Мнемотаблицы
учебно-методическое пособие по развитию речи

Новикова Татьяна Николаевна

Мнемотаблицы — это графические схемы, составленные из символических изображений, в которых запечатлен некий смысловой образ, закодировано содержание текстов (сказки, рассказа, стихотворения). Благодаря таким схемам дошкольник принимает информацию не только на слух, но и посредством визуальных образов. Память действует избирательно и информация привязывается не только к картинке, но и к ощущениям ребенка.

Формирование дополнительной цепочки ассоциаций упрощает процесс запоминания и помогает воспроизводить отрабатываемый речевой материал. Как правило, мнемотаблицы в логопедии применяются для разучивания стихов, обучения пересказу, составления описательных рассказов, а также для запоминания последовательных инструкций и правил. Интересный вариант — изображение загадок или же по сказкам.

Однако расширение объема памяти — это не единственное положительное свойство упражнений со схемами. У детей активно совершенствуется логика и словесно-образное мышление, зрительное внимание, творческое воображение, расширяется лексика, формируется грамматически правильная связная речь.

Виды графических схем.

Знакомство ребенка с мнемотехническими приемами лучше выполнять в несколько этапов по принципу от простого к сложному:

  • мнемоквадрат — одна карточка со схематично изображенным на ней одним предметом, действием или явлением (например, «чайник», «петь» или «солнце»).

  • мнемодорожка — совокупность нескольких прямолинейно расположенных мнемоквадратов, с опрой на которые конструируется фразу или целое предложение.

  • мнемотаблица — самый сложный вариант, включающий множество мнемоквадратов, в которых зафиксирована достаточно обширная информация.

Число мнемоквадратов, из которых состоит дорожка или таблица зависит от возрастных и психофизиологических особенностей ребенка. Для 3-5 летних детей подойдут необъемные схемы из 4-8 клеток. С более старшими дошкольниками 5-7 лет можно брать в работу таблицы из 8-16 изображений.

Мнемотаблицы для детей раннего возраста обязательно должны быть разноцветными и яркими, так ребенку будет легче сконцентрировать внимание на пособии. Для детей постарше вполне приемлемы и черно-белая графика. Главное, чтобы фигуры, изображенные в клетках мнемотаблицы были доступны детскому пониманию.

Как самостоятельно составить мнемотаблицу?

Мнемотаблицы для запоминания стихов и рассказов можно делать самостоятельно в домашних условиях. Для выполнения этой задачи нужно:

  1. Разделить рассказ или стих на части и выделить в них основные сюжетные моменты.

  2. Расчертить лист бумаги на несколько клеток в соответствии с количеством частей рассказа.

  3. Графически изобразить каждую часть, поместив соответствующий рисунок-схему в клетку листа.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Мнемотаблицы1.19 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений

Материал содержит мнемотаблицы к стихотворениям и загадкам....

Конспект занятия по развитию связной речи и основ логического мышления с применением мультимедийного проектора и мнемотаблиц в средней группе ГДОУ.

Задачи:Развитие речи в постановке К.И Чуковского «Муха – Цокотуха» ( театрализованая  деятельность).Праздничная инсценировка, имитация движения животных (игра с названиями насекомых и звуков им п...

Методическая разработка "Мнемотаблицы "Сказки"

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаются 22 мнемотаблицы, отражающие ту или иную сказку, под общим названием "Сказки". В мнемотаблице схематически изображены персонажи сказки, некоторые предмет...

мнемотаблицы

Уважаемые коллеги, предлагаю вам для работы с детьми младшего возраста мнемотаблицы: для составления описательного рассказа о животных, а также к русским народным сказкам "Репка" и "Заюшкина избушка"....

Заучивание стихотворений по мнемотаблицам

Использование мнемотаблицы в качестве опорных сигналов для при заучивании стихотворений...

Конспект занятия по речевому развитию "СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА О МЕДВЕДЕ (с опорой на мнемотаблицу)"

Используя прием моделирования , при обучении детей составлению описательных рассказов, воспитатель повышает эффективность учебно-воспитательного процесса. Дети без затруднения составляют рассказы. Зан...

Работа с мнемотаблицами, схемами в познавательно - речевом развитии дошкольников

Использование мнемотаблиц, схем в познавательно - речевом развитии дошкольников. Опыт работы воспитателя ДОУ с мнемотаблицами в старшем дошкольном возрасте....