Памятка для педагога «Оформление книжного уголка в группах детей раннего и дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи
Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_oformlenie_knizhnogo_ugolka_v_gruppe.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для педагога
«Оформление книжного уголка в группах»
Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста детей. Книжный уголок должен располагаться так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать. В книжном уголке должны быть выставлены разные книги: и новые, и красивые, и зачитанные, но аккуратные. Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель — не быть ярким, праздничным украшением группового помещения, а дать возможность ребенку общаться с книгой. Бывшие в употреблении книги порой привлекательнее для читателя уже потому, что ему кажется: часто читаемая книга должна быть интересной.
Оформленный с учетом современных требований книжный уголок должен соответствовать принципам, предусмотренными ФГОС ДО:
∙ Принцип трансформируемости – многофункциональная мебель, возможность использования уголка в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей. Дети могут самостоятельно использовать некоторые предметы мебели в уголке, переставлять ее, тем самым изменяя уголок по своему желанию (перекатить полку, перенести книги, подставить столы, стулья и т.д.).
- Принцип вариативности – периодическая сменяемость содержания уголка, появление новых предметов, постоянное пополнение уголка (альбомами, новыми книгами разных жанров и т.д.).
- Принцип насыщенности – соответствие содержанию образовательной программы, возрастным и гендерным особенностям (книги разной тематики).
- Принцип доступности – свободный доступ детей к предложенным материалам, исправность и сохранность пособий и книг. Уголок должен быть расположен автономно, вдали от игрового уголка, в оптимально спокойном и бесшумном месте. Рядом целесообразнее всего расположить уголок театрализованной и речевой деятельности, зону уединения.
- Принцип безопасности – уголок должен быть максимально освещен, мебель должна соответствовать росту детей, быть надежной и безопасной (легкой, устойчивой).
Размещение материала в книжном уголке должно быть логичным, удобным для восприятия детьми, дающим возможность без помощи взрослого пользоваться имеющимися материалами и самостоятельно поддерживать порядок.
Содержание уголка в группах детей раннего возраста.
В книжном уголке групп раннего возраста, необходимо выставлять как можно больше книжек-игрушек. Чем старше дети, тем серьезнее и объемнее книги располагаются в книжном уголке. Количество книг не регламентировано. Но на раннем возрасте необходимо иметь по несколько одинаковых книг одного автора. Количество книг зависит от тех задач, которые ставит воспитатель в работе с детьми в течение дня или недели. Если воспитатель знакомит детей с творчеством одного автора и в его распоряжении имеются 2-3 книги писателя или поэта, надо выставить их и не гоняться за количеством. Меняя предмет разговора с детьми, меняем и книги. Если педагог говорит о жанре сказки, можно выставить 5—7 книг сказок, интересных, разнообразных, качественных и с точки зрения иллюстрирования, и с точки зрения полиграфического исполнения. Периодичность замены книг также зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух, если к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. Но если смена книг произошла, малышам надо указать на это, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить у детей, что остановило их внимание, какую книгу им захотелось прочесть тут же.
Содержание уголка в группах младшего возраста.
Представленные в книжном уголке издания должны быть яркими, с крупными иллюстрациями, знакомые детям.
- Книги 4-5 шт. одинаковые по содержанию, но разные по оформлению.
- Наличие 2-3 экземпляров одинаковых книг.
- Наличие 3-4 тематических книг, книг разных литературных жанров.
- Наличие нетрадиционных книг (книг-ширм, книг-игрушек, музыкальных книг, книг с разным тактильным материалом).
- Наличие набора сюжетных картинок.
- Наличие тематических альбомов («Игрушки», «Животные» и т.д.).
- Наличие набора предметных открыток.
- Наличие постоянного персонажа – жителя уголка.
- Использование детских работ в оформлении уголка.
Содержание уголка в группах среднего возраста.
- Наличие книг разных жанров художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение).
- Подборка книг в соответствии с сезоном, темой недели, хронологической датой.
- 3-4 книги с одним и тем же произведением, но с разными иллюстрациями.
- Портрет детского писателя. Книги с его произведениями.
- Наличие наборов предметных, сюжетных картинок.
- Наличие открыток для рассматривания по знакомым произведениям.
- Наличие «Аптечки для книг».
- Использование детских работ в оформлении книжного уголка.
Содержание уголка в группах старшего возраста.
Уголок оформляется в виде библиотеки. Книги систематизированы.
Используются условные обозначения, определяющие жанр произведения.
Условные обозначения должны быть понятны детям.
- Наличие книг разных жанров художественной литературы (авторские сказки, сказки разных народов мира, рассказы, стихотворения, быль, поэмы), малые фольклорные жанры (загадки, ребусы, пословицы, поговорки, скороговорки).
- Тематическая выставка книг.
- Наличие книг, соответствующих программным требованиям, теме недели, хронологической дате.
- Портрет детского писателя. Книги с его произведениями (сборники, отдельные книги разного формата и оформления).
- Наличие книг-самоделок.
- Наличие журнала интересных дат.
- Наличие альбомов, наборов открыток, сюжетных картинок.
- Наличие альбомов с детскими иллюстрациями к прочитанным произведениям.
- Журналы с учетом гендерной принадлежности детей.
10. Наличие книг энциклопедической направленности, книг для самостоятельного чтения.
11. Наличие «Аптечки для книг».
Составлено ст. воспитателем Касаткиной И.В. по материалам журнала «Старший воспитатель» №1, 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по содержанию книжного уголка в группах младшего и старшего дошкольного возраста
В статье указаны общие требования по расположению,оснащению и наполняемости книжного уголка в детском саду, даны принципы отбора произведений для дошколльников. Также в статье имеетс...
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
В материале представлен фрагмент адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями...
Теоретические и методические основы физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Обучение детей старшего дошкольного возраста игре баскетбол.
Обучение детей старшего дошкольного возраста игре баскетбол...
Конспекты занятий НОД по физической культуре в группах детей раннего и дошкольного возраста
Конспекты занятий НОД по физической культуре в группах детей раннего и дошкольного возраста...
Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Тема: «Сюжетно-ролевая игра «Банк» для детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Формирование у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк».Задачи:Систематизировать знания детей о банке и банковских служащих на основе полученных знаний.Расширять словарный з...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГОВ по музыкальной деятельности групп общеразвивающей направленности для детей раннего-старшего дошкольного возраста(3-7 лет) и групп компенсирующей направленности (5-7 лет) на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа педагога дошкольного учреждения является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его профессиональную деятельность, в котором определены наиболее оптимальные и эфф...
ПРИЛОЖЕНИЕ К АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПЕДАГОГОВ по музыкальной деятельности групп общеразвивающей направленности для детей раннего-старшего дошкольного возраста(3-7 лет) и групп компенсирующей направленности (5-7 лет) на 2022-2023 учебный год
ПРИЛОЖЕНИЕ К АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПЕДАГОГОВ по музыкальной деятельности групп общеразвивающей направленности для детей раннего-старшего дошкольного возраста(3-7 ...
- Мне нравится (1)