Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Веретенова Олеся Вадимовна

Цель: формировать у детей представления о поздней осени. Находить признаки осени в художественных произведениях; упражнять в составлении сложноподчинённых предложений, упражнять в образовании и подборе имён прилагательных; воспитывать выдержку, умение слушать и слышать друг друга, не перебивать товарища; воспитывать эмоционально-эстетический отклик на выразительность художественного образа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_17_noyabr.docx30.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение»

Выполнила воспитатель 1 кв.к.

Веретенова О.В.

г.о.г. Выкса 2020 год

Цель: формировать у детей представления о поздней осени. Находить признаки осени в художественных произведениях; упражнять в составлении сложноподчинённых предложений, упражнять в образовании и подборе имён прилагательных; воспитывать выдержку, умение слушать и слышать друг друга, не перебивать товарища; воспитывать эмоционально-эстетический отклик на выразительность художественного образа.

Предварительная работа: наблюдения за живой и неживой природой;

рассматривание репродукций картин об осени; чтение художественной литературы; заучивание стихотворений, отгадывание загадок.

Материалы: листья деревьев (дуб, берёза, рябина, осина, клён) по

количеству детей (засушенные или вырезанные из бумаги с квадратиком двустороннего скотча на каждом); магнитная доска; лист А2 с аппликацией «Ваза»; репродукции картин И. Левитана «Золотая осень», В. Кубарева «Поздняя осень»; аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года» Октябрь. Осенняя песнь»; мультимедиа; презентация: Портрет И. Бунина. Портрет А. Толстого. Портрет А. Майкова.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о каком времени года мы сегодня будем говорить.

Листья с веток облетают.

Птицы к югу улетают.

"Что за время года"? – спросим.

Нам ответят: «Это …..». (осень)

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить об осени. Выясним, что происходит в природе в это время года. Будем читать стихи, слушать музыку, рассматривать репродукции картин и отмечать, чем красива осень.

Воспитатель: Какое сейчас время года? 

Дети: осень

Воспитатель: Назовите осенние месяцы. 

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь

Воспитатель: Какой сейчас месяц? 

Дети: Ноябрь

Воспитатель: Значит, на дворе поздняя осень. Что значит «поздняя»

     Дети: Скоро наступит зима

Воспитатель: Какая сегодня погода? 

Дети: Ясная или пасмурная

Воспитатель: Сегодня погода ясная, солнечная. Какое сегодня небо?

Дети: Небо голубое или синее-синее.

Воспитатель: Какие краски природа использует, раскрашивая листву на деревьях и кустарниках летом, а какие осенью? 

Дети: Летом листья зеленые, а осенью разноцветные.

Воспитатель: Деревья полыхают желтизной. А что значит «деревья полыхают желтизной»

Дети: На деревьях много жёлтых листьев.

Воспитатель: Что называют листопадом? 

Дети: Листопад — это явление природы, когда деревья сбрасывают листву.

Воспитатель: В какую погоду листочков облетает больше? 

Дети: В ветреную погоду.

Воспитатель: Под ногами ковер из желтых, золотистых листьев. Почему мы говорим «золотистых» листьев? Это какой цвет?

Дети: Золотистый — от слова «золото». Золото жёлтого цвета.

Воспитатель: Если на улице пасмурно или дождливо, то все вокруг становится серым, тёмным, грустным и унылым. Унылый — это какой? 

Дети: Унылый — грустный, без настроения.

Воспитатель: А пасмурно — это как? 

Дети: В пасмурную погоду солнышко прячется, на улице серо, тускло

Упражнение «С какого дерева листок?»

Листья падают, кружатся

И у ног моих ложатся.

Я ладошку протяну

И один листок возьму.

А потом другой и третий.

Хороши они, поверьте!

Я от осени привет

Соберу в большой букет! 

Воспитатель: Возьмите каждый по одному листочку. (листья рассыпаны на полу). Встаньте в круг. Назовите, лист какого дерева у вас в руке.

Дети:

Лист дуба – дубовый

Лист березы – березовый

Лист рябины – рябиновый

Лист осины – осиновый

Лист клена – кленовый

Игровое упражнение «Закончи предложение».

Воспитатель: Я буду задавать вопросы, тот, кто ответил — прикрепляет свой листик на панно. 

  • Листья осенью (что делают?) – желтеют и опадают.
  • Дождь осенью (что делает?) – моросит, идет.
  • Урожай осенью (что делают?) – убирают.
  • Птицы осенью (что делают?) — улетают в теплые края.
  • Деревья осенью (что делают?) — роняют листья.
  • Звери осенью (что делают?)— готовятся к зиме, меняют шубки.
  • Когда на улице дождь и ветер (что мы делаем?) - мы сидим дома.
  • В яркий солнечный день хочется на улицу (чтобы что делать?) - чтобы поиграть с друзьями.
  • На улице пасмурно и дождливо, поэтому (я что сделал?) - я взял с собой зонтик.
  • Когда на улице дождь и ветер (мы что делаем?) – мы не выходим на прогулку.
  • В яркий солнечный день хочется на улицу (чтобы что делать?) - чтобы погулять.

Воспитатель: Молодцы! Листики все прикрепили. Что получилось? 

Дети: Букет из листьев

Воспитатель: Мы от осени привет — собрали в большой букет!

Дыхательное упражнение «Вдыхаем аромат осени».

Воспитатель: Отдохнуть предлагаю на улице. Раз, два, три повернись и на улице очутись! Как на улице красиво! А какой воздух!

Вдох носом, пауза, под счёт «раз, два, три» выдох ртом.

Воспитатель: Чем пахнет осень? 

Дети: Опавшей листвой, дождём, холодом)

Физкультминутка «По утрам морозы»

По утрам морозы.                    ( Дети медленно встают на носочки и                                                                                                                                                        поднимают руки вверх)

В рощах желтый листопад.       (Плавные движения над головой влево-вправо)

Листья около березы                (Медленно приседают)

Золотым ковром лежат.            (делают плавные движения руками перед собой влево-вправо)

В лужах лед прозрачно-синий.  (Встают, плавно разводят руки в стороны)

На листочках белый иней.         (Повороты в право-влево, разводят руками)

Воспитатель: Вернёмся в группу: раз, два, три повернись и снова в группе очутись!

Ребята, перед вами репродукции картин русских художников. Какое время года изображено на картинах? 

Дети: Осень

Воспитатель: Исаак Левитан назвал свою картину «Золотая осень». Как вы думаете, почему?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Какая осень? 

Дети: Красивая, яркая, солнечная, тихая.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на репродукцию картины «Поздняя осень» Кубарева Вячеслава.

Какую осень вы видите здесь? 

Дети: Мрачная, холодная, темная, сырая.

Воспитатель: Осень бывает разной – может быть теплой и солнечной, такую осень еще называют золотой, а может быть холодной и дождливой – это поздняя осень.

Воспитатель: Про яркую, броскую красоту осени написано много прекрасных стихотворений. Прекрасные – это какие стихи?

Мультимедиа портрет поэта, картина осени. Чтение стихотворений на фоне музыки (П. И. Чайковский «Времена года» «Октябрь. Осенняя песнь».)

Воспитатель: Одно из них я особенно люблю, не раз читала его вам и сегодня прочитаю, порадую себя и вас! Иван Бунин «Листопад»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Воспитатель: Иван Бунин пишет, что «лес — точно терем расписной». Как вы себе это представляете?

Дети: Листья на деревьях, с наступлением осени, поменяли окраску: стали красными, жёлтыми, оранжевыми, коричневыми; Лес — это дом для диких животных — терем. Терем расписной, нарядный, красивый.

Воспитатель: Чем пахнет осенний лес? 

Дети: Дубом и сосной

Воспитатель: Как вы думаете, автору стихотворения нравится осень? Почему вы так решили?

Дети: Автору нравится осень. Он говорит о ней с восхищением.

Воспитатель: Замечательные русские поэты рассказали в стихах об осени так, как увидели и почувствовали её. А теперь послушайте ещё одно стихотворение Алексея Толстого, в котором говорится об осени и о любви. (СЛАЙД 2)

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Весело и горестно сердцу моему,

Молча твои рученьки грею я и жму,

В очи тебе глядючи, молча слезы лью,

Не умею высказать, как тебя люблю.

Воспитатель: Почему автор говорит «бедный сад»?

Дети: Потому, что листва облетела с веток деревьев и деревья смотрятся без наряда бедненько, сиротливо.

Воспитатель: Какое настроение передаёт нам стихотворение? Почему? 

Дети: Настроение грусти, тоски. Нет тех летних красок.

Воспитатель: Ребята, какое стихотворение вам понравилось? Чем понравилось стихотворение? Вы слушали стихотворения, а что вам помогало представить картины осени? 

Дети: Музыка

Воспитатель: О каком времени года мы сегодня говорили? 

Дети: Об осени

Воспитатель: Какое задание, упражнение вам больше всего понравилось?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Кто и что нам может помочь увидеть всю красоту природы в это время года? 

Дети: Поэты, художники, композиторы

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь пойдемте любоваться нашим деревом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Чтение стихотворений о поздней осени"

Приобщении детей к поэзии, развитие поэтичесого слуха. Упражнение в составлении сложноподчиненных предложений....

Занятие по развитию речи в старшей группе "Чтение стихов о поздней осени"

Что значит природа в жини человека? Сколько стихов, размышлений посвящено ей...  Мы замираем от восхищения, щемящего чувства радости или тоски, любви, грусти, нежности, порой не находя слов...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение стихотворений о поздней осени»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Чтение стихотворений о поздней осени»...

Конспект занятия на тему: «Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение» в старшей группе

Цель: приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.Задачи:        Развивающие: развиват...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение стихов о поздней осени»

Тема: Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение "Заверши предложение»Цель: Формировать у детей представления о поздней осени. Находить признаки осени в худ...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи/восприятие худ.литературы «Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение»

Цель: Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.Задачи:Развивающие: развивать устную речь, умение наблюдать, анализировать, делать выв...