Доклад-проект
проект по развитию речи
Доклад-проект "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект | 26.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение дошкольников
к истокам русской народной культуре
средствами фольклора
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний»
Д. Лихачев
Актуальность
В наше время с особой остротой стоит цель формирования душевного мира человека третьего тысячелетия, возобновление и расцвета культурных традиций народов России. Не секрет, что Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушаются традиции, стремятся нити объединяющие старшее и младшее поколение. Принимая во внимание с этим поднимается вопрос про то, чтобы восстановить преемственность поколений, дать детям высоконравственные устои, патриотическое воспитание, которые живы в людях старшего поколения.
любому человеку и каждому народу, чтобы жить сознательно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, познавать свое местечко в мире природы, прочих людей, иных народов.
Духовно-нравственное образование – одна из актуальных и сложных проблем. Эту проблему могут и обязаны разрешить все те кто имеет отношение к детям. Что мы заложим в душу ребят на этапе взросления, впоследствии станет его и нашей жизнью. Дошкольный возраст – это ступень функционального познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности грядущего гражданина.
В связи с этим было принято постановление подготовить путь достижения в приобщении ребят к русской этнической культуре, показать значимость традиций и обычаев. Перед старшими стоит непростая задача, которая поможет восстановить связь времен, возвратить утерянные ценности.
В последнее время обращение к народным истокам, фольклорному умению стало объектом пристального внимания преподавателей и воспитателей дошкольных учреждений, и традиционным для использования в практике нравственно-патриотического обучения дошкольников.
Наша цель – обучить ребят видеть изображение высоконравственных качеств в жизни, распознавать благо и зло, отзывчивость и равнодушие.
Приобщение ребят к народной культуре как направленность отечественной преподавательской идеи стало активно разрабатываться в 80-90 – е годы прошедшего столетия.
Важную роль в воспитании дошкольников играет детский фольклор.
Люди ходили по дворам и славили хозяев, желая им добра и хлебов обильных, когда устраивали игрища и забавы.
Детский фольклор является ценным средством воспитания ребенка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.
Цель: Воспитывать у детей интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народному календарю, к народным играм.
Одним из принципов ФГОС ДО является – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Познавательное развитие предполагает развитие первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Задачи:
Познакомить с русской народной культурой, народными играми принимать в них активное участие.
Развивать творческие способности в изобразительной деятельности.
Знакомить с художественной литературой русского народа.
Создать условия для повышения интереса к культуре русского народа.
Ожидаемый результат:
Устойчивый интерес к культуре русского народа.
Знание детьми жанров устного народного творчества; народные праздники, обычаи и традиции русского народа.
Желание участвовать в мероприятиях, проявлять инициативу и творческие способности.
Проявляют активную эмоциональную отзывчивость на произведения устного народного творчества.
Реализация проекта
I Этап – Подготовительный
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.
Определение цели и задачи проекта, разработка плана мероприятий.
Изучение методической литературы и передового опыта педагогов.
Подбор необходимой художественной литературы, пособий, атрибутов.
Вовлечение родителей в проектную деятельность.
II Этап – Организационный
Участники проекта:
Дети старшей/подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Создание условий для реализации проекта:
Предметно-развивающая среда с целью ознакомления детей с русской народной культурой:
Русская изба.
Уголки в группах по приобщению детей к истокам русской народной культуры, где собран теоретический и практический материал:
- литература для детей (сказки, рассказы и притчи для детей, стихотворения, раскраски);
- аудио и видеоматериалы;
- демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий;
- дидактические игры и картотека подвижных народных игр по приобщению детей к истокам русской народной культуры;
- иллюстрации.
Формы работы по приобщению к истокам русской народной культуры:
Чтение народных и авторских сказок, литературных произведений.
Циклы занятий по приобщению детей к истокам народной культуры.
Знакомство с календарными народными праздниками.
Тематические выставки детского творчества
Проведение праздников, развлечений, досугов, открытых занятий на дошкольном и муниципальном уровне.
Оформление участков и фасада здания детского сада.
Практический:
Выставка совместных работ с родителями «Золотая Осень»
Выставка детских рисунков «Зимушка хрустальная»
Тематическая выставка народные промыслы
Педсовет: «Приобщение детей к истокам устного народного творчества».
Консультация: «Театральная игра в детском саду. Развитие театрально-игровой деятельности в разных возрастных группах». «Народное искусство в быту детского сада». «Построение развивающей среды в ДОУ».
Муниципальный семинар: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами фольклора»
Чтение произведений русского фольклора:
Песенки:
- «Наш козел…»
- «Зима пришла…»;
- «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет…»;
Заклички:
- «Иди, весна, иди, красна…»
Календарные обрядовые песни:
- «Коляда! Коляда! А бывает коляда…»;
- «Как на мысленной неделе…».
Небылицы:
- «Вы послушайте, ребята».
Сказки и былины:
- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (обр. А.Н. Толстого)
- «Лисичка-сестричка и волк» (обр. М. Булатова)
- «Илья Муромец и Соловей – разбойник» (отрывок);
- «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева);
- «Волк и лиса» обр. И. Соколова-Микитова;
- «Добрыня и змей», пересказ Н. Колпаковой;
Музыкальный репертуар:
Упражнения:
- «Учись плясать по-русски!», муз. Л. Вишкарева (вариации на рус. народную мелодию «Из под дуба, из под вяза»);
Танцы и пляски:
- «Русская пляска», (рус. нар. мелодия «Во саду ли в огороде»)
- «Матрешки» (муз. Б. Мокроусова)
Хороводы:
- «Со вьюном я хожу». «А я по лугу» (рус. нар. песни обр. В. Агафонникова)
Игры:
- «Ловишка»
- «Как на тоненький ледок»
Инсценировка сказки:
- «Кот и лиса»;
- «Теремок»
Игра на детских музыкальных инструментах:
- «Во саду ли в огороде»
- «Во поле береза стояла»
Народные игры:
- «У медведя во бору»;
- «Гори, гори ясно»;
- «Лапта»
- «Два Мороза»
- «Жмурки»
Изобразительная деятельность:
Рисование:
- «Кукла в русском костюме»
- «Завиток» (декоративное рисование)
- «Расписывание вылепленной барышни»
- «Как мы танцуем на музыкальном занятии»
- «Сказка о царе Салтане»
- «Царевна-лягушка»
- «Букет цветов» (декоративное рисование)
- «Сказочный дворец»
- «Хохломская роспись»
- «Мой любимый сказочный герой»
- «Композиция с цветами и птицами» (по мотивам народной росписи)
- «Обложка для книги сказок»
- «Завиток» (по мотивам хохломской росписи)
Лепка:
- «Петушок с семьей»
- «Дымковская барышня»
- «Птица» (по дымковской игрушке)
- «Петух» («Индюк»)
- «Конек-горбунок»
- «По щучьему велению» (сценка из сказки)
- «Встреча Ивана-Царевича с лягушкой»
- «Декоративная пластина»
- «Персонаж любимой сказки»
- «Няня с младенцем»
Аппликация:
- «Осенний ковер»
- «Ваза с фруктами, ветками и цветами» (декоративная композиция)
- «Праздничный хоровод»
- «Царевна-лягушка»
- «Радужный хоровод»
Беседы с детьми:
- Повторение пословиц, поговорок и песенок о лете.
- Беседа об осени её особенностях, приметах.
- Знакомство с хохломской росписью, рассказ о традициях хохломской росписи.
- Беседа о характерных особенностях зимы.
- Показ теневого театра.
- Беседа о рождественских праздниках святочных гаданиях.
- Знакомство с гжельским художественным промыслом.
- Рассказ о русских богатырях.
- Беседа о Масленице; проводы Масленицы.
- Беседа о русских обычаях встречи весны.
- Беседы о русской избе и национальной кухне.
Использование методической литературы:
- Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
- Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду».
- Соломенникова О.А. «Ознакомление детей с народным искусством»
- Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой».
- Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома.
- Интернет ресурсы.
Серия «Искусство детям»:
- «Волшебный пластилин».
- «Городецкая роспись».
- «Дымковская игрушка».
- «Простые узоры и орнаменты».
- «Сказочная гжель».
- «Хохломская роспись».
Охват проекта
- Дети старшей/подготовительной группы (5-7 лет)
- Родители
- Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Затраченные ресурсы:
- Использование методической литературы и интернет ресурсов в разработке (конспектов занятий, бесед, дидактических и подвижных игр, досугов и развлечений);
- Приобщение активности родителей: изготовление кокошников для девочек, пояски для подвязывания русских рубашек;
- Помощь сотрудников детского сада и родителей в оформлении группы, музыкального зала и участка.
- Выставка совместных поделок родителей и детей.
- Проведение занятий, бесед, игр с детьми старшей и подготовительной групп.
- Периодичность посещение с детьми русской избы.
- Изготовление «Русской печки» из подручных средств.
III Этап – Заключительный
Проведение семинара «Развитие творческих способностей дошкольника средствами фольклора» на муниципальном уровне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклады, проекты, конспект
Значение уголка природы и его содержание в экологическом воспитании детейТворческий проект для работы с детьми по познавательно-речевому развитию "Ознакомление с тво...
Стендовый доклад: Проект "Чтобы умными нам быть, будем с пальцами дружить"
проект во второй ранней группе...
доклад Проект "робототехника и лего-конструирование. Преемственность в работе ДОУ и начальной школы"
Выступление...
Доклад проекту ознакомления дошкольников с художественной литературой "Все начинается с чтения" в рамках городской научно-практической конференции "Уголок чтения как образ мышления"
Разработанное пособие содержит краткое теоретическое описание эффективных педагогических технологий, которые можно использовать в образовательном процессе дошкольных учреждений для реализа...
ДОКЛАД Проект «Читаем ВМЕСТЕ» – «СУГТАА УНШАЯ».
Актуальность. Возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в обществе во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения. «Современная ситуация в этом отношении характеризует...
ДОКЛАД "Проект - это?"
Педагогический совет воспитателей....
Стендовый доклад :Проект Экспериментирование с неживой природой
Стендовый доклад...