Консультация для родителей "Игры по формированию лексико-грамматических категорий у детей «В осеннем парке»."
консультация по развитию речи

Пелихан Валерия Леонидовна

Данный материал может быть полезен родителям дошкольников, а также начинающим педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СПб ГКУЗ Центр восстановительного лечения "Детская психиатрия" им.С.С.Мнухина 4 ПНДО

Консультация для родителей

Игры по формированию лексико-грамматических категорий у детей «В осеннем парке».

Подготовила: Логопед Пелихан В.Л.

Осень – прекрасная пора для прогулок в парке. Это время, когда пребывая на свежем воздухе можно не только укреплять физическое здоровье, но и наслаждаться красотой. «Красота – глубоко человеческое. Это радость нашей жизни…», - считал В.Сухомлинский. В эту пору важно учить ребёнка замечать, как падает, вальсируя, золотистый листок берёзки, видеть все оттенки осени, сравнивать осенний лист клёна с летящими птицами и всё это грамотно оформлять в речевом высказывании. А самое главное, вызывать у малыша положительные эмоции, радость от соприкосновения с прекрасным.

  1. Образование формы множественного числа существительных.

Предложите ребёнку не просто говорить, но и вместе находить предметы в единственном и множественном экземплярах:  

 - Посмотри, здесь лужа, а там?

 – А там лужИ, - отвечает ребёнок;

Здесь туча, а там?

 – А там тучИ;

- Здесь капля, а там?..

- Здесь луч (солнца), а там?..

И так далее изменяем слова лист, дерево, жёлудь, шишка, каштан, гриб и всё, что увидите во время прогулки. Вопросы можно задавать друг другу по очереди.

  1. Употребление существительных в винительном падеже единственного числа.

Эту игру можно провести также в форме диалога:

- Посмотри, там скамейка. Ты видишь?

- Да, я вижу скамейкУ, - отвечает ребёнок.

Можно сделать «подзорную трубу» из бумаги или взять лупу и просто называть, что попадётся на пути:

Я вижу скамейку, я вижу тропинку, я вижу полянку, я вижу берёзу, я вижу сосну и т.д.

  1. Согласование прилагательного с существительным в роде и числе «Розовые очки».

Можно взять на прогулку солнцезащитные очки с цветными стёклами или предварительно изготовить совместно с ребёнком цветной монокль, или просто взять пластинки из цветного пластика. Наводим цветное «стёклышко» на предмет и называем, что получилось:

РозовОЕ дерево,

РозовЫЙ гриб,

РозовАЯ туча,

РозовЫЕ листья

И так  далее.

  1. Развитие понимания и употребления предложно-падежных конструкций «Летящие листья».

Понаблюдайте с ребёнком за тем, как кружатся листья на ветру. Озвучьте свои наблюдения:

Лист кружится НАД тропинкОЙ, НАД озерОМ, НАД грибОМ и т.д.

Лист упал В лужУ, затем ветер подул и лист вылетел ИЗ лужИ

Лист задержался НА веткЕ, затем слетел С веткИ

Лист подлетел К деревУ, затем отлетел От деревА

Лист упал ПОД скамейкУ, затем вылетел ИЗ-ПОД скамейкИ

Лист упал ЗА куст, затем вылетел ИЗ-ЗА кустА

  1. Образование приставочных глаголов «Путешествующие листья».

Данное задание можно объединить с предыдущим.

Листья ПРИлетели, Улетели, ПЕРЕлетели, ЗАлетели, Вылетели, ПОДлетели, Отлетели, Слетели и т.д.

  1. Образование глаголов от прилагательных «Осенние изменения».

Приведите в качестве примера словообразования процесс приобретения цвета листьями весной: листья становятся зелёными - они зеленеют.

А если листья становятся жёлтыми, что они делают?

- конечно, желтеют.

А если листья становятся коричневыми?

А если листья становятся оранжевыми?

А если листья становятся красными?

  1. Образование относительных прилагательных «Осенний букет».

Ну, и наконец, как же можно уйти из парка, не собрав красивый осенний букет? Прежде чем взять очередной лист, поразмышляйте, с какого дерева этот лист и как он будет называться.

Добавлю-ка я в букет вот этот красивый листик, он упал с клёна, значит он кленОВЫЙ. А этот упал с дуба – дубОВЫЙ. Лист берёзы – берёзОВЫЙ. Лист осины – осинОВЫЙ. Лист рябины – рябинОВЫЙ. Лист каштана – каштанОВЫЙ. Лист липы – липОВЫЙ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспектоткрытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшейгруппе Тема: «Осенний день с Матроскиным в Простоквашино»

Программные задачи:формировать умение употреблять существительные в единственном и множественном числе;закреплять   навык   образования   существительных...

Консультация: Формирование лексико – грамматического строя речи у детей с ОНР. Задыхина М.Н.

Современный ребёнок к 4,5 – 5 годам должен овладеть всей системой родного языка; говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения; без труда пересказывать расска...

Консультация для воспитателей "Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"

Одной из самых актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема формирования лексико-грамматического строя речи детей....

Консультация для воспитателей "Методы формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"

Материал полезен для воспитателей групп компенсирующей направленности и  логопедам....

Консультация для родителей: ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Здесь представлены рекомендации родителям по формированию лексико-грамматических категорий у ребёнка старшего дошкольного возраста , а также игровые упражнения....

Консультация для воспитателей «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Консультация об одной из самых актуальных проблем в современной дошкольной педагогике -   проблеме формирования лексико-грамматического строя речи. Который предполагает умение владеть приема...

Консультация: «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста».

       Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание, поскольку значение ре...