Нетрадиционная технология в работе с дошкольниками
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sikveyn_s_doshkolnikami_1.docx | 29.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Эта технология не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.
Правила составления синквейна.
Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.
Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциативный ряд).
Эта технология универсальна.
Цель: добиться более глубокого осмысления вопроса, проверить умение детей кратко и точно выразить свои мысли на заданную тему.
Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:
- Новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя-логопеда.
- Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.
- Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
- Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
- Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).
Примеры составления синквейна
1. Кукла.
2. Красивая, любимая.
3. Стоит, сидит, улыбается.
4. Моя кукла самая красивая.
5. Игрушка.
1. Машина.
2. Быстрая, мощная.
3. Едет, обгоняет, тормозит.
4. Я люблю кататься.
5. Транспорт.
1. Дождь.
2. Мокрый, холодный.
3. Капает, стучит, льется.
4. Я не люблю дождь.
5. Вода.
Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи.
В конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас, работая с предложением.
Синквейн можно составлять на индивидуальных и групповых занятиях, занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети, умеющие печатать, могут создавать синквейн на листе бумаги, не умеющие — в виде устных сочинений с опорой на схему. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.
Могут быть использованы такие варианты работы:
-составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
- составление синквейна по прослушанному рассказу;
- коррекция и совершенствование готового синквейна;
- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки — на основе существующих строк необходимо ее определить).
- полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.
Целесообразное использование синквейна:
На занятиях для закрепления изученной лексической темы.
1. Береза.
2. Тонкая, белоствольная.
3. Растет, зеленеет, радует.
4. Береза — символ России.
5. Дерево.
Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
1. Звуки речи.
2. Гласные, согласные.
3. Слышим, произносим, выделяем.
4. Звуки складываются в слова.
5. Речь.
На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.
1. Заяц.
2. Белый, пушистый.
3. Прячется, боится, убегает.
4. Я жалею зайца.
5. Дикое животное.
В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.
При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.
Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.
Написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). Составление синквейна полезно для выработки у детей способности к анализу. Использование дидактического синквейна на занятиях позволяет логопеду гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. На первых порах предусматриваем при составлении синквейна работу с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально.
Образцы детских сочинений синквейна в рамках изучения лексических тем.
Лексическая тема «Времена года» 1. Листья 2. Осенние, желтые 1. Зима 2. Белая, волшебная 1. Зима 2. Холодная, снежная. 1. Зима. 2.Морозная, снежная. 1.Весна 2.Журчащая, грязная. | Лексическая тема «животные» 1. Лиса 2. Рыжая, пушистая 1. Кошка 2. Ласковая, домашняя 1. Медведь 2.Большой, косолапый. 1. Собака 2.Умная, верная 1. Волк 2.Сердитый, голодный | Лексическая тема «Овощи» 1. Помидор 1. Огурец 2. Сочный, большой, зеленый 1. Морковь 2. Вкусная, сладкая 1. Свекла 2. Красная, вкусная 1. Капуста 2. Зеленая, хрустящая |
1. Лето. 2.Жаркое, знойное. 1.Осень. 2.Золотая, слякотная. | Лексическая тема «Грибы и ягоды» 1. Гриб 2. Съедобный, старый. 1. Боровик 2. Белый, вкусный, холодный. 1. Клубника 2.Сладкая, вкусная 1. Крыжовник 2.Колючий, кислый | Лексическая тема «Фрукты» 1. Яблоко 2. Круглое, сочное 1. Груша 2. Зеленная, сладкая 1. Апельсин 2. Оранжевый, вкусный. 1. Банан 2. Желтый, сладкий |
Синквейн по теме: «Сказочные герои и волшебные предметы»
"Гуси-лебеди" БАБА - ЯГА Злая, грязная. Девочка Легкомысленная, маленькая. Девочка Решительная, смелая. Девочка Добрая, заботливая. Гуси-лебеди Коварный, злые. Гуси-лебеди Сильные, злые. Печка Русская, добрая. Яблонька Ветвистая, высокая. Иванушка Маленький, беззащитный. | "Три поросенка" Наф-Наф Серьезный, трудолюбивый Ниф-Ниф Веселый, беззаботный Нуф-Нуф Глупый, хвастливый Волк Кровожадный, хитрый Дом Каменный, надежный «По щучьему веленью» ПЕЧКА Каменная, кирпичная. Емеля Ленивый, добрый Щука Говорящая, добрая. «Репка» Вкусная, большая «Дед» Старенький, трудолюбивый | «Красная шапочка» Красная шапочка Отважная, смелая. Красная шапочка Послушная, беззаботная Бабушкка Старенькая, беспомощная Волк Голодный, хитрый «Мойдодыр» Мойдодыр. Мальчик Грязный, непослушный. «Лисичка-сестричка и серый волк» Волк Голодный, хитрый 1. Лиса 2. Хитрая, пушистая «Волшебные предметы» КАРЕТА Королевская, золотая. САПОГИ - СКОРОХОДЫ Быстрые, кожаные. ШАПКА - НЕВЕДИМКА Волшебная, невидимая. КОВЁР – САМОЛЁТ Волшебный, быстрый. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь нетрадиционного рисования и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками по изобразительно -художественной деятельности.
Взаимосвязь нетрадиционного рисования и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками по изобразительно -художественной деятельности....
Взаимосвязь нетрадиционного рисования и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками по изобразительной деятельности
Конспект НОД по нетрадиционному рисованию на воде Эбру....
Опыт работы детского сада «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»
Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе детского сада....
Презентация «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»
О нетрадиционных методиках и здоровьесберегающих технологий для оздоровления детей...
Презентация «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»
О нетрадиционных методиках и здоровьесберегающих технологий для оздоровления детей...
Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками
Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада это осознанное отношение ребенка к здоровью, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его....
Использование нетрадиционных технологий в работе по развитию речи старших дошкольников. Технология "синквейн".
Использование нетрадиционных технологий в работе по развитию речи старших дошкольников. Технология "синквейн"....