Особенности развития детей дошкольного возраста ________________________________________ Круглый стол для родителей
методическая разработка (старшая группа)
Особенности развития детей дошкольного возраста
Круглый стол для родителей
Задачи:
1.Повышение психолого-педагогической компетентности у родителей.
2.Раскрытие закономерностей и специфика детского развития.
3.Уточнение основных понятий и терминов, связанных с возрастными характеристиками ребенка, выявление особенностей присущих различным возрастным категориям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_doshkolnogo_vozrasta.docx | 24.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития детей дошкольного возраста
Круглый стол для родителей
Задачи:
1.Повышение психолого-педагогической компетентности у родителей.
2.Раскрытие закономерностей и специфика детского развития.
3.Уточнение основных понятий и терминов, связанных с возрастными характеристиками ребенка, выявление особенностей присущих различным возрастным категориям.
План проведения:
1.Информационная часть.
1.1. Краткое теоретическое введение в проблему.
1.2. Закономерности детского развития.
1.3. Новообразования психического развития ребенка-дошкольника.
2.Практическая часть
2.1. Практический инструментарий. Рекомендации «Что нужно знать взрослым о развитии и поведении детей дошкольного возраста».
3. Подведение итогов
1.Информационная часть.
1.1 Краткое теоретическое введение в проблему.
Совершенно очевидным является тот факт, что многие родители не придают должного значения теоретическим знаниям о возрастных и индивидуальных возможностях ребенка – дошкольника.
Если родитель заинтересован в том, что, чтобы ребенок успешно развивался, то необходимо в своей практической деятельности руководствоваться особенностями развития и поведения детей дошкольного возраста.
Итак, Возрастные особенности – это основа педагогического воздействия на психику ребенка.
2-3года | 3-4года | 4-5лет | 5-6лет | 6-7лет |
мышление
Наглядно-действенное
| мышление
Наглядно-образное | мышление
Наглядно-образное | мышление Наглядно-образное, начало формирования образно-схемати- ного | мышление Элементы логического, развиваются на основе наглядно-образного |
Речь Словосочетаниями, понимает глаголы
| Речь Начало формирования связной речи, начинает понимат | Речь Окончание формирования активной речи, учится излагать мысли | Речь Формирование планирующей функции речи
| Речь Развитие внутренней речи |
Произволь-ность познаватель-ных процессов Внимание и память непроизвольные
| Произволь-ность познаватель-ных процессов Внимание и память непроизвольные
| Произволь-ность познаватель-ных процессов Внимание и память непроизволь-ные; начинает развиваться произвольное запоминание в игре | Произволь-ность познаватель-ных процессов Развитие целенаправлен-ного запоминани | Произволь-ность познаватель-ных процессов Начало формирования произвольности как умения прилагать усилия и концентриро-вать процесс усвоеия |
Физиологичес-кая чувствитель-ность Высокая чувствитель-ность к физическому дискомфорту
| Физиологичес-кая чувствитель-ность Высокая чувствитель-ность к дискомфорту | Физиологическая чувствитель-ность Уменьшение чувствитель-ности к дискомфорту | Физиологическая чувствитель-ность Уменьшение чувствитель-ности к дискомфорту | Физиологическая чувствитель-ность Индивидуально у большинства низкая |
Объект познания Непосредствен-но окружающие предметы, их внутренне устройство
| Объект познани Непосредствен-но окружающие предметы, их свойства и назначения | Объект познания Предметы и явления, непосредствен-но не Восприни-маемые | Объект познания Предметы и явления, непосредствен-но не Восприни-маемые, нравственные нормы | Объект познания Причинно- следственные связи между предметами и явлениями |
Способ познания Манипулиро-вание предметами, их разбивание
| Способ познания Эксперимен-тирование,конст-руктирование | Способ познания Рассказы взрослого, эксперименти-рование | Способ познания Общение со взрослыми, сверстниками, самостоятель-ная деятельность, эксперимен-тирование | Способ познания Самостоятель-ная деятельность, познавательное общение со взрослыми сверстниками |
Условия успешности Разнообразие развивающей сферы | Условия успешности Развивающая сфера и партнерские отношения со взрослыми | Условия успешности Кругозор взрослого и хорошо развитая речь | Условия успешности Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь | Условия успешности Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле |
Форма общения Ситаутивно-личное |
Форма общения Ситуативно-деловое |
Форма общения Внеситуативно - деловое |
Форма общения Внеситуатив-но- деловое + внеситуативно-личностное |
Форма общения Внеситуативно-личностное |
Отношения со сверстниками Мало интересен | Отношения со сверстниками Мало интересен | Отношения со сверстникам Интересен как партнер по сюжетной игре | Отношения со сверстниками Углубление интереса как к партнеру по играм, так и предпочтения в общении | Отношения со сверстниками Собеседник, партнер деятельности |
Отношения со взрослыми Источник защиты, ласки и помощи | Отношения со взрослыми Источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству | Отношения со взрослыми Источник информации | Отношения со взрослыми Источник информации, собеседник | Отношения со взрослыми Источник эмоциональной поддержки |
Наличие конфликтов со взрослыми ( «Я- сам») | Наличие конфликтов со взрослыми как продолжение ( «Я- сам») | Наличие конфликтов Отсутствуют | Наличие конфликтов Отсутствуют | Наличие конфликтов кризис, смена социальной роли
|
Эмоции сильной модальности, резкие переходы
| Эмоции сильной модальности, резкие переключения | Эмоции более ровные, старается контролировать | Эмоции Преобладание оптимисти-ческого настроения
| Эмоции Развитие высших чувств |
Игровая деятельность Предметно-манипулятив-ная, игра «рядом» | Игровая деятельность Партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками; игровое действие | Игровая деятельност Коллективная со сверстниками; ролевой диалог, игровая ситуация | Игровая деятельность Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения | Игровая деятельность Длительные игровые объединения; умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью |
От 6 до 7 лет.
Ведущая потребность– общение.
Ведущая деятельность– сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция– воображение.
Особенности возраста
1.Проявление произвольности всех психических процессов. Но не сформирована учебная деятельность школьного типа.
2.Переход к младшему школьному возрасту.
3.Проявлние кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение).
4.Повышенная чувствительность.
5.Полное доверие взрослому, принятие его точки зрения. Отношение к взрослому как единственному источнику достоверного знания.
6.Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление.
7.Теряет непосредственность в поведении, нормальное (хорошее) поведение становится самостоятельно поддерживаемой нормой.
8.Способен подчинять свои эмоции не очень отдаленным целям.
9.Удерживать принятую на себя роль до окончания игры или достижения поставленной цели.
10.Начинает осознавать свои переживания.
11.Активно интересуется отношением окружающих к себе.
12.Претендует на оценку и поощрение результатов своего труда в соответствии с собственными представлениями об их качестве.
Новообразования:
1.Внутренний план действий.
2.Произвольность всех психических процессов.
3.Возникновние соподчинения мотивов.
4.Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.
5.Возникновение первой целостной картины мира.
6.Появление учёбно-познавательного мотива.
Нормальное (плохое) поведение:
∙ Лжет в целях самозащиты
∙ Непоседлив и возбудим.
∙ Продолжает ябедничать, но теперь уже и на взрослых тоже.
∙ Допускает небрежность в выполнении монотонных операций.
Цели и задачи для родителей:
1.Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.
2.Способствовать развитию мышления.
3.Формировать произвольность всех психических процессов.
4.Способствовать удержанию внутренней позиции ученика.
5.Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками.
6.Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
7.Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности.
8.Продожать формировать этические представления.
Советы родителям, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка.
∙ Будьте настойчивы и последовательны в предъявляемых ребенку требованиях.
∙ Давайте оценку всем самостоятельно выполненным им поручениям и заданиям; при этом оценка должна быть обязательно положительной (найдите что-нибудь достойное похвалы в каждом его поступке и работе и сообщите ребенку об этом).
∙ Жестких, неукоснительно предъявляемых дошкольнику требований не должно быть много.
∙ Выполняйте монотонные операции вместе с ребенком – достаточно просто вашему присутствия рядом.
3. Подведение итогов.
Итак, разделение жизненного пути ребенка позволяет лучше понять закономерности детского развития, специфику отдельных этапов. Все дети разные, у каждого свой темп развития, свои индивидуальные наклонности и способности. Мы сегодня говорили именно об общих закономерностях развития, которым подчиняется психика любого ребенка. И её качества возникающие на определенных возрастных этапах, это те кирпичики, из которых складывается фундамент успешного обучения в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценка особенностей развития детей дошкольного возраста
Вам предлагается оценить выраженность признака развития ребёнка. Это поможет эффективно организовать психологическое сопровождение....
Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста (круглый стол для родителей)
Данный материал поднимает проблему значимости художественной литературы в процессе развития детей дошкольного возраста....
Особенности развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
В статье подробно описаны особенности развития детей дошкольнго возраста с задержкой психического развития....
Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и речи детей раннего возраста. Круглый стол с родителями.
laquo;Истоки способностей и дарованийдетей находятся на кончиках пальцев» ...
«Инновационные технологии в системе дошкольного образования. Речевое развитие детей дошкольного возраста» Круглый стол
Материал адресован начинающим воспитателям для использования в работе с дошкольниками по развитию речи....
Рекомендации для педагогов и родителей "Учет возрастных анатомо-физиологических особенностей развития детей дошкольного возраста в воспитании и образовании".
Рекомендации для педагогов и родителей "Учет возрастных анатомо-физиологических особенностей развития детей дошкольного возраста в воспитании и образовании"....
Рекомендации для педагогов и родителей "Учет возрастных анатомо-физиологических особенностей развития детей дошкольного возраста в воспитании и образовании".
Рекомендации для педагогов и родителей "Учет возрастных анатомо-физиологических особенностей развития детей дошкольного возраста в воспитании и образовании"....