конспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект ООД развития по развитию речи в старшей группе на тему "Мы знаем и любим природу"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_znaem_i_lyubim_prirodu.docx | 29.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Активизация и обогащение словаря детей понятиями, обозначающими зимние явления и описание жизни животных и птиц зимой.
Задачи:
Образовательные: Закреплять знания детей о зиме, о приметах зимы; расширять знание детей о зимующих птицах, о диких животных и способах их выживания в зимнее время года.
Развивающие: Развивать познавательные интересы и словесно-логическое мышление у детей, способствовать формированию грамматического строя речи, связному и чистому высказыванию; формировать навыки речевого общения, совершенствовать навыки работы с карандашом.
Воспитательные: Формировать у детей экологическую культуру, знакомить с правилами поведения на природе зимой; воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Задачи интегрированных образовательных областей:
ОО «Познавательное развитие»
Формировать представление о целостной картине мира. Расширять представления о зиме, лесных обитателях. Развивать интерес к явлениям в природе, учить видеть красоту природы.
ОО «Речевое развитие»
Развивать активную речь детей. Обогащать и расширять словарь детей. Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных (волчий, заячий, лисий, беличий) на иллюстративном раздаточном материале. Обогащать и активизировать словарь в подборе прилагательных к существительному (лес – холодный, зимний, снежный, волшебный, заколдованный, неподвижный), закреплять умение образовывать форму родительного падежа множественного числа существительного. Развивать литературную речь и дикцию детей. Воспитание чуткости к художественному слову.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Развивать умение лепить с натуры; закреплять умение передавать в лепке выразительность образа совы; побуждать к использованию дополнительного материала – шишки; закрепление привычки тщательно мыть руки по окончании лепки. Развивать слуховое восприятие.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Приобщать детей к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Способствовать развитию мышления, памяти и внимания.
ОО «Физическое развитие»
Способствовать развитию физических качеств детей: ловкость, быстрота, координация движений, совершенствовать общую и мелкую моторику. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей через выполнение физкультурных минуток.
Методы и приемы: словесные, игровые, наглядные.
Словарная работа: лесник, лисий, заячий, волчий, беличий.
Оборудование и материалы: картина «Зимний лес», конверты с заданиями (раздаточный материал), цветные карандаши красного и синего цвета, карточки с изображением диких животных и их хвостов (демонстрационный материал), шишки, пластилин.
Ход ООД
Организационный момент. (Звучит негромкая музыка, дети входят в группу).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
- Ребята, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
В этот момент включается звуковое сопровождение вьюги.
Воспитатель: Ребята, что это за звук?
Дети: Это звуки метели и вьюги.
(Входит ребенок с другой группы в маске белки с письмом).
Воспитатель: Кто к нам пришел?
Белка: Это я, белка. Я принесла вам письмо от лесника.
Воспитатель: Ой, ребята, - хотите узнать, что там написано?
(Воспитатель читает письмо).
«Дорогие ребята! В лесу произошла беда! Злая Вьюга заколдовала всех лесных зверей! Помогите им, пожалуйста. Если вы выполните все задания, звери снова оживут».
Лесник.
Воспитатель: А вы знаете, кто такой лесник?
Дети: Да, лесник, это человек, который следит за порядком в лесу: следит, чтобы люди не жгли костры, не рубили деревья, не охотились без разрешения на лесных обитателей. А еще лесник зимой подкармливает диких зверей и птиц.
Воспитатель: Поможем лесным жителям?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда нам нужно отправляться в лес. А как мы должны вести себя в лесу?
Дети: Мы не должны шуметь, чтобы не напугать лесных жителей.
Воспитатель: Правильно! Закройте глаза, а сама вьюга нас перенесет в лес, на лесную поляну.
Звучит аудиозапись вьюги.
Воспитатель: Ребята, садитесь за столы.
Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно…
(И.Суриков)
Воспитатель: А в какой лес мы с вами попали? Опишите его!
Дети: Заколдованный, красивый, снежный, холодный, зимний, волшебный, неподвижный).
Воспитатель: А какое в лесу небо?
Дети: Светло-голубое.
Воспитатель: Какие деревья?
Дети: Покрыты инеем.
Воспитатель: Какого цвета снег в лесу?
Дети: Белый.
Воспитатель: А вот и первое задание! Нам нужно отгадать загадки о животных. Если мы с вами ответим правильно, животные появятся в нашем лесу! Только договоримся, будем слушать загадки до конца!
1. На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
Воспитатель: А где живет волк? Как называется его жилище? (Логово).
2. Не барашек и не кот
Носит шубку целый год.
Шубка серая для лета,
А зимой другого цвета. (Заяц)
Воспитатель: А какого же цвета шубка зайца зимой? А где заяц зимует? Где он живет? Чем питается?
Дети: Заяц живет под кустом, шубка у зайца зимой становится белого цвета, а питается он корой деревьев.
3. Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Лиса)
Воспитатель: А где живет лиса? Как называется ее жилище? (Нора).
4. С ветки на ветку,
Быстро, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал. (Белка)
Воспитатель: А чем питаются белки зимой?
Дети: Белки делают запасы на зиму, этим и питаются.
5. Снегов копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
Воспитатель: А чем лось питается?
Дети: Ветками, корой, побегами, листьями и хвоей деревьев.
Воспитатель: Правильно. Ребята, посмотрите и правда, животные заколдованные! Поможем их расколдовать. Выполним следующее задание.
Возьмите конверты с цифрой 1 , посмотрите, кто здесь изображен?
Дети: Лесные звери, дикие животные!
Воспитатель: А каких диких животных мы не увидим в зимнем лесу?
Дети: Ежа и медведя.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что они спят.
Воспитатель: Возьмите синий карандаш и обведите тех животных, которых мы не увидим в зимнем лесу. (Дети выполняют задание).
- Какие животные сменили свои шубки зимой?
Дети: Заяц, белка.
Воспитатель: А как изменился их внешний вид?
Дети: Заяц поменял шубку с серой на белую. Шубка у белки стала очень мягкая и пушистая, а цвет серый.
Воспитатель: Обведите этих животных красным карандашом.
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились и с этим заданием. Посмотрите на дерево, на него прилетело много птиц. Давайте их назовем и скажем про них так: « На дереве сидело много, например, синиц».
Дети: Это снегирь. На дереве сидело много снегирей.
Это дятел. На дереве сидело много дятлов.
Это сорока. На дереве сидело много сорок.
Это ласточка. На дереве сидело много ласточек.
Воспитатель: Ребята, злая вьюга и здесь успела все напутать. Какие птицы остаются у нас зимой?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: А какие птицы улетают в теплые края?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: Среди наших зимующих птиц оказалась одна перелетная. Давайте ее найдем.
Дети: Это ласточка.
Воспитатель: Правильно, ребята.
Физкультминутка
Воспитатель: Наша прогулка по зимнему лесу продолжается, встаньте в круг и повторяйте за мной:
Щиплет уши, щиплет нос, (Трогают уши и нос)
Лезет в валенки мороз. (Имитируют мороз)
Мы мороза не боимся, (Грозят пальчиком)
Продолжаем, веселимся. (Активно шевелят руками)
По сугробам мы шагаем (Высоко поднимают ноги)
Выше ноги поднимаем.
Справа – хлоп и слева – хлоп. (Хлопки руками)
Посмотрите тут сугроб!
Под ним, наверно, что-то лежит?
Воспитатель: Ребята! Злая Вьюга перепутала хвосты у зверей! Мы должны правильно найти, где, чей хвост! Садитесь за столы. Возьмите конверт с цифрой два и каждому хвосту найдите хозяина.
(На столах у детей конверты с цифрой 2 с изображением животных без хвоста и карточки с изображением хвостов. Дети подбирают карточки и комментируют свои ответы).
Воспитатель: У лисы чей хвост?
У лисы - Лисий хвост
У волка - Волчий хвост
У зайца - Заячий хвост
У белки - Беличий хвост.
(Во время правильного ответа, на доске вывешиваются картинки животные).
Белка: Спасибо вам, ребятки! Вы справились со всеми заданиями Вьюги и она нас расколдовала. Теперь мы можем двигаться!
Я набрала еловых шишек
Для сестрёнок и братишек!
Вам я шишек тоже дам,
Вкусных много в них семян.
А мне пора, меня ждут детишки. До свидания!
Воспитатель: До свидания, Белочка! Спасибо, тебе! Ребята, Белочка сказала, что ее ждут детишки, кто знает, как их зовут?
Дети: Бельчата.
Воспитатель: Правильно. А теперь пора возвращаться в детский сад. Закрываем глаза.
(Звучит аудиозапись вьюги)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой чудесный подарок принесла нам белочка. Давайте мы из шишек слепим с вами еще одного лесного жителя, которого мы сегодня не встретили в лесу. Вы узнаете, о ком я говорю, если отгадаете загадку:
Днем спит, ночью летает,
Ухает, людей пугает.
В темноте горят глаза –
Всем мышам она гроза. (Сова)
- А что вы можете рассказать о сове. Какая она?
Дети: У совы большие глаза, нос крючком, есть уши.
Воспитатель: Мы будем лепить сову, а туловищем и головой нам послужит шишка. Я уже подготовила одну сову. Посмотрите на нее. Теперь вы вылепите для нее детишек. Как они будут называться?
Дети: Совята.
Воспитатель: Итак, приступаем к работе.
Рефлексия.
Воспитатель: Понравилось вам путешествие в зимний лес? Что понравилось больше всего? Что показалось самым трудным? Каким лесным животным вы сегодня помогли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).
Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи
Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....
Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)
Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну"...