«Речевая готовность к школе. Что такое обучение грамоте?»
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Данный материал несет информацию о грамотности речи и письма у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_gotovnost_k_shkole.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

 Актемежева Л.В., воспитатель ГБДОУ № 85

 Приморского района Санкт-Петербурга

«Речевая готовность к школе. Что такое обучение грамоте?»

Сейчас почти каждый родитель ребенка 4-6 лет озабочен тем, чтобы его малыш еще до школы научился бегло читать и считать, знал цифры и буквы.

Умение ребенка читать и писать до его поступления в школу стало рассматриваться как необходимый, а иногда и основной показатель готовности малыша к обучению в школе. А умение ребенка - дошколёнка читать, считать и писать - как один из важных показателей «способного ребенка» и свидетельством того, что с ребенком занимаются в семье.

Однако грамота подразумевает не просто умение читать и писать слова или тексты, но и точное выразительное изложение собственных мыслей, понимание при чтении смысла текста, т.е. полноценное овладение ребенком письменной речью. Этот процесс требует высокого уровня развития детей - как речевого, так и психологического и физиологического.

Овладение письменной речью предусматривает:

-        наличие у ребенка высокого уровня произвольности (умения управлять своим поведением) и осознанности собственной речи (умение отбирать осознанно точные выразительные средства для передачи своей собственной мысли);

-        свободное владение лексическими единицами языка: умение почувствовать нюансы значения слов, в том числе многозначных, например:

 а)  чистая вода = прозрачная вода,

 6) чистая посуда= вымытая посуда, но нельзя назвать «чистую» посуду «прозрачной» посудой по аналогии с водой,

в) чистый воздух = свежий воздух, но нельзя сказать о нем «вымытый воздух»;

- умение отбирать необходимые яркие и точные языковые средства для решения поставленной речевой задачи, уместное использовать в речи фразеологизмы, пословицы, поговорки, образные сравнения, синонимы, антонимы;

- свободное владение грамматическими единицами языка: использование в речи предложений разных конструкций - сложносочиненных, сложноподчиненных, с однородными членами, с прямой речью;

        -   умение образовать новые слова от известных -  лес-лесник-лесной-лесничий-лесок;

        -  придумывание новых слов по аналогии: учит-учитель, строит-строитель, пишет-кто? (писатель), воспитывает малышей -кто? (воспитатель), спасает людей -кто? (спасатель);

       - умение почувствовать значения приставок, суффиксов:  ехали - приехали - отъехали - объехали - поехали - заехали и другие;  утка –крякает,  кошка - мяукает,   корова  - мычит) и др.

-        умения выстраивать текст (повествование, описание, рассуждение) в логической последовательности, связывать предложения в тексте друг с другом разными способами;

-        умение оценивать выполнение речевой задачи, видеть свои достижения и ошибки, исправлять их, добиваться цели.

Почему так важна речевая готовность к школе?

Низкий уровень развития устной речи ребенка приводит к значительным трудностям в овладении им в школьном возрасте письменной речью. Исследования доказывают, что не менее трети детей с трудностями в обучении чтению и письму в начальной школе имеют недостатки в развитии устной речи: нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, грамматические ошибки (неправильное согласование слов в предложении, искажения окончаний слов и т.д.), низкий уровень связной речи и др.

Овладение грамотой происходит в школе, однако часть умений формируется в дошкольном детстве в ходе специального обучения в детском саду, на занятиях в детском центре, кружке, студии или дома.

Основой для обучения грамоте в дошкольном возрасте является общее речевое развитие дошкольника. Поэтому подготовка к обучению грамоте малышей-дошколят всегда ведется в тесной взаимосвязи со всей системой развития детской речи и ее сторон:

- фонетической (овладение звуковой стороной речи),

- лексической (овладение словарём русского языка: развитие активного и пассивного словаря, уточнение словаря, развитие языкового чутья),

- грамматической (овладение грамматическим строем родного языка),

- развития связной речи (умения строить диалог и монолог)

Современные дошкольные образовательные учреждения работают по различным программам. Все комплексные программы имеют раздел, посвященный развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте.

Кроме того, используются парциальные программы и технологии: «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» Ушакова О.С., Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности Рылеева Е.В.,  «Открой себя», «Обучение дошкольников грамоте» Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. и другие.

Все современные программы развития речи дошкольников ставят перед педагогами следующую цель - развить «правильную», «хорошую» устную речь дошкольников. Что при этом понимается под «правильной» и «хорошей» речью:

-        «Правильная речь» - речь, в которой все языковые единицы (звуки, слова, словосочетания, предложения) употребляются в соответствии с нормами языка, то есть без ошибок.

-        «Хорошая речь» - речь лексически богатая, точная, выразительная, в которой все слова употребляются с учетом ситуации общения (т.е. с учетом ряда факторов: с кем, где, с какой целью ведется общение).

Овладение дошкольниками устной речью является основой формирования коммуникативной компетенции личности ребенка, обеспечивающей благополучие дошкольника в социальном и интеллектуальном развитии.

Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду предусматривает работу по нескольким направлениям:

1.        Воспитание звуковой культуры речи - развитие речевого слуха, четкой дикции, правильного звукопроизношения, освоение средств звуковой выразительности речи (тона, тембра, ударения, силы голоса, интонации и др.), воспитание орфоэпической правильности речи.

2.        Развитие словаря - обогащение и активизация словарного запаса детей, обучение их уместно использовать слова в различных ситуациях общения, отбирать наиболее точные слова и выражения, развитие выразительной образной речи детей.

3. Формирование грамматического строя речи - практическое освоение и использование в собственной речи разных типов словосочетаний и предложений, способов образования новых слов, формирование морфологической стороны речи.  

4. Развитие связной речи (диалогической и монологической) - развитие умения строить самостоятельные высказывания разных типов - описание, повествование, рассуждение; вести диалог; точно формулировать вопросы и отвечать на них; слушать и понимать речь собеседников; вести себя с учетом ситуации речевого общения.

5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Детей учат производить звуковой и слоговой анализ слова, состава предложения, знакомят с понятиями «звук», «слово», «слог», «предложение», «гласный/согласный звук», «ударение», «твердый/мягкий согласный звук», «ударный/безударный гласный звук». Дошкольники учатся подбирать родственные (однокоренные) слова. Они знакомятся с  синонимами и антонимами,   У детей также формируются представления о структуре высказывания: начало, середина, конец.

Развитие речи - это активный, творческий процесс познания малышами языковой действительности.  

В освоении дошкольником родного языка значительную роль играет формирование «чувства языка», воспитание интереса детей к слову, к обсуждению языковых явлений, к наблюдению за собственной речью и речью других людей.

  Развитие интереса к родному языку, формирование языковых обобщений, умения осознанно отбирать и творчески комбинировать языковые средства в самостоятельных высказываниях - основа речевого развития ребенка в дошкольном детстве, основа речевой готовности к школе и базис всего дальнейшего лингвистического развития ребенка, полноценного освоения им не только родного, но и иностранных языков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме: «Речевая готовность к школе». «Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении в школе».

Уважаемые родители!  Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтени...

Образовательный проект по обучению детей подготовительной к школе группы "Обучение грамоте детей как речевая готовность к школе"

Долгосрочный проект  формирует речевую школьную готовность детей подготовительной к школе группы. Проект представлен планированием, мониторингом. ...

Статья "Речевая готовность к школе. Что такое обучение грамоте?"

Эта статья предназначена для родителей будущих первоклассников, которая поможет разобраться, в чем заключается подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет и по каким направлениям она осуществляется...

«Речевая готовность к школе. Что такое обучение грамоте?»

Развитие речи – это активный, творческий процесс познания малышами языковой действительности, их игры — «экспериментирования» со словами, звуками, словосочетаниями, предложения...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

привлечь внимание родителей к недостаткам речи детей, раскрыть их влияние на успеваемость в дальнейшем в школе...

Презентация «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении».

Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении...

Консультация для родителей "Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении" + презентация

Готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется   уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю сис...