Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Путешествие по родным просторам"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД разработан с целью совершенствовать навыки грамотно строить предложения, используя все части речи; рассуждать, высказывать свое мнение; знать устойчивые фразы и выражения; объяснять значение слов.Обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные. Совершенствовать умение владеть речью, как средством общения. Дать о степи осенью; познакомить с новыми перелётными птицами нашей республики, дать понятие слову «просторы», «степи»; расширить и активизировать словарный запас по теме. Развивать воображение, творческую активность; системность мышления в процессе расширения знаний о родном крае, об осенних изменениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_razv_rechi.docx | 27.04 КБ |
prezent.pptx | 1.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с учетом ФГОС
«Путешествие по родным просторам».
Актуальность: Речь – основной инструмент общения между людьми, который дети начинают осваивать уже впервые годы жизни. Способность четко и последовательно выражать свои мысли положительно сказывается на психологическом развитии ребенка, формирует общительность, интеллект и общий прогресс мышления. Развитие речи в старшей группе детского сада является важным и неотъемлемым инструментом совершенствования дошкольников и имеет свои особенности.
Речевое развитие в старшей группе направлено в первую очередь на совершенствование уже имеющихся знаний и умений детей, которым в скором времени предстоит отправиться в школу. Занятия способствуют формированию необходимых для данного возраста знаний и умений, обогащают словарный запас дошкольника, обучают правильной форме общения. Ребенок, который свободно и хорошо разговаривает, имеет возможность высказываться и поддерживать интересный диалог, что положительно сказывается на интеллекте, логике и фантазии маленького человечка.
Цель: Совершенствовать навыки грамотно строить предложения, используя все части речи; рассуждать, высказывать свое мнение; знать устойчивые фразы и выражения; объяснять значение слов.
Задачи:
Речевое развитие: Обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные. Совершенствовать умение владеть речью, как средством общения.
Познавательное развитие. Дать о степи осенью; познакомить с новыми перелётными птицами нашей республики, дать понятие слову «просторы», «степи»; расширить и активизировать словарный запас по теме. Развивать воображение, творческую активность; системность мышления в процессе расширения знаний о родном крае, об осенних изменениях.
Художественно-эстетическое развитие. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, любовь к своей родине.
Социально-коммуникативное развитие. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, умение договариваться, учитывать мнение партнера, формировать доброжелательность в общении.
Физическое развитие. Развивать двигательную активность детей.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, иллюстрации об осени, письмо.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
1.Этюд «Улыбка»
Здравствуйте ребята! Посмотрите, какой хороший сегодня день.
Я вам улыбаюсь, и вы мне улыбнитесь! Улыбнитесь, как вы улыбаетесь своей маме, а теперь как улыбается хитрая лисичка, а сейчас как будто, вам подарили маленького котёнка, улыбнитесь от всей души!
2.Письмо от Фуду и Ези.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на почту детского сада пришло письмо от мальчика Фуду и девочки Ези. Послушайте, что они нам пишут.
«Здравствуйте дорогие ребята! Мы пишем вам письмо из Африки. У нас очень жарко, а у вас осень. Вчера по телевизору показывали вашу республику Калмыкия, она очень красива. И нам бы очень хотелось узнать об осени в вашей республике. Какая она у вас, осень?
Мы надеемся, что вы много интересного знаете, и напишете нам. Большое вам спасибо!
Фуду и Ези.»
Воспитатель: Ребята, мы с вами поможем Фуду и Ези узнать об осени в нашей республике?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашим родным просторам! И все, что мы с вами сегодня увидим и услышим, мы обязательно напишем Фуду и Ези. Вы согласны со мной?
Дети: Да.
Слайд №2 «Калмыцкие степи», а я буду внимательно слушать ваш рассказ, и писать письмо для Фуду и Ези.
Дети: Составляют рассказ по картине.
Воспитатель: Молодцы, какой замечательный рассказ у вас получился. А сейчас давайте мы с вами на минутку превратимся в осенние листочки.
4.Дыхательная гимнастика «Осенние листочки».
Текст произносит только воспитатель.
Дует легкий ветерок
И качает так листок.
(Выдох спокойный, ненапряженный).
Дует сильный ветерок
И качает так листок.
(Сила выдоха постепенно увеличивается).
Осенние листочки с веточки летят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – А-А-А,
Рябиновый – И-И-И,
Березовый – О-О-О,
Дубовый – У-У-У.
(Пропевание гласных).
Подуй на листочек.
Дети 3-4 раза дуют на руки, не раздувая щек.
5.Встреча пернатых друзей. Воспитатель: Кода наступает осень, от нас улетают наши пернатые друзья. Кто они?
Дети: Птицы.
Слайд №3
Правильно ребята. Перелётные птицы от нас улетают осенью, а не перелётные остаются на своей родине. Сейчас я вам расскажу о перелётных птицах нашего края, а после моего рассказа вы мне расскажете о птицах, которые у нас живут и не улетают.
Перелётные птицы:
Слайд № 4 Дикие утки - «Кряква» Голова и шея зелёные, грудь коричнево-бурая, спина и брюшная сторона тела серого цвета с тонкими поперечными пятнышками. Она живёт в пресных водоёмах.
Слайд №5 Журавль «Красавка»- он живёт в степи, без укрытий.
Слайд № 6 Перепел - предпочитает жить на лугах, степях, в некоторых случаях на окраине леса, а то и дальше. Как бы там ни было, возле жилища перепела обязательно должны быть заросли бурьяна или другой густой травы.
Слайд № 7 Коростель - зовут её и дергачом. Живёт коростель на лугах, там, где земля сырая и трава погуще. Тело у него с боков как бы сжато немного, и поэтому дергач легко пробирается через любые заросли травы. Бегает он быстро. Сам он рыженький, на спине чёрные пестринки, а горлышко голубовато-серое. Питается коростель разным кормом: ловит насекомых, собирает семена, с удовольствием склёвывает молодые проростки трав.
Слайд №8 Скворцы - хорошо уживаются с людьми и встречаются в сельской местности неподалеку от ферм и в более крупных населенных пунктах. Засеянные поля становятся кормовой территорией скворцов, а дома и другие постройки – местами гнездовья.
Слайд №9 Ласточка - живёт в гнезде. Для строительства домов применяют сухие веточки растений, щепки, соломинки. В качестве основного материала используют землю или глину. Скрепляя все составляющие при помощи слюны, образуют шарообразные гнезда.
Я еще раз перечислю названия птиц: кряква, журавль, коростель, скворцы, ласточка. Какой звук вы услышали? Какой звук выделен в слове «кряква»? Какой звук выделен в слове «ласточка»?
Послушайте: ррр- приложите руки к груди и произнесите «ррр», а теперь произнесите «ллл».
Дети, постарайтесь услышать в словах, которые я назову, звук «Р». Если услышите, прижмите руки к груди. Слушайте: хобот, робот, танец, ранец, игла, пары, полы, ложки, рожки. Молодцы!
Воспитатель: А сейчас, я вас попрошу рассказать о неперелётных птицах нашего края, а я буду внимательно вас слушать, чтобы потом написать все ваши слова в письмо.
Слайд №10, №11, №12
Дети: Рассказы по картинкам про неперелётных птиц.
Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь нам пора отдохнуть.
6.Физминутка.
Игра НА ВООБРАЖЕНИЕ
Цель: совершенствовать воображение, восприятие у детей, учить искать выразительные средства для создания яркого образа.
1. Ребята, представьте, что вы — художники. Руки — это кисти. Обмакнули их в голубую краску и рисуем небо, вслушиваясь в музыку.
А теперь — в желтую краску, рисуем солнце. Круг. А теперь — лучики, выразительные глаза.
Теперь нарисуем нашу степь. Она у нас какого цвета? Рисуем.
Носом вдыхаем запах: чем пахнет? (Полынью). Рисуем.
Послушайте: ветер шумит веточками одинокого дерева — какого? (Вяза). Рисуем.
Итак, мы в степи.
Представьте, что вы — травинки.
Осенний ветер колышет траву, пошевелим листочками — это пальцы. Прислушаемся. Слышите? Птицы улетают на юг…
А теперь давайте заучим скороговорки про птиц:
Сорок сорок в короткий срок съели сырок.
Летели лебеди с лебедятами.
Воспитатель: Продолжаем наш путь. И сейчас мы с вами поиграем в игру.
7.Речевая игра: Какой, какая, какие?
Слайд №13
Что это? (фонтаны нашего города Элисты)
Какие они? (красивые, цветные, чистые, высокие.…)
Слайд №14
А это кто? (жители нашего города, люди, дети….)
Какие они? (весёлые, красивые, добрые….)
Слайд №15
На картинке изображён ещё жители нашей степи.
Кто это? (сайгак, лиса, тушканчик, заяц, суслик, волк)
Какой он? (рыжая, красивая, ….)
Ведущий: Сколько хороших и красивых слов вы знаете о своём любимом городе, о его жителях, о родном крае.
Воспитатель: Я сейчас я вам хочу предложить разгадать загадки. Согласны?
Дети: Да.
8. Разгадывание загадок.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это...» (осень)
Холода их так пугают,
К теплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться.
Кто собрался в стайки? ... (птицы)
Летят из дома птицы,
Наверно, на курорт?
Туда, где море плещет
У края синих гор,
Спешат покинуть осень,
Леса, луга холодные…
Как мы их называем?
Птицы… (перелётные).
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает? (дождь)
Воспитатель: Вы наверное догадались, о чём были все наши загадки?
Дети: Об осени.
9.Рефлексия
Воспитатель: Как замечательно, мы с вами сегодня попутешествовали. Я записала все ваши ответы, рассказы, и каждое ваше слово. Посмотрите, какое мы с вами написали интересное письмо для Фуду и Ези. Я думаю, что Фуду и Ези очень обрадуются, когда получат наше письмо. Потому, что из нашего письма они узнают много интересного об осени в нашей Калмыкии.
Вы ребята сегодня все были молодцы. Что вам сегодня больше всего понравилось? Кому мы сегодня помогли? Что бы вы хотели пожелать Фуду и Ези?
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РОДНОГО ГОРОДА
Цель:Закрепить знания детей о родном городе, полученные в средней группе: название города, основные достопримечательности....
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: "Мое любимое место в родном городе Богородске"
Цель: Развивать связную речь детей через умение составлять рассказы из личного опыта с опорой на схему. Формировать интерес к родному городу, его достопримечательностям....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Нет милее дружка, чем родная матушка»
Мама — самый дорогой человек на свете для каждого человека. Она дает нам жизнь, заботится и любит нас всю жизнь, какими бы мы не были. Она отдает все свое тепло и доброту, чтобы мы были счастлив...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «МОЙ КРАЙ РОДНОЙ - МОРДОВИЯ МОЯ!»
Цель:Развитие ценностного отношения к мордовской культуре, к истории мордовского края, развитие эмоционально – эстетической сферы ребенка с применением ИКТ.Программное содержание: Познакоми...