Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: формировать у детей представления о поздней осени. Находить признаки осени в художественных произведениях; упражнять в составлении сложноподчинённых предложений, упражнять в образовании и подборе имён прилагательных; воспитывать выдержку, умение слушать и слышать друг друга, не перебивать товарища; воспитывать эмоционально-эстетический отклик на выразительность художественного образа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_17_noyabr.docx | 30.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение»
Выполнила воспитатель 1 кв.к.
Веретенова О.В.
г.о.г. Выкса 2020 год
Цель: формировать у детей представления о поздней осени. Находить признаки осени в художественных произведениях; упражнять в составлении сложноподчинённых предложений, упражнять в образовании и подборе имён прилагательных; воспитывать выдержку, умение слушать и слышать друг друга, не перебивать товарища; воспитывать эмоционально-эстетический отклик на выразительность художественного образа.
Предварительная работа: наблюдения за живой и неживой природой;
рассматривание репродукций картин об осени; чтение художественной литературы; заучивание стихотворений, отгадывание загадок.
Материалы: листья деревьев (дуб, берёза, рябина, осина, клён) по
количеству детей (засушенные или вырезанные из бумаги с квадратиком двустороннего скотча на каждом); магнитная доска; лист А2 с аппликацией «Ваза»; репродукции картин И. Левитана «Золотая осень», В. Кубарева «Поздняя осень»; аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года» Октябрь. Осенняя песнь»; мультимедиа; презентация: Портрет И. Бунина. Портрет А. Толстого. Портрет А. Майкова.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о каком времени года мы сегодня будем говорить.
Листья с веток облетают.
Птицы к югу улетают.
"Что за время года"? – спросим.
Нам ответят: «Это …..». (осень)
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить об осени. Выясним, что происходит в природе в это время года. Будем читать стихи, слушать музыку, рассматривать репродукции картин и отмечать, чем красива осень.
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: осень
Воспитатель: Назовите осенние месяцы.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь
Воспитатель: Какой сейчас месяц?
Дети: Ноябрь
Воспитатель: Значит, на дворе поздняя осень. Что значит «поздняя»?
Дети: Скоро наступит зима
Воспитатель: Какая сегодня погода?
Дети: Ясная или пасмурная
Воспитатель: Сегодня погода ясная, солнечная. Какое сегодня небо?
Дети: Небо голубое или синее-синее.
Воспитатель: Какие краски природа использует, раскрашивая листву на деревьях и кустарниках летом, а какие осенью?
Дети: Летом листья зеленые, а осенью разноцветные.
Воспитатель: Деревья полыхают желтизной. А что значит «деревья полыхают желтизной»?
Дети: На деревьях много жёлтых листьев.
Воспитатель: Что называют листопадом?
Дети: Листопад — это явление природы, когда деревья сбрасывают листву.
Воспитатель: В какую погоду листочков облетает больше?
Дети: В ветреную погоду.
Воспитатель: Под ногами ковер из желтых, золотистых листьев. Почему мы говорим «золотистых» листьев? Это какой цвет?
Дети: Золотистый — от слова «золото». Золото жёлтого цвета.
Воспитатель: Если на улице пасмурно или дождливо, то все вокруг становится серым, тёмным, грустным и унылым. Унылый — это какой?
Дети: Унылый — грустный, без настроения.
Воспитатель: А пасмурно — это как?
Дети: В пасмурную погоду солнышко прячется, на улице серо, тускло
Упражнение «С какого дерева листок?»
Листья падают, кружатся
И у ног моих ложатся.
Я ладошку протяну
И один листок возьму.
А потом другой и третий.
Хороши они, поверьте!
Я от осени привет
Соберу в большой букет!
Воспитатель: Возьмите каждый по одному листочку. (листья рассыпаны на полу). Встаньте в круг. Назовите, лист какого дерева у вас в руке.
Дети:
Лист дуба – дубовый
Лист березы – березовый
Лист рябины – рябиновый
Лист осины – осиновый
Лист клена – кленовый
Игровое упражнение «Закончи предложение».
Воспитатель: Я буду задавать вопросы, тот, кто ответил — прикрепляет свой листик на панно.
- Листья осенью (что делают?) – желтеют и опадают.
- Дождь осенью (что делает?) – моросит, идет.
- Урожай осенью (что делают?) – убирают.
- Птицы осенью (что делают?) — улетают в теплые края.
- Деревья осенью (что делают?) — роняют листья.
- Звери осенью (что делают?)— готовятся к зиме, меняют шубки.
- Когда на улице дождь и ветер (что мы делаем?) - мы сидим дома.
- В яркий солнечный день хочется на улицу (чтобы что делать?) - чтобы поиграть с друзьями.
- На улице пасмурно и дождливо, поэтому (я что сделал?) - я взял с собой зонтик.
- Когда на улице дождь и ветер (мы что делаем?) – мы не выходим на прогулку.
- В яркий солнечный день хочется на улицу (чтобы что делать?) - чтобы погулять.
Воспитатель: Молодцы! Листики все прикрепили. Что получилось?
Дети: Букет из листьев
Воспитатель: Мы от осени привет — собрали в большой букет!
Дыхательное упражнение «Вдыхаем аромат осени».
Воспитатель: Отдохнуть предлагаю на улице. Раз, два, три повернись и на улице очутись! Как на улице красиво! А какой воздух!
Вдох носом, пауза, под счёт «раз, два, три» выдох ртом.
Воспитатель: Чем пахнет осень?
Дети: Опавшей листвой, дождём, холодом)
Физкультминутка «По утрам морозы»
По утрам морозы. ( Дети медленно встают на носочки и поднимают руки вверх)
В рощах желтый листопад. (Плавные движения над головой влево-вправо)
Листья около березы (Медленно приседают)
Золотым ковром лежат. (делают плавные движения руками перед собой влево-вправо)
В лужах лед прозрачно-синий. (Встают, плавно разводят руки в стороны)
На листочках белый иней. (Повороты в право-влево, разводят руками)
Воспитатель: Вернёмся в группу: раз, два, три повернись и снова в группе очутись!
Ребята, перед вами репродукции картин русских художников. Какое время года изображено на картинах?
Дети: Осень
Воспитатель: Исаак Левитан назвал свою картину «Золотая осень». Как вы думаете, почему?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Какая осень?
Дети: Красивая, яркая, солнечная, тихая.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на репродукцию картины «Поздняя осень» Кубарева Вячеслава.
Какую осень вы видите здесь?
Дети: Мрачная, холодная, темная, сырая.
Воспитатель: Осень бывает разной – может быть теплой и солнечной, такую осень еще называют золотой, а может быть холодной и дождливой – это поздняя осень.
Воспитатель: Про яркую, броскую красоту осени написано много прекрасных стихотворений. Прекрасные – это какие стихи?
Мультимедиа портрет поэта, картина осени. Чтение стихотворений на фоне музыки (П. И. Чайковский «Времена года» «Октябрь. Осенняя песнь».)
Воспитатель: Одно из них я особенно люблю, не раз читала его вам и сегодня прочитаю, порадую себя и вас! Иван Бунин «Листопад»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Воспитатель: Иван Бунин пишет, что «лес — точно терем расписной». Как вы себе это представляете?
Дети: Листья на деревьях, с наступлением осени, поменяли окраску: стали красными, жёлтыми, оранжевыми, коричневыми; Лес — это дом для диких животных — терем. Терем расписной, нарядный, красивый.
Воспитатель: Чем пахнет осенний лес?
Дети: Дубом и сосной
Воспитатель: Как вы думаете, автору стихотворения нравится осень? Почему вы так решили?
Дети: Автору нравится осень. Он говорит о ней с восхищением.
Воспитатель: Замечательные русские поэты рассказали в стихах об осени так, как увидели и почувствовали её. А теперь послушайте ещё одно стихотворение Алексея Толстого, в котором говорится об осени и о любви. (СЛАЙД 2)
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слезы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.
Воспитатель: Почему автор говорит «бедный сад»?
Дети: Потому, что листва облетела с веток деревьев и деревья смотрятся без наряда бедненько, сиротливо.
Воспитатель: Какое настроение передаёт нам стихотворение? Почему?
Дети: Настроение грусти, тоски. Нет тех летних красок.
Воспитатель: Ребята, какое стихотворение вам понравилось? Чем понравилось стихотворение? Вы слушали стихотворения, а что вам помогало представить картины осени?
Дети: Музыка
Воспитатель: О каком времени года мы сегодня говорили?
Дети: Об осени
Воспитатель: Какое задание, упражнение вам больше всего понравилось?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Кто и что нам может помочь увидеть всю красоту природы в это время года?
Дети: Поэты, художники, композиторы
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь пойдемте любоваться нашим деревом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Чтение стихотворений о поздней осени"
Приобщении детей к поэзии, развитие поэтичесого слуха. Упражнение в составлении сложноподчиненных предложений....
Занятие по развитию речи в старшей группе "Чтение стихов о поздней осени"
Что значит природа в жини человека? Сколько стихов, размышлений посвящено ей... Мы замираем от восхищения, щемящего чувства радости или тоски, любви, грусти, нежности, порой не находя слов...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение стихотворений о поздней осени»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Чтение стихотворений о поздней осени»...
Конспект занятия на тему: «Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение» в старшей группе
Цель: приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.Задачи: Развивающие: развиват...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение стихов о поздней осени»
Тема: Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение "Заверши предложение»Цель: Формировать у детей представления о поздней осени. Находить признаки осени в худ...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи/восприятие худ.литературы «Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение»
Цель: Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.Задачи:Развивающие: развивать устную речь, умение наблюдать, анализировать, делать выв...