Организация центра развития речи в группах детского сада
методическая разработка по развитию речи
«ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА»
Овладение речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет отдельную область — «Речевое развитие» — и выдвигает требования к работе воспитателя в этой направленности. Помимо разработки и проведения типовых и интегрированных речевых занятий, перед педагогом дошкольного образовательного учреждения поставлена задача организации развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Речевое развитие ребенка дошкольного возраста зависит:
- от личности самого ребенка;
- от обучающего его взрослого;
- от созданных условий развития (развивающая предметная среда).
Требования к педагогу в аспекте речевого развития дошкольника:
- Культура речи как образца для ребенка:
- грамотность, правильность, отсутствие лишних слов, повторов и т.д.;
- художественность речи, наличие в ней образных слов, красочных эпитетов;
- интонационная и эмоциональная выразительность.
- Активная позиция педагога к развитию речи детей:
- побуждать детей к общению между собой и со взрослым;
- предоставлять ребенку возможность высказаться.
- Заинтересованность педагога результатами работы.
Предметная среда как фактор успешного речевого развития:
Для развития речи дошкольников необходима организация нескольких центров, стимулирующих речевую активность детей. Это книжный уголок, театральный уголок и речевой уголок.
1. Книжный уголок.
Цель: младший возраст - воспитание интереса к книге, развитие стремления к общению; старший возраст – воспитание духовной культуры через книгу, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Требования к книжному уголку:
- Хорошая освещенность: естественная (окно) или искусственная (дополнительные светильники).
- Наличие в уголке свободного от книг и пособий стола, доступного для деятельности детей (рассматривания книг, иллюстраций, пособий).
- Оформление и размещение книг в уголке:
Оформление – книжный уголок оформлен в виде витрины, где расположены книги.
- в младшем дошкольном возрасте при оформлении книжного уголка необходимо использовать игровую мотивацию (Н: домик, поезд …);
- в старшем дошкольном возрасте книги располагаются на стеллажах, полках и т.д..
Количество
- Младшая группа – 5-6 книг;
- Средняя группа – 6-7 книг;
- Старшая группа – 8-10 книг;
- Подготовительная группа – до 12 книг.
Перегружать книжный уголок книгами не следует.
В уголке должны быть представлены книги разные по тематике, внешнему виду и назначению.
Тематика – в книжном уголке выделяются следующие рубрики:
- «Я» - книги о ребенке (как я устроен, откуда я пришел, мое имя, моя семья, мои друзья, что я чувствую и другая познавательная литература, а также рассказы и стихи о детях Н. Носова, В. Драгунского, А. Барто в зависимости от возраста детей.
- «Природа» - познавательные и художественные произведения, тема которых определяется лексическим темам прошлого и настоящего месяца (Н: сезон – стихи, проза, загадки, приметы, пословицы, поговорки; животные – стихи, познавательная литература, загадки, художественные произведения – сказки, рассказы, басни; растения, птицы – аналогично; Вселенная – познавательная литература о водном пространстве, о материках, о космосе, описание леса, поля, радуги, грозы и так далее). Наиболее рационально отобрать одну тему для работы в книжном уголке на месяц (Н: «Осень», «Как животные готовятся к зиме», «Наша планета – Земля»).
- «Общество» - книги о городе, России, труде взрослых, транспорте, изобретениях, то есть книги реализующие одно из направлений ГОС «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». Здесь также представляются книги о взаимоотношениях между людьми, направленные на воспитание нравственных чувств и духовных ценностей. На каждый месяц отбираются книги, отражающие одну из запланированных для изучения лексических тем (Н: «Наш город», «Транспорт»).
- «Предметное окружение ребенка» - научно-познавательная литература, художественная, стихи, потешки, пословицы, поговорки, загадки, сказки.
- «Мир сказки» - представлено несколько сказок. Одна из них проработана полностью, остальные могут быть на разных этапах проработки.
Этапы работы над сказкой:
- прочитать;
- рассмотреть иллюстрации;
- пересказать;
- показать на фланелеграфе;
- прорисовать сюжет или героев;
- драматизировать с помощью различных видов театральной атрибутики (настольно-плоскостной, пальчиковый, теневой, кукольный, с использованием костюмов и так далее);
- Изготовить поделки, декорации к сказке вместе с детьми из природного, бросового материала, бумаги;
- Изготовлены книжки-самоделки, дидактические игры, настольно-печатные и другие игры по сказке.
Книги в книжном уголке должны быть хорошо известны детям, соответствовать лексическим темам месяца (то есть планированию), соответствовать интересам детей: должны предлагаться книги для мальчиков и для девочек, а также любимые книги для конкретного ребенка. С целью изучения интереса детей в старшем дошкольном возрасте 2-3 раза в год проводится опрос «Мы любим читать».
Фамилия, имя ребенка. | Сказки | Фантастика | О природе | Исторические | О труде взрослых | Другие (указать) |
|
|
|
|
|
|
|
(В опросе применяют не надпись («сказки»), а картинку или символ, и дети с помощью педагога проставляют условные значки в тех графах, которые им интересны.)
Кроме книжного уголка – витрины возможно использовать библиотеку (в шкафу, на полке и т.д.), где хранятся все остальные книги. В обязательном порядке они классифицируются по жанрам и авторам, а также по темам на выбор педагога.
- Материалы по ознакомлению с произведениями выбранного автора
- портрет писателя (поэта);
- подборка произведений;
- иллюстрации разных художников по этим произведениям;
- рисунки детей по этим произведениям (из детских рисунков можно оформить книгу, использовать как атрибуты для театральной деятельности) или использовать для дидактических игр типа «Я начну, а ты продолжи», «Что сначала, что потом», «Что не так», «Что было бы если бы …», сами изображения героев можно вырезать и использовать для работы (Н: из какого произведения, кто автор этих героев и так далее), а так же они могут быть использованы для дидактических игр (Н: «Найди домик герою», «Что было бы если бы эти герои встретились?», «Что не так», «Что объединяет и прочее);
- поделки детей;
- атрибуты для драматизации и театральной деятельности;
- дидактические и настольно-печатные игры;
- кроссворды, ребусы, логические игры;
- подборка пословиц, поговорок, стихов, отрывков из произведений или о произведениях, о героях;
- подборка упражнений на эмоции и чувства;
- персонажи в интерьере группы (если возможно и нужно);
- книжки-самоделки;
- конспекты литературных викторин, вечеров поэзии, тематических музыкально-литературных композиций, посвященных автору;
- рекомендации для родителей: как беседовать с ребенком о прочитанном, как знакомить с автором.
Материалы могут быть оформлены в виде выставки и периодически (на неделю) появляться в уголке книги, в остальное время они хранятся отдельно в папке или коробке.
- Иллюстрации художников к представленным книгам
- Наличие иллюстративного материала к лексическим темам:
Все иллюстрации должны быть красочны и эстетически оформлены (возможно оформление тематических папок с иллюстрациями).
К иллюстративному материалу подбираются малые формы фольклора.
- Располагают фотоальбомы.
- Располагают ТСО и пособия для работы с ними.
- Наличие алгоритмов по работе с книгой:
- «Береги книгу» (Н: вымыть руки – взять книгу с полки – сесть за стол – не рвать – положить на место);
- «Книжкина больница» (как отремонтировать книгу).
- Рисунки и поделки детей по прочитанным книгам. Книжки-самоделки.
- Журналы и газеты для детей.
2. Театральный уголок
Цель: младший возраст – развитие умений эмоционального воспроизведения литературного текста и отношения к нему;
старший возраст – развитие речевого творчества и речевого общения.
- Располагают рядом с книжным уголком.
- Наличие ширм (настольных и в рост ребенка), ковролинов, игровых сказочных атрибутов для драматизации и инсценировок: маски, костюмы, куклы на стержнях, напольные куклы, различных видов театра (пальчиковый, плоскостной, настольный, теневой, перчаточный и другие) и декораций к ним.
- Наличие настольно печатных и дидактических игр, направленных на лучшее ознакомление с содержанием литературных произведений.
- На боковой стороне всех коробок с играми для читающих детей должна быть надпись с названием игры, а для не читающих – иллюстрация, картинка.
- Наличие куклы-«говорунчика» для отработки диалогической речи. Здесь же должны быть альбомы с примерными диалогами (Н: «Беседы с говорунчиком», «Незнайкины разговоры»). Альбомы необходимо заполнять печатными буквами, не от руки.
3. Речевой уголок
Цель: - развитие словарного запаса, грамматически правильной речи, звуковой культуры речи, связной речи, развитие умений конструировать слова при помощи соответствующих игр и упражнений.
Необходимо выписать на месяц задачи развития речи (словарь, грамматика, ЗКР, связная речь, грамота) и подобрать соответствующие игры и упражнения в этот уголок.
Примерный перечень пособий в речевом уголке:
Наглядные материалы:
Младший и средний возраст: плакаты, иллюстрации («Овощи и фрукты», «Посуда», «Одежда», «Профессии», «Животные и их детёныши», «Спецтехника», «Буквы» и др.), карточки с изображением эмоций, персонажей сказок и т. д. |
Материалы для сенсорного развития:
Младший возраст: игрушки с различными наполнителями, книжки-шуршалки/пищалки, безопасные бизиборды и коврики, сортеры.
Средний возраст: фигурная мозаика (деревянная), паззлы из крупных элементов.
Старший возраст: магнитная мозаика, доски со шнуровкой, конструктор.
Предметы для развития дыхания:
Младший возраст: свистки, дудочки, трубочки, рожки, вертушки.
Средний возраст: теннисные мячики, ватные шарики, кораблики
Старший возраст: аэробол, мыльные пузыри, воздушные шарики.
Дидактические материалы:
Младший возраст: тематические альбомы с картинками, мягкие и деревянные кубики с изображением животных, фруктов, овощей.
Средний возраст: сборники сказок, стихотворений и рассказов с иллюстрациями, кубики с буквами и слогами, магнитные картинки и азбука, карточки для дидактических игр («Сложи картинку», «Составь сюжет сказки из эпизодов», «Распредели по парам» и др.).
Старший возраст: сборники скороговорок и загадок, настольно-печатные игры (буквенное домино, лото со словами и картинками).
Для работы по формированию грамматически правильного строя речи и словообразования необходимо иметь целый набор разнообразных игр и упражнений, сопровождающихся иллюстративным материалом.
Для формирования и развития способностей ребенка к сочинительству, формирования словесного творчества ребенка необходимо иметь различные пособия, игры, предметы, побуждающие детей к речевому творчеству. Должны присутствовать продукты речевого творчества детей.
- «Волшебный сундучок» с обычными и необычными предметами для их последующего рассматривания и описания детьми.
- рассматривание предмета;
- обследовательская деятельность;
- «Как он сюда попал?», «Что могло с ним приключиться?».
- «Копилка загадок» (опускают загадки, придуманные детьми).
- Альбомы «сочиняек».
- «Волшебная книга»
- добавлялки;
- объяснялки.
- «Зашифрованные стихи».
- Словарики по темам.
Не обязательно использовать вышеперечисленные пособия, главное – это побуждать детей к речевому общению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_tsentra_razvitiya_rechi_v_gruppah_detskogo_sada.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
«ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА»
Овладение речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет отдельную область — «Речевое развитие» — и выдвигает требования к работе воспитателя в этой направленности. Помимо разработки и проведения типовых и интегрированных речевых занятий, перед педагогом дошкольного образовательного учреждения поставлена задача организации развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Речевое развитие ребенка дошкольного возраста зависит:
- от личности самого ребенка;
- от обучающего его взрослого;
- от созданных условий развития (развивающая предметная среда).
Требования к педагогу в аспекте речевого развития дошкольника:
- Культура речи как образца для ребенка:
- грамотность, правильность, отсутствие лишних слов, повторов и т.д.;
- художественность речи, наличие в ней образных слов, красочных эпитетов;
- интонационная и эмоциональная выразительность.
- Активная позиция педагога к развитию речи детей:
- побуждать детей к общению между собой и со взрослым;
- предоставлять ребенку возможность высказаться.
- Заинтересованность педагога результатами работы.
Предметная среда как фактор успешного речевого развития:
Для развития речи дошкольников необходима организация нескольких центров, стимулирующих речевую активность детей. Это книжный уголок, театральный уголок и речевой уголок.
1. Книжный уголок.
Цель: младший возраст - воспитание интереса к книге, развитие стремления к общению;
старший возраст – воспитание духовной культуры через книгу, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Требования к книжному уголку:
- Хорошая освещенность: естественная (окно) или искусственная (дополнительные светильники).
- Наличие в уголке свободного от книг и пособий стола, доступного для деятельности детей (рассматривания книг, иллюстраций, пособий).
- Оформление и размещение книг в уголке:
Оформление – книжный уголок оформлен в виде витрины, где расположены книги.
- в младшем дошкольном возрасте при оформлении книжного уголка необходимо использовать игровую мотивацию (Н: домик, поезд …);
- в старшем дошкольном возрасте книги располагаются на стеллажах, полках и т.д..
Количество
- Младшая группа – 5-6 книг;
- Средняя группа – 6-7 книг;
- Старшая группа – 8-10 книг;
- Подготовительная группа – до 12 книг.
Перегружать книжный уголок книгами не следует.
В уголке должны быть представлены книги разные по тематике, внешнему виду и назначению.
Тематика – в книжном уголке выделяются следующие рубрики:
- «Я» - книги о ребенке (как я устроен, откуда я пришел, мое имя, моя семья, мои друзья, что я чувствую и другая познавательная литература, а также рассказы и стихи о детях Н. Носова, В. Драгунского, А. Барто в зависимости от возраста детей.
- «Природа» - познавательные и художественные произведения, тема которых определяется лексическим темам прошлого и настоящего месяца (Н: сезон – стихи, проза, загадки, приметы, пословицы, поговорки; животные – стихи, познавательная литература, загадки, художественные произведения – сказки, рассказы, басни; растения, птицы – аналогично; Вселенная – познавательная литература о водном пространстве, о материках, о космосе, описание леса, поля, радуги, грозы и так далее). Наиболее рационально отобрать одну тему для работы в книжном уголке на месяц (Н: «Осень», «Как животные готовятся к зиме», «Наша планета – Земля»).
- «Общество» - книги о городе, России, труде взрослых, транспорте, изобретениях, то есть книги реализующие одно из направлений ГОС «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». Здесь также представляются книги о взаимоотношениях между людьми, направленные на воспитание нравственных чувств и духовных ценностей. На каждый месяц отбираются книги, отражающие одну из запланированных для изучения лексических тем (Н: «Наш город», «Транспорт»).
- «Предметное окружение ребенка» - научно-познавательная литература, художественная, стихи, потешки, пословицы, поговорки, загадки, сказки.
- «Мир сказки» - представлено несколько сказок. Одна из них проработана полностью, остальные могут быть на разных этапах проработки.
Этапы работы над сказкой:
- прочитать;
- рассмотреть иллюстрации;
- пересказать;
- показать на фланелеграфе;
- прорисовать сюжет или героев;
- драматизировать с помощью различных видов театральной атрибутики (настольно-плоскостной, пальчиковый, теневой, кукольный, с использованием костюмов и так далее);
- Изготовить поделки, декорации к сказке вместе с детьми из природного, бросового материала, бумаги;
- Изготовлены книжки-самоделки, дидактические игры, настольно-печатные и другие игры по сказке.
Книги в книжном уголке должны быть хорошо известны детям, соответствовать лексическим темам месяца (то есть планированию), соответствовать интересам детей: должны предлагаться книги для мальчиков и для девочек, а также любимые книги для конкретного ребенка. С целью изучения интереса детей в старшем дошкольном возрасте 2-3 раза в год проводится опрос «Мы любим читать».
Фамилия, имя ребенка. | Сказки | Фантас-тика | О природе | Истори-ческие | О труде взрослых | Другие (указать) |
(В опросе применяют не надпись («сказки»), а картинку или символ, и дети с помощью педагога проставляют условные значки в тех графах, которые им интересны.)
Кроме книжного уголка – витрины возможно использовать библиотеку (в шкафу, на полке и т.д.), где хранятся все остальные книги. В обязательном порядке они классифицируются по жанрам и авторам, а также по темам на выбор педагога.
- Материалы по ознакомлению с произведениями выбранного автора
- портрет писателя (поэта);
- подборка произведений;
- иллюстрации разных художников по этим произведениям;
- рисунки детей по этим произведениям (из детских рисунков можно оформить книгу, использовать как атрибуты для театральной деятельности) или использовать для дидактических игр типа «Я начну, а ты продолжи», «Что сначала, что потом», «Что не так», «Что было бы если бы …», сами изображения героев можно вырезать и использовать для работы (Н: из какого произведения, кто автор этих героев и так далее), а так же они могут быть использованы для дидактических игр (Н: «Найди домик герою», «Что было бы если бы эти герои встретились?», «Что не так», «Что объединяет и прочее);
- поделки детей;
- атрибуты для драматизации и театральной деятельности;
- дидактические и настольно-печатные игры;
- кроссворды, ребусы, логические игры;
- подборка пословиц, поговорок, стихов, отрывков из произведений или о произведениях, о героях;
- подборка упражнений на эмоции и чувства;
- персонажи в интерьере группы (если возможно и нужно);
- книжки-самоделки;
- конспекты литературных викторин, вечеров поэзии, тематических музыкально-литературных композиций, посвященных автору;
- рекомендации для родителей: как беседовать с ребенком о прочитанном, как знакомить с автором.
Материалы могут быть оформлены в виде выставки и периодически (на неделю) появляться в уголке книги, в остальное время они хранятся отдельно в папке или коробке.
- Иллюстрации художников к представленным книгам
- Наличие иллюстративного материала к лексическим темам:
Все иллюстрации должны быть красочны и эстетически оформлены (возможно оформление тематических папок с иллюстрациями).
К иллюстративному материалу подбираются малые формы фольклора.
- Располагают фотоальбомы.
- Располагают ТСО и пособия для работы с ними.
- Наличие алгоритмов по работе с книгой:
- «Береги книгу» (Н: вымыть руки – взять книгу с полки – сесть за стол – не рвать – положить на место);
- «Книжкина больница» (как отремонтировать книгу).
- Рисунки и поделки детей по прочитанным книгам. Книжки-самоделки.
- Журналы и газеты для детей.
2. Театральный уголок
Цель: младший возраст – развитие умений эмоционального воспроизведения литературного текста и отношения к нему;
старший возраст – развитие речевого творчества и речевого общения.
- Располагают рядом с книжным уголком.
- Наличие ширм (настольных и в рост ребенка), ковролинов, игровых сказочных атрибутов для драматизации и инсценировок: маски, костюмы, куклы на стержнях, напольные куклы, различных видов театра (пальчиковый, плоскостной, настольный, теневой, перчаточный и другие) и декораций к ним.
- Наличие настольно печатных и дидактических игр, направленных на лучшее ознакомление с содержанием литературных произведений.
- На боковой стороне всех коробок с играми для читающих детей должна быть надпись с названием игры, а для не читающих – иллюстрация, картинка.
- Наличие куклы-«говорунчика» для отработки диалогической речи. Здесь же должны быть альбомы с примерными диалогами (Н: «Беседы с говорунчиком», «Незнайкины разговоры»). Альбомы необходимо заполнять печатными буквами, не от руки.
3. Речевой уголок
Цель: - развитие словарного запаса, грамматически правильной речи, звуковой культуры речи, связной речи, развитие умений конструировать слова при помощи соответствующих игр и упражнений.
Необходимо выписать на месяц задачи развития речи (словарь, грамматика, ЗКР, связная речь, грамота) и подобрать соответствующие игры и упражнения в этот уголок.
Примерный перечень пособий в речевом уголке:
Наглядные материалы:
Младший и средний возраст: плакаты, иллюстрации («Овощи и фрукты», «Посуда», «Одежда», «Профессии», «Животные и их детёныши», «Спецтехника», «Буквы» и др.), карточки с изображением эмоций, персонажей сказок и т. д.
Старший возраст: схемы и мнемотаблицы по артикуляционной и пальчиковой гимнастике, плакаты по составу слова («Гласные и согласные звуки», «Деление на слоги»).
Материалы для сенсорного развития:
Младший возраст: игрушки с различными наполнителями, книжки-шуршалки/пищалки, безопасные бизиборды и коврики, сортеры.
Средний возраст: фигурная мозаика (деревянная), паззлы из крупных элементов.
Старший возраст: магнитная мозаика, доски со шнуровкой, конструктор.
Предметы для развития дыхания:
Младший возраст: свистки, дудочки, трубочки, рожки, вертушки.
Средний возраст: теннисные мячики, ватные шарики, кораблики
Старший возраст: аэробол, мыльные пузыри, воздушные шарики.
Дидактические материалы:
Младший возраст: тематические альбомы с картинками, мягкие и деревянные кубики с изображением животных, фруктов, овощей.
Средний возраст: сборники сказок, стихотворений и рассказов с иллюстрациями, кубики с буквами и слогами, магнитные картинки и азбука, карточки для дидактических игр («Сложи картинку», «Составь сюжет сказки из эпизодов», «Распредели по парам» и др.).
Старший возраст: сборники скороговорок и загадок, настольно-печатные игры (буквенное домино, лото со словами и картинками).
Для работы по формированию грамматически правильного строя речи и словообразования необходимо иметь целый набор разнообразных игр и упражнений, сопровождающихся иллюстративным материалом.
Например: игра на образование приставок
При- | |
У- | |
За- | |
Пере- | |
Под- | |
Про- | ехать |
Для формирования и развития способностей ребенка к сочинительству, формирования словесного творчества ребенка необходимо иметь различные пособия, игры, предметы, побуждающие детей к речевому творчеству. Должны присутствовать продукты речевого творчества детей.
- «Волшебный сундучок» с обычными и необычными предметами для их последующего рассматривания и описания детьми.
- рассматривание предмета;
- обследовательская деятельность;
- «Как он сюда попал?», «Что могло с ним приключиться?».
- «Копилка загадок» (опускают загадки, придуманные детьми).
- Альбомы «сочиняек».
- «Волшебная книга»
- добавлялки;
- объяснялки.
- «Зашифрованные стихи».
- Словарики по темам.
Не обязательно использовать вышеперечисленные пособия,
главное – это побуждать детей к речевому общению.
Консультацию составила З.И. Малиновская, старший воспитатель,
ГБДОУ детский сад № 50 Кировского района Санкт-Петербурга Страница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речив подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей» (с использованием интерактивной доски)
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей» (с использованием интерактивной доски) поможет в реализации проекта &qu...
Оформление развивающих центров активности в подготовительной группе детского сада
В презентации представлены фото предметно-развивающей среды подготовительной группы....
Презентация "Организация центров развития речи в группах раннего возраста"
Презентация "Организация центров развития речи в группах раннего возраста"...
Организация центра песка и воды в детском саду
Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб вера в детство не пропала. Простейший ящик из стола Покрасим голубою краской, Горсть золотистого песка ...
Оформление уголка развития речи в группах детского сада
В тексте статьи прописаны рекомендации и требования к оформлению речевого уголка в группах детского сада всех возрастов...
Статья по развитию речи. Старшая группа детского сада
В данной статье описаны методы влияния на развития речи детей в дошкольном образовании...
Развитие речи старшая группа детского сада
В старшей группе особое место занимают совершенствование фонетического слуха и дальнейшее развитие связной речи....