Нетрадиционная технология в работе с дошкольниками
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Колкова Елена Геннадьевна

Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sikveyn_s_doshkolnikami_1.docx29.34 КБ

Предварительный просмотр:

  Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

  Эта технология не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.

Правила составления синквейна.

Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.

Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциативный ряд).

 

Эта технология универсальна.

Цель: добиться более глубокого осмысления вопроса, проверить умение детей кратко и точно выразить свои  мысли на заданную тему.

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:

- Новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя-логопеда.

- Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.

- Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

- Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

- Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

Примеры составления синквейна

1. Кукла.

2. Красивая, любимая.

3. Стоит, сидит, улыбается.

4. Моя кукла самая красивая.

5. Игрушка.

1. Машина.

2. Быстрая, мощная.

3. Едет, обгоняет, тормозит.

4. Я люблю кататься.

5. Транспорт.

1. Дождь.

2. Мокрый, холодный.

3. Капает, стучит, льется.

4. Я не люблю дождь.

5. Вода.

  Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи.

  В конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас, работая с предложением.

Синквейн можно составлять на индивидуальных и групповых занятиях, занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети, умеющие печатать, могут создавать синквейн на листе бумаги, не умеющие — в виде устных сочинений с опорой на схему. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

Могут быть использованы такие варианты работы:

-составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

- составление синквейна по прослушанному рассказу;

- коррекция и совершенствование готового синквейна;

- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки — на основе существующих строк необходимо ее определить).

- полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.

Целесообразное использование синквейна:

 На занятиях для закрепления изученной лексической темы.

1. Береза.

2. Тонкая, белоствольная.

3. Растет, зеленеет, радует.

4. Береза — символ России.

5. Дерево.

Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

1. Звуки речи.

2. Гласные, согласные.

3. Слышим, произносим, выделяем.

4. Звуки складываются в слова.

5. Речь.

 На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.

1. Заяц.

2. Белый, пушистый.

3. Прячется, боится, убегает.

4. Я жалею зайца.

5. Дикое животное.

  В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.

  При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

  Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

  Написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных).        Составление синквейна полезно для выработки у детей способности к анализу. Использование дидактического синквейна на занятиях позволяет логопеду гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. На первых порах предусматриваем при составлении синквейна работу с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально.

Образцы детских сочинений синквейна в рамках изучения лексических тем.

Лексическая тема «Времена года»

1. Листья

2. Осенние, желтые
3. Падают, летят, растут.
4. Люблю собирать листья.
5. Осень

1. Зима

2. Белая, волшебная
3. Морозит, наступает, приходит.
4. Люблю кататься на горке
5. Холод

1. Зима

2. Холодная, снежная.
3. Морозит, наступает, приходит.
4. Я люблю зиму.
5. Новый год

1. Зима.

2.Морозная, снежная.
3.Кататься, гулять, мерзнуть.
4.Самое холодное время года.
5.Мороз.

1.Весна

2.Журчащая, грязная.
3.Льет, согревает, растет.
4.Появляется зеленая травка.
5.Слякоть.

Лексическая тема «животные»

1. Лиса

2. Рыжая, пушистая
3.Ловит, ест, крадется
4. хитрит и ест мышей
5. Дикое животное

1. Кошка

2. Ласковая, домашняя
3. Мяукает, царапает, прыгает
4. Люблю котенка гладить
5. Домашнее животное

1. Медведь

2.Большой, косолапый.
3.Ревет, лакомится, переваливается.
4.Медведь любит лакомиться медом.
5.Лес

1. Собака

2.Умная, верная
3.Охраняет, спасает, лает
4.Собака - самый верный друг
5.Дом

1. Волк

2.Сердитый, голодный
3.Охотится, рыщет, догоняет
4.Волк живет в лесу.
5.Хищник

Лексическая тема «Овощи»

1. Помидор
2. Красный, вкусный
3. Поливать, растить, ухаживать
4. Он очень красивый
5. Салат

1. Огурец

2. Сочный, большой, зеленый
3. Растет, зреет, висит
4. Люблю есть огурцы
5. Огород 

1. Морковь

2. Вкусная, сладкая
3. Растет, варится, сидит
4. Люблю её кушать
5. Полезный овощ

1. Свекла

2. Красная, вкусная 
3. Растет, вылезает из земли, вянет
4. Свекла растет на грядке 
5. Огород

1. Капуста

2. Зеленая, хрустящая
3. Продается, растет, варится
4. Капусту выращивают люди
5. Пирожки с капустой

1. Лето.

2.Жаркое, знойное.
3.Загораем, собираем, купаемся.
4.Много свежих фруктов и овощей.
5.Море

1.Осень.

2.Золотая, слякотная.
3.Заготавливаем, грустим, собираем.
4.Березы надели золотой наряд.
5.Дождь.
1. Весна,
2Журчащая, зеленеющая,
3Тает, распускается, растет,
4Природа просыпается вновь,
5Радость.
Наслаждаемся всеми прелестями лета:
1. Лето,
2Теплое, жаркое,
3Цветет, ласкает, радует,
4Раздолье для детей и взрослых,
5Праздник

Лексическая тема «Грибы и ягоды»

1. Гриб

2. Съедобный, старый.
3. Стоит, растет, прячется
4. Люблю жареные грибы
5. Полянка

1. Боровик

2. Белый, вкусный, холодный.
3. Лежит на земле, прячется, растет.
4. Не люблю есть грибы.
5. Лес

1. Клубника

2.Сладкая, вкусная
3.Созревает, наливается, краснеет
4.На грядке растет клубника
5. Лето

1. Крыжовник

2.Колючий, кислый
3.Висит, зреет, растет
4.В саду у бабушки растет крыжовник
5.Огород

Лексическая тема «Фрукты»

1. Яблоко

2. Круглое, сочное
3. Лежит на тарелке, висит на ветке.
4. Люблю яблочный компот
5. Дерево

1. Груша

2. Зеленная, сладкая
3. Продается, моется, лежит
4. Я люблю грушу
5. Дом

1. Апельсин

2. Оранжевый, вкусный.
3. Лежит, висит, чистится
4. Апельсин можно поделить на дольки
5. Апельсиновый сок

1. Банан

2. Желтый, сладкий
3. Мыть, снимать кожуру, есть
4Бананы любят все
5. Банан – это фрукт

Синквейн по теме: «Сказочные герои и волшебные предметы»

"Гуси-лебеди"

БАБА - ЯГА

Злая, грязная.
Летает, ест, садит в печку.
Она живёт в сказках, в избушке на курьих ножках.
Злой герой.

Девочка

Легкомысленная, маленькая.
Играет, забывает, теряет.
Не выполнила просьбу родителей.
Малышка.

Девочка

Решительная, смелая.
Догоняет, отбирает, возвращает.
Не испугалась и вернула брата домой.
Умница.

Девочка

Добрая, заботливая.
Играла, спасала, убегала.
Спасла братика.
Сестричка.

Гуси-лебеди

Коварный, злые.
Похищают, уносят, служат.
Гуси-лебеди служили злой Бабе-Яге.
Злодеи.

Гуси-лебеди

Сильные, злые.
Крадут, уносят, забирают.
Унесли с собой Иванушку.
Злодеи.

Печка

Русская, добрая.
Просит, угощает, помогает.
Печка прячет детей.
Помощница.

Яблонька

Ветвистая, высокая.
Укрывает, просит, помогает.
Яблонька угощала наливными яблочками.
Спасительница.

Иванушка

Маленький, беззащитный.
Играет, плачет, бежит.
Иванушку украли гуси-лебеди.
Мальчик.

"Три поросенка"

Наф-Наф

Серьезный, трудолюбивый
Строит, заботится, защищает
Спасает своих братьев в каменном доме
Герой

Ниф-Ниф

Веселый, беззаботный
Хвастает, ленится, спасается
Не любит трудиться
Лентяй.

Нуф-Нуф

Глупый, хвастливый
Веселится, поет, хвастает
Не думает о зиме и волке
Поросенок.

Волк

Кровожадный, хитрый
Сдувает, грызет, лезет
Поделом попал в кипящую воду
Хищник

Дом

Каменный, надежный
Стоит, защищает, укрывает
Настоящая крепость для поросят
Убежище.

«По щучьему веленью»

ПЕЧКА

Каменная, кирпичная.
Погреться, поехать, спрятаться.
На ней Емеля катается.
Находится в доме.

Емеля

Ленивый, добрый
Лежит, спит, разговаривает
Емеля пожалел щуку
Добрый герой

Щука

Говорящая, добрая.
Исполняет, служит, помогает.
Щука помогает Емеле.
Волшебство

«Репка»

Вкусная, большая
Выросла, созрела, сидит (в земле)
Посадил дед репку
Сказочная репка

«Дед»

Старенький, трудолюбивый
Тянет, зовет (на помощь), вырастил (репку)
Позвал дед бабку.
Семья

«Красная шапочка»

Красная шапочка

Отважная, смелая.
Идет, несет, разговаривает.
Девочка несет пирожки бабушке.
Добрая девочка

Красная шапочка

Послушная, беззаботная
Поет, не спешит, удивляется
Волк обманывает девочку и бабушку
Доверчивая девочка

Бабушкка

Старенькая, беспомощная
Лежит, вяжет, ждет
Бабушка любит свою внучку
Любовь

Волк

Голодный, хитрый
Рыщет, обманывает, спешит
Волк обманул Красную шапочку
Обманщик

«Мойдодыр»

Мойдодыр.
Хороший, добрый.
Радуется, улыбается, учит.
Я люблю мультфильм про Мойдодыра.
Мойдодыр – умывальник

Мальчик

Грязный, непослушный.
Пачкается, играет, убегает.
Не любит умываться.
Грязнуля.

«Лисичка-сестричка и серый волк»

Волк

Голодный, хитрый
Рыщет, обманывает, спешит
Волк обманул Красную шапочку
Обманщик

1. Лиса

2. Хитрая, пушистая
3.Притворяется, ест, обманывает
4. Лиса съела всю рыбку.
5. Плутовка

«Волшебные предметы»

КАРЕТА

Королевская, золотая.
Перевозит, ездит, стоит.
Карета в сказке «Золушка» волшебная
Это транспорт.

САПОГИ - СКОРОХОДЫ

Быстрые, кожаные.
Несут, доставляют, выручают
Волшебная обувь.

ШАПКА - НЕВЕДИМКА

Волшебная, невидимая.
Надевать, носить, прятаться.
Шапка-неведимка спасает сказочныхгероев.
Это волшебный головной убор.

КОВЁР – САМОЛЁТ

Волшебный, быстрый.
Летает, приземляется, переносит.
Это летающая машина. Волшебный

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь нетрадиционного рисования и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками по изобразительно -художественной деятельности.

Взаимосвязь нетрадиционного рисования и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками по изобразительно -художественной деятельности....

Опыт работы детского сада «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»

Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе детского сада....

Презентация «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»

О нетрадиционных методиках и здоровьесберегающих технологий для оздоровления детей...

Презентация «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»

О нетрадиционных методиках и здоровьесберегающих технологий для оздоровления детей...

Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками

Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада это осознанное отношение ребенка к здоровью, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его....

Использование нетрадиционных технологий в работе по развитию речи старших дошкольников. Технология "синквейн".

Использование нетрадиционных технологий в работе по развитию речи старших дошкольников. Технология "синквейн"....