«Речевая готовность к школе. Что такое обучение грамоте?»
консультация по развитию речи (подготовительная группа)
Данный материал несет информацию о грамотности речи и письма у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_gotovnost_k_shkole.docx | 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Актемежева Л.В., воспитатель ГБДОУ № 85
Приморского района Санкт-Петербурга
«Речевая готовность к школе. Что такое обучение грамоте?»
Сейчас почти каждый родитель ребенка 4-6 лет озабочен тем, чтобы его малыш еще до школы научился бегло читать и считать, знал цифры и буквы.
Умение ребенка читать и писать до его поступления в школу стало рассматриваться как необходимый, а иногда и основной показатель готовности малыша к обучению в школе. А умение ребенка - дошколёнка читать, считать и писать - как один из важных показателей «способного ребенка» и свидетельством того, что с ребенком занимаются в семье.
Однако грамота подразумевает не просто умение читать и писать слова или тексты, но и точное выразительное изложение собственных мыслей, понимание при чтении смысла текста, т.е. полноценное овладение ребенком письменной речью. Этот процесс требует высокого уровня развития детей - как речевого, так и психологического и физиологического.
Овладение письменной речью предусматривает:
- наличие у ребенка высокого уровня произвольности (умения управлять своим поведением) и осознанности собственной речи (умение отбирать осознанно точные выразительные средства для передачи своей собственной мысли);
- свободное владение лексическими единицами языка: умение почувствовать нюансы значения слов, в том числе многозначных, например:
а) чистая вода = прозрачная вода,
6) чистая посуда= вымытая посуда, но нельзя назвать «чистую» посуду «прозрачной» посудой по аналогии с водой,
в) чистый воздух = свежий воздух, но нельзя сказать о нем «вымытый воздух»;
- умение отбирать необходимые яркие и точные языковые средства для решения поставленной речевой задачи, уместное использовать в речи фразеологизмы, пословицы, поговорки, образные сравнения, синонимы, антонимы;
- свободное владение грамматическими единицами языка: использование в речи предложений разных конструкций - сложносочиненных, сложноподчиненных, с однородными членами, с прямой речью;
- умение образовать новые слова от известных - лес-лесник-лесной-лесничий-лесок;
- придумывание новых слов по аналогии: учит-учитель, строит-строитель, пишет-кто? (писатель), воспитывает малышей -кто? (воспитатель), спасает людей -кто? (спасатель);
- умение почувствовать значения приставок, суффиксов: ехали - приехали - отъехали - объехали - поехали - заехали и другие; утка –крякает, кошка - мяукает, корова - мычит) и др.
- умения выстраивать текст (повествование, описание, рассуждение) в логической последовательности, связывать предложения в тексте друг с другом разными способами;
- умение оценивать выполнение речевой задачи, видеть свои достижения и ошибки, исправлять их, добиваться цели.
Почему так важна речевая готовность к школе?
Низкий уровень развития устной речи ребенка приводит к значительным трудностям в овладении им в школьном возрасте письменной речью. Исследования доказывают, что не менее трети детей с трудностями в обучении чтению и письму в начальной школе имеют недостатки в развитии устной речи: нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, грамматические ошибки (неправильное согласование слов в предложении, искажения окончаний слов и т.д.), низкий уровень связной речи и др.
Овладение грамотой происходит в школе, однако часть умений формируется в дошкольном детстве в ходе специального обучения в детском саду, на занятиях в детском центре, кружке, студии или дома.
Основой для обучения грамоте в дошкольном возрасте является общее речевое развитие дошкольника. Поэтому подготовка к обучению грамоте малышей-дошколят всегда ведется в тесной взаимосвязи со всей системой развития детской речи и ее сторон:
- фонетической (овладение звуковой стороной речи),
- лексической (овладение словарём русского языка: развитие активного и пассивного словаря, уточнение словаря, развитие языкового чутья),
- грамматической (овладение грамматическим строем родного языка),
- развития связной речи (умения строить диалог и монолог)
Современные дошкольные образовательные учреждения работают по различным программам. Все комплексные программы имеют раздел, посвященный развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте.
Кроме того, используются парциальные программы и технологии: «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» Ушакова О.С., Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности Рылеева Е.В., «Открой себя», «Обучение дошкольников грамоте» Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. и другие.
Все современные программы развития речи дошкольников ставят перед педагогами следующую цель - развить «правильную», «хорошую» устную речь дошкольников. Что при этом понимается под «правильной» и «хорошей» речью:
- «Правильная речь» - речь, в которой все языковые единицы (звуки, слова, словосочетания, предложения) употребляются в соответствии с нормами языка, то есть без ошибок.
- «Хорошая речь» - речь лексически богатая, точная, выразительная, в которой все слова употребляются с учетом ситуации общения (т.е. с учетом ряда факторов: с кем, где, с какой целью ведется общение).
Овладение дошкольниками устной речью является основой формирования коммуникативной компетенции личности ребенка, обеспечивающей благополучие дошкольника в социальном и интеллектуальном развитии.
Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду предусматривает работу по нескольким направлениям:
1. Воспитание звуковой культуры речи - развитие речевого слуха, четкой дикции, правильного звукопроизношения, освоение средств звуковой выразительности речи (тона, тембра, ударения, силы голоса, интонации и др.), воспитание орфоэпической правильности речи.
2. Развитие словаря - обогащение и активизация словарного запаса детей, обучение их уместно использовать слова в различных ситуациях общения, отбирать наиболее точные слова и выражения, развитие выразительной образной речи детей.
3. Формирование грамматического строя речи - практическое освоение и использование в собственной речи разных типов словосочетаний и предложений, способов образования новых слов, формирование морфологической стороны речи.
4. Развитие связной речи (диалогической и монологической) - развитие умения строить самостоятельные высказывания разных типов - описание, повествование, рассуждение; вести диалог; точно формулировать вопросы и отвечать на них; слушать и понимать речь собеседников; вести себя с учетом ситуации речевого общения.
5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Детей учат производить звуковой и слоговой анализ слова, состава предложения, знакомят с понятиями «звук», «слово», «слог», «предложение», «гласный/согласный звук», «ударение», «твердый/мягкий согласный звук», «ударный/безударный гласный звук». Дошкольники учатся подбирать родственные (однокоренные) слова. Они знакомятся с синонимами и антонимами, У детей также формируются представления о структуре высказывания: начало, середина, конец.
Развитие речи - это активный, творческий процесс познания малышами языковой действительности.
В освоении дошкольником родного языка значительную роль играет формирование «чувства языка», воспитание интереса детей к слову, к обсуждению языковых явлений, к наблюдению за собственной речью и речью других людей.
Развитие интереса к родному языку, формирование языковых обобщений, умения осознанно отбирать и творчески комбинировать языковые средства в самостоятельных высказываниях - основа речевого развития ребенка в дошкольном детстве, основа речевой готовности к школе и базис всего дальнейшего лингвистического развития ребенка, полноценного освоения им не только родного, но и иностранных языков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание по теме: «Речевая готовность к школе». «Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении в школе».
Уважаемые родители! Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтени...
Образовательный проект по обучению детей подготовительной к школе группы "Обучение грамоте детей как речевая готовность к школе"
Долгосрочный проект формирует речевую школьную готовность детей подготовительной к школе группы. Проект представлен планированием, мониторингом. ...
Статья "Речевая готовность к школе. Что такое обучение грамоте?"
Эта статья предназначена для родителей будущих первоклассников, которая поможет разобраться, в чем заключается подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет и по каким направлениям она осуществляется...
«Речевая готовность к школе. Что такое обучение грамоте?»
Развитие речи – это активный, творческий процесс познания малышами языковой действительности, их игры — «экспериментирования» со словами, звуками, словосочетаниями, предложения...
Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».
привлечь внимание родителей к недостаткам речи детей, раскрыть их влияние на успеваемость в дальнейшем в школе...
Презентация «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении».
Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении...
Консультация для родителей "Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении" + презентация
Готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю сис...