Оформление уголка развития речи в группах детского сада
статья по логопедии

Покрова Анна Викторовна

В тексте статьи прописаны рекомендации и требования к оформлению речевого уголка в группах детского сада всех возрастов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_ugolok.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

«Оформление уголка развития речи в группах детского сада»

Процесс овладения речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности.

С целью развития и при необходимости корректировки речевых умений воспитанников всех возрастов оформляются несколько уголков — книжный, логопедический, театрализованный и речевой.

Речевой уголок предполагает проведение занятий индивидуальных и в подгруппах по 2–3 воспитанника. Он также становится одним из центров самостоятельной деятельности детей, им приятно и интересно изучать здесь наглядные материалы и играть.

 Цель создания уголка речевого развития — оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей воспитанников.

Центр речевого развития оборудуется и наполняется в соответствии с возрастом воспитанников. Таким образом, ежегодно он трансформируется и обогащается, чтобы детям было интересно и результативно здесь заниматься.

Для младших дошкольников уголок речевого развития может включать зону сенсорики — место для развития мелкой моторики. Как вариант, это столик с развивающими играми: пирамидки, сортер, книжки и игрушки с кнопками, мешочки  с семенами и камешками. Или это коврик на стене с пищалками, резиночками, пластиковым зеркальцем, пуговицами, картинками из фетра, лентами, липучками. На сенсорном коврике обычно изображается сюжет знакомой детям сказки («Репка», «Теремок», «Три поросёнка») или изображения природных объектов, животных: цветочки, деревья, бабочки, птицы, зайчики и т. д.

Всем известно, что ребёнку первым делом хочется потрогать заинтересовавший его предмет, поэтому развивающий коврик изготавливается из кусочков яркой ткани, лоскутков бархата, принтованной ленты, красочной тесьмы.

Последние годы в качестве оборудования для развития сенсорики популярны бизиборды — доски или стенды с закреплёнными на них объектами, которые обычно маленьким детям запрещают трогать.

Для всех возрастных групп дошкольников в уголке должны быть представлены предметы и игровые наборы для развития речевого дыхания. Для этих целей используется бросовый материал и простые игрушки: пластиковые трубочки и стаканчики, мячики для пинг-понга, ватные шарики, султанчики и вертушки, флажки, воздушные шарики.

Воспитатель включает дыхательные упражнения в игровую деятельность: «Загони мяч в ворота», «Поднять паруса!», «Мели, мели, мельничка!».

В речевом уголке старшей и подготовительной группы оформляется место для настольно-печатных игр. Подборка составляется из игр с буквами и словами:

  • «Занимательная азбука»:
  • «Азбука-лото»:
  • «Калейдоскоп букв»:
  • «Составь слово. Домино»: «Кто где живёт»:
  • Для стимулирования речевого творчества детей, проведения игр-драматизаций в уголке оформляется небольшая зона с ширмой, декорациями, куклами.
  • В отличие от уголка театрализованной деятельности, место для инсценировок в речевом уголке ограничено. Например, можно обклеить картонную коробку — это будет сказочный лес для фигурок. Диалог с использованием кукол на руку и бибабо можно разыграть из-за раскладной бумажной ширмы.

Требования к уголку речевого развития по ФГОС ДО для всех возрастных групп

  1. Оптимальное расположение.
  2. Соответствие возрастным и индивидуальным потребностям детей.
  3. Наличие одушевлённого персонажа — куклы или игрушки.
  4. Эстетичность.
  5. Безопасность.

Как назвать уголок развития речи

Название уголка развивающей деятельности в детском саду должно быть кратким и понятным. Традиционно центр активности называется по собственно направленности занятий. Поскольку обязательным атрибутом речевого уголка является одушевлённая игрушка, часто в названии используется имя этого фантазийного персонажа. Названия необычные и забавные вызывают дополнительную заинтересованность воспитанников.

  • Классические названия: «Речевой уголок», «Речевичок», «Уголок развития речи», «Учимся разговаривать», «Уроки речевого развития».

Средства оформления речевого уголка

Уголок организуется в помещении группы с целью развития речевых способностей детей и своим оформлением побуждает воспитанников к высказыванию мнений, совместному обсуждению, беседам. К рисованию плакатов, стенгазет и картинок привлекаются и дети, и их родители.

Таблички и эмблемы с названием уголка являются обязательным элементом оформления: они обозначают направление образовательной деятельности, содержат название и иногда изображение любимого детьми персонажа. Стенды в речевом уголке удобны для размещения наглядных материалов: картинок, карточек-схем, мнемотабличек, фотоматериалов и рисунков воспитанников.

Содержание речевого уголка в детском саду

Примерный список мебели для речевого уголка:

  • Шкаф/стеллаж с полками.
  • Столик или полка для временных выставок.
  • Рабочий стол и стульчики.
  • Зеркало
  • Магнитная доска

Одна из составляющих речевого развития в детском саду — обогащение слухового опыта воспитанников. Дети слышат грамотную речь, правильное произношение, логично построенные высказывания — формируется их культура устного общения. С этой целью в речевом уголке прослушивают аудиосказки, записи чтения стихотворений артистами. Просмотр коротких видеороликов служит материалом для построения дальнейшей беседы.

Регулярные занятия в речевом уголке способствуют созданию положительной эмоциональной атмосферы внутри детского коллектива, формируют устойчивую мотивацию к активному и культурному общению. Успешность в будущем напрямую зависит от уровня развития речи ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по оформлению уголка изобразительного искусства в группах детского сада

Создание в группе детского сада уголка изобразительного искусства благоприятствует обстановке для творческой активности детей, способствует возникновению и развитию самостоятельной художественной деят...

Конспект НОД по развитию речив подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей» (с использованием интерактивной доски)

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей» (с использованием интерактивной доски) поможет в реализации проекта &qu...

Статья "Методические рекомендации для воспитателей по организации и оформлению уголка для родителей в группах детского сада"

В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. Их классификация, стру...

Организация центра развития речи в группах детского сада

laquo;ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА» Овладение речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности. Федеральный госуда...

Методические рекомендации по организации и оформлению уголка для родителей в группах детского сада

Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми....

Мастер-класс по изготовлению осетинской родовой сторожевой башни для оформления уголка патриотического воспитания в группах детского сада

Особенно актуальными в современных условиях является воспитание патриотических чувств подрастающего поколения. Воспитание патриотизма начинается с воспитания любви к своим родителям, к своему дому, де...

Статья по развитию речи. Старшая группа детского сада

В данной статье описаны методы влияния на развития речи детей в дошкольном образовании...