Картотека пальчиковых игр
картотека по развитию речи (младшая группа)
Картотека рассчитана на детей младшего школьного возраста. может быть использована как родителями, так и педагогами ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry.docx | 28.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека пальчиковых игр
Подготовила:
воспитатель
Салимова Е.М.
"Встретились двое" | |
| действия с пальчиками |
Встретились двое котят: "Мяу-мяу!" | соединяем мизинцы обеих рук |
И двое щенят: "Гав-гав", | соединяем безымянные пальцы обеих рук |
и две лошадки: "Бру-бру", | соединяем средние пальцы обеих рук |
и две коровки: "Му-му", | соединяем указательные и большие пальцы обеих рук |
а рогатые ж, ну и ну!!! | показать рога, выпрямляя указательные пальцы и мизинцы |
"Считалка для пальчиков" №1 | |
| действия с пальчиками |
Давай-ка пальчики считать! |
|
Один, два, три, четыре, пять. | поочередно загибаем пальчики на одной руке |
Один, два, три, четыре, пять - | поочередно загибаем пальчики на другой руке |
десять пальцев, две руки, | покрутить кистями рук, "как фонарики" |
все твои помощники! | покрутить кистями рук, "как фонарики" |
"Считалка для пальчиков" №2 | |
| действия с пальчиками |
Раз, два, три, четыре, пять! |
|
Вышли пальчики гулять! |
|
Этот пальчик - гриб нашел, | загибаем мизинец |
этот пальчик - чистит стол, | загибаем безымянный палец |
этот резал, | загибаем средний палец |
этот ел, | загибаем указательный палец |
ну а этот лишь глядел! | загибаем большой палец |
"Считалка для пальчиков" №3 | |
| действия с пальчиками |
Этот пальчик маленький, | загибаем мизинец |
Этот пальчик слабенький, | загибаем безымянный палец |
Этот пальчик длинный, | загибаем средний палец |
Этот пальчик сильный, | загибаем указательный палец |
Ну а это толстячок, | загибаем большой палец |
А все вместе - кулачок! | покрутите кулачком |
"Сорока-белобока" | |
| действия с пальчиками |
Сорока-сорока |
|
кашку варила, | водим по ладошке ребенка пальчиком |
деток кормила: | водим по ладошке ребенка пальчиком |
этому дала, | загибаем мизинец |
этому дала, | загибаем безымянный палец |
этому дала, | загибаем средний палец |
этому дала, | загибаем указательный палец |
а этому не дала! | потрясите большой пальчик |
Ты дров не колол? Не колол. | потрясите большой пальчик |
Воды не носил? Не носил. | потрясите большой пальчик |
Здесь водичка - холодненькая, | гладим малыша по запястью |
здесь водичка - тепленькая, | гладим малыша по плечу |
а здесь - кипяток, кипяток! | щекочим малыша и смеемся! |
"Зайчики-пальчики" | |
| действия с пальчиками |
Раз, два, три, четыре, пять, | Сначала кулачок сжат. Потом пальчики по одному разжимаются, а в конце снова по одному прячутся в кулак.
|
Вышли зайчики гулять | |
Раз, два, три, четыре, пять, | |
В домик спрятались опять. |
"Этот пальчик хочет спать…" | |
| действия с пальчиками |
Этот пальчик хочет спать, | загибаем поочередно пальчики |
этот пальчик – прыг в кровать, | |
этот пальчик прикорнул, | |
этот пальчик уж заснул. | |
Встали пальчики. Ура! | раскрываем кулачок |
В детский сад идти пора! |
"Цыпленок" | |
| действия с пальчиками |
Бедный маленький цыпленок | прижать кулачки друг у другу |
Кушать захотел спросонок, | |
Пальчиком, как клювом бьёт, | постучать указательными пальчиками по столу |
Буд-то бы зерно клюёт. |
"Замок" | |
| действия с пальчиками |
На двери висит замок, | Пальчики переплести в замок, раскачивать "замок" при чтении стиха |
Кто его открыть бы мог? | |
Постучали, | постукивать основания ладоней обеих рук, не разрывая пальцы (не открывая замок) |
Покрутили, | не расцепляя пальцы, сдвигать ладони в разных направлениях (одну - вперед, другую - назад, так чередовать) |
Потянули | не расцепляя пальцы, развести основания ладоней в стороны, при этом пальчики выпрямляем |
И открыли! | резко отпускаете руки, раскрыв замок, и руки надо развести широко в стороны. |
"Рыбки" | |
| действия с пальчиками |
Рыбки плавали, ныряли | имитировать пальчиками плаванье рыбок |
В чистой тепленькой воде, | |
То сожмутся, | сильно сжать пальчики друг к другу (получается плотная ладошка) |
Разожмутся, | растопырить пальчики |
То зароются в песке. | снова сложить пальчики и делать движения, как будто роете песок ладошкой |
"Вышли пальчики гулять" | |
| действия с пальчиками |
Раз, два, три, четыре, пять - | поочередно разгибаем пальчики из кулачков |
Вышли пальчики гулять. | |
Раз, два, три, четыре, пять - | поочередно загибаем пальчики вз кулачки |
В домик спрятались опять. |
"Строим дом" | |
| действия с пальчиками |
Молотком стучу, стучу, | постукиваем кулачком одной руки по расправленной ладошке другой руки |
Сто гвоздей заколочу. | то же самое, только поменять руки |
Буду строить дом, дом, | ставить поочередно кулачок на кулачок |
Будем жить в нем, в нем. | соединить кончики всех пальцев обеих рук, изображая крышу |
"Идет коза рогатая" | |
| действия с пальчиками |
Идет коза рогатая, | изобразить рога, вытянув вперед указательный палец и мизинец |
Идет коза бодатая, | |
Ножками топ-топ, | кончиками пальцев обеих рук постукивать по столу либо по коленкам |
Глазками хлоп-хлоп. | хлопаем в ладоши |
Кто каши не ест, | изобразить рога, вытянув вперед указательный палец и мизинец |
Молока не пьет, | |
Того коза | |
Забодает, забодает! |
"Дом и ворота" | |
| действия с пальчиками |
На полянке дом стоит, | соединить кончики пальцев обеих рук под углом, имитируем крышу дома |
Только к дому путь закрыт. | большие пальцы поднять вверх, повернуть ладони внутренней стороной к себе, но кончики пальцев обеих рук остаются соединенными, имитируем ограду |
Мы ворота открываем, | ладони развести в стороны, параллельно друг другу |
В гости всех вас приглашаем. | соединить кончики пальцев обеих рук под углом, имитируем крышу дома |
"Мышка" | |
| действия с пальчиками |
Мышка в норку пробралась, | "шагать" двумя пальчиками по столу |
На замочек заперлась. | зацепить друг за друга указательные пальцы обеих рук, как цепочку |
В дырочку глядит - | сделать колечко из большого и указательного пальцев и посмотреть в колечко |
Кошка не бежит? | ладонь руки поднести ко лбу, как козырек, и посмотреть из-под нее, как будто вглядываемся вдаль |
Этот пальчик хочет спать
В эту игру хорошо играть перед сном. Пусть малыш сожмет все пальчики в кулачок.
Этот пальчик хочет спать, | Разогните большой пальчик малыша. |
Этот пальчик лег в кровать, | Разогните указательный пальчик малыша. |
Этот пальчик прикорнул, | Разогните средний пальчик малыша. |
Этот пальчик уж уснул! | Разогните безымянный пальчик малыша. |
А последний – пятый пальчик | Потеребите мизинчик за кончик. |
Мы сейчас его уложим | Положите мизинчик рядом с другими пальчиками. |
Замок
На двери висел замок. | Соедините ладони, переплетите пальцы, а большие скрестите. |
Потянули, | Не расцепляя пальцев, потяните руки в разные стороны. |
Покрутили, | Не расцепляя пальцев, покрутите кисти рук то в сторону правой руки, то в сторону левой. |
Постучали | Не расцепляя пальцев, постучите ладонями друг о друга. |
И открыли. | Расцепите пальцы и разведите руки в разные стороны. |
Сорока-белобока
Сорока-белобока | Положите ручку малыша ладошкой вверх и сделайте по ней несколько круговых движений указательным пальцем. |
Этому дала, | Загните большой пальчик малыша. |
Этому дала, | Загните указательный пальчик малыша. |
Этому дала, | Загните средний пальчик малыша. |
Этому дала, | Загните безымянный пальчик малыша. |
А этому не дала: | Возьмите мизинчик малыша за кончик и по-теребите немножко, приговаривая. |
Бабушкины пирожки
Стала бабушка гостей созывать, | Возьмите руки малыша в свои и похлопайте ими в такт потешке. |
"И Тимоша приходи, | Положите ладонь малыша тыльной сторо-ной вверх на свою левую ладонь, а правой ру-кой по очереди поднимайте по одному пальчи-ку малыша, начиная с большого за кончик вверх. После среднего поднимайте сразу и средний, и безымянный вместе (Прошу и Мит-рошу). |
А уж Ванечка, | Дойдя до мизинца, поднимите его и потере-бите за кончик несколько раз. |
Стала бабушка гостей угощать, | Снова возьмите руки малыша в свои и по-хлопайте ими в такт потешке. |
"И Тимоше пирожок, | Положите ладонь малыша тыльной сторо-ной вниз на свою левую ладонь, а большим пальцем своей правой руки по очереди мягко нажимайте на подушечки пальчиков малыша, начиная с большого. |
А уж Ванечке, | Дойдя до мизинца, нажмите на его кончик несколько раз. |
Стала бабушка гостей провожать, | Возьмите правую ручку малыша (или ле-вую, если он левша) и помашите ей, словно он прощается. |
"Прощевай Тимоша, | Положите ладонь малыша тыльной сторо-ной вниз на свою левую ладонь, а большим пальцем своей правой руки по очереди заги-байте пальчики малыша к ладошке, начиная с большого. |
А уж Ванечка, | Дойдя до мизинца, погладьте его от ладони к кончику несколько раз. |
Птички-невелички
Птички-невелички | Скрестите запястья рук, сцепите большие пальцы и помашите ладошками, как крыльями. |
Птички-невелички | Накройте своей ладонью ладошку малыша. |
Будем птичек привечать, | Погладьте его ладошку своей несколько раз. |
А воробушка узнаем, | Погрозите ладошке малыша указательным пальцем. И сделайте над ладошкой хватательное движение, сжав ладонь в кулак. |
Будет петь для деточки | Соедините кончики согнутых пальцев и слегка раздвиньте ладони, образуя клетку. |
Три раза произнесите название птички, например, кукушечка, воронушка, ласточка, журавушка, гаичка, совушка, уточка и т.д., сопровождая это тремя легкими поглаживаниями большого пальчика малыша от основания к кончику. Потом начните поглаживать указательный пальчик, называя другую птичку. Если вы называете воробушка, то малыш должен успеть отдернуть руку, а вы старайтесь ухватить пальчик за кончик. Если птичка улетела, скажите: | |
"Ой, беда! Ой, беда! | Соедините руки ладонями над головой. |
Если же "птичка" попалась, скажите: | |
"А-а, попалась птичка, | Удерживая кончик пальчика, немного потеребите его. |
Ловить можно не только воробушка, но и любую другую птичку, просто ее название надо заменить в потешке на подходящее по количеству слогов. Например, "а лебедушку узнаем", "а тетёрочку узнаем", "а авдошечку узнаем", "а бекасика узнаем", "а варакушку узнаем", "а как совушку узнаем", "а как ласточку узнаем" и т.д. |
Едут, едут бабка с дедом
Согните руку в локте, поднимите кисть вверх и растопырьте пальцы. У вас получится дверь между указательным и большим пальцем и три окошка. Пусть малыш за вами повторяет.
Едут, едут бабка с дедом! | Просуньте мизинец в первое окошко между ми-зинцем и безымянным пальцем со стороны ладони. |
Нет, то скачет конь с соседом. | Положите на мизинец безымянный палец (теперь из окошка выглядывают двое). |
Нет, то два мешка с овсом. | Положите на безымянный средний палец. |
Нет, то кот дерется с псом. | Положите на средний указательный палец. |
Ну чего же так кричать, | Просуньте в окошко большой палец, расталкивая других. Уберите все пальцы из "окошка". |
Едут, едут бабка с дедом! | То же самое, но пальчики выглядывают во второе окошко между безымянным и средним пальцами. |
Едут, едут бабка с дедом! | То же самое, но пальчики выглядывают в третье "окошко" между средним и указательным пальцами. |
После этого все пальцы убираются и вместе с рукою "выбегают" через "дверь" между большим и указательным пальцами, перебирая пальчиками-ножками. |
Банька
Над трубою дым поднимается, | Сложите ладони вместе и сделайте несколько волнообразных движений снизу вверх. |
Да по небу дым расстилается. | Раскройте ладони и разведите руки в разные стороны. |
Не хлебы пекут – банька топится, | Соедините кончики пальцев своих рук, а ладони не соединяйте. Сами пальцы растопырьте. |
Прибежала нянька: | Малыш пытается попасть своим большим пальцем между вашими большими и указательными пальцами. Сведите пальцы и не пускайте. |
Прибежал Нафанька: | Малыш пытается попасть своим указательным пальцем между вашими указательными и средними пальцами. Сведите пальцы и не пускайте. |
Прибежала Анька: | Малыш пытается попасть своим средним пальцем между вашими средними и безымянными пальцами. Сведите пальцы и не пускайте. |
Прибежала Манька: | Малыш пытается попасть своим безымянным пальцем между вашими безымянными пальцами и мизинцами. Сведите пальцы и не пускайте. |
Прибежал наш Ванька: | Малыш просовывает свой мизинчик между вашими ладонями. Попытайтесь его поймать. Если удалось, начинай-те тереть, приговаривая. |
Братья-лежебоки
Солнце красное взошло, | Ладошка малыша лежит на столе тыльной стороной вверх. Растопырьте пальцы как лучики солнышка и "посветите" над спящими братцами. |
Первым старший брат проснулся, | Поднимите и чуть-чуть потяните большой пальчик малыша вверх, остальные лежат на столе. |
Снова он в кроватку лег | Положите его обратно. |
И толкнул соседа в бок. | Постучите три раза большим пальчиком малыша о его указательный пальчик. |
Вот и брат второй проснулся, | То же самое проделайте с указательным пальчиком. |
Вот и третий брат проснулся, | То же самое проделайте со средним пальчиком. |
Вот четвертый брат проснулся, | То же самое проделайте с безымянным пальчиком. |
Вот и младший брат проснулся, | Поднимите и чуть-чуть потяните вверх мизинчик малыша. |
И сказал: "А ну давайте, | Потеребите его вверх-вниз, держа двумя пальцами за кончик. |
Тут уж братцы все проснулись, | Поднимите все пальчики малыша своей ладонью и чуть-чуть потяните вверх. |
И кричат: "Ура! Ура! | Переверните ручку малыша тыльной стороной вниз, а пальчики слегка приподнимите. |
Наварили кашки, | Поводите своим указательным пальцем по середине ладошки малыша кругами. |
Первый кашку ел – хвалил, | Нагните большой пальчик малыша к его ладошке, а потом выпрямите. То же самое проделайте со всеми, кроме мизинца. |
Пятому – какая жалость – | Возьмите мизинчик малыша за кончик и поводите из стороны в сторону, как будто он очень расстроился. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.
Значение пальчиковых игр для развития речи детей....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.
Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников: формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."
Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...