особенности и проблемы речевого развития детей старшего школьного возраста
консультация по развитию речи (старшая группа)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii_111.docx | 27.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №35 «Сказка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Подготовила: учитель- логопед
высшей квалификационной категории
Бондаренко У.А.
2017-2018 учебный год
Речь- это инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это- центральная задача в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольная речь- наиболее простая, естественная форма общения, начинает развиваться у ребенка с появлением первых слов и к 7 годам должны быть практически сформирована.
Целью общения может быть поддержание социальных контактов и обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи.
Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.
Каковы речевые навыки у детей старшего возраста и что обусловливает их успешное формирование на этом возрастном этапе?
Как известно, период наивысшей речевой активности – пятый год жизни. По данным А. Гвоздева, к пяти годам дети овладевают сложной системой грамматики, включая синтаксические и морфологические закономерности, и на интуитивном уровне правильно употребляют слова, которые являются исключениями из правил.
Достаточно высок и уровень развития лексики. В речи детей появляются синонимы, антонимы, образные сравнения и противопоставления. Дошкольники без ошибок употребляют существительные с разными суффиксами (медведица – медвежонок – медвежоночек –медвежий). В их рассказах встречаются удивительно точные оценки объектов и явлений (притолстился, вертучий, сосульчатый). Дети начинают использовать прилагательные в разных степенях сравнения (тяжелый – очень тяжелый – полегче – самый легкий), а также обозначения оттенков цветов (сиреневый, сиреневатый, малиновый, темно-серый и др.). Заметно возрастает число глаголов, причем дошкольники употребляют синонимы с разной эмоциональной окраской (идет – шагает – вышагивает – плетется – бредет). В высказываниях детей появляется множество слов, относящихся к разным частям речи и обозначающих деятельность людей, их взаимоотношения, поступки, поведение, переживания. По всей видимости, это связано с тем, что период с пяти до семи лет является возрастом оформления социально-стандартизированной речи.
В ситуациях, требующих что-то сопоставить, объяснить и доказать, речь ребенка шестого года жизни становится сложнее. Появляются громоздкие и нерасчлененные на предложения высказывания ("Потом принц хотел навсегда жить у Золушки, но у него дома была такая работа, что он всегда трудился, не мог от этой работы отойти и ходил только к Золушке", – Алеша, 5 лет 8 месяцев).
Вместе с тем можно отметить и следующие особенности в речи старших дошкольников: некоторые дети произносят правильно не все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонацией, регулировать скорость и громкость речи, делают ошибки в образовании разных грамматических форм (падежи, единственное и множественное число), возникают затруднения в построении сложных предложений.
В старшей группе детей продолжают знакомить со звуковой стороной слова и вводят новый вид работы- ознакомление со словесным составом предложения. Это необходимо для подготовки дошкольников к усвоению грамоты.
Таким образом, можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых.
Развитие речи в старшей группе по ФГОС включает в себя следующие задачи:
- Обогащение словарного запаса
- Умение использования речи как средства культуры и общения
- Знакомство с литературой и ее жанрами
- Развитие фонематического слуха правильная расстановка ударений в словах, выразительная речь)
- Формирование возможностей речевого творчества)
Программные задачи развития речи:
- Содействовать совершенствованию речевых коммуникаций ребенка со взрослыми и сверстниками
- Расширять и активизировать словарь
- Добиваться чистого произношения всех звуков родного края
- Учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употреблять слова по смыслу
- Продолжать развивать диалогическую речь, обучать формам монологической речи.
Поскольку к пяти годам еще не все дети овладевают правильным произношением звуков, особенно тех, которые относятся к группе шипящих, а также л и р, работе над этими звуками уделяется большое внимание. С детьми проводят разнообразные игры и упражнения на дифференциацию шипящих звуков, их отработку, особенно в тех словах, в которых они встречаются одновременно (старушка — с и ш; железо — ж и з, часовщик —ч и щ т.п.). Воспитатель строит занятия так, чтобы все дети (в том числе и с недостатками звукопроизношения) имели возможность поупражняться в правильном произношении шипящих, как в изолированном виде, так и в составе слов в связной речи.
Для закрепления звуков и уточнения их артикуляции используют игры и упражнения, в процессе которых ребенок произносит каждый звук в отдельности. Для закрепления звуков в связной речи детям предлагаются для повторения соответствующие чисто- и скороговорки.
Воспитатель дает образцы произношения, поправляет детей, которые допускают ошибки.
Работа по совершенствованию речевого слуха проводится при заучивании детьми стихов, потешек, считалок. Воспитатель знакомит дошкольников с интонационными средствами выразительности, учит правильно пользоваться ими (читать стихотворение весело, грустно или торжественно в зависимости от его содержания).
Игры по развитию речи
Данные игры по развитию речи детей дошкольного возраста, позволяют ребенку научиться сравнивать предметы, объекты, явления, способствуют развитию речи, наблюдательности и умению познавать многоплановую сущность окружающей действительности.
«Подбор прилагательных»: Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2—3 образов. Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, «собака» — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.
«Что бывает?»: Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, «зеленый» — помидор, ель, трава, дом и т. д. Эмоционально привлекательной основой и стимулом участия в игре могут служить поэтические произведения. В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр. При этом необходимо удостовериться, что смысл слова понимается и ребенком, и взрослым идентично.
«Узнавание»: Цель игры — узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, «зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная» — береза; «сверкает, землю согревает, тьму разгоняет» — солнце. Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений «вычерпывал» из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр («Какое бывает?», «Что делает?»). В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов.
Игры на развитие фонематического восприятия
«Назови первый звук»: Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз, Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица …).
«Сложи звук»: Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] — ма; [н][о][с] — нос.
«Скажи наоборот»: Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
«Определи первый гласный звук»: Произносите ребёнку слова, выделяя голосом первый гласный звук и попросите ребёнка назвать этот звук.
«Зоркий глаз»: Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.
Большое значение для полноценного речевого развития детей имеет работа вне занятий: на прогулках, в утренние и вечерние часы в группе.
Воспитатель организует с детьми игры, проводит упражнения, направленные на то, чтобы закрепить умения и навыки, полученные ими на занятиях. Детей с серьезными нарушениями звукопроизношения направляют на консультацию к логопеду или переводят в логопедические группы.
Вне занятий проводится также работа по совершенствованию интонационной выразительности речи, развитию речевого дыхания и т.д. Вне занятий прежде всего следует создавать условия для проявления речевой активности каждого ребенка, организовывать речевое общение детей во время игры, режимных процессов. Необходимо организовывать речевые ситуации для упражнения дошкольников в употреблении определенных слов, активнее использовать все возможности повседневной жизни для закрепления речевых умений и навыков, полученных детьми на занятиях. Постоянное внимание речи детей должно уделяться и на всех других занятиях (по изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Цель: привлечь внимание родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях. Ход собрания - Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родител...
Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Родительское собрание "Особенности и проблемы речевого развития"...
Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Родительское собрание«Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»...
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему "Возрастные особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"
В данном конспекте родительского собрания затрагивается очень актуальная тема развития речи детей старшего дошкольного возраста. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок правильно и граммотно. Э...
Памятка "Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"
В данной памятке раскрываются особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста....
Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста...
Конспект родительского собрания для родителей старшей группы по теме «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Привлечение внимания и заинтересованности родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях.Задачи:Расширить знания родителей о возрастных речевых особенностях детей;Формироват...