Конспект занятия по речевому развитию "Дикие животные наших лесов"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Программное содержание:
- образовательные задачи:
- обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни;
- уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные наших лесов»;
- совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами –онок-, -енок-, -их-, -иц-;
- совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов;
- автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков в игровой деятельности.
- развивающие задачи: развитие связной речи навыков общения, речевого слуха, общих речевых навыков, памяти, мышления, артикуляционной и общей моторики.
- воспитательные задачи: воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества, бережного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_rechevomu_razvitiyu.docx | 24.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по речевому развитию в подготовительной к школе группе
Мадеева Ксения Васильевна, учитель-логопед МКДОУ № 22 г. Аши |
Образовательная область: речевое развитие
Тема занятия: «Дикие животные наших лесов»
Программное содержание:
- образовательные задачи:
- обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни;
- уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные наших лесов»;
- совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами –онок-, -енок-, -их-, -иц-;
- совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов;
- автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков в игровой деятельности.
- развивающие задачи: развитие связной речи навыков общения, речевого слуха, общих речевых навыков, памяти, мышления, артикуляционной и общей моторики.
- воспитательные задачи: воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества, бережного отношения к природе.
Оборудование: коврограф, мольберт, сюжетная картина с изображением ежа, несущего листья в нору; плоскостные изображения дуба, лося, лисы, белки, барсука; контейнер с фишками для звукового и слогового анализа слов.
Предварительная работа: Просмотр слайдов с изображением диких животных. Прослушивание звуков голосов диких животных. Разучивание подвижной игры «На водопой». Составление сложноподчиненных предложений со словом значит на индивидуальных занятиях с логопедом.
Ход занятия
- Организационный момент (Объявление темы занятия. Создание эмоционального положительного фона)
Логопед приглашает детей в кабинет, приветствует их, предлагает занять свои места и прослушать внимательно прочитанное им стихотворение Е. Головина «Собрались и полетели».
Логопед: Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
Заяц в мех оделся белый,
Стало зайчику тепло.
Носит белка месяц целый
Про запас грибы в дупло.
Рыщут волки ночью темной
За добычей по лесам.
Меж кустов к тетерке сонной
Пробирается лиса.
Прячет на зиму кедровка
В старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари.
Зимовать к нам прилетели
Северяне-снегири.
Логопед: О чем я прочитала стихотворение? (Вы прочитали стихотворение о том, как животные готовятся к зиме)
Логопед: Как же животные готовятся к зиме? Что об этом говорится в стихотворении? (Утки улетают в теплые края. Медведь устраивает себе берлогу. Заяц меняет серый мех на белый. Его шуба становится более густой и теплой. И т.п.)
Логопед: Сегодня мы продолжим разговор о диких животных лесов, о том, что происходит в их жизни с наступлением осени.
- Чтение логопедом рассказа по И. Соколову-Микитову «ЕЖ» (Обобщение и систематизация знаний о диких животных и их образе жизни. Развитие речевого слуха)
Логопед предлагает детям сесть поудобнее и послушать рассказ. На мольберт он помещает сюжетную картину, на которой изображен еж, несущий листья в нору.
Еж
Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю черви, скрылись юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек.
В ясные осенние дни готовит себе еж теплое зимовище, таскает в нору сухие листочки и мягкий мох. Скоро он заберется в логово на всю долгую зиму.
- Беседа по тексту. Словарная работа (Развитие диалогической речи).
Логопед организует беседу с детьми.
Логопед: Вы послушали рассказ о жизни ежа осенью. Вы запомнили, когда у ежей становится мало добычи? (Осенью у ежей становится мало добычи)
Логопед: А почему осенью трудно ежам добывать себе пропитание? (Попрятались в землю черви, скрылись юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек)
Логопед: Что делает еж в еще ясные осенние дни? (В ясные осенние дни готовит себе еж теплое зимовище, таскает в нору сухие листочки и мягкий мох)
Логопед: А для чего еж устраивает себе теплое зимовище? (Еж заберется в логово на всю зиму)
Логопед: Правильно. Вы очень хорошо слушали, поэтому смогли ответить на все мои вопросы.
- Повторное чтение рассказа логопедом (Развитие речевого слуха)
Логопед еще раз читает детям текст, предварительно предупредив их о том, что они будут его пересказывать.
- Коллективное составление плана пересказа (Развитие планируемой функции речи, памяти, мышления)
Логопед вновь привлекает внимание детей к сюжетной картине.
Логопед: Попробуйте составить план рассказа. С чего вы его начнете? (Мы расскажем о том, почему осенью у ежей так мало добычи)
Логопед: О чем вы расскажите потом? (Потом мы расскажем о том, как еж готовит себе зимовище)
Логопед: Чем вы закончите рассказ? (Мы расскажем о том, для чего еж устраивает себе зимовище)
Логопед: Это очень хороший план. А сейчас подумайте одну минутку и начинайте пересказ.
- Пересказ рассказа детьми (Развитие связной речи).
Дети по очереди пересказывают текст. Логопед предлагает им определить лучшего рассказчика и объяснить свой выбор.
- Подвижная игра «На водопой» (Координация речи с движением. Развитие творческого воображения, подражательности. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами –онок-, -енок-, -их-, -иц-. Автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков в игровой деятельности))
Логопед приглашает детей на ковер и предлагает выполнить знакомое упражнение. Он ориентирует детей на правильное произношение сонорных звуков.
Жарким днем лесной тропой Звери шли на водопой. За мамой-лосихой топал лосенок, За мамой-лисицей крался лисенок, За мамой-ежихой катился ежонок, За мамой-медведицей шел медвежонок, За мамою-белкой скакали бельчата, За мамой-зайчихой – косые зайчата, Волчица вела за собою волчат. Все мамы и дети напиться хотят. | Спокойно идут по кругу друг за другом. Идут, громко топая. Крадутся на носках. Приседают, медленно двигаются вперед. Идут вперевалку. Скачут вприсядку. Скачут на прямых ногах. Идут на четвереньках. Поворачиваются лицом в круг, делают движения языком – «лакают». |
- Игра «В лесной глуши» (Активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные». Автоматизация в игровой деятельности произношения и дифференциации сонорных звуков. Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных). Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения))
Логопед приглашает детей за стол и открывает коврограф, а котором закреплено плоскостное изображение дуба, из-за которого видны части тел диких животных.
Логопед: В лесной глуши спрятались дикие животные. Посмотрите внимательно, кто прячется за дубом. Расскажите, что вы видите. Составьте предложения со словом значит.
1-й ребенок: Я вижу лосиные рога, значит, за деревом прячется лось.
Логопед достает изображение лося и закрепляет его на мольберте.
2-й ребенок: Я вижу беличий хвост, значит, за деревом прячется белка.
Логопед закрепляет на мольберте изображение белки.
3-й ребенок: Я вижу лисью голову, значит, за деревом прячется лиса.
Логопед достает изображение лисы и закрепляет его на мольберте.
4-й ребенок: Я вижу часть барсучьего туловища, значит, за дубом прячется барсук.
Логопед закрепляет на мольберте изображение барсука.
Логопед: Молодцы! Вы угадали, кто спрятался в лесной глуши.
- Упражнение «Составь схему»
Логопед убирает изображение дуба с коврографа и обращает внимание детей на изображения животных на мольберте, ставит перед детьми контейнер с фишками для слогового анализа.
Логопед: А теперь определите, сколько слогов в названии каждого животного.
Дети выкладывают схемы слов «белка» и «барсук» поочередно. Логопед убирает контейнер с фишками для слогового анализа данных слов и изображения белки и барсука с мольберта. Потом ставит на стол контейнер с фишками для звукового анализа.
Логопед: И наконец, девочки должны выложить звуковую схему слова лиса, а мальчики звуковую схему слова лось.
Дети выкладывают схемы слов.
- Окончание занятия (Оценка работы детей)
Логопед предлагает детям вспомнить, что нового они узнали о жизни диких животных осенью, в какие игры играли, а потом оценивает деятельность каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме: «Дикие животные наших лесов»
Цель: Коррекционно-образовательная:- учить правильно, употреблять притяжательные прилагательные;Коррекционно-развивающие:- активизировать словарь по теме, развивать связную речь;- развивать мысли...
Конспект открытого логопедического занятия на тему «Дикие животные наших лесов. Как звери зимуют» для детей с ФФНР (подготовительная группа)
В конспект включены: программное содержание, оборудование и ход занятия. Занятие проводится с использованием здоровьесберегающих технологий. В альбоме "Логопедическое занятие "Как звери зимуют" содерж...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе в форме занятия по теме: «Дикие животные нашего леса. Притяжательные прилагательные»
Конспект открытого занятия был разработан для проведения на районном методическом объединении. Занятие проводилось в подготовительной группе для детей с ОНР 3 ур....
конспект логопедического занятия на тему: "Дикие животные наших лесов"
Коррекционно-образовательная:- учить правильно, употреблять притяжательные прилагательные;Коррекционно-развивающие:- активизировать словарь по теме, развивать связную речь;- развивать мыслительную дея...
Конспект логопедического занятия по теме "Дикие животные наших лесов"
Данный конспект разработан для проведения занятия по теме "Дикие животные наших лесов" в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Занятие направлено на закре...
Конспект комплексного дистанционного занятия по теме «Дикие животные наших лесов» + Презентация к конспекту
Ссылка на презентацию к конспекту комплексного дистанционного занятия по теме «Дикие животные наших лесов»:https://docs.google.com/presentation/d/1nW8EhZLKZ1s5hHULYfJowVdYPaLzwmzs/ed...
Конспект Познавательно – речевое занятие в подготовительной группе «Животные нашего леса»
Цель: Обобщить представления детей о животных нашего леса....