Обобщение педагогического опыта на тему "Использование инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи у дошкольников".
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование инновационной технологии «мнемотехника» для

развития речи у дошкольников.

"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит налету".

К.Д.Ушинский.

Работая с детьми среднего возраста, я столкнулась с проблемами развития речи у детей. В детской речи множество проблем: трудности в построении монолога, плохая дикция, отсутствие навыков культуры речи, недостаточный словарный запас, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. А нам педагогам необходимо научить ребёнка связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей жизни. Мною была выбрана инновационная технология «мнемотехника».

Мнемотехника в переводе с греческого - искусство запоминания, технология развития памяти. Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное - нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:

^ обогащения словарного запаса ^ при обучении составлению рассказов ^ при отгадывании и загадывании загадок ^ при заучивании стихов

Метод мнемотехники включает в себя разные приёмы:

модели (условно-схематичные, двигательно-сериационные, временно- пространственные, схематичные, силуэтные изображения, символические);

^ картинографию;

^ коллажи;

планы-схемы;

^ мнемотаблицы.

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Последовательность в работе с мнемотаблицами:

  1. этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
  2. этап. Осуществление перекодирования информации, т.е. преобразование из символов в образы.
  3. этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам? Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно - образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-


то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи, ассоциативное мышление повысить внимательность.

Структура мнемотехники.

Приемы мнемотехники строятся от простого - к сложному:

^ Мнемоквадраты - символическое или образное изображение одного предмета или действия (строка стихотворения, первые строки сказки и т.д.);

^ -Мнемодорожки - последовательность предметов, действий, связанных одной сюжетной линией.

^ Мнемотаблицы - это схема, в которую заложена определенная информация.

Как применять мнемотехнику в детском саду? Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами - понятные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки - это несколько картинок 4-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура - это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

Где можно использовать мнемосхемы?

^ Пересказ художественной литературы;

^ Заучивание стихов;

^ Обогащение словарного запаса;

^ Обучение составлению рассказов;

^ Отгадывание и загадывание загадок;

^ Ознакомление с миром природы и д т..

Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола....


Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.

Мнемотаблицы «Сказки».

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей облегчает детям овладение связной речью, делает рассказы (сказок, стихов) четкими, связными и последовательными.

Примеры мнемотехники.

Рассказы по мнемотаблицам.

Воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть на таблицу, затем расшифровывает ее. Например: «Зима длится три месяца. В это время года часто идет снег. Снежинки кружатся в воздухе и укрывают белоснежным одеялом дорожки и деревья. Солнышко зимой садится раньше, поэтому на улице раньше темнеет. Дома зимой отапливаются, чтобы людям было тепло. Для птичек в это время года делают кормушки, чтобы они могли полакомиться крошками. Домашние животные прячутся в домах, чтобы не замерзнуть во дворе. Зато мальчики и девочки могут зимой играть со снегом и лепить смешных снеговиков». Затем детки воспроизводят получившийся рассказ, глядя на таблицу.

Составление рассказа о зиме.

Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости. Описательные рассказы по лексическим темам.


Заучивание стихотворений

Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Мнемотаблицы - загадки.

Сидит дед во 100 шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

Мнемотаблицы на однокоренные слова. Слово «Снег».

Дидактические игры.


«Д/и: «Что забыл нарисовать художник?»

Коллаж

Коллаж-это лист бумаги, на которой рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры.

Коллаж - это учебное пособие.

Этапы работы:

Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобрать, какие картинки они на нем видят. Составляется сюжет с использованием всех картинок (младший возраст - воспитатель, старшие дети - самостоятельно)

Коллаж содержит буквы, цифры, по ним воспитатель задает наводящие вопросы. Пример: «Почему они здесь изображены?» - «С этой буквы начинается слово, эта буква есть в слове» и т. п.

Отрабатываются приемы запоминания предложенной информации.

Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это - прежде всего начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.

Ожидаемые результаты. У детей: расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы - модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

К. Д. Ушинский « Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их налету».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационной технологии "мнемотехника" для развития речи дошкольников

Использование инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи дошкольников.Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Г...

Использование технологии «Мнемотехника» для развития речи у дошкольников

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Почему использую данную технологию:§Расширяется словарный запа...

Презентация для воспитателей "Использование инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи у дошкольников".

Использование инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи у дошкольников....

"Использование инновационной технологии "Мнемотехника" для развития речи дошкольников"

консультация для воспитателей о инновационной технологии "Мнемотехника"...

Обобщение педагогического опыта работы по теме: Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников.

данной работе описываю свой педагогический опыт  по теме  пластилинография как средство развития творческих способностей детей....

Взаимодействие логопеда и воспитателя с использованием инновационной технологии «Мнемотехники» для развития речи у дошкольников.

Как говорил Константин Дмитриевич Ушинский : «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,...