Творческое рассказывание по картине с использованием технологии ТРИЗ
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Творческое рассказывание по картине с использование технологии ТРИЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskoe_rasskazyvanie_po_kartine.docx | 17.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческое рассказывание по картине «Осенняя прогулка».
Цель: Обучение детей составлению творческого рассказа.
Задачи:
Образовательные: учить детей в процессе рассматривания картины выделять объекты, характеризовать их и устанавливать между ними взаимосвязи; учить выстраивать грамматические конструкции с использованием различных частей речи (предлогов, прилагательных, глаголов); формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное; упражнять в умении подбирать название картины, точно отражающее ее смысл.
Развивающие: развивать навыки планирования пересказа с опорой на наглядность, слуховую и зрительную память; развивать мыслительные действия детей, ведущие к объяснению смысла изображенного на картине.
Воспитательные: прививать любовь к осени как времени года, воспитывать желание любоваться осенним пейзажем, видеть в осени прекрасное.
Материалы и оборудование: картина «Осенняя прогулка», набор картинок с изображениями объектов картины «Осенняя прогулка», альбомные листы, схемы-картинки для составления загадок, атрибуты для «оживления» картины (макет пенька, ведерко с осенним букетом, шапочки белки, ежа, кленовая и дубовая веточки, гроздья рябины, кепки и шапочки для детей, мяч).
Ход занятия
Организационный момент
«Мой бубенчик озорной
Всех ребят мне в круг построй!»
Мотивационно-ориентировочный этап.
В: Послушайте загадку:
Лист берёзовый летит,
Все затихло, лес молчит,
Отчего же это вдруг
Пожелтело все вокруг?
О каком времени года эта загадка?
В: А какое настроение у вас вызывает осень?
В: Я прочту вам отрывок из рассказа Константина Ушинского «Четыре желания», а вы внимательно его послушайте.
Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
— Осень лучше всех времён года!
В: А вы как думаете? Почему?
Поисковый этап.
В: Как вы думаете, что нарисовано на этой картине? (Картина повернута обратной стороной). Какое время года? (Воспитатель поворачивает картину).
В: Давайте рассмотрим картину повнимательнее. Нам понадобится подзорная труба. Вы рассматриваете картину в «подзорную трубу» и называете только один объект. (Например: мальчик в голубой кепке, девочка красной шапочке, белка, ежик, мальчик в красной кепке, девочка в зеленой шапочке, береза, клен, дуб, рябина.)
В: Вы были внимательны и назвали много объектов. А сможете ли вы по описанию отгадать объект с картины, который загадаю я? (Воспитатель описывает один из предметов на картинке, не называя его. Дети отгадывают).
В: А теперь вы загадайте объект с картины и опишите его, а мы отгадаем. (Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь).
В: А теперь поменяем правила игры. Я загадаю объект. Вы мне будете задавать вопросы, а я буду отвечать на них только «Да» или «Нет». (Воспитатель загадывает белочку или ежа).
В: Давайте попробуем сочинить о еже загадку (Во время работы воспитатель выставляет на мольберте картинки-подсказки):
Этот зверь какой? колючий, как что? (Как ель.)
Он серый, как кто? (Как мышь.)
И живёт где? (В лесу).
В: Вот что у нас получилось:
Этот зверь колючий, как ель,
Серый, как мышь,
И живёт в лесу.
В: А можно составить загадку и по-другому:
Колючий, но не ель,
Серый, но не мышь,
А живёт в лесу.
Кто это?
В: Давайте поиграем в игру «Я предмет, а ты моя частичка». Я буду называть объект, а вы мне часть этого объекта, например: ежик - иголки. (Дерево – листья, белка – хвост, рябина – ягоды, елка – иголки, речка – вода, веточка – листья, дуб – желуди и т.д. Игра проводится в кругу с мячом).
В: Посмотрите на картину. Какое время года нарисовано на картине?
В: Постарайтесь убедить меня, что художник нарисовал осень.
В: Вам нравится картина? Как бы вы ее назвали? (Дети предлагают свои варианты).
В: Художник назвал картину «Осенняя прогулка».
В: Как вы думаете, эта картина сказочная или описывает реальные события? Почему?
В: Я думаю, что на картине нарисована поздняя осень. А вы? Обоснуйте свой ответ.
Практический этап.
В: А теперь мы с вами попробуем эту картину оживить. Поиграем в игру «Займи свое место в картине». Вы «превратитесь» в один из объектов на картине, объясните словами свое местонахождение относительно других объектов, изображенных на картине, а затем встанете на ковре. А для ориентира я поставлю пенек, а на него ведерко с осенним букетом.
(Воспитатель предлагает детям выбрать фрагмент картины, на котором изображен персонаж, и подойти к столу с атрибутами: шапочки белки, ежа, кленовая и дубовая веточки, гроздья рябины, кепки и шапочки для детей. В процессе оживления картины воспитатель помогает детям сориентироваться с помощью наводящих вопросов: Где ты встанешь относительно березы? Если ты ежик, где тебе надо расположиться? Если ты клен, где ты встанешь? И т.д.).
Береза: Я береза, я нахожусь впереди всех, значит, я встаю к окну.
Мальчик: Я мальчик в синей кепке, на картине я стою рядом с березой. Значит, я встану справа от березы.
Белка: Я белка, нахожусь на березе, но выше мальчика. Значит, я встану между березой и мальчиком в синей кепке.
Мальчик: Я мальчик в красной кепке, я присяду недалеко от мальчика в синей кепке и буду гладить ежика.
Ежик: Я ежик, нахожусь между мальчиком в синей кепке и красной кепке, поэтому я встану между ними.
Девочка: Я девочка в зеленой шапочке, на картине я стою рядом с осенним букетом. Значит, я встану рядом с осенним букетом.
Девочка: Я девочка в красной шапочке. На картине я стою рядом с девочкой в зеленой шапочке. Значит, я встану рядом с девочкой в зеленой шапочке.
Клен: Я клен, на картине я нахожусь за осенним букетом. Значит, я встану за осенним букетом.
Рябина: Я рябина. На картине я нахожусь сзади березы, но между березой и мальчиком в синей кепке. Значит, я встану между березой и мальчиком в синей кепке.
В: Посмотрите, какая картина у нас получилась. (Воспитатель дает образец рассказа по картине). На картине изображены мальчики и девочки, которые гуляют в осеннем парке на берегу реки. В нем растут клены, дубы и рябины. Дети собрали букет из осенних листьев. Девочка в зеленой шапочке держит кленовую веточку. Девочка в красной шапочке держит веточку с желудями и просит у подружки веточку клена, чтобы сделать осенний букет. А мальчики увидели лесных обитателей. Мальчик в красной бейсболке увидел ежа и решил его погладить. А мальчик в синей кепке увидел скачущую по березе белку. Вот как интересно прошла прогулка у детей.
Рефлексия:
В: Ну что, понравилась вам картина? А чей творческий рассказ вам сегодня понравился? Вы хорошо сегодня потрудились, молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Обучение рассказыванию по картине с использованием технологии ТРИЗ и РТВ »
Обучение рассказыванию по картине с использованием приемов ТРИЗ....
Обучение детей творческим рассказам по картине с использованием технологий ТРИЗ
Материал был представлен в виде консультации для воспитателей детского сада....
Методическое пособие "Составление творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»
Основная идея работы – создание педагогического сопровождения усвоения детьми обобщенных способов составления рассказов по сюжетным картинам. Методическая разработка предназначена для воспитател...
Конспект занятия по развитию речи "Творческое рассказывание по картине с использованием технологии ТРИЗ" (подготовительная группа)
Формирование у детей умения составлять творческий рассказ по мотивам содержания картины, используя технологии ТРИЗ: игры: "Сыщики", "Из чего сделаны", "Такого же цвета", ...
Методика обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию по картине с использованием технологии ТРИЗ
Обучение детей составлению описательного рассказа по картине....
Мастер-класс для начинающих педагогов "«Обучение детей дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»
Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного ...
Конспект открытого занятия по развитию связной речи «Составление творческого рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ»
Составление творческого рассказа на основе восприятия картины через разные органы чувств с использованием технологии ТРИЗ....