кто назвал больше звуков.
«Вспомни звуки болота, леса, луга». Здесь сначала проводим предварительную работу по прослушиванию аудиофрагментов звуков. Можно разнообразить тематику – звуки гипермаркета, шоссе.
«Найди по звучанию такую же». Обязательно проводим предварительную работу. Насыпаем в коробочку крупу, звучит,
Игры II этапа
«Эхо в горах». Эту игру на развитие фонематического слуха можно проводить с несколькими детьми начиная с 4 х лет. Сначала педагог рассказывает воспитанникам, что такое эхо, как оно «работает». Тренируемся вместе, повторяя слова, звуки, слоги друг за другом. Потом определите, кто из детей будет эхом, а кто путником в горах. Предлагаем ребенку отдаленно, громко, тише менять свой голос.
«Медведь и медвежонок» - используем картинки животных. «Шли по лесу медведь, разговаривали. - Как рычит папа-медведь? А медвежонок?».
«Громко-тихо». Упражнение проводят с музыкальным сопровождением. Дети встают в круг, начинают движение шагом под композицию. Когда музыка звучит громко, нужно встать на носочки, если звук становится тихим - присесть и идти гусиным шагом.
«Высоко-низко». Упражнение идентично предыдущему. Когда звучат низкие тона, например, стучит барабан или тромбон, дети приседают. На громких звуках - двигаются на цыпочках.
Игры III этапа
«Слушай – отбирай». Перед ребенком кладем картинки, названия которых отличаются 1-й гласной. Например, «Где стул? Где стол?»
«Слушай, не ошибись». Используем картинки, можно подключить видео с изображением, например, пчелы, музыкальных инструментов. Перемешиваем карточки, а ребенок отбирает те, которые услышали, гуляя по лесу.
«Хлопни в ладоши, когда услышишь правильное». Произносим слова четко, с паузой, ребенок узнает слово и хлопает в ладоши.
«Похожие слова» - учить детей подбирать слова-рифмы.
«Путаница». Дети с дефектом фонематического слуха в речи путают звуки, игра путаница поможет справиться с этим недостатком. Сначала расскажите детям о том, что может произойти, если поставить неправильную букву в слово, как изменится его значение и смысл высказывания в целом.
Приведите простые, а желательно смешные примеры курьезных ситуаций. Например, Мишка любит есть сыр. Нужно сказать мышка, а медведи сыр не едят. Затем предложите детям исправить ошибки в словах и предложениях, что смысл высказывания был правильным:
Мы пришли кататься на большую Корку.
На болоте много скользких Мочек.
Иван построил новый Том.
По возможности сопровождаем занятия с запутанными словами картинками, сюжетными иллюстрациями.
Игры IV этапа
«Лови слово». Педагог сообщает ребенку, какое слово нужно ловить, например, щука. Произносит ряд схожих по звучанию слов и обозначенное: шутка, щука, шуба, зубы, щука и так далее. Когда дошкольник слышат нужное слово, хлопает в ладоши.
«Внимательные ушки». Логопед предлагает детям рассмотреть картинки и произносит слова сок-сук; дом - дым;
палка - полка и просит назвать отличие этих слов.
«Назови лишний слог», «Подними флажок». Логопед предлагает послушать слоги. Как только дети услышат другой, машут флажком (ленточкой, сигнальной карточкой).
СА-СА-СЯ-СА
ТЫ-ТЫ-ТЫ-ДЫ
КО-КО-КУ-КО
«Подскажи словечко». Логопед просит детей помочь Буратино досказать словечко в предложениях.
«Третий лишний». Педагог предлагает детям рассмотреть картинки: мак - бак-банан; лимон-вагон-кот; сом-индюк-ком. Из трёх слов, названных логопедом, ребёнок должен выбрать то, которое по звуковому составу не похоже на два остальных.
«Испорченный телефон». Играют дети в компании, из 5-8 человек. Первый участник загадывает слово, сначала из 2-3 слогов, произносит его на ушко соседу. Следующий пытается понять, что услышал и передает слово сидящему рядом. И так по цепочке. Последний ребенок говорит понятое громко вслух. Дети сравнивают начальный и итоговый результат, разбирая, что в нем изменилось.
Игры V этапа
«Кто как голос подает»
«Внимательный слоник». Дети помогают слонику Сёме. Логопед читает стихотворение и просит детей хлопнуть в ладоши, когда услышат звук [С]. Топнуть ножкой, когда услышат звук [C´].
«Слушай и поднимай карточку». Педагог предлагает поиграть в игру, если услышите звук [У], поднимайте красную карточку.
«Волшебное дерево». Логопед предлагает детям «снять с дерева картинки», в названии которых есть звук [О].
«Покажи картинку, назови звук» Взрослый демонстрирует и называет ребенку картинки, в одной из которых есть заданный звук. Ребенок должен указать на картинку и повторить слово, в котором есть заданный звук.
Игры VI этапа
«Выложи столько кружков, сколько звуков услышишь»
«Ушки на макушке». Определение позиции звука [А] в словах (начало, конец, середина слова). Логопед просит детей помочь девочке Ане выбрать те предметы, в названии которых слышится звук [А].
«Послушай и выложи дорожку». Ребенку предлагают выложить на столе из звуковых символов дорожку А-Т-А-У.
«Кто больше». Логопед просит детей назвать имена людей, в которых звук [А] был бы в начале слова. Назвать клички животных, в которых звук [А] был бы в конце слова. Назвать имена людей, в которых звук [А] был бы в середине слова.
«Четвёртый лишний». Предлагаются картинки. Дети помогают котёнку назвать четвёртую лишнюю картинку, по наличию звуков [М] [М′]; [Р], [Р´].
«Звуки перепутались». Педагог просит детей помочь звукам, так как злая баба Яга перепутала звуки в словах. Дети договаривают предложения с правильным звуком. Печка-речка; пушки - сушки; дом - сом.
«Чудесный мешочек». Ребенок берет из мешочка мелкий предмет, называет его, определяет и называет первый звук в слове.
С детьми от 6ти лет:
«Вставь разные гласные, чтобы слово не повторялось»
Л…ПА Л…ПА Л..ПА
«Восстанови слово». Предлагаем несколько букв, одна пропущена. Просим детей отгадать, какая буква убежала и прочитать слово. К…Т; Д…М; К..ОТ.
«Поймай слово». Педагог: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…
В своей логопедической работе мы также используем такие пособия, «Мозаика», Киндар-сюрпризы, «Прищепки», «Крышки», «Вкладыши».
Литература
1.Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников // Санкт-Петербург «Детство – Пресс».-2007.- С. 157.
2.Волина В.В. Занимательное азбуковедение. Книга для учителя // Москва «Просвещение». – 1991.- С. 366.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сертификат участника вебинара "Роль интерактивной игры в развитии фонематического восприятия у детей с ОНР"
Сертификат участника вебинара "Роль интерактивной игры в развитии фонематического восприятия у детей с ОНР"...
Выступление на муниципальном методическом объединении для воспитателей дошкольных учреждений «Речевое развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО» на тему: «Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте
Выступление на тему "Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте"...
Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия детей 5 -6 лет с ОНР
Игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Игра является основным видом деятельности детей, поэтому может быть использована при усвоении любого программного материала и...
Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия детей 5 -6 лет с ОНР
Игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Игра является основным видом деятельности детей, поэтому может быть использована при усвоении любого программного материала и быть ...
Консультация для родителей «Игры с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия детей с ОВЗ»
В данном материале даётся ознакомительная информациядля родителей об особенностях фонематического восприятия и слуха детей дошкольного возраста. Определяются понятия "фонема", "фо...
Мастер-класс "Игры на развитие фонематического восприятия у детей с нарушением речи" 31.01.2019
В данной работе представлены игры на развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР...
Игры на развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа
Развитие фонематического восприятия уместно проводить в игровой форме, с использованием игровых приемов....