Конспект занятия по речевому развитию "Дикие животные наших лесов"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Мадеева Ксения Васильевна

Программное содержание:

  • образовательные задачи:
  • обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни;
  • уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные наших лесов»;
  • совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами –онок-, -енок-, -их-, -иц-;
  • совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов;
  • автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков в игровой деятельности.
  • развивающие задачи: развитие связной речи навыков общения, речевого слуха, общих речевых навыков, памяти, мышления, артикуляционной и общей моторики.
  • воспитательные задачи: воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества, бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_rechevomu_razvitiyu.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по речевому развитию в подготовительной к школе группе

Мадеева Ксения Васильевна, учитель-логопед МКДОУ № 22 г. Аши

Образовательная область: речевое развитие

Тема занятия: «Дикие животные наших лесов»

Программное содержание:

  • образовательные задачи:
  • обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни;
  • уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные наших лесов»;
  • совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами –онок-, -енок-, -их-, -иц-;
  • совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов;
  • автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков в игровой деятельности.
  • развивающие задачи: развитие связной речи навыков общения, речевого слуха, общих речевых навыков, памяти, мышления, артикуляционной и общей моторики.
  • воспитательные задачи: воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества, бережного отношения к природе.

Оборудование: коврограф, мольберт, сюжетная картина с изображением ежа, несущего листья в нору; плоскостные изображения дуба, лося, лисы, белки, барсука; контейнер с фишками для звукового и слогового анализа слов.

Предварительная работа: Просмотр слайдов с изображением диких животных. Прослушивание звуков голосов диких животных. Разучивание подвижной игры «На водопой». Составление сложноподчиненных предложений со словом значит на индивидуальных занятиях с логопедом.

Ход занятия

  1. Организационный момент (Объявление темы занятия. Создание эмоционального положительного фона)

Логопед приглашает детей в кабинет, приветствует их, предлагает занять свои места и прослушать внимательно прочитанное им стихотворение Е. Головина «Собрались и полетели».

Логопед:  Собрались и полетели

Утки в дальнюю дорогу.

Под корнями старой ели

Мастерит медведь берлогу.

Заяц в мех оделся белый,

Стало зайчику тепло.

Носит белка месяц целый

Про запас грибы в дупло.

Рыщут волки ночью темной

За добычей по лесам.

Меж кустов к тетерке сонной

Пробирается лиса.

Прячет на зиму кедровка

В старый мох орехи ловко.

Хвою щиплют глухари.

Зимовать к нам прилетели

Северяне-снегири.

Логопед: О чем я прочитала стихотворение? (Вы прочитали стихотворение о том, как животные готовятся к зиме)

Логопед: Как же животные готовятся к зиме? Что об этом говорится в стихотворении? (Утки улетают в теплые края. Медведь устраивает себе берлогу. Заяц меняет серый мех на белый. Его шуба становится более густой и теплой. И т.п.)

Логопед: Сегодня мы продолжим разговор о диких животных лесов, о том, что происходит в их жизни с наступлением осени.

  1. Чтение логопедом рассказа по И. Соколову-Микитову «ЕЖ» (Обобщение и систематизация знаний о диких животных и их образе жизни. Развитие речевого слуха)

Логопед предлагает детям сесть поудобнее и послушать рассказ. На мольберт он помещает сюжетную картину, на которой изображен еж, несущий листья в нору.

Еж

Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю черви, скрылись юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек.

В ясные осенние дни готовит себе еж теплое зимовище, таскает в нору сухие листочки и мягкий мох. Скоро он заберется в логово на всю долгую зиму.

  1. Беседа по тексту. Словарная работа (Развитие диалогической речи).

Логопед организует беседу с детьми.

Логопед: Вы послушали рассказ о жизни ежа осенью. Вы запомнили, когда у ежей становится мало добычи? (Осенью у ежей становится мало добычи)

Логопед: А почему осенью трудно ежам добывать себе пропитание? (Попрятались в землю черви, скрылись юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек)

Логопед: Что делает еж в еще ясные осенние дни? (В ясные осенние дни готовит себе еж теплое зимовище, таскает в нору сухие листочки и мягкий мох)

Логопед: А для чего еж устраивает себе теплое зимовище? (Еж заберется в логово на всю зиму)

Логопед: Правильно. Вы очень хорошо слушали, поэтому смогли ответить на все мои вопросы.

  1. Повторное чтение рассказа логопедом (Развитие речевого слуха)

Логопед еще раз читает детям текст, предварительно предупредив их о том, что они будут его пересказывать.

  1. Коллективное составление плана пересказа (Развитие планируемой функции речи, памяти, мышления)

Логопед вновь привлекает внимание детей к сюжетной картине.

Логопед: Попробуйте составить план рассказа. С чего вы его начнете? (Мы расскажем о том, почему осенью у ежей так мало добычи)

Логопед: О чем вы расскажите потом? (Потом мы расскажем о том, как еж готовит себе зимовище)

Логопед: Чем вы закончите рассказ? (Мы расскажем о том, для чего еж устраивает себе зимовище)

Логопед: Это очень хороший план. А сейчас подумайте одну минутку и начинайте пересказ.

  1. Пересказ рассказа детьми (Развитие связной речи).

Дети по очереди пересказывают текст. Логопед предлагает им определить лучшего рассказчика и объяснить свой выбор.

  1. Подвижная игра «На водопой» (Координация речи с движением. Развитие творческого воображения, подражательности. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами –онок-, -енок-, -их-, -иц-. Автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков в игровой деятельности))

Логопед приглашает детей на ковер и предлагает выполнить знакомое упражнение. Он ориентирует детей на правильное произношение сонорных звуков.

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок,

За мамой-лисицей крался лисенок,

За мамой-ежихой катился ежонок,

За мамой-медведицей шел медвежонок,

За мамою-белкой скакали бельчата,

За мамой-зайчихой – косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят.

Спокойно идут по кругу друг за другом.

Идут, громко топая.

Крадутся на носках.

Приседают, медленно двигаются вперед.

Идут вперевалку.

Скачут вприсядку.

Скачут на прямых ногах.

Идут на четвереньках.

Поворачиваются лицом в круг, делают движения языком – «лакают».

  1. Игра «В лесной глуши» (Активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные». Автоматизация в игровой деятельности произношения и дифференциации сонорных звуков. Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных). Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения))

Логопед приглашает детей за стол и открывает коврограф, а котором закреплено плоскостное изображение дуба, из-за которого видны части тел диких животных.

Логопед: В лесной глуши спрятались дикие животные. Посмотрите внимательно, кто прячется за дубом. Расскажите, что вы видите. Составьте предложения со словом значит.

1-й ребенок: Я вижу лосиные рога, значит, за деревом прячется лось.

Логопед достает изображение лося и закрепляет его на мольберте.

2-й ребенок: Я вижу беличий хвост, значит, за деревом прячется белка.

Логопед закрепляет на мольберте изображение белки.

3-й ребенок: Я вижу лисью голову, значит, за деревом прячется лиса.

Логопед достает изображение лисы и закрепляет его на мольберте.

4-й ребенок: Я вижу часть барсучьего туловища, значит, за дубом прячется барсук.

Логопед закрепляет на мольберте изображение барсука.

Логопед: Молодцы! Вы угадали, кто спрятался в лесной глуши.

  1. Упражнение «Составь схему»

Логопед убирает изображение дуба с коврографа и обращает внимание детей на изображения животных на мольберте, ставит перед детьми контейнер с фишками для слогового анализа.

Логопед: А теперь определите, сколько слогов в названии каждого животного.

Дети выкладывают схемы слов «белка» и «барсук» поочередно. Логопед убирает контейнер с фишками для слогового анализа данных слов и изображения белки и барсука с мольберта. Потом ставит на стол контейнер с фишками для звукового анализа.

Логопед: И наконец, девочки должны выложить звуковую схему слова лиса, а мальчики звуковую схему слова лось.

Дети выкладывают схемы слов.

  1. Окончание занятия (Оценка работы детей)

Логопед предлагает детям вспомнить, что нового они узнали о жизни диких животных осенью, в какие игры играли, а потом оценивает деятельность каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме: «Дикие животные наших лесов»

Цель: Коррекционно-образовательная:- учить правильно, употреблять притяжательные прилагательные;Коррекционно-развивающие:- активизировать словарь по теме, развивать связную речь;- развивать мысли...

Конспект открытого логопедического занятия на тему «Дикие животные наших лесов. Как звери зимуют» для детей с ФФНР (подготовительная группа)

В конспект включены: программное содержание, оборудование и ход занятия. Занятие проводится с использованием здоровьесберегающих технологий. В альбоме "Логопедическое занятие "Как звери зимуют" содерж...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе в форме занятия по теме: «Дикие животные нашего леса. Притяжательные прилагательные»

Конспект открытого занятия был разработан для проведения на районном методическом объединении. Занятие проводилось в подготовительной группе для детей с ОНР 3 ур....

конспект логопедического занятия на тему: "Дикие животные наших лесов"

Коррекционно-образовательная:- учить правильно, употреблять притяжательные прилагательные;Коррекционно-развивающие:- активизировать словарь по теме, развивать связную речь;- развивать мыслительную дея...

Конспект логопедического занятия по теме "Дикие животные наших лесов"

Данный конспект разработан для проведения занятия по теме "Дикие животные наших лесов" в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Занятие направлено на закре...

Конспект комплексного дистанционного занятия по теме «Дикие животные наших лесов» + Презентация к конспекту

Ссылка  на презентацию к конспекту комплексного дистанционного занятия по теме «Дикие животные наших лесов»:https://docs.google.com/presentation/d/1nW8EhZLKZ1s5hHULYfJowVdYPaLzwmzs/ed...