Консультация для родителей "Игры по формированию лексико-грамматических категорий у детей «В осеннем парке»."
консультация по развитию речи
Данный материал может быть полезен родителям дошкольников, а также начинающим педагогам дошкольных образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen._igry_po_formirovaniyu_leksiko-grammaticheskih_kategoriy.docx | 313.52 КБ |
Предварительный просмотр:
СПб ГКУЗ Центр восстановительного лечения "Детская психиатрия" им.С.С.Мнухина 4 ПНДО
Консультация для родителей
Игры по формированию лексико-грамматических категорий у детей «В осеннем парке».
Подготовила: Логопед Пелихан В.Л.
Осень – прекрасная пора для прогулок в парке. Это время, когда пребывая на свежем воздухе можно не только укреплять физическое здоровье, но и наслаждаться красотой. «Красота – глубоко человеческое. Это радость нашей жизни…», - считал В.Сухомлинский. В эту пору важно учить ребёнка замечать, как падает, вальсируя, золотистый листок берёзки, видеть все оттенки осени, сравнивать осенний лист клёна с летящими птицами и всё это грамотно оформлять в речевом высказывании. А самое главное, вызывать у малыша положительные эмоции, радость от соприкосновения с прекрасным.
- Образование формы множественного числа существительных.
Предложите ребёнку не просто говорить, но и вместе находить предметы в единственном и множественном экземплярах:
- Посмотри, здесь лужа, а там?
– А там лужИ, - отвечает ребёнок;
Здесь туча, а там?
– А там тучИ;
- Здесь капля, а там?..
- Здесь луч (солнца), а там?..
И так далее изменяем слова лист, дерево, жёлудь, шишка, каштан, гриб и всё, что увидите во время прогулки. Вопросы можно задавать друг другу по очереди.
- Употребление существительных в винительном падеже единственного числа.
Эту игру можно провести также в форме диалога:
- Посмотри, там скамейка. Ты видишь?
- Да, я вижу скамейкУ, - отвечает ребёнок.
Можно сделать «подзорную трубу» из бумаги или взять лупу и просто называть, что попадётся на пути:
Я вижу скамейку, я вижу тропинку, я вижу полянку, я вижу берёзу, я вижу сосну и т.д.
- Согласование прилагательного с существительным в роде и числе «Розовые очки».
Можно взять на прогулку солнцезащитные очки с цветными стёклами или предварительно изготовить совместно с ребёнком цветной монокль, или просто взять пластинки из цветного пластика. Наводим цветное «стёклышко» на предмет и называем, что получилось:
РозовОЕ дерево,
РозовЫЙ гриб,
РозовАЯ туча,
РозовЫЕ листья
И так далее.
- Развитие понимания и употребления предложно-падежных конструкций «Летящие листья».
Понаблюдайте с ребёнком за тем, как кружатся листья на ветру. Озвучьте свои наблюдения:
Лист кружится НАД тропинкОЙ, НАД озерОМ, НАД грибОМ и т.д.
Лист упал В лужУ, затем ветер подул и лист вылетел ИЗ лужИ
Лист задержался НА веткЕ, затем слетел С веткИ
Лист подлетел К деревУ, затем отлетел От деревА
Лист упал ПОД скамейкУ, затем вылетел ИЗ-ПОД скамейкИ
Лист упал ЗА куст, затем вылетел ИЗ-ЗА кустА
- Образование приставочных глаголов «Путешествующие листья».
Данное задание можно объединить с предыдущим.
Листья ПРИлетели, Улетели, ПЕРЕлетели, ЗАлетели, Вылетели, ПОДлетели, Отлетели, Слетели и т.д.
- Образование глаголов от прилагательных «Осенние изменения».
Приведите в качестве примера словообразования процесс приобретения цвета листьями весной: листья становятся зелёными - они зеленеют.
А если листья становятся жёлтыми, что они делают?
- конечно, желтеют.
А если листья становятся коричневыми?
А если листья становятся оранжевыми?
А если листья становятся красными?
- Образование относительных прилагательных «Осенний букет».
Ну, и наконец, как же можно уйти из парка, не собрав красивый осенний букет? Прежде чем взять очередной лист, поразмышляйте, с какого дерева этот лист и как он будет называться.
Добавлю-ка я в букет вот этот красивый листик, он упал с клёна, значит он кленОВЫЙ. А этот упал с дуба – дубОВЫЙ. Лист берёзы – берёзОВЫЙ. Лист осины – осинОВЫЙ. Лист рябины – рябинОВЫЙ. Лист каштана – каштанОВЫЙ. Лист липы – липОВЫЙ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспектоткрытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшейгруппе Тема: «Осенний день с Матроскиным в Простоквашино»
Программные задачи:формировать умение употреблять существительные в единственном и множественном числе;закреплять навык образования существительных...
Консультация: Формирование лексико – грамматического строя речи у детей с ОНР. Задыхина М.Н.
Современный ребёнок к 4,5 – 5 годам должен овладеть всей системой родного языка; говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения; без труда пересказывать расска...
Консультация для воспитателей "Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"
Одной из самых актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема формирования лексико-грамматического строя речи детей....
Консультация для воспитателей "Методы формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"
Материал полезен для воспитателей групп компенсирующей направленности и логопедам....
Консультация для родителей: ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Здесь представлены рекомендации родителям по формированию лексико-грамматических категорий у ребёнка старшего дошкольного возраста , а также игровые упражнения....
Консультация для воспитателей «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
Консультация об одной из самых актуальных проблем в современной дошкольной педагогике - проблеме формирования лексико-грамматического строя речи. Который предполагает умение владеть приема...
Консультация: «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста».
Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание, поскольку значение ре...